- Хантыйский
- Русский
Йипикәрт ёх тәты вєрӑт
Ван хӑтуп тыӑщ яртъяӊмит хӑт вўш эвӑт па иса 11-мит хӑт вўш вәнта Ёмвошн Югра-Экспо нємуп хотн округев уватн вәты па арсыр єтутӑт муй пурмӑсӑт е тыныты хӑннєхуятӑт пӑта «Товары земли Югорской» вантупсы мӑнӑс. Кашӑӊ вошӑӊ хӑннєхә хәум хӑт мӑр щив яӊхӑс па ўвеа мосты єтут муй пурмӑс ёша павтӑс.
Община нужна, чтобы не потерять родовые угодья
9 декабря в Ханты-Мансийске в здании Экспоцентра прошло открытие окружной выставки «Товары земли Югорской – 2016». Эта выставка работала до 11 декабря, поэтому каждый желающий мог её посетить и приобрести все необходимые товары местных производителей.
На этой выставке я познакомился с председателем национальной общины «Ильбигортская» Марией Ивановной Игишевой (Рандымовой) из посёлка Казыма Белоярского района. Она тоже развешала и разложила на небольшой торговой площадке хантыйские платья, рубашки, детские бурочки, разные национальные поделки, берестяные коробки с красиво выскобленными на них национальными орнаментами. После этого достаточно бойко принялась за распродажу товаров, мастерски изготовленных своими руками.
Как только очередная покупательница приобрела у хозяйки торговой точки несколько пар детских бурочек и ушла, я попросил Марию Ивановну рассказать о работе их национальной общины. Конечно, довольно интересно было узнать, как живут люди на своих родовых угодьях, чем они занимаются и для чего создают свои небольшие частные предприятия.
Со слов моей собеседницы стало известно, что она родилась в многодетной хантыйской семье в деревне Помут Берёзовского (ныне Белоярского) района. Мать с отцом вырастили и воспитали восьмерых детей, не смотря на то, что им приходилось часто и надолго отлучаться из дому. Дедушка и бабушка моей рассказчицы в давние времена ещё как-то занимались оленеводством, а вот родители Марии были рыбаками-охотниками. Сначала отец с матерью всегда выезжали на Обь и рыбачили на её широких просторах. После этого приезжали к себе домой и уже тут начинали отлавливать разную соровую рыбу, которой раньше было намного больше, чем в настоящее время. Как только подходила осень, родители с детьми приступали к сбору разных ягод. По словам Марии, они собирали ягоду тоннами, затем отец с матерью сами вывозили собранный их семьёй богатый урожай дикорастущих и сдавали государству. Глава семьи был очень трудолюбивым человеком, и о нём его дочь отзывалась с особенно большим уважением. По её словам, их отец Иван Павлович Рандымов всегда считался удачливым и добычливым рыбаком-охотником. Всю свою жизнь он был передовиком производства, его трижды командировали на Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства в город Москву в качестве очередного поощрения. Там, скорее всего, вручали и правительственные награды за доблестный труд, к сожалению, именно это я совсем позабыл уточнить у своей собеседницы. В самый последний раз её отец выезжал в Москву на ВДНХ в 1985 году. Сейчас он находится на своём заслуженном отдыхе, а недавно ему исполнилось 80 лет.
- Мария Ивановна, расскажите кратко о своей учёбе, работе и об общине?
- В деревне Помут я проживала до 7 лет. Конечно, мы все общались между собой только на родном языке. Когда приехала в школу в посёлок Казым, только начала учиться русскому языку. Я проучилась в Казымской школе до 8 класса, а 9 – 10 классы заканчивала уже в районном посёлке Берёзово. Затем поступила в кооперативное училище города Тюмени, откуда вскоре перевелась в Ханты-Мансийское кооперативное училище, которое и закончила. После училища я в течение 25 лет работала только в Казымском рыбкоопе. Начала свою работу заведующей складом, затем – заведующей магазином, после трудилась продавцом. В моей трудовой книжке была только одна запись. В настоящее время нахожусь на пенсии, но всё ещё подрабатываю в поселковом детском садике, а также являюсь председателем национальной общины «Ильбигортская».
- Сколько человек находится в Вашей национальной общине «Ильбигорская» и чем занимаются сами общинники?
- Наша национальная община состоит из 5 человек. Она сама находится между двумя деревнями Старым Помутом и Новым Помутом. Но как-то исторически сложилось так, что люди, проживавшие в обеих этих деревнях весной, после загара рыбы, всегда выезжали на этот небольшой живун и отлавливали в нём свежую рыбу для своего пропитания. По- хантыйски это место называется «йилпи», то есть «живун» или «йилпикорт», то есть деревня, где находится живун. На русском языке оно получило своё новое название Ильбигорт. Вот поэтому-то сегодня наша национальная община имеет такое красивое название «Ильбигортская». Она сегодня находится на территориях традиционного природопользования, куда входят 80 человек, а это порядка 19 семей. Все мы, конечно, являемся родственниками между собой. Время от времени наши люди занимаются рыбной ловлей, охотятся, а также собирают ягоды для своих семейных нужд. Если рыбы и дикоросов много, то их излишки идут на продажу. Мы зарегистрированы в качестве национальной общины, поэтому каждый раз платим налоги. Находимся в ней больше потому, что не хотим терять свои родовые угодья. Где же мы тогда будем ловить рыбу, охотиться или собирать те же дикоросы? Кроме того, я неплохо шью национальную одежду, обувь, разную сувенирную продукцию. Раньше очень много времени отнимала работа. После выхода на пенсию снова взялась за шитьё, вязание, бисероплетение, работаю также с ровдугой. Вот здесь продаю чётко орнаментированные геометрическими хантыйскими узорами красивые берестяные коробочки – йинглы. Их смастерила Ксения Григорьевна Ерныхова. Она нас тоже научила своему кропотливому ремеслу.
Совсем недавно и я стала работать с узорами: рисовать, вырезать и сшивать их вместе. Если есть желание и душа требует этого, то всё можно сделать.
Такие выставки-продажи, как «Товары земли Югорской» очень нам нужны, так как здесь мы имеем возможность реализовать всю продукцию, которая изготовлена нашими руками, а также можем продать рыбу, выловленную нашими общинниками, и ягоды, собранные нами.
- Спасибо Вам, Мария Ивановна, за беседу! Удачи Вашим общинникам!