- Хантыйский
- Русский
Увас мир культура вєрӑт тәԯ
Мегион вош музейно-этнографической па экологической «Югра» нємуп тӑхийн ар о мӑр кәща нєӊа Расима Алламетдиновна Ибраева вә па рәпит. Ма ўв пиэа щит пӑта нємасыя вәйтантыйсум па рәпатай оӑӊӑн путӑртсумн.
Работает в культуре народов Севера
Расима Алламетдиновна Ибраева – заведующая музейно-этнографическим и экологическим парком «Югра» города Мегиона долгое время работает в культуре народов Севера. Находясь в очередной командировке, мне удалось побеседовать с ней о её работе.
С самого начала нашей беседы Расима Алламетдиновна рассказала мне о том, что раньше вообще была далека от культуры. В своё время она окончила Тюменский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-генетик». Сельское хозяйство в ту пору не было востребованным, и она не смогла найти себе работу. Тогда Расима устроилась в своей родной деревне библиотекарем, решила переквалифицироваться и поступила учиться в Барнаульский институт культуры на отделение «краеведение». Поскольку на тот момент у неё уже было высшее образование, то она просто прошла повышение квалификации.
По её словам, именно «краеведение» привлекало Расиму ещё со времени обучения в средней школе. Классный руководитель постоянно водил их в различные походы, рассказывал множество старинных историй о родном крае, говорил, что они живут на одном из самых прекрасных уголков земли – Сибири. Уже в старших классах классным руководителем Расимы стал Андрей Владимирович Головнёв. Будучи его воспитанницей и ученицей, не любить историю и свой родной край было бы просто невозможно. А он как раз очень многое знал об этнографии коренных народов Сибири, часто беседовал со своими учениками, заинтересовывал их разными рассказами, и учащиеся с большим интересом слушали его очередное сказание или быль. Впоследствии Андрей Владимирович Головнёв стал известным учёным-этнографом и в настоящее время живёт и работает в городе Екатеринбурге.
Отметим, что после окончания Барнаульского института культуры Расима Алламетдиновна некоторое время была заведующей сельской библиотекой посёлка Усть-Ишим Омской области, а в 2001 году переехала в город Мегион и стала работать заведующей музейно-этнографическим и экологическим парком «Югра», где впервые плотно столкнулась с исследованием культуры коренных народов Югры – ханты и лесных ненцев. «Здесь, в Экоцентре я стала заниматься исследовательской работой по культуре сургутских ханты и лесных ненцев. Узнала, почему у ханты так много разных диалектов и ещё больше говоров. И сегодня, как эколог, я могу вполне точно сказать, что на всё это повлияли их конкретные места проживания, а именно: тундровая, лесная и болотистые зоны. Некоторые, например, шепелявят. Они же не просто так шепелявят, а ведь сама природа поспособствовала этому и так построила их родной язык. Поэтому каждый диалект или говор нужно сохранять в том виде, в каком он находится в настоящее время», – такое мнение высказала моя собеседница о языке коренных жителей и об их культуре, с которыми она работает уже более десяти лет. В последнее время к своей исследовательской работе по культуре коренных народов Севера Расима Алламетдиновна с большим удовольствием стала чаще привлекать учащихся старших классов городских школ, которые в летнее время не имеют никакой возможности выехать на отдых за пределы автономного округа. Интересно то, что дети с большим удовольствием изучают культуру ханты и лесных ненцев, задают множество самых разных вопросов Расиме Алламетдиновне, на которые она всегда готова не только просто ответить, а ещё и рассказать о быте и вековых традициях северян, сохранившихся вплоть до настоящего времени.
Конечно, мне очень интересно было узнать, когда моя собеседница впервые в своей жизни столкнулась с представителями народа ханты. На что она тут же ответила, что ещё в Тюменском сельскохозяйственном институте обучалась вместе с девушками-ханты из Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, где вплоть до сегодняшнего дня проживает самая большая диалектная группа ханты. И она компактно сосредоточена только лишь в сельских населённых пунктах, поэтому вполне хорошо сохранила свой родной язык, традиции, обычаи и культуру. Но и самая устойчивая группа ханты тоже начинает со временем терять всё своё исконно родное.
И, конечно, я был очень удивлён, когда Расима Алламетдиновна рассказала мне о том, что свою практику после сельскохозяйственного института она проходила в селе Мужи Шурышкарского района в оленеводческом совхозе «Мужевский» среди ханты-оленеводов. Тогда Расима ещё не знала, что когда-то ей придётся изучать и исследовать культуру коренных сибиряков.
Заканчивая нашу беседу, я попросил Расиму Алламетдиновну немного рассказать о фестивале «Хатлые» (Солнышко), который как раз проходил в Экоцентре города Мегиона. По её словам, фестивали коренных народов Севера, несомненно, нужны. На такие праздники часто съезжаются носители традиционной культуры ханты и лесных ненцев. Они притягивают к себе молодёжь, передают им тот жизненный опыт, те знания, умения и навыки, которыми до сих пор сами хорошо владеют. Думаю, что сегодня каждому молодому человеку будет интересно послушать старинные мифологические песни, посмотреть различные сценки из «Медвежьих игрищ». Самое главное, как считает Расима Алламетдиновна, всё-таки то, что коренным народам нужно сохранить свой родной язык. По её мнению, одна только культура не будет нести весь тот богатый традиционный уклад жизни, если не сохранится язык ханты или лесных ненцев.