Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўвевн ԯорӑт сыстамтты мосԯ
  • Рўтьщупсы и ԯапӑт питԯ
  • Югорск вошн йиуп тӑхи пўншсы
  • Вәтща рәпитты нєпек хӑншсӑт
  • Мирӑт и нумӑсн вәӆты хӑтӆ постӑсы
  • Мойԯупсэт катԯуптӑсыйт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ кәщайт мирхот
  • ыв саттэн вєр тӑйты ёх вәйтантупсы
  • Муй щирн кев ӛшӑт йипатыйт
  • Арсыр мирӑт оса рәпата оԯӑңӑн
  • Армияя мӑнты пура юхтӑс
  • Мўвев ӆавӑӆты мосӆ
  • Айԯат ёх вәԯты щирӑт оԯӑңӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Тәрум юханӑн вәйтантупсы вәс
  • Йисӑӊ-нәптӑӊ хә вәупсы

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Увӑс мир әмӑщ юнтутӑт
  • Югра мўвн финно-угрӑт вән мирхот вәс
  • Сухта пўтӑт вєрты хә

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • «Вуԯаң Победа оԯӑңӑн» кӑсупсы сухнӑс
  • «Тәрум юхан хәсыет» Ёмвоша юхтыйԯсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)

Вы здесь

Главная » Увӑс мир әмӑщ юнтутӑт
И.К. Фирсова няврємӑта шуши мир юнтутӑт вантӑ
И.К. Фирсова няврємӑта шуши мир юнтутӑт вантӑ
  • Хантыйский
  • Русский

Увӑс мир әмӑщ юнтутӑт

Кашӑң шуши мир хотн йис пура вўш эвӑт сыр-сыр юнтутӑт вәсӑт. Арсыр мўвӑтн па кәртӑтн кашӑң хоттє ёх ўв юкан юнтутӑт тӑйсӑт. Па щитӑт вән хотӑң хуятӑт эвӑт няврємӑта хӑщийсӑт па еы хиыа па хинєа щи утӑтн юнтсӑт. Итәх увӑс мир хотӑтн йис юнтутӑт тӑмхӑт вәнты шиваӑты рӑх.  
Хӑнтэт па вухаят няврєма айтєн сыр-сыр юнтутӑт вєрты вәнтӑсӑт. Хән ай хуят муты юнтут вєр, ўв щи рўвн вәнтый па уша павӑт, муй щирн щит вєрты рӑх, муй пӑта щи юнтут мос. 
Итәх па мўвӑт эвӑт юхтум хуятӑт путӑртӑт, хуты увӑс мир юнтутӑт хурас иса ӑн тӑйӑт, атма вєрман вәӑт. 
Шуши мир юнтутӑт арсыр юхӑт, вой па хў ўвӑт, вой па васы сухӑт эвӑт вєрман вәӑт. Муй ёш пӑтыйн вәс, щит эвӑт щи вєрсыйт, щит ай юх пулӑт, сўвӑт, тунты, ванши, нохрӑт, кев пулӑт. Катра пурайн юнтутӑта вәсӑт вой па хў ўв шўкӑт, васы ух сухӑт, уха, тухӑа па па щўңкӑт. 
Шәхтут лыпӑт муй па турн варс эвӑт вєрсы. Щит унтасн васы муй па вой тур сыйн ўвты рӑхӑс. Ай пушхӑт пӑта нємасыя юнтутӑт вєрсыйт. Тунты муй па хӑр вәнт тухӑң вой хир лыпия кев шўкӑт, пушкан сэля пуныйсы. Щи юнтутн, мӑттэ, няврєм авӑман тӑйсы. Щи тумпи щи юнтутӑт сый вўраңӑн вән хуятӑт вәйтсӑт, мӑта тӑхийн пушхе юнтӑ. Мєт ай няврємӑт пӑта сый вєрты юнтут вєрӑнтсы, щит похӑл хурасуп еңта ай юх лакие. Ищиты кўтупн кӑт ай вўсые тӑй, щи вўсыеңӑн хўват сухум таы. Щи еңта лакие сухум эты ёша вўты мос па еңтая ӑрңӑты, ёшңӑн еша ияха тәты. Щӑта ёшңӑн кӑтна тәты па щи похӑл хурасуп ут эвӑт сый сащты пит. Тӑм юнтут ай пушхӑтн шєңк мосман тӑйы. И па ай ёх пӑта мосты ут, щит еңӑт. Еңта юх лакие хущи ай вўсые пурӑты. Щи вўса ващ нюӑң юх оньщтӑы, ита ваншӑк, нәмӑта хўвшӑк.  Па щи юнтут щи ващ нюн пӑсана муй па хот хӑрыя омсӑы па еңтая ӑрңӑты пиньщӑы. Щи юпийн щи еңӑт єсумы па ўв саттэа щи арий.
Пухӑт пӑта вєрты юнтутӑт хәум щира ортты рӑх. Щит вәнт вой вепӑсӑты юнтутӑт, вўы тӑйты пӑта щўңкӑт па хў веты пурмӑсӑт. Щиты айат ёх уша вєрсӑт, муй щирн ащиа па яйа вепӑсӑсӑт, рыпакӑсӑт па вўэт тӑйсӑт. 
Вєртутӑң хӑнты нє Надежда Гришкина ай-ат оа оӑңӑн щиты путӑртӑ:
– Эвет  пӑта мєт мосты па вуаң юнтут, щит акань вәс. Хӑнты аканят вєнш ӑн тӑйӑт. Аканя вєнш хӑншты ки, ўв ыңа йи па хӑннєхуята шәк тә. Ай эвие аканьн ӑңкен муй щащен-аңкаңкен вєрӑнтсы. Щӑта вәншӑка йитан ўв саттэа акань ёнтӑс. Эвие аканьа ернасӑтн, хурамӑтн ёнтсӑэ, сэвңӑнӑн вєрсӑэ, сӑкн тасӑэ. Щиты ўв ёнтӑсты па сӑк таты вәнтыӑс. 
Россия народной мастер нє Ираида Григорьевна Неттина лупӑ, хуты кашӑң эви аканьн юнтты пӑта нємасыя пурмӑсӑт тӑйс, щит ай щӑшкан хирӑт, сыр-сыр хурамӑт. Акань пӑта усум хир, аңкуп ёнтсы, ан-сән вєрсы. Щиты юнтман эвиет ӑңки па нє вєрӑт оӑңӑн уша павӑтсӑт. Эви акань пиа юнтты щир эвӑт уша вєрты рӑхӑс, муйсӑр ӑңкия па нєңа йи.
Хӑнты пушхӑт юнтман шуши мир вәупсыя вәнԯӑт, така па апрӑңа йиӑт. Камн юнтман, ыв нємӑт ут эвӑт ӑн пӑты вәнтыйӑт, шим кӑшитӑт. Няврємӑт уша вєрӑт, хуты мўв-ават авӑман тӑйты мос, эваса вой-хў веты ӑн рӑх. Хуты вәнтӑн хәсысыйы яңхты мос, ән вой-хўа турас а вєрты. Увӑс мир юнтутӑт шуши няврємӑт пӑта вән әмӑщ па уй тәӑт. Пушхӑт вещката, нумсӑңа-сащӑңа, рәпата пєы сӑмӑңа, артащты хуятӑта йиӑт.     
 
Ирина Фирсова, Нуви сӑңхум вош
 
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Надежда Вах
 

 

Игрушки обских угров

В традиционной семье обских угров к игрушкам относились очень серьёзно. В каждой местности, в каждой семье были свои игрушки, свои куклы. В некоторых семьях они передавались из поколения в поколение, по наследству. С самых ранних лет ханты и манси приучали детей самостоятельно делать игрушки. Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться собственноручно сделанной вещью. Многие называют игрушки северных народов примитивными, бедными, лишёнными всякой художественности. Да, многие игрушки и игровые средства изготавливаются из природного и подручного материала и особо не украшаются. Но у них другая функция. Для изготовления  игрушек используется природный  материал: дерево, береста, трава, веточки, шишки, щепки,  камешки и т.д.. Игрушками являются косточки рыб, птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья, шкурки хвосты, уши, клювы. Для изготовления свистулек использовались листья и стебли растений, тонкие полоски бересты. С помощью свистулек можно было подражать голосам разных птиц и зверей. Для маленьких детей делали погремушки из бересты, птичьих пузырей-зобов боровой дичи. Внутрь пузыря клали дробинки или камушки. Погремушки подвязывали к люльке ребёнка. Считалось, что колокольчики, бубенчики и погремушки отпугивают злых духов. Кроме этого, по звону колокольчика или погремушки родители определяли, где находится ребёнок, чем занимается. Для развлечения малышей служила игрушка-жужалка – это небольшой деревянный кружок размером с большую пуговицу, в центре которого – два отверстия. В них продёргивают нить, концы которой связываются. Нужно взять концы нитки в руки и раскручивать кружок, немного сближая руки. Если руки развести, нить натягивается и кружочек издает жужжание. Эта игра очень нравится детям. Хорошее развлечение для маленьких детей – волчок или юла. Деревянный кружочек просверливали в центре. Вставляли в отверстие деревянный стержень. Нижний конец стержня был короче, а верхний длиннее. Острым концом волчок ставили на пол или на стол. Сильно раскручивали, держа за стержень. Волчок начинал кружиться.

Игрушки мальчиков можно условно разде­лить на три группы. К первой можно отнести игрушки мальчика-охотника: лук и стрелы, капканы, ловуш­ки. Игрушками мальчика-оленевода были тынзян (веревка, плетенная из оленьей кожи), черёмуховые кольца, нарты. Игрушки мальчика-рыболова – это мордушка, сеть, лодка-калданка, весло. Такое разделение игрушек давало возможность детям с раннего детства узнать, каким промыслом занимаются отец и старшие братья.

О своих детских воспоминаниях рассказывает Надежда Гришкина: «Основной  игрушкой для девочек народа ханты и манси была кукла-акань. Традиционная национальная кукла обских угров – Акань – была безликой, то есть у кукол не изображались черты лица. Считалось, что они могут оживить куклу и сделать её для человека опасной. Игрушкой  считалась только безликая кукла, которая не могла навредить ребёнку. Первых кукол делали мать, бабушка или старшая сестра. Когда девочка подрастала, она сама изготавливала себе кукол. Она шила куклам одежду и украшения для них. С каждой новой куклой девочка училась традиционным тонкостям швейного дела. Наряды для акань она шила из лоскутков ткани, меха, кожи, бисера. Куклам  изготавливались нагрудные и налобные украшения, и даже ложные косы. Куклы представляли все возрастные категории населения: стариков и старух, мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Куклы «женщины» всегда отличались разнообразием и яркостью наряда.

Каждая девочка имела набор для игры в куклы, как говорит Народный мастер России Ираида Григорьевна Неттина – он состоит из маленьких сумочек и мешочков для хранения кукольной одежды, украшений. Они шила для акань подушки, одеяльца, изготавливала берестяные коробочки, деревянную посуду.  Играя в куклы, девочка осваивала «школу материнства». По тому, как она обращалась со своими игрушками, можно было судить, какой матерью и хозяйкой будет девочка в будущем. В куклах и в других игрушках девочки старались точно передать отличительные особенности национальной культуры.

Игры и состязания приучают ребенка с малых лет жить в подвижном режиме, они помогают ему приблизиться к физическому совершенству. В результате детский организм становится устойчивым к воздействию экстремальных факторов окружающей среды. Игры и игровые средства для детей ханты и манси выполняют также функцию экологического воспитания. Они открывают красоту и богатство природы. Дети, играя на свежем воздухе, обращают внимание на зелень леса, красоту неба и реки. В детском сознании закладывается понимание о бережном отношении к окружающему миру. В поселениях, в лесу и на угодьях не услышишь дикого хохота, крика, визга. Дети приучаются не причинять беспокойства птицам, зверям, рыбам, знают, что в лесу надо ходить тихо и осторожно.

Игрушки народов Севера являются носителями информации, развивают в ребенке различные способности: мышление, внимание, память, терпение, сообразительность, ловкость, упорство и многие другие личностные качества, которые пригодятся ему в жизни.

Ирина Фирсова

Перевод на хантыйский язык Надежды Вах

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 21 (3465)
9.11.2016

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика