- Хантыйский
- Русский
Сухта пўтӑт вєрты хә
Потомственный гончар
Иван Иванович Канюков – известный в финно-угорском мире и Пермском крае человек. Он профессиональный художник-керамист, народный мастер Пермского края, член художественного объединения «Художники Кудымкара», участник и лауреат региональных, всероссийских и международных выставок, конкурсов и фестивалей в Кудымкаре, Перми, Москве, Санкт-Петербурге, Сургуте, Урае и других городах. В столице края неоднократно проводились персональные выставки И. Канюкова, этом году к 60-летнему юбилею мастера в Коми-Пермяцком краеведческом музее открылась персональная выставка под названием «Живая глина» с его керамическими изделиями и живописными работами.
Иван Иванович родом из села Белоево Кудымкарского района, его можно назвать потомственным гончаром. В свое время прабабушка изготовляла глиняную посуду для дома, мама занималась лепкой. Он пошел по их стопам, окончив художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. После вуза сначала занимался живописью, затем в 1981 году в Белоевском районном Центре детского творчества организовал изостудию «Семицветик», где обучает детей гончарному делу. Главными направлениями его творчества является изготовление глиняной посуды, фигурок людей и зверей. Дети Ивана Канюкова тоже выбрали творческие профессии, сын Иван обучается в Кунгурском художественно-промышленном колледже, старшая дочь Галина учится на отделении декоративно-прикладного искусства в том же вузе, который окончил её отец, а младшая дочь Лиза еще стоит перед выбором профессии, но уже принимает участие на выставках рисунков.
С И.И. Канюковым впервые встретилась на VIII Международном фестивале ремесел коренных народов мира «Югра-2014», который проходил в Сургуте. В этом году увиделась с ним на IX Международном фестивале ремесел в Урае.
Иван Иванович – коми-пермяк, он знает родной язык и разговаривает на нём. Я попросила его сказать по-коми-пермяцки слово «здравствуйте». Оказывается, олат вэлат. Походит на хантыйское приветствие «вуща волаты», а наше Сорни най (Золотая баба) по коми-пермяцки – Зарни ань. Эти примеры явственно говорят о родстве финно-угорских языков, к которым относятся и коми-пермяцкий и хантыйский языки.
– Я работаю педагогом дополнительного образования в Белоевской средней школе. В селе Белоево большинство населения составляют коми-пермяки. Мы сами себя называем коми, а русские называют нас пермяками. Эти два слова объединили, и получилось коми-пермяки. Наш язык схож с языком коми, которые живут в Республике Коми, только диалекты разные. У нас четыре диалекта, а у северных коми – пятнадцать.
Родной язык у нас преподаётся в школе как предмет. Но с каждым годом все меньше молодежи и детей говорят на родном языке. Там, где в семье разговаривают на коми языке, дети владеют языком. Сейчас же такая мода – везде русский язык. Некоторые родители, особенно из числа интеллигенции, разговаривают с детьми на русском языке, даже дома. Хотя между собой могут и на коми говорить. Женщины коми до сих пор активно носят традиционную одежду, мужчины меньше. Я вот такие концертные рубашки на мероприятиях ношу.
У нас очень мощные традиции ткачества. Я считаю, что коми-пермяцкие пояса лучшие в мире. Они есть во всех музеях, куда бы ни приехали, наши пояса везде ценятся. Очень сильно развита и обработка бересты. Круг ремёсел у коми-пермяков широкий, но высокого уровня достигли именно в ткачестве, обработке бересты, дерева и в керамике. Художники среди коми-пермяков тоже есть, но живопись и графика меньше развиты. Наших мастеров декоративно-прикладного творчества знают по всей стране. Нас человек семь, когда мы приезжаем в другие регионы, везде нас узнают, знают и ценят. Наши изделия покупают не только жители, но и музеи.
Когда начал обучать детей, сам увлёкся творчеством. В Пермском крае есть традиция изготовления деревянной скульптуры. Грех было этим не воспользоваться, на этой основе стал разрабатывать игрушки. Сейчас у меня больше двадцати видов фигурок животных и птиц, которые обитают в нашем крае. Потом очень сильно увлёкся керамикой, с детства меня гипнотизировало гончарство, поэтому с детьми занялись гончарством. Позже из любопытства увлекся изготовлением глиняных парных кукол: мужчин и женщин. Их у меня очень много. Стало интересно, чем отличается одежда разных финно-угорских народов? Сначала сделал куклы в костюмах удмуртов, коми-пермяков, карелов, эстонцев, мордвы, ханты, манси. Затем сделал куклы остальных финно-угров. Потом начал расширять серию. Раз живём среди русских, то появились и русские куклы, а затем куклы ближайших наших соседей татар и башкир. Дальше решил делать куклы народов Кавказа, Западной Европы, Китая, Японии. Пока на этом я остановился.
Изделия делаю из красной кирпичной глины, у нас она почти везде есть. На карьере кирпичного завода экскаватором заготавливаю, года на три машины глины хватает. На севере Пермского края есть залежи белой глины, трудно её найти в тайге среди бурелома. И она не вся годится, потому что бывает с примесью извести, поэтому с ней надо работать очень осторожно, так как изделия дают трещину.
Я уже четвёртый раз в Ханты-Мансийском автономном округе, в первый раз двадцать лет назад приезжал в Нижневартовск. Восемь лет назад был на Конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске, потом участвовал на VII и VIII Международном фестивале ремесел. Так что видел округ в разные годы. Когда спустя двадцать лет снова сюда приехал, увидел разительную разницу. В Ханты-Мансийске был впервые, увидел его уже суперсовременным, а по рассказам это была деревня. Здесь перемены очень значительные и у меня возникает вопрос к коренному населению: их жизнь изменилась так же значительно? По-видимому, изменения не такие разительные, но все-таки есть, потому что коренные жители активно участвуют во всех мероприятиях. Это радует.
По сравнению с Югрой в Пермском крае жизнь похуже, мы живем беднее, так как у нас дотационный регион. После объединения с Пермской областью мы потеряли автономию, и в чём-то жизнь стала лучше, в чем-то похуже. Немного обманулись в некоторых ожиданиях, но в целом ситуация хуже не стала.
Реональда Ользина