- Хантыйский
- Русский
Увӑс мир әмӑщ юнтутӑт
Игрушки обских угров
В традиционной семье обских угров к игрушкам относились очень серьёзно. В каждой местности, в каждой семье были свои игрушки, свои куклы. В некоторых семьях они передавались из поколения в поколение, по наследству. С самых ранних лет ханты и манси приучали детей самостоятельно делать игрушки. Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться собственноручно сделанной вещью. Многие называют игрушки северных народов примитивными, бедными, лишёнными всякой художественности. Да, многие игрушки и игровые средства изготавливаются из природного и подручного материала и особо не украшаются. Но у них другая функция. Для изготовления игрушек используется природный материал: дерево, береста, трава, веточки, шишки, щепки, камешки и т.д.. Игрушками являются косточки рыб, птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья, шкурки хвосты, уши, клювы. Для изготовления свистулек использовались листья и стебли растений, тонкие полоски бересты. С помощью свистулек можно было подражать голосам разных птиц и зверей. Для маленьких детей делали погремушки из бересты, птичьих пузырей-зобов боровой дичи. Внутрь пузыря клали дробинки или камушки. Погремушки подвязывали к люльке ребёнка. Считалось, что колокольчики, бубенчики и погремушки отпугивают злых духов. Кроме этого, по звону колокольчика или погремушки родители определяли, где находится ребёнок, чем занимается. Для развлечения малышей служила игрушка-жужалка – это небольшой деревянный кружок размером с большую пуговицу, в центре которого – два отверстия. В них продёргивают нить, концы которой связываются. Нужно взять концы нитки в руки и раскручивать кружок, немного сближая руки. Если руки развести, нить натягивается и кружочек издает жужжание. Эта игра очень нравится детям. Хорошее развлечение для маленьких детей – волчок или юла. Деревянный кружочек просверливали в центре. Вставляли в отверстие деревянный стержень. Нижний конец стержня был короче, а верхний длиннее. Острым концом волчок ставили на пол или на стол. Сильно раскручивали, держа за стержень. Волчок начинал кружиться.
Игрушки мальчиков можно условно разделить на три группы. К первой можно отнести игрушки мальчика-охотника: лук и стрелы, капканы, ловушки. Игрушками мальчика-оленевода были тынзян (веревка, плетенная из оленьей кожи), черёмуховые кольца, нарты. Игрушки мальчика-рыболова – это мордушка, сеть, лодка-калданка, весло. Такое разделение игрушек давало возможность детям с раннего детства узнать, каким промыслом занимаются отец и старшие братья.
О своих детских воспоминаниях рассказывает Надежда Гришкина: «Основной игрушкой для девочек народа ханты и манси была кукла-акань. Традиционная национальная кукла обских угров – Акань – была безликой, то есть у кукол не изображались черты лица. Считалось, что они могут оживить куклу и сделать её для человека опасной. Игрушкой считалась только безликая кукла, которая не могла навредить ребёнку. Первых кукол делали мать, бабушка или старшая сестра. Когда девочка подрастала, она сама изготавливала себе кукол. Она шила куклам одежду и украшения для них. С каждой новой куклой девочка училась традиционным тонкостям швейного дела. Наряды для акань она шила из лоскутков ткани, меха, кожи, бисера. Куклам изготавливались нагрудные и налобные украшения, и даже ложные косы. Куклы представляли все возрастные категории населения: стариков и старух, мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Куклы «женщины» всегда отличались разнообразием и яркостью наряда.
Каждая девочка имела набор для игры в куклы, как говорит Народный мастер России Ираида Григорьевна Неттина – он состоит из маленьких сумочек и мешочков для хранения кукольной одежды, украшений. Они шила для акань подушки, одеяльца, изготавливала берестяные коробочки, деревянную посуду. Играя в куклы, девочка осваивала «школу материнства». По тому, как она обращалась со своими игрушками, можно было судить, какой матерью и хозяйкой будет девочка в будущем. В куклах и в других игрушках девочки старались точно передать отличительные особенности национальной культуры.
Игры и состязания приучают ребенка с малых лет жить в подвижном режиме, они помогают ему приблизиться к физическому совершенству. В результате детский организм становится устойчивым к воздействию экстремальных факторов окружающей среды. Игры и игровые средства для детей ханты и манси выполняют также функцию экологического воспитания. Они открывают красоту и богатство природы. Дети, играя на свежем воздухе, обращают внимание на зелень леса, красоту неба и реки. В детском сознании закладывается понимание о бережном отношении к окружающему миру. В поселениях, в лесу и на угодьях не услышишь дикого хохота, крика, визга. Дети приучаются не причинять беспокойства птицам, зверям, рыбам, знают, что в лесу надо ходить тихо и осторожно.
Игрушки народов Севера являются носителями информации, развивают в ребенке различные способности: мышление, внимание, память, терпение, сообразительность, ловкость, упорство и многие другие личностные качества, которые пригодятся ему в жизни.
Ирина Фирсова
Перевод на хантыйский язык Надежды Вах