Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Кина хӑнты ими оӑңӑн
  • Мўвев авӑты вєрӑт
  • «Легенды Торум Маа» нємпи кӑсупсы
  • Кӑсупсы питԯ
  • Рәтӑт вәԯупсы ԯавӑԯман ат тӑйԯӑт
  • ухӑң кӑсупсы вәс
  • Мойң ёха шуши мир вәԯупсы оԯӑңӑн әмӑщ уша вєрты
  • Округевн рўтьщӑты ёх ара йис
  • Хӑнты ясӑңӑн рок ар тывӑc
  • Шуши мир ариты па якты тӑхи

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Поступсэт пасыра хӑншсыйт
  • Ассамблея ёх рәпата
  • Округ кәща нє мӑнум оԯ оԯӑңӑн ясӑң тәс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ихущъяң няврєм тӑюм ими
  • Нётупсэт вәӑт
  • Оса рәпата тўвман вәԯ
  • Рәт ясӑң йиуп щирн тәӑт
  • Кәртӑң ёха йиԯуп хотӑтн ям вәԯты
  • Айԯат ёх шуши мир йис вєра вәнԯтӑԯ
  • Вой-хўԯ веԯпӑсԯӑԯӑт
  • Увӑс мир йис вєрӑт сӑмӑԯн тӑйԯӑԯԯэ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Пунси кәртӑң нє кәщая йис
  • Йис хурӑң ванԯтупсы
  • Мўң ияха катԯӑсман вәԯтэвн нємхуятн иԯԯы ӑн павӑтԯыюв!

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Рәт ясңєм сый

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Рәт ясӑң йиуп щирн тәӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясӑң йиуп щирн тәӑт

Тӑм мӑнум ўңӑн Кудымкар вошн Коми-Пермяцкой округ мўвӑн  вәсум па айат ёх рәт ясӑңа йиуп щирн вәнтӑты хӑннєхуятӑт пиа вәйтантыйсум. ыв кўтэн ӑшколая яңхты няврємӑт пӑта киникайт  хӑншты тӑхи кәща нє Надежда Нечаева пиа путрємӑсум па айке вўсум, муй щирн ыв айат ёх тӑм йисн рәт ясӑңа вәнтӑты пӑта йиуп нєпекӑт эщӑтӑт. 

– Надежда Станиславовна, муйсӑр йиуп нєпекӑт нын хӑншӑты, ән ӑшколая яңхты няврємӑт коми-пермяцкой рәт ясңеа яма вәнтӑты? 
– Мўң Кудымкар вошев информационно-методической тӑхийн ӑшколайн рәпитты нєңӑт пиа нємасыя щимӑщ поступсы вєрсўв па киникайт эщӑтсўв, мӑта утӑт хўватн рўщ ясңӑң классӑтн вәнтыйты пухӑт па эвет коми-пермяцкой ясӑңа вәнтӑты вєритўв. Тӑмхӑт   кимит класс вўш эвӑт «Рәт ясӑң культура мухты» вєр уша павӑтты питўв. Вантэ, оӑңмит классӑн ӑшколая юхӑтты ай няврємӑт веьщи ямсыева алфавита па нєпек ўңӑтты щирӑта  вәнтӑыйт.   
– Муй щирн рәт ясӑңа тӑм йисн культура мухты айат ёхўв вәнтӑты   рӑх?
– «Рәт ясӑң культура мухты» поступсы щирн, ыв сырыя коми-пермяцкой ясңӑт кимит классӑн уша вєрӑт, щи вєр юпийн хәмит классӑн словосочетанияйт ушӑңа-сащӑңа эщӑтӑт, щӑта нямит классӑн арсыр хурамӑң пред-ложенияйт ямсыева ӑкӑтты питӑт. 
– Муй пӑта нӑң учителят пиа рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑты пӑта тӑмӑщ факультативной программа вєрсӑн?
– Тӑм вєр оӑңӑн ма ар о нәмӑссум. Ма, вантэ, кўш ӑңкєм-ащєм рўщӑт па айтєн коми-пермякӑт няврємӑт кўтн єнумсум. Хән ӑшколая вәнтӑты тәсыюм, ищи-ты коми-пермяцкой классӑн вәнтыйсум па щи ясӑңӑн шєңк тәса путӑртты па хӑншты хошум. Щи вуаң вєр тумпийн, 1979-мит он Кудымкар вошн педучилища етшуптӑсум, мӑта тӑхийн ищи ыв рәт ясңе еы вәнтӑсум. Тӑм Кудымкар вошн няъяң о вәум па рәпатаем щирн коми-пермяцкой ясӑң шєңк яма па сӑмӑңа тӑйєм. Мўң учителят пиа нємасыя коми-пермяк айат ёх вәнтӑты пӑта тӑмӑщ нєпекӑт хӑнш-ўв. 2010-мит он, мўң Коми-Пермяцкой округев эвӑт  учителят Финляндия хон пєлка тәтьясыйт. Щив ма па яңхсум па тўңщирӑңа вантсум па артаӑсум, муй щирн финно-русской ӑшколаитн няврємӑт вәнтӑыйт. Финляндия хон пєлӑкн, вантэ, финской па шведской ясӑңңӑн государственной щирн ўңӑтыйт. Щӑта щи ясӑңңӑн тумпийн, ӑшколая яңхты айат ёх английской ясӑңа па вәнтӑыйт. Ма щирємн, мєт вуаң вєр – щит хән Финляндияйн няврємӑт айтєн рўщ ясӑңӑн лупты па хошӑт. Щи вєр тәты пӑта ыв хущеа учителят вәӑт па рәпитӑт. Хән мўң арсыр ӑшколаитн вәсўв па вантсўв, муй щирн ай пухӑт па эвет ар мир ясңӑта и апӑт мӑр тўңщирӑңа вәнтӑсыйт, щи щосӑтн ма щимӑщ нумӑсн щи юхӑтсыюм, хуты округевн ищиты мўң айат ёхўв рәт мир ясңеа рўщ ясңуп ӑшколаитн вәнтӑты яма рӑх.
Па хон пєлӑкн, вантэ, муйкєм аршӑк мир ясӑңӑн хӑннєхә путӑртты хош, щи арат ўв єпӑн вәты хӑннєхуятӑтн сӑмӑңа тӑйты пита па ищи кўрумн и рәпата эвӑт па тӑхия мӑнты вєрит. Арсыр мирӑт ясӑң вәйтты хә муй нє ёшн-кўрн рәпитты ищипа ӑн пит. ўв ух веман кашӑң ай муй вәншӑк вєр эщӑтты вєрит па щит пӑта ям вәупсы щира пит. Тәп щит пӑта па хон пєлӑк ӑшколаитн няврємӑт арсыр мир ясңӑта па сыр-сыр вәты-хоты щирӑта яма вәнтыйԯӑт.          
– Мӑта о вўш эвӑт нӑң «Рәт ясӑң культура мухты» айат ёх ӑш-колайн вәнтӑты вєр тәты питсӑн па муйсӑр хӑннєхуятӑт пиа щит тўңщирӑңа па ушӑңа-сащӑңа эщӑтсӑн?
– Финляндия хон пєлӑк эвӑт юхӑтмємн о мӑр нәмӑссум, муй щирн мўң рўщ ясңуп ӑшколаитн щи вєр рӑх вєрты, ән ищиты комипермяцкой рәт ясңева айат ёхўв вәнтӑты ат вєритсўв. Щит пӑта сырыя вошӑң учителят ияха ӑкӑтсум па уша павӑтсум, хуты юхи хӑщум оӑтн рәт ясӑңа вәнтӑты вєрӑт мӑнӑт. Еша ӛхӑтшӑк, 2011-мит он, мўң и нумӑс вєрсўв па йи-уп факультативной программа эщӑтсўв, хута «Рәт ясӑң культура мухты» вәнтӑты щирӑт нєпека нух хӑншсўв. 
Тӑм йисн, вантэ, коми-пермяцкой ясӑң, ӑшколайн вәты поступсэт  щирн, тәп факультатив унтасн уша павӑтты рӑх. Мєт оӑңӑн кимит, хәмит па нямит классӑтн вәнтыйты няврємӑт пӑта йиуп хурӑң киникайт хӑншсўв. Кашӑң щимӑщ киникая нєпекӑт эщӑтсўв, ән няврємӑт щитӑт хущи уша вєрум ясңӑт нумӑс щирн нух хӑншты ат вєритсӑт. Тӑта мосванӑн ветмит па хәтмит классӑт пӑта ищиты вәнтыйты киникайт мўң хущева єтсӑт. Айат ёхўв шєңк әмща рәт ясңе тӑйӑт па вещката ўве вәнтӑӑт. Ма нәмӑстємн, шєңк мосты вєр ыв пӑтэа мўң вєрсўв.
 
 
Владимир НОСКИН

Обучение родному языку через культуру

В июле 2015 года в городе Кудымкар Коми-Пермяцкого национального  округа я взял интервью у руководителя Информационного методического центра Надежды Станиславовны Нечаевой. Мы побеседовали с ней о том, как в настоящее время ведется обучение родному языку в школе и какие мероприятия в связи с этим проводятся ими  сегодня.

 – Надежда Станиславовна, расскажите о том, как в обычных средних общеобразовательных школах Вы и Ваши коллеги обучают детей родному коми-пермяцкому языку?

–Поскольку одной из целей нашей работы считается методическое сопровождение в школах, то мы с коллегами создали сначала программу «Язык через культуру», а потом подготовили тетради для изучения коми-пермяцкого языка в обычной русскоязычной школе. Сегодня все дети на факультативном уроке или на дополнительных занятиях изучают этот новый предмет, начиная со 2 класса, так как в 1 классе они знакомятся с алфавитом и только начинают читать на русском языке.

–Как построена у Вас эта программа изучения языка через его культуру?

–Она построена у нас концентрическим способом: во 2 классе учащиеся сначала изучают слова, в 3-ем переходят к словосочетаниям, а уже в 4-ом начинают самостоятельно составлять предложения.

–Надежда Станиславовна, расскажите о появлении такой идеи у Вас, почему Вы решили обучать детей коми-пермяцкому языку через культуру народа?

–У меня появилась эта идея в связи с тем, что я сама выросла среди коми-пермяцких детей, хотя мои родители русские. Затем, когда училась в школе, то попала в коми-пермяцкий класс, где научилась этому языку. Кроме того, в 1979 году я закончила Кудымкарское педагогическое училище, где тоже проходила обучение коми-пермяцкому языку. А вообще в городе Кудымкаре живу уже 40 лет. Что еще заставило меня вместе с моими коллегами написать именно такую работу для обучения учащихся школ нашего национального округа родному коми-пермяцкому языку через народную культуру? Наверное, то, что я в 2010 году побывала в Финляндии. Наша делегация ездила туда посмотреть, как обучают детей в финно-русской школе. Их метод обучения языкам очень интересен. Государственными у них являются финский и шведский, они обучаются также английскому, как языку международного общения. Кроме того, финские школьники изучают русский язык, как язык сопредельного государства. Изучение вот этого количества языков сегодня и определяет успех образования в мире вообще и соответственно высокий уровень жизни. Возвратившись оттуда, я поняла, что надо реализовать что-то из того, что там увидела. И вот в 2011 году у нас появилась программа и первая тетрадь для обучения второклассников коми-пермяцкому языку через культуру. Чуть позже мы с группой учителей создали программы и тетради для 3 и 4 классов. Сегодня есть тетради уже для учащихся 5 и 6 классов. Я думаю, что понадобятся и другие пособия для изучения родного коми-пермяцкого языка через культуру.

Владимир Енов 

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 3 (3447)
11.02.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика