- Хантыйский
- Русский
Пунси кәртӑң нє кәщая йис
2001-мит оԯн Пыть-Ях вошн пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиты хот пўншсы, щи пурайн щи тӑхи этнографической музея аԯьщӑсы. Щи ут вєрӑс па оԯӑң кәщая Галина Петровна Марченко вәс. Щи пура вўш эвӑԯт па интум вәнты щи музей «Северное сияние» нємуп тӑхи мўвн вош пўңӑԯ хущи вәԯ. Мєт оԯӑң хотӑт, ԯупасӑт па па утӑт «Балык-лес» нємуп тӑхи вух унтасн омӑссыйт. Щит юганской хӑнтэт вәԯты хотӑт. Щитӑт тумпи музей тӑйԯ ванԯтупсэт вєрты, пурмӑсӑт шавиты па щитӑт еԯ тыныты хот йитӑт.
Из стойбища Пунси – директором музея
Краеведческий экомузей города Пыть-Ях открылся в 2001 году, в ту пору он назывался этнографическим музеем. Его создателем и первым директор была Галина Петровна Марченко. С тех пор и до наших дней музейный комплекс расположен на одной территории с горнолыжной базой «Северное сияние» в таежной зоне близ города. Первые строения были возведены в год открытия на средства лесопромышленной компании «Балык-лес». Это архитектурные постройки в виде стойбища, отражающие жизнь и быт юганских ханты. Музей также располагает административным зданием, выставочными залами, фондохранилищем и художественным салоном.
В 2007 году директором экомузея назначили Зою Лазаревну Жавко, выпускницу Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). О том, как хантыйская девочка из стойбища Пунси стала директором учреждения, мы беседовали во время моей поездки в город Пыть-Ях.
– В нашей семье было много детей, младшие братья умерли в младенчестве, или повзрослев. Старший брат Володя и сестра Альбина родились на стойбище Пунси в Нефтеюганском районе. Володя продолжает жить на стойбище с женой и детьми, а Альбина живет в Угуте и работает в клубе.
Я родилась в деревне Каюково в Сургутском районе на реке Большой Юган, где в одно время жили родители. Наше летнее стойбище находилось возле Каюково, а зимой с оленями было удобней жить в Пунси, где вокруг хорошие сосновые боры. Стойбище Пунси находится на берегу одноименного большого озера. Название озера, происходит от слова «пун» («перо/пух»). Имеется в виду утиное перо, так как весной туда прилетают утки. Хотя река Большой Юган находится далековато от нашего стойбища, но мы все равно считаемся большеюганскими ханты.
Отца звали Лазарь Николаевич Каюков, он 1938 года рождения. Мать Варвара Васильевна Каюкова, в девичестве Курломкина, была на два года младше отца. Она выросла на Вершине Большого Югана. Ее родной брат Петр Васильевич Курломкин – именитый охотник. Он знаменит тем, что прекрасно знает культуру, фольклор и медвежьи песни юганских ханты.
Когда я стала учиться, в то время в Каюково не было школы, ее построили позже на средства нефтяников. Училась в Угуте. Отец тоже там учился, а мать в Таурово. В старом Угуте за музеем возле берега до сих пор стоит двухэтажный дом, вот там была старая школа, где мой отец учился. Потом открыли школу в здании, где сейчас находится начальная школа. Там учились брат, сестра и я. Жили в интернате. Детство там прошло, лишь зимой ненадолго на каникулы приезжали домой и летом на три месяца.
После интерната поехала учиться на воспитателя в Ханты-Мансийское педучилище. Когда училась в школе, у воспитателей интерната были маленькие дети, и они часто просили меня: «Зоя, сходи, забери ребятишек из садика. Посидишь с ними дома?". Они были молодые, им то на танцы, то на праздники надо было сходить. Для меня было счастьем с ребятишками посидеть, и я постоянно с ними нянчилась. Маленьких детей очень люблю, они такие хорошенькие. Придешь в детсад, воспитатель красиво одета и обута в туфельки, а вокруг нее ребятишки. Мне тоже хотелось вот так выглядеть. Если бы в то время не ходила в садик за детьми, может, и не было бы мысли выучиться на воспитателя. А тогда думала, какая хорошая профессия постоянно быть рядом с детишками. В Ханты-Мансийске во время учебы ходила на практику в детский сад, нравилось там работать. После окончания педучилища работала в дошкольном учреждении в селе Лемпино Нефтеюганского района. Любила свою работу, с детьми проводишь занятия, играешь и гуляешь. Было здорово!
Потом директор Лемпинской школы пригласил работать. Это были 1990-е годы. Как раз в то время начали вводить в школьную программу региональный компонент: уроки хантыйского языка, краеведения. Была даже ставка заместителя директора по национальным вопросам. Я согласилась. Преподавала хантыйский язык в начальных классах, потом вела уроки краеведения и ДПИ в старших классах. Учащимся очень нравилось делать различные поделки, я их даже на выставки возила и в Нефтеюганском музее их выставляли.
В 1999 году переехала в Пыть-Ях. Здесь был Центр социальной защиты и возрождения культуры народов Севера. Директором центра Ольга Николаевна Кузнецова мне сказала, что есть вакансия ведущего специалиста. Раз работу предложили, согласилась переехать. Купила квартиру и с января 2000 года работала ведущим специалистом Центра соцзащиты. Выполняла работу по различным социальным вопросам коренного населения, параллельно проводила мероприятия по культуре ханты. В 2007 году произошла реорганизация Центра и комитета по культуре администрации города. Вместо комитета по культуре появился комитет по молодежной политике, спорту и туризму. Его объединили с этнографическим музеем и создали краеведческий музей. После реорганизации меня назначили директором.
В Пыть-Яхе это единственный музей. Наш город маленький, достаточно одного музея. Выставки по этнографии юганских ханты, которые мы постоянно проводим, очень востребованы взрослым населением и детьми. Ежегодно празднуем Вороний день, ко Дню коренных народов мира и Дню финно-угорских народов готовим познавательные и развлекательные мероприятия. Ко Дню Победы организовываем театрализованные представления и другие мероприятия. Во время летнего отдыха детей проводим цикл мероприятий, работаем с пришкольными площадками и дворовыми клубами. Для ребят во время акции «Спасти и сохранить» обязательно организуем мероприятия.
Соседство с горнолыжной базой «Северное сияние» – для нас большое преимущество, так гости и жители города, приехавшие отдохнуть на базу, одновременно бывают и в нашем музее. Взрослые часто приходят сюда отдохнуть у костра. Им, детям и молодежи, очень нравится сидеть в хантыйской избе и фотографироваться на территории музея. У молодоженов Пыть-Яха появилась традиция – во время свадьбы приезжать к нам, посетить святой лабаз, положить туда деньги и привязать ленточки на дерево. Студенты перед экзаменом приходят к святому лабазу с пожеланием себе удачной сдачи экзамена. Мы добились того, что горожане начали всерьез воспринимать хантыйскую культуру, верить в наши обычаи и выполнять ритуалы.
Реональда Ользина