- Хантыйский
- Русский
Оса рәпата тўвман вәԯ
Мӑнум оԯ Нижневартовск воша рәпата щирн яңхмємн ма тӑм район «Югра ԯыԯңуптӑты» оса тӑхи кәща нє Марина Антонова (Ахминеева) пиԯа вәйтантыйԯсум. Ԯўв мӑнєма айԯат пурайԯ, рәт ёхԯаԯ, вәԯупсэԯ па оса рәпатайԯ оԯӑңӑн айкеԯ тәс.
Правовая защитница хантыйского народа
Будучи в командировке в городе Нижневартовск, я встретилась с общественным деятелем, председателем Нижневартовского отделения «Спасение Югры» Мариной Антоновой (Ахминеевой). Марина Анатольевна поведала мне о детских и юношеских годах, трудовой деятельности и общественной работе с представителями коренных малочисленных народов Севера.
Родилась Марина Анатольевна в 1958 году в селе Ларьяк Нижневартовского района. Её дед по материнской линии Кирилл Игнатьевич Сигильетов по национальности ханты. В период коллективизации, когда стали создаваться колхозы, все крупные оленеводческие семьи стали считать кулацкими. Кирилл Игнатьевич, будучи милиционером, как мог, помогал своим сородичам, стараясь сохранить хоть небольшое поголовье оленей и домашнего скота. Именно по этой причине его объявили врагом народа и в 1937 году расстреляли без суда и следствия. В то время мать Марины Анатольевна была ещё в утробе, и потому родилась и выросла, так и не увидев своего отца. Была прилежной ученицей, работала парикмахером и пекарем.
Детство Марины Антоновой прошло в окружении заботы и любви со стороны бабушек, а их у неё было три. Одна из них – Зоя Петровна Панова. В годы Великой Отечественной войны её мужа Василия Дмитриевича Панова забрали на фронт. Больше о нём с тех пор и до сегодняшних дней ничего не было известно. И только спустя более чем полувека, когда стали открывать архивы, Марина Анатольевна наконец нашла сведения о том, что Панов Василий Дмитриевич, в бою за Родину, верный военной присяге, проявив геройство и мужество был убит 26 июня 1944 года. Похоронен в деревне Талимполлю Выборгского района. Оказалось, что похоронка была отправлена не в деревню Ларьяк, откуда и был призван Василий Дмитриевич, а на место его рождения, в деревню Колпашево Новосибирской области.
На протяжении всей жизни и до самой смерти Зоя Петровна ждала своего мужа. Она встречала все пароходы и теплоходы, самолёты и вертолёты в надежде получить хоть какую-то весточку от любимого.
Из воспоминаний Марины Анатольевны: «В День Победы моя бабушка рыдала на взрыд. До последних дней жизни, будучи парализованной, она ждала деда. Помню, мы тогда уже жили в квартире, и пока бабушка могла ходить, она выходила на балкон, снимала с головы платок и махала им. Мы думали, что бабушка сошла с ума, нам было очень неудобно, что люди о нас подумают? На самом деле, в памяти её осталась картина, как она провожала своего мужа на фронт. Куда только бабушка не обращалась, куда только не посылала запросы – все впустую. И вот, наконец, спустя долгие годы, мы нашли его. Теперь мы добиваемся того, что имя нашего деда было вписано в список погибших в годы Великой Отечественной войны на стеле нашего города».
По окончании школы Марина Анатольевна поступает в Санкт-Петербургский институт народов Севера им. А.И. Герцена. По её словам это были самые лучшие и запоминающиеся студенческие годы. Преподаватели во всем поддерживали, заботились о каждом студенте, организовывали экскурсии по ведущим музеям, знакомили со значимыми местностями города.
Окончив пединститут, молодого специалиста приглашают на работу в школу города Нефтеюганска, после чего она работала начальником отдела в БТИ, а после на конкурсной основе была принята на работу в администрацию Нефтеюганского района. Наряду с этим окончила Тюменский государственный университет по специальности экономист-менеджер.
И где бы не трудилась Марина Анатольевна, интересы коренных малочисленных народов Севера для неё были превыше всего. Так, силами общественницы в 1993 году была организована самая первая стойбищная школа в Нефтеюганском районе. Учительницей была Людмила Каюкова. Школа предполагалась быть передвижной, но детям настолько нравилось учиться, что родители из близстоящих стойбищ сами привозили ребят. К слову, по результатам обучения все дети были аттестованы на «отлично».
Не без усилий Марины Антоновой была основана и Лемпинская община, на территории которой были подняты шесть домов, построена контора и даже цех по переработке рыбы. Сразу нашлись печники и каменщики, слесари, трактористы и мотористы, технологи по обработке и засолке рыбы. Коренные жители, видя должное отношение и заботу, с большим удовольствием ловили рыбу и занимались лесозаготовкой.
В конце 90-х годов Марина Анатольевна переезжает в город Нижневартовск. И с 1999 года возглавляет Нижневартовское отделение «Спасение Югры». По словам М.А. Антоновой, это был самый сложный период в её общественной деятельности, ведь главной проблемой среди коренных народов являлась правовая защита. И это стало понятно сразу, как только активистка приступила к работе. Программы Северного фонда по городу Нижневартовску выполнялись не в полном объеме, особенно это касалось жилищного вопроса. Пришлось восстанавливать список коренных малочисленных народов Севера по городу Нижневартовску, а самое главное защищать и отстаивать программы, направленные на улучшение качества жизни северных этносов. Трудоустройство молодёжи, вопросы здравоохранения и образования, социальная тематика, рыболовство и охотоводство – за всё это Марина Анатольевна боролась не жалея сил, времени и собственного здоровья. За многолетнюю, добросовестную общественную деятельность М.А. Антонова удостоена медали «За верность Северу».
Несмотря на то, что сегодня Марина Анатольевна находится на заслуженном отдыхе, она не перестаёт заниматься общественной работой. Коренные жители, будь то городские или стойбищные всегда обращаются к ней за советом или помощью в решении различных вопросов. К слову сказать, у Нижневартовского отделения «Спасение Югры» уже давно нет своего помещения, где жители могли бы встречаться, общаться, решать насущные проблемы, организовывать и проводить традиционные праздники. А ведь в городе Нижневартовске сегодня действует Центр национальных культур, где представители разных народностей имеют возможность для проведения досуга и решения различных вопросов. Так почему же для коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не выделить равноправное помещение для работы с гражданами?
Получается что всё то, что налаживалось и отстаивалось на протяжении многих-многих лет, всё это ушло просто в никуда.
Ирина САМСОНОВА