- Хантыйский
- Русский
Мосум юхан нє хӑншум путрӑт
Ма, Антонина Николаевна Никонова (Волдина), кәртӑн вәԯԯум. Пенсияя мӑнмєм юпийн па вәнт кәртӑн вўԯы єнмӑԯман вәԯԯум. Вәнтӑн кәртєм Ай Мосум юхан хуща щапӑр хўԯ вары хонӑңӑн омӑсԯ. Тӑм ай моньщиет Татьяна Терентьевна Волдина ӑңкєм моньщӑс.
Рассказы женщины с реки Назым
Меня зовут Антонина Николаевна Никонова. Живу я в деревне Кышик Ханты-Мансийского района. Выйдя на заслуженный отдых, я переехала на своё родовое стойбище, которое располагается на протоке, названной в честь рыбы Чебак и впадающей в реку Назым.
Истории, которые я сегодня вам поведаю, я когда-то услышала от своей матери Татьяны Терентьевны Волдиной.
Родилась я на берегу речки, названой в народе речкой Ондатры. Когда я впервые осознанно посмотрела на мир, то увидела вокруг себя белый снег, почувствовала его хруст и даже холодок. Именно зимний холод загнал меня, девчушку, домой, Богиня Огня Тут Ими тут же согрела меня своим теплом. Дома – хорошо, тепло, уютно.
Однажды застала такую картину, отец делает загон для оленей, а мама ему помогает. Олени в это время собрались вокруг костра. Быки носятся. Это было осенней порой.
Так я и росла вокруг красивейшего бора, оленей и охотничьих собак. Я всегда думала, что мы одни живём на этом белом свете. Потом мама объяснила, что у меня есть брат, старшие сёстры. Это было для меня открытием. Летом мы жили в деревне, которую называли Рябиновым бором. Дом располагался на высокой горе, с которой зимой я очень любила кататься на саночках. Мама всегда предупреждала: «Доченька, не катайся долго, вечером Канкар Ими детей ищет». Приходит время сна, мама начинает рассказывать сказку о Пука шопие. Он тоже очень любил кататься с горки, однажды забыл счёт времени, и его украла Канкар Ими. Но Пука шопие был очень смышленым малым, поэтому я подумала, что и мне тоже надо быть такой же, всегда думать о последствиях.
Зимой мы жили в бору, который назывался в народе сладким Сахарным бором. Отец рассказал, почему этот бор так назвали. В старинные времена через этот бор проходила купеческая дорога. Однажды у одного купца по дороге выпал мешок с сахаром. Долго он так лежал и привлекал внимание всех проезжающих. Все думали, что торговец, наверное, потерял и ищет этот самый мешок. Много ли мало времени он пролежал, кто знает. Но весной с таянием снегов в мешок попала вода, так сахар весь и растаял. С тех пор этот бор и назвали Сахарным.
Живя в этом бору, у нас часто останавливались проезжающие гости. Путешественники рассказывали много интересных историй. Я всегда перед ними выступала с песнями. Через наше стойбище часто проезжал Кузьма Антонович Лозямов. Он всегда говорил мне: «К следующему приезду сочини сказку!» Я сразу обращаюсь к маме, говорю: «Мама, расскажи сказку!» Мама начнёт рассказывать, а сказочный герой, как всегда, попадает в какие-то переделки. Это сейчас я понимаю, что это были поучительные для нас, детей, сказки.
Дети, живущие на стойбище, с малолетства начинают пользоваться ножом и топором. Много я в детстве сосенок порубила. Об этом у мамы тоже была поучительная история. Только от непонимания жизни деревьев человек может бездумно рубить их. Мама обращается ко мне: «Доченька, слышишь, сосенка плачет? Видишь её слёзки?» И правда, на срубленном месте появляется красноватая жидкость, действительно, как будто слёзы сосенки. Мама продолжает говорить: «Когда-то деревья жили, как люди. Рождались, росли, старели и умирали. Питались от земли и росли ввысь. Однажды их выросло так много, что даже тесно стало. Всё, что было вокруг, было съедено. Создатель Торум стал думать, что же делать? Мать-Земля говорит: «Они станут снежными ледяными деревьями. Дарами-соками земли питаются. Когда здесь появятся ханты, то они будут первыми их помощниками. Они ведь тоже рождаются, растут, стареют». Торум поколдовал над деревьями. Эти деревья с земли-матушки питаются. Но им было скучно стоять на одном месте. Они хотели, как тучи, возвыситься и увидеть весь божий свет. Возмущаются: «Отец грозовых туч по всему миру перемещается, всё знает, а мы на одном месте стоим». На что он ответил сосенкам: «Я вам подарю картину, на которой будет запечатлено, как мы всегда жили дружно». Только так сказал, как тут же деревья покрылись корой, на которой, словно на картине, нарисованы облака.
Как сейчас живут сосенки? Мы, люди, строим из них дома, кормим Тут Ими, разжигая огонь в чувале. Вот маленькая сосенка жалуется матери на боль, плачет. Малышка растёт и когда-то превратится в большую благородную сосну. А сколько шишек на ней будут, которые будут настоящим лакомством для жителей леса. Зимой сосна обогреет человека. Ведь когда дерево погибает, из него получаются отличные дрова.
Так, всю жизнь я помню эти поучительные легенды, связанные с деревьями. Уже давно нет мамы, но её рассказы о соснах до сих пор со мной.
Язык
Сколько птичьих голосов на свете, столько и языков. Когда-то в далёкой древности среди прочих языков зазвучал и хантыйский.
Однажды собрались народы и построили церковь. Хорошо, основательно поставили божий дом. Осталось только большой колокол установить. Уже всё передумали, каким образом его установить под купол церкви, силы иссякли. Только чуть ввысь потянули – упал. Долго мучились, вот-вот немного осталось, как вдруг колокол снова свалился навзничь. Народ забегал вокруг него, охают и ахают. Немного передохнув, снова принялись за работу. Стали дружно устанавливать колокол, приговаривая каждый на своём языке, но работа не спорилась. Разошлись народы на все четыре стороны. С тех пор так и повелось – русский человек говорит на русском языке, ханты – на хантыйском, манси – на мансийском, татары – на татарском.
Когда-то вернутся былые времена, воссоединятся народы и будут говорить на одном языке. Только птицы и звери уже никогда не придут к единому голосу. Кукушка не будет каркать по-вороньи.
Святая вода
Когда-то люди жили хорошо. Вместе охотились, делили между собой добычу, вместе работали. Затем кто-то разбогател. Бедняки стали на них батрачить. Богачам хотелось ещё больше разбогатеть, но простому люду это не понравилось, стали постоянно браниться. Начались войны. Долго ли коротко ли смотрел на всё это безобразие Бог. Не понравилось ему это. Полил землю бранную святой водой, в которой земля простояла семь дней и ночей. И сказали тогда седовласые мудрецы, что если летом кукушка не будет куковать, знать, семь лет осталось до наводнения. Соорудив плот высотой в семь брёвен, поплыли по земле-матушке и собирали из воды только хороших и достойных людей. С плохими помыслами людей тут же смывало в воду. Так возил плот людей семь дней и ночей по земле. Каждый род находил себе возвышенность, где можно было бы обсушиться и обосноваться. Так, люди рода Мозямовых нашли свою гору Мозямы, а люди рода Ай хар сангхум ёх – поселились на свой одноимённой горе, Мевлащ род на своей горе. Так, ханты разных родов обосновались каждый на своей горе, и возникли многочисленные хантыйские рода.
Как появились комары
Когда Бог создал людей размером с куклу, стал человек по земле ходить пешком. Зимой из-за рыхлого и глубокого снега человек старался меньше ходить. Так и жил человек. Долго ли коротко смотрел с земли на всё это Создатель и подумал: «Так, у меня есть животные с рогами. Ну-ка, подарю я их человеку, авось, запрягать будет».
Опустил на землю животных с рогами. Люди обрадовались. Женщины принялись их кормить, рыбаки и охотники стали запрягать оленей, чтобы ездить проверять гимги, слопцы и капканы. Смотрит Создатель, столько дорожек от дома пошло в разные стороны. Думает: «Хорошо сделал». Зиму люди перемещались на оленях, летом они уходили в лес, а людям приходилось ходить пешком.
Вдруг народ стал безоленным. Пришла зима, что делать? Опять лесовать пешком? Подумал Создатель и спустил на землю рогатых животных, которые бы не уходили летом в лес, а жили бы всегда при хозяевах. Человек обрадовался. Зиму опять запрягают оленей. А летом олени опять уходят в лес. Стали ханты просить у Создателя помощи. Наслал он комаров размером с глухаря, которые и съели оленей.
Вдруг опять ханты остались без оленей. Пришла зима. Создатель послал хантам оленей. Зиму запрягали и ездили на оленях. Летом они опять ушли в лес. На сей раз наслал Создатель комаров размером с рябчика, которые и съели всех оленей.
Опять ханты молятся Создателю, чтобы тот одарил их оленями. В шестой раз уже Создатель посылает хантам оленей. Зиму запрягают, ездят, а летом насылает комаров, которые и приводят оленей ближе к дому. Хозяева разводят для них дымокур. Так и стали олени домашними, которые и зимой и летом служат хозяину.
Интересные животные
В старые времена был такой случай. Ханты пришёл на одно ненецкое стойбище. Зашёл в чум, а там люди чай пьют. Дела им нет до гостя. Всё что-то ищут в волосах. Какую-то живность поймают и щёлкают. Смешно было на них смотреть.
Решился гость спросить: «А кого вы ловите и убиваете? Может, и жалко такую живность-то убивать». А ему в ответ: «Чего жалеть-то, этого добра у нас много». Подарили гостю ненецкую шапку с этим богатством. Так у хантов и появилась вошь.
Антонина Никонова
Перевод на русский язык Людмилы Спиряковой