- Хантыйский
- Русский
Ӛрӑӊ ёх
(Тӑм путӑр оӆӑӊ шәпӊӑн «Хӑнты ясӑӊ» газета 19, 20-мит номерӊӑнӑн ӆўӊтаты!)
Имет айтєӆн хот тӑйты вәнӆтыйӆсӑт, ин ӆыв нӛрум мўвн аӆӑӊ сахӑт нух киӆумтӆӑт па мєлӑк тови хӑтӆ мӑр етн вәнты хот вєрӆаӆа напӑтӆӑт. Вўӆы сухӑт тӑӆ мӑр тарум ищки вот эвӑӆт нух сорсӑт. Еӆӆы щитӑт ӆоньщӑӊ йиӊка пунӆыйт, м арат хӑтӆӑт мӑр щиты уӆӆӑт, вўӆы сухӑт пўнӆаӆ хуӆт лакӆӑт. Па пўнӆы сухӑт тӑнӑӆӆыйт, щӑӆта тывум нюки эвӑӆт тынщаӊӑт, ӆәмӑтсухӑт, нюки вейт, вўӆы кирты пурмӑсӑт ёнтӆыйт па вєрӆыйт.
Товийн веӆум тухӆӑӊ войт ищи арсыр щирн сәхӑтӆыйт. Ай тухӆӑӊ войт сәхӑтӆыйт, вән тухӆӑӊ вой, вантэ, хутӑӊ сух нух хурӆы, вән пўн ищи сәхӑтӆы, ай пўные сухн хӑйӆы. Тӑнӑӆӆыйт, щи пийн сӑх муй молупщи ӆыпийн ёнтӆыйт.
Тови ӆўӊ пєӆы кєрӆӑӆ, па тови хурам кана пєӆӊайт па нямаӆтӑт тывӆӑт. Тӑм пурайн щикўш ӆавӑрт вәӆты, тәп хӑннєхәя вўӆыӆаӆа ищи нётты мосӆ, ӆывеӆа ищи ай войт эвӑӆт турас вәӆ.
Щи пурайн пәсӑӊ вєрӆы. Нӛрум мўвн ӆыюм х тўтн вущитӆы, щӑӆта лавума тўӊк пунӆы, щит айӆтыева пәсӊийӆ. Ар вўӆы ки, ар пәсӑӊ вєрӆы. Вўӆэт пәсӑӊ пєӆа щи йиӆӑт. Тӑм пєӆӊа тыӆӑщ хоттєӆ ёх мсыева пәсӑӊ вантман тӑйӆӑт. Ит вантман тӑйӆ, кимит тўт вущийӆ, хәӆмит рўтьщуман уӆ, ӆәӆн еӆӆы рәпитты. Пєӆӊа па нямаӆт щи арат – ёш пӑтыйн ӆыӆ шив хўват таӆӆӑн ки, имухты ар пєӆӊа муй нямаӆт ёшн вўты рӑхӆ. Ӑӆ щирн нємуӆт хуят и тӑхийн ӆоӆьты ӑн вєритӆ. Вўӆэт па ампӑт нюки хот мухӑӆая вева йиты вәнты хәхӑӆӆӑт. Пєӆӊа тыӆӑщ юхи хӑщум артӑн вўӆэт урма йиӆӑт. Щимӑщ ӆавӑрт пєӆӊа пура.
Тәп ӆўӊ пура хӑннєхә пӑта ищи уяӊ пура. Щикўш пєӆӊа ар, тәп нӛрум мўв хурамӑӊа йиӆ – вущӆум-вўртыя йиӆ, вантэ, мәрӑх пушӆ. Кантеровӑт вўт кәртӑӊ имет тунты воньщпӑт пиӆа мәрӑх воньщты мӑнӆӑт. Вән, єпӆӑӊ, саккарӑӊ мәрӑх пиӆа нюхи муй хўӆӑӊ ӆєтут иса єпӆӑӊа йиӆ. Муй па ӑӆ щирн ан эвӑӆт нялыйн ӆєӆӑт. Воньщум мәрӑх сўс вәнты ӆєӆӑт, щи воньщумут нємасыя тӑйӆӑт. Нӛрум мўвн ӆаюмн потум мўв хәс-хәӆумъяӊ сантимєтра луват вәнты сэвӑрӆӑт, еӆӆы ӊк. Щит тәрум эвӑӆт потум хушап. Щи ӆаюмн сэврум мўв лаӊкуп иты нух таӆӆы, щӑӆта щив ӆєтутӑт пунӆыйт па щитӑт лӑп лаӊкӆыйт. Щирн нын уша вєрӆӑты, нӛрум мўв м вәӆупсы пӑта иса вәӆ – потум хушап ищи вәӆ. Ихурпи ӆєтут – хўӆ, ӆәнт муй васы нюхи ӑн ӆӑӊхаӆӑн ки ӆєты, пӑсанӑн мәрӑх пиӆа вән ан омӑсӆ – ӆєва єпӆӑӊ, йиӊки, саккарӑӊ мәрӑх. Єпӆӑӊ ӆєтутӑт эвӑӆт мӑрєм пєӆӊа хӑтӆ имухты ма йиӆӑт, вўӆєӊ ёх вєншӑт нх мулӑӊа йиӆӑт. Щиты рәпитман Кантеровӑт хоттєӆ ёх пӑта ӆўӊ пура мӑнӆ. Пєӆӊа ӑнтәм, увӑс пєлӑк эвӑӆт ищки вот пуӆыйӆ, мєлӑк хӑтӆ шимӆа йиӆ. Екрӑт хуща тулхӑт єнумӆӑт, вўӆэт амтӑтьӆяӆӑт – щит ӆыв пӑтэӆа єпӆӑӊ ӆєтут. Вўӆєӊ ёх лупӆӑт, тулхӑт эвӑӆт вўӆэт имухты кўӆа йиӆӑт. Тәп муӆхатӆ хурамӑӊ вўӆы пєӆӊайт эвӑӆт урма йис, лакӑнты питӑс, ӆўв пєӆаӆа шаль вантты вәс. Ин вәйт ӆор тыӆӑщн вўӆэтн йиӆуп нявлӑк пўнӑт єтӆӑт. Нӛрум мўвӑӊ хуятӑт вәйт ӆор тыӆӑщн єтум пўн нюпӑӆўва аӆщӑӆӑт. Щи сух эвӑӆт тӑӆ ӆәмӑтсух, молупщи ӆыпийн ёнтӆы. Кўрн нюки вейт тӑйӆыйт – щит нюки эвӑӆт ёнтӆы. Кўр ӆәмӑтсух пӑнт кўрӑӊ вой па вўӆы кєпӆӑт эвӑӆт ёнтӆыйт. Щиты вантты ки, еша солдат берцӑт кўр ӆәмӑтсух хурпи. Нюки вей ӆыпия сорум нӛрум турн пунӆы, щӑӆта вўӆы сух эвӑӆт ёнтум вей ӆәмӑтӆы па кеӆӑтн таӆӆы па щи шәшты рӑхӆ. Муйсӑр әмӑщ тӑм кўр ӆәмӑтсух – йиӊк хўват шәшсӑн ки, йиӊки йис ки, вєрста пийн турн пӑты эвӑӆт йиӊк мӑнӆ, па вєрста пийн сорма йиӆ. Сорум турн пунӆӑн ки, еӆӆы ма шәшты рӑхӆ. Ма щимӑщ м нюки вейӊӑнӑн Борис Пяк вўт кәртӑн ӊхсум. Щи вўт кәртые Катучей юхан хуща омӑсӆ, тӑм тӑхийн Катучей Ямб юхан пиӆа иха хойӆ.
…Вўӆы омӑсты пура мӑнӑс, щи пийн пәсӑӊ, пєӆӊа пура, вўӆэт нӛрум мўв хўват ара мӑнсӑт, еша рўтьщӑты рӑхӆ. Тәп тӑӆ вәнты Киркәри тухӆӑӊ вой, вой веӆты питӆ – щит ищи ӆавӑрт рәпата. Касум совхоз хўӆ веӆты ёх юханӑт эвӑӆт хәӆумъяӊкєм тонна арат хўӆ веӆпӑсӆӑсӑт: сорт, мевты, сурӑх, ӆар – кашӑӊ тӑӆ. Щирн ин уша вєрӆӑты, муйсӑр ӆавӑрт рәпата касӆум хўӆ веӆты хуята вєрты мосӆ – щи арат хўӆ мир пӑта веӆпӑсӆӑты, атэӆт муй хоттєӆ ёх пиӆа. Хўӆ ӑнтә тәп веӆпӑсӆӑты мосӆ, щи тумпи потӑӆтӑты, хирӑта пунты па щитӑт тухӆӑӊ хопа тәты. Ӑӆ щирн хән мир путӑр вәӆ: сємӊӑн пӑӆӆӑӊӑн, ёшӊӑн вєрӆӑӊӑн. Щи пурайн Киркәри Кантеров нєм Касум юхан хонӑӊӑн па Тәрум ӆор хўват сащӑс! Сӑмӑӊ Киркәри хӑннєхә Ай Натан юхан хонӑӊӑн вәс па ин пура вәнты вәӆ па лупӆ, ӆўв – уяӊ хӑннєхә. Рәпата пєӆы сӑмӑӊ хә, нӑӊ вєрен сӑмӑӊа тӑйӆэн ки, нємуӆт пурайн вєва ӑн йиӆӑн. Хәнты айӆат Киркәри хә пәщтайн рәпитмаӆн вәнт па нӛрум мўв хўват сот хәс вєрста хўваттыйн Вўтвош кәрт вәнты хирн пищмайт, газетайт, журналӑт тәтьӆяс. Карта хуща вантаты па уша вєрӆӑты, хуты щит шєӊк хўв. Тәп иса пурайн рәпата тумпи ӆўв муӆты ёшн вєрты сӑмӑӊа тӑйс. Ӆўв ӑӊкеӆ-ащеӆ хӑнты мир йис вәӆупсы вәты кӑтӊӑн, Киркәри ищи ӆын эвӑӆтана вәйтӑс – нынъх вєрты вәнӆтыӆӑс, нарӑсмаӆн хӑнты па юрн мирӊӑн арӑт арийӆ. Ӑнтә тәп арӑт арийӆ. Увӑс шуши мир ар пойк ясӑӊ тӑйӆ, щитӑт ӆўв ищи вәӆӆэ. Муӆты вєрты муй па хуӆтпєӆа мӑнты еӆпийн Тәрум Ащева пойкщӑты мосӆ, щимӑщ пойк ясӑӊ вәӆ:
Ямал мўв тәрум, щит ма нӑӊ хущена юхӑтсум,
Ух пунты па мойӆупсэт мойӆӑты ӆӑӊхаӆум!
Нётупсы вохты вўтщийӆӆум!
Пӑнтӑн ӊхмємн кирум вўӆы ӆӑӊкӑр кеӆ аӆ мӑншємӑсӑт,
Тӑӆ ищкийн юхан ӊка аӆ вєра па әхӆєм аӆ вуӆытыйӆа!
Хӑнты па юрн мирӊӑн пойк ясӊӑт – хурамӑӊ, ар иты… Тәп щитӑт кашӑӊ хуят путӑртты ӑн вєритӆ. Па вєр, хән нӑӊ атэӆт, мўв-йиӊк пиӆа, па хуят такӆы.
Тӑӆ еӆпийн, хўӆ веӆпӑсӆӑты утӑт омӑсты еӆпийн Киркәри ӆәӊхӑта пойкщӑӆ па щӑшканӑн йирман кев па щеӆ вухӑт пиӆа Тәрум ӆор Йиӊка Вәрта иӆ єсӆыйӆ. Пойкӑӆ, ӆәӆн Йиӊк Вәрт ӆўв щемьяеӆа м арат хўӆ ат мӑс. Юхана вар омӑсӆӑн ки, иса пурайн вантман тӑйты мосӆ. Вантэ, вутӑӊ юхан, яӊ мєтра ӆуваттыйн, хәхӆєп еӆпийн сохӆӑт иха йирман вәӆӆӑт. Вар омсум пийн хә йиӊка мӑртӑӆ па щӑта мысева вантӑӆ, ӆәӆн щӑта хәӆ ӑн вәс. Сўсн вар питум хоюм лыптӑт эвӑӆт сыстамтты мосӆ, щи вєрты ӑн питӆӑн ки, увн мєнумӆы. Сыстамтты пӑта нємасыя хўв сохӑӆ тӑйӆы. Нўм эвӑӆт мӑнум хўӆӑт вара хойӆӑт, еӆӆы пәна. Хә хуята тәп катӆум хўӆӑт ӑкӑтты мосӆ па ищки пура вәнты нємасыя тӑхия пунты.
Касӑӆты ёх хӑр тухӆӑӊ войт нюхи ищи ӆєты мосман тӑйӆӑт. Лўк нюхи тӑӆа ӆэщӑтӆы. Сєсы вортӆы. Яӊ минута кємн щит вєрӆы. Муйкєм арат хоттєӆ ёх арат хӑннєхә, щи арат сєсы вортӆы, ар ки, ар вєрӆы. Веӆум хӑр тухӆӑӊ вой эвӑӆт иса ӆыпи утӑт йира вўӆыйт, ӆыпия ӆєпӑс пунӆы па щи пийн ӆупаса тәӆы. Тӑӆ хўв, щирн хуӆыева сопас ӆєӆы.
Сўс – щит тӑӆа ӆэщӑтыйӆты пура, иса вєрӑт мосӆ вєрты: воньщумутӑт ӑкӑтты, тӑӆ ӆәмӑтсухӑт ӆэщӑтты, юрн хот хуща нюкет мсыева нух вантты па йиӆпатты.
– Щит ими рәпата? – Киркәри Тамара имеӆ эвӑӆт иньщӑссум.
– Вәӆупсэӆ мӑр муйкєм арат сӑхӑт, молупщэт, вейт ёнтсӑн?
– Ма ӆўӊӑтсум хән! – ёшн ёвӑӆман юхӆы лупӑс.
Әхӑӆ – щит ар, щитӑт ар щирн тӑйӆыйт. ӊхты әхӑӆ вәӆ, тўт х тәты әхӑӆ вәӆ, вой веӆпӑс әхӑӆ вәӆ, ӑӆ рәпатайӊ әхӑӆ вәӆ. Иса хоттєӆ ёх хӑтӆ па атн рәпитӆӑт ӆоньщ питты пура вәнты – щит Увӑс мўвн сора юхӑтӆӑт, васы мӑнты тыӆӑщ кўтн мӑӆӊӑт потӆыйт.
Вўӆэт вўт кәрт пўӊӑӆн ӆыв саттэӆа хәӆумъяӊ-ветъяӊ вєрста хўваттыйн ӊхӆӑт, тәп ӆывеӆ вантман тӑйты мосӆ, ӆәӆн Ас потты тыӆӑщн кєншӑк ӑкӑтты вәс. Щи пӑта кәща хә кашӑӊ хӑтӆ вәнт-нӛрум мўв хўваттыйн вўӆыӆаӆ тәса нух вантман ӊхийӆ.
Ӆўӊ па сўс кашӑӊ ута ӛр мӑс, хўӆӑт вуяӊа йисӑт, вўӆэт вәна йисӑт, пешиет єнумсӑт, тунты воньщупӑтн ӑкмум воньщумутӑт ӆавӑӆӆӑт, хән юхи ӆєӆыйт.
(Тӑм путӑр па газетайн еӆӆы ӆўӊтаты!)
Леонид Бабанин хӑншум путӑр хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Людмила Гурьева
Сильные люди
(Продолжение. Начало рассказа читайте в газетах «Ханты ясанг» №19,20)
Обученные сызмальства женщины, хранительницы очага и тепла, трудятся в тундре с утра до вечера в эти ласковые, тёплые весенние дни. Оленьи шкуры, просушенные за зиму морозными ветрами, укладываются в снеговую воду, через несколько дней с них отпадёт шерсть, и шкуру можно выделать на замшу, которая используется для изготовления арканов, одежды, упряжи. Добытая весенняя птица тоже разделывается по-разному. Мелкая теребится, с крупной птицы, такой, например, как лебедь, снимается чулком шкура, крупное перо теребится, пух остаётся на шкуре. После выделки это изделие будет отличным подкладом под верхнюю одежду – сах, малицу.
Весна плавно переходит в лето, и на смену весенним красотам приходят тучи комаров и мошкары. Это надо не только пережить самим, но и помочь своим оленям, которые страдают от полчищ насекомых не меньше, чем люди.
Для борьбы с комарами и мошкарой используют дымокуры. В тундре разводят костры из гнилых деревьев, а когда нагорают угли, укрывают их мхом, и получается непрекращающийся очаг дыма. Когда оленей много, таких очагов делают несколько. Олени сами идут под дымок, ибо другого спасения от этих туч яростных насекомых нет. В этот комариный месяц все усилия семьи сосредоточены на поддержание дымокуров. Один следит, жжёт костры, другой спит, и так вся семья. Гнуса настолько много, что вытянутой рукой проводишь по воздуху и чувствуешь ладошкой комариную массу. На месте без дыма не может лежать никто. Олени и собаки рысцой бегают вокруг чума, пока усталость не свалит их с ног. К концу комариного периода от оленей остаются лишь ходячая шкура и кости. Таковы условия природы.
А природа и летом не перестаёт одаривать людей благодатью. В то время, когда из-за полчищ летучего гнуса жизнь, казалось бы, прекращается, в тундре жёлто-красным ковром вызревает морошка. Женщины стойбища Кантеровых с берестяными коробами выходят на ягодный промысел. Крупная, сочная, сладкая морошка идёт добавкой ко всем блюдам тундровика – к рыбе, мясу. Или просто черпается ложкой из чаши. Собранная морошка служит людям до самой осени, хранят её особым способом. В тундре топором прорубается лоскут «одеяла» толщиной сантиметров в двадцать-тридцать, а под ним лёд, вечная мерзлота. Это – природный холодильник. Прорубленный лоскут тундрового одеяла отгибают вверх и кладут под него всё, что необходимо сохранить. Как видите, в тундре есть всё для комфортного проживания, включая холодильник. Казалось бы, поднадоела однообразная пища – отварная рыба, гусь утка, а тут тебе к столу глубокая чаша морошки – вкусной, сочной, сладкой. Грустные комариные дни становятся радостней, и на лицах «оленных» людей появляется улыбка.
Вот так, в трудах и заботах в семье Кантеровых и проходит лето. Гнус исчез, с севера потянули холодные ветерки, которые борются с солнцем и теплом. В сосновых борах полезли грибы, чему особенно радуются олени. Как говорят оленеводы, именно на грибах олень быстро набирает вес. Ещё вчера, в полчищах комариного гнуса, красавец олень отощал, прошлогодняя шерсть комками свисала с его боков, а тело становится лысым, и не вызывал он тогда никаких чувств, кроме жалости. Зато в августе зверь начинает покрываться пушком мягкой шерсти. У тундровиков такая шкура августовского оленя с молодой шерстью называется «неблюй», именно она идёт на внутренний подклад для верхней зимней одежды, малицы. Мужчины на ногах носят нюки веи – это обувь, сшитая из кожи. На подошву идут лосинные лбы, они крепкие, а верх шьётся из оленьих камусов. По конструкции они походят на ОМОНовские берцы, только помягче и полегче. Внутрь нюкивея на подошву кладётся слой сухой соломы из болотной травы, после в него вставляется нога, одетая в чулок, сшитый из оленьей кожи. Шнурками нюки вей затягивается, и нога готова к пути. Уникальность этой обуви в том, что если ноги прошли по воде и намокли, то через километр пути из травяной стельки внутри вода выйдет, а ещё через километр она высохнет. А если ты поменяешь стельку из травы на новую, то обувь вновь станет сухой. Мне удалось походить в такой обуви в чуме Пяк Бориса на реке Катучей, в месте слияния с рекой Ямбой.
…Казалось бы, закончился, отёл, после – дымокуры, гнус, олени разбрелись по тундре, можно и отдохнуть. А нет. Начинается у Григория Кантерова новый ответственный период – осень. На реке Ай Надым нужно заново построить запор – перегородить реку плотным частоколом и встроить в него ворота, место, куда будет ставиться ловушка (морда), подобие фитиля, только в деревянном исполнении.
У запора, у края Ай Надыма, надо построить садок для добытой рыбы. Это, не считая охоты, самый хлопотный труд, которым будет заниматься Григорий до самой зимы. Казымский совхоз с речных сооружений вывозил до тридцати тонн рыбы: щука, язь, пелядь, ёрш – каждую зиму. Вот представьте теперь, что это за труд кочевого рыбака – дать людям такой объём рыбы, да ещё в одиночку, силами своей семьи. Рыбу нужно не только поймать, но и заморозить, упаковать в мешки, уложить в штабеля, а после ещё и загрузить в вертолёт. Не зря говорят: глаза боятся, а руки делают. Слыло имя его в те времена по реке Казыму и Нумтовской тундре, слыло! Малопьющий, доброго нрава, Григорий жил и живёт на своей речке Ай Надым и считает себя самым счастливым человеком на планете. Работает он без устали, а если знаешь и любишь своё дело, работа никогда не в тягость. Когда-то, в молодые годы, он работал на почте и носил по тайге почтовые отправления в мешке в соседнее село Юильск, расположенное в ста двадцати километрах от Нумто, пункта отправления. Взгляните на карту и представьте те расстояния по тайге, которые преодолевал, разнося почту, Григорий. И при этом всегда оставалось в его душе место для творчества. Родители его, носители культуры народа ханты, многое показали ему, и Григорий продолжил – научился делать струнный, наподобие скрипки, хантыйский инструмент, исполняет на нём и собственные песни, и хантыйские, и песни лесных ненцев. Да и не только песни. У народов Севера очень много обрядовых молитв, на все случаи жизни. Прежде чем что-то сделать или куда-то поехать, нужно обратиться к богам, а обряд обращения идёт через молитву, которая начинается так:
Бог Ямал, это я пришёл к тебе,
Поклониться хочу, подарки принёс!
Хочу попросить тебя, что б помогал мне!
Когда буду в пути, не дай лямкам порваться оленьей упряжки,
В зимний мороз, наледью реку не залей, нарту не останови!
Молитвы ханты и ненцев красивы, содержательны и мелодичны, певучи. И произносить их может публично не каждый. Другое дело, когда ты один, наедине с природой, без слушателей.
И перед зимней подготовкой, перед строительством рыбацких сооружений Григорий произнёс обращение к богам нумтовских вод и преподнёс им подарок – завязанные в тряпицу монеты. В середину обрядового куска ткани положил камень, и после молитвы отпустил дар богу воды в реку. А после – ещё молитва, в которой попросил бога воды о помощи, чтоб добыть рыбу, чтоб прокормить семью.
Запор на реке – сооружение, требующее беспрерывных хлопот. Представьте: река шириной в десять метров; мостик от берега до берега, вдоль мостика частокол плотно связанных между собой кольев, ладошка не пройдёт между ними. Рыбак, когда построит запор, ныряет под самое его основание и ладошками проверяет, нет ли щёлки, через которую рыба уйдёт сквозь построенное препятствие. Осенью колья в запоре необходимо прочищать от опадающей листвы, иначе он забьётся листом и его просто смоет течением реки. Для этого используют шест с деревянной шайбой на конце. Идущая вверх по течению рыба заходит в устье запора, оттуда в ловушку – «морду». Остаётся её достать и загрузить в садок до наступления холодов.
Богат рацион кочевников и птицей. Заготавливают её впрок, особенно глухарей. Нехитрая ловушка – слопец. Десять минут, и слопец из подручных средств готов. Количество ловушек зависит от численности семьи, едоков много – и слопцов много. Из добытой птицы достаются внутренности, в полость кладётся хвоя, и птица складируется в лабаз. Зима длинная, всё будет съедено.
Осень – это своего рода испытание на прочность перед долгой суровой зимой, всё надо успеть: заготовить ягоду, отремонтировать зимнюю одежду, перебрать верхнее покрытие чума из оленьих шкур, что прохудилось, заменить.
– В основном это женская работа? – спросил я Тамару, супругу Григория. – Сколько за свою жизнь, ты сшила кисов мужских и женских, верхней одежды?
– Ой, разве пересчитаешь! – отмахнулась она.
Нарты – их много, и они многоцелевые. Есть нарты обозные, есть дровяные, есть охотничьи, рабочие нарты. Вся семья трудится день и ночь, до самых «белых мух» – они на Севере появляются быстро, и уже в середине октября озёра покрываются льдом.
Олени пасутся на вольном выпасе, в радиусе тридцати-пятидесяти километров от стойбища, но за ними всё же надо присматривать, тогда в ноябре будет легче собрать их. Вот хозяин и накручивает по лесотундре круги километров по тридцать, чтобы знать, где его олени,
За лето и осень природа дала свои силы и энергию, накормила и сделала упитанными косяки рыб в реке, олени стали крупнее, подрос молодняк, собранные ягоды ждут едоков в берестяных ёмкостях.
(Продолжение следует).
Леонид Бабанин
Перевод на хантыйский язык Людмилы Гурьевой