Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўвевн ԯорӑт сыстамтты мосԯ
  • Рўтьщупсы и ԯапӑт питԯ
  • Югорск вошн йиуп тӑхи пўншсы
  • Вәтща рәпитты нєпек хӑншсӑт
  • Мирӑт и нумӑсн вәӆты хӑтӆ постӑсы
  • Мойԯупсэт катԯуптӑсыйт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ кәщайт мирхот
  • ыв саттэн вєр тӑйты ёх вәйтантупсы
  • Муй щирн кев ӛшӑт йипатыйт
  • Арсыр мирӑт оса рәпата оԯӑңӑн
  • Армияя мӑнты пура юхтӑс
  • Мўвев ӆавӑӆты мосӆ
  • Айԯат ёх вәԯты щирӑт оԯӑңӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Тәрум юханӑн вәйтантупсы вәс
  • Йисӑӊ-нәптӑӊ хә вәупсы

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Увӑс мир әмӑщ юнтутӑт
  • Югра мўвн финно-угрӑт вән мирхот вәс
  • Сухта пўтӑт вєрты хә

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • «Вуԯаң Победа оԯӑңӑн» кӑсупсы сухнӑс
  • «Тәрум юхан хәсыет» Ёмвоша юхтыйԯсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)

Вы здесь

Главная » Йисӑӊ-нәптӑӊ хә вәупсы
П.Я. Айваседа
П.Я. Айваседа
  • Хантыйский
  • Русский

Йисӑӊ-нәптӑӊ хә вәупсы

Вәйт ор тыӑщн Мегион вошн «Хӑтые» нємуп емӑӊхӑт мӑнӑс. Округев арсыр ай кәртӑт,  вән вошӑт па районӑт эвӑт щив арсыр тӑхет эвӑт хӑнтэт па юрнӑт юхтыйсӑт. Ияха актӑщум хӑннєхуятӑт тӑм  йис вәнта шєӊк яма па тәса рәт ясӊе вәԯэԯ. Ԯыв шуши мир вәты-хоты щирӑт, пўпи хот пурайн вєрты якӑт па арӑт вошӑӊ мирӑт епийн вантӑсӑт па арисӑт.
Щи емӑӊхӑт мӑнум мӑр ма йисӑӊ-нәптӑӊ юрн хә Павел Янчевич Айваседа пиа ўв вәупсэ  оӑ-ӊӑн путӑртсум. Павел Янчевич Варьёган кәртӑн пенсияйн вә па Нижневартовской район Почётной граж-данин хә нєм тӑй. ўв кашӑӊ о мӑр ииме пиа иса  округев вән вошӑт хўватн яӊхӑӊӑн па арсыр тӑхетн мўӊ шуши мир моньщўв айат хӑннєхуятӑта моньщӑӊӑн, юрн па хӑнты ёх вәты-хоты хурасӑт оӑӊӑн хурамӑӊ айкеӑт вєрӑӊӑн. Щит пӑта ын ӑ хуятӑтн па кәщаитн мўӊ округев хўватн шєӊк сӑмӑӊа па яма тӑйыйңӑн. 
Сырыя Павел Янчевич лупӑс, хуты ўв вәнт кәртӑн вўы авӑты па вой-хў вепӑсӑты юрн хә хоттє хуятӑт хущи Варьёган кәрт єпн сєма питӑс. Сєма питум тыщӑ па аще нєм, ўв щирӑн, рўщӑтн иса юврая нєпека хӑншсы. Вантэ, щи йис оӑтн юрнӑт иса рўщ ясӑӊӑн ӑн хошсӑт па нєпек вєр ӑн вәйтсӑт. ўв аще Тянча нєм тӑйс. Щит пӑта Тянчевич юкана тӑм юрн хә вәты-хоты щирӑн рўщӑтн йиуп Янчевич опращ нємн юкантсы.
Щӑта ма иньщӑссєм, муй щирн ўв еы вәупсэ тывӑс.  
– Паве Янчевич, еша ӑшкола-интернатн вәнтыйты оӑн эвӑт  мӑтты айке тўва?
– 1948-мит он ӑшколая вәнтыйты тәсыюм. Оӑӊ пурайн хӑнты муй рўщ ясӑӊӑн иса ӑн па хошсум. Щикўш ма ӑӊкєм хӑнтыя вәс па мўӊ хотэв хущи ащев юрн ясӑӊӑн кўтэвӑн путӑртсўв. Щи йисн, вантэ, па щирн вәты иса ӑн рӑхӑс. Хә хуят унтасн мўӊ рәт ясӑӊӑн путӑртты хошсўв, вәты-хоты щирўв еы тәсўв. Иса мўӊ ӑӊхаты щиревн вәупсы хурасӑт эщӑтсўв. Муй пӑта юхи хӑщум оӑтн шуши мирўв ыв вәты-хоты щира, рәт ясӑӊа юрємӑты питсӑт? Щит, ма  нәмӑстємӑн, щимӑщ ушӑн-сащӑн юхӑтыюм, хуты арсыр тыв юхӑтты па мирӑт кўтн иса ияха ытӑщсўв. Тәп щит пӑта рәт мўвевн-йиӊкевн вәты щир иса ӑн тӑйўв. Катра, вантэ, юрн мир иса юрн щирн вәс, хӑнты па – хӑнты щирн. Тӑмӑщ па щирн кєрум вәупсы унтасн еша вә шуши мирӑт иса вәшӑт. Ма юрн мир няврємӑт иты, тәп интернатн хӑнты муй рўщ ясӑӊа вәнтыйсум па рәт ясӊєма ищипа така катӑссум па вәупсєм хўватн ўве еы тә-єм па яма тӑйєм.   
Сырыя Варьёган кәртӑӊ ӑшкола-интернатн нямит класс вўш вәнта вәнтыйсум. Кўтуп ӑшкола-интернат щи оӑтн тәп Сәрхан вошн пўншман вәс. Щит пӑта ар няврєм Конда мўв, Сўмӑтвош район, Ларьяк па араттєн Югра мўв сыр-сыр районӑт эвӑт щив еы вәнтыйты китсыйт. Щи пурайн Сәрхан интернатн 120 няврєм вәс. Ма ищи щи тӑхийн еы вәнтыйсум па 1960-мит он кўтуп ӑшкола етшуптӑсум. Еы кӑт о мӑр Ёмвош профессиональной училищайн механизатора рәпитты вєрӑт уша павӑтсум. Щӑта Угут кәрт пўӊӑн вәум Юганской вәнт юх эвӑтты тӑхийн еша рәпитсум па имутыйн Советской армияя рәт мўвєм авӑты вохсыюм. 
– Мӑта тӑхийн па хута нӑӊ армияйн служитты питсӑн?
– Армияя тәты епийн мўӊ, айат ёх, щи оӑтн ямсыева медицинской  комиссияйн ӑн па артаӑсыюв. Вантэ, Вуаӊ аь мӑнум юпийн ши-мӑ хә хуят Советской Союз мўв уватн вәс. Щит пӑта мўӊ хуыева служитты вўсыюв. Ма Камчатка мўвн морские части пограничной войск тӑхия питсум. Щи пурайн, вантэ, ня муй вет о мӑр мўвев авӑман вәсўв. Арсыр хон пєлкӑт вантсум. Имуты ишӑн Тихой океанӑн, кӑтєм пўш Чукоткайн, Командорской островайт, Китай па Корея пўӊӑн па Аляска нємуп мўв єпн па тўтӑӊ хопевн тывет-тухет иса яӊхийсўв. Армияйн вәмєм оӑтн кашӑӊ вєр тәса эщӑтсєм па щит пӑта кәща ёхумн Коммунистической пар-тия тӑхия пирисыюм. Хән па служитты вєрєм сухнӑс, Сәрхан вошев райком  партия хущи инструктор хә щирн рәпитты вохсыюм. Щи тӑхийн ма иса вәты ӑн ӑӊхасум па щит пӑта Варьёган рәт кәртєма хунтасум.
– Муй щирн еы нӑӊ вәупсы щирӑн мӑнты питсӑт? 
– Ӛхӑт кәртӑӊ партийной тӑхи кәщая 25 о мутас рәпитсум. Иимем пиа вет няврєм єнмӑтсумӑн. Щӑта 1987-мит о вўш эвӑт Нижневартовской рай-исполкомӑн шуши мирӑт кәщая вәсум па щи тӑхи эвӑт пенсияя рўтьщӑты мӑнсум. 
– «Хӑтые» емӑӊхӑт муйсӑр унтас арсыр хуятӑта тә? 
– Ма щирємн, тӑмӑщ емӑӊхӑтӑт шуши айат хуятӑта па вошӑӊ мир  ёхўва тӑмхӑт шєӊк мосӑт. ыв тӑта пўпи хот пурайн вєрты якӑт па арӑт тўӊщирӑӊа вантты па хәӑнтты вєритӑт. Юрн па хӑнты мирӊӑн вәты-хоты щирӑт уша вєрӑт. Тӑмӑщ вәйтантупсыя вәна ювум  хуятӑта яӊхты мос, ән ыв яма па тәса сыр-сыр юрн па хӑнты йис вєрӑта еы айат ёх ат вәнтӑсӑт!
Владимир Енов

 

Жизнь старожила из Варьёгана

С 26 по 27 августа в «Экоцентре» и экологическом парке «Югра» города  Мегиона прошёл первый региональный фестиваль «Хатлые» («Солнышко»). На этот праздник съехались представители коренных малочисленных народов Югры – ханты и лесные ненцы из Ханты-Мансийска, Сургута, Мегиона, Нижневартовского и Сургутского районов. Это были те люди, которые до настоящего времени  сохранили свой родной язык, культуру, традиционный быт жизни и обычаи.

Во время прохождения фестиваля «Хатлые» мне удалось побеседовать со многими непосредственными участниками этого праздника. В их числе был и старожил из посёлка Варьёгана Нижневартовского района Павел Янчевич Айваседа, у которого мне удалось взять интервью.

В настоящее время Павел Янчевич находится на заслуженном отдыхе. Он является Почётным гражданином Нижневартовского района. Стоит отметить, что вместе с супругой они ежегодно встречаются с людьми разных возрастов, рассказывают им сказки, проводят беседы о жизни и быте лесных ненцев не только на территории своего района, но и по многим сельским поселениям и  городам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Они пользуются особенным уважением за то, что сохраняют уникальную культуру лесных ненцев и проводят такие интересные творческие встречи

В самом начале нашей беседы Павел Янчевич рассказал о том, что он родился 20 июля 1941 года в небольшом лесном поселении недалеко от посёлка Варьёгана в семье ненца-оленевода, рыбака и охотника. По его словам, число, месяц рождения, а также имя отца во время переписи населения указали неправильно. В то время лесные ненцы были сплошь неграмотными, поэтому не могли указать точной даты рождения своих детей или назвать имена. На самом деле его отца звали Тянча, но при записи в документах указали Янча. Таким образом, мой собеседник получил для себя новое отчество, которое продолжает нести вплоть до настоящего времени.

В продолжение нашего разговора я попросил Павла Янчевича рассказать о жизни в интернате и об обучении в школе.

– Скажите, а до того, как пойти учиться в школу, вы знали только свой родной ненецкий язык? Что он вообще для вас значит?

– Да, только свой родной язык. В 1948 году меня привезли в Варьёганскую четырёхлетнюю школу-интернат. Мама у меня была ханты, но в нашей семье говорили между собой только на ненецком языке, так как главой всё-таки считался отец-ненец. Да и в те далёкие времена по-другому никак нельзя было на этом белом свете жить. Мужчина всегда являлся добытчиком и защитником своей семьи, рода и, в целом, всего народа. Благодаря именно этому, мы все прекрасно знали родной ненецкий язык и постоянно общались между собой только на нём, строго придерживались традиционного уклада жизни, быта и культуры. Одним словом, жили сами по себе в своей национальной среде и  никому никогда не мешали. Почему в последнее время коренные жители Югры начали постепенно забывать свои обычаи и родные языки? На мой взгляд, только потому, что в корне нарушен традиционный уклад жизни. Наши народы смешиваются с представителями других национальностей, которые имеют очень узкое или самое минимальное представление о нас. Те великие ценности самобытной жизни, а это уважение к старшим, честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, конечно, очень быстро теряются в огромном потоке пришлых людей. И наша молодёжь, сегодня проживая даже на своих родовых угодьях, не имеет никакой постоянной работы, чтобы хоть как-то содержать свои семьи. Даже в советские времена, хоть и были запреты на проведения, например, «Медвежьих игрищ» и всевозможных языческих праздников, всё же лесные ненцы, как и ханты, вели свой традиционный уклад жизни и вполне устойчиво сохраняли свои родные языки и культуру. Все мы, конечно, жили в интернатах. И я в своё время тоже также проживал в  Варьёганской четырёхлетней школе-интернате, но от этого я не потерял свой родной язык, не забыл традиции и обычаи моего народа. На расстоянии, в чужой среде, ты ещё бережливее начинаешь относиться именно к своей  малой родине, к самобытной культуре и, само собой, к родному языку. И от того, насколько твои родители вложили в тебя, в твоё воспитание, сил и чувств, настолько ты и будешь хорошо или плохо относиться к культуре и языку своего народа. Можно выучить множество разных языков, но свой  родной язык никогда забывать не надо. Иначе мы все вскоре станем просто  Иванами, не помнящими своего родства! 

– Павел Янчевич, расскажите о том, как сложилась ваша жизнь дальше?

– Дальше я получал среднее образование в Сургутской средней школе-интернате. По окончании школы в 1960 году поступил в профессиональное училище города Ханты-Мансийска, где в течение двух лет обучался на механизатора. После училища некоторое время проработал в Юганском лесоучастке, откуда был призван на службу в ряды Советской армии. Мне довелось служить в морских частях пограничных войск на Камчатке. За время службы я сумел побывать на Тихом океане, на Чукотке, на далёких  Командорских островах, проезжали на своём корабле возле Китая, Кореи, видел издали Аляску. В армии я вступил в члены Коммунистической партии Советского Союза. По окончании срока службы в течение 25 лет возглавлял в посёлке Варьёгане партийную организацию. С 1987 года вплоть до выхода на пенсию работал председателем отдела по вопросам коренных малочисленных народов Севера Нижневартовского района. Вместе с супругой вырастили и воспитали пятерых детей.

– На ваш взгляд, что дают нашим народам такие фестивали, как «Хатлые»?

– На таких праздниках мы можем прикоснуться к традиционному быту,  жизни и обычаям коренных народов Югры, услышать красивое звучание  своего родного языка. Но, самое главное, что современная молодёжь с большим удовольствием участвует в таких региональных фестивалях!

– Спасибо вам, Павел Янчевич! Всего доброго!

Владимир Енов

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 21 (3465)
9.11.2016

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика