Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўв нётԯыйт
  • Рәпатайт артаӑты кәща хә айкеӑт
  • Оса тӑхия йиԯуп кәща пирисы
  • 511 хуят рәт ясӑң вәты вєр вантӑс
  • Путрӑт хӑншты ёх кәртӑта яңхсӑт
  • Мир кинайт вантсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Хуйтат яма вәԯты ԯӑңхаԯӑт – рәпитԯӑт
  • Хӑнты нє вәԯупсы
  • Мўң Касумн вәўв
  • Ух әптӑԯ нувия ювум ими
  • Хӑнты щирев вәтшӑты ӑн рӑхԯ
  • Шовӑр веԯты хә эви
  • Ма хӑнты мирєм пух
  • Няврємӑт пурмӑсӑт вєрты вәнԯтӑԯ
  • Икеԯ пиԯа хӑнты мир вєрӑт еԯԯы тәԯ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты имет каркамӑт
  • Тыӑщ поры

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Вуԯаң нєпек йиԯуп ясңӑт оԯӑңӑн

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)

Вы здесь

Главная » Хӑнты щирев вәтшӑты ӑн рӑхԯ
  • Хантыйский
  • Русский

Хӑнты щирев вәтшӑты ӑн рӑхԯ

Анжела Обирина юганской хӑнтэт эвӑт вә. ўв Сәрхан районӑн Каюково кәртӑн сєма питӑс. Эви опрӑщ нєм Караева вәс. Ԯўв ая вәԯум пурайԯ оԯӑңӑн щиты путӑртӑԯ:

– Ма аңкаңкєм-аңщащєм хуща єнумсум. Мўң Епаркины вәнт шушийн вәсўв, Негусьях юхан хонӑңӑн. Аңкаңкєм Анна Николаевна Бисаркина интӑм 80 муԯтас тӑԯа йис, ԯўв эви опращ нємԯ Каймысова, Угут кәртӑн вәԯ. Ма ԯўв хущеԯа иса юхтыйԯԯум. Ай пура вўш эвӑԯт ԯўв мӑнєм ёнтты вәнԯтӑсԯэ. Иса путӑртӑс, муй щирн мойң хотн па юԯн тўңщирӑңа вәԯты мосԯ. Ин ԯўв ӑн ёнтӑсԯ, сємңӑԯ вевтама йисңӑн, тәп иса мӑнєм хӑнты йис вєрӑта вәнԯтӑԯԯэ.  
Аңщащєм Егор Николаевич Бисаркин, вой-хўԯ веԯпӑс хәя вәс. Ар пўш ԯўв ям рәпатайԯ пӑта ишӑк нєпекӑтн па мойԯупсэтн мойԯыйԯсы, «Ветеран труда» нєм тӑйс. Ԯўв ищи арсыр йис хӑнты вєрӑт тәс па арӑт тәса арийс. Аңщащєм пўпи якты хот арӑт яма вәсԯэ. Па хон пєлӑк мўвӑт эвӑԯт ԯўв хущеԯа мойң ёх юхтыйԯсӑт па арԯаԯ нух хӑншсыйт. 
Хән мўң интерната вәнԯтыйԯты тәсыюв, мўң нәмӑссўв, хуты па ӑн питԯўв хӑнты вєра кўншємӑты. Вантэ, рўщ щирн вәԯты питсўв, муя па мўңева щи вєрӑт мосԯӑт? Хәнты аңкаңкєм путӑртыԯӑс: «Иса муйсӑр йис пурмӑсӑт тӑйԯум, нынана хӑйԯӑԯԯам». Мўң нәмӑссўв: «Муя мўңева щитӑт мосԯӑт?»
Ин па муйкєм оԯԯам ара йиԯӑт, щикєм хӑнты ясңєм, хӑнты вєрӑт па йис пурмӑсӑт мӑнєма мєт мосмӑтԯӑт па сӑма рӑхԯӑт. Щи тумпи ма шўкщӑты тӑхийн рәпитты питсум па мӑнєма щит вєра мосты питӑс. Хуԯна пирӑщ хуятӑт ԯыԯӑңӑт, ԯыв эвӑԯтэԯа хӑнты йис вєрӑт оԯӑңӑн уша павӑтты мосԯ». 
Анжела Егоровна рәпата тӑхеԯн няврємӑт арсыр шуши вєрӑта вәнԯтӑԯ, сӑк эвӑԯт хурамӑң пурмӑсӑт кӑрӑтты, хӑнты хурамӑт уша вєрты. Итәх па мир  няврємӑт щи оԯӑңӑн иса уш ӑн тӑйԯӑт. Хӑнтэт эвӑԯт пӑԯԯӑт. Ӑңкиԯаԯн-ащиԯаԯн пӑԯтаптӑԯыйт: «Хәԯӑнтты ӑн питԯӑты ки, хӑнтэт юхӑтԯӑт, нын катӑԯԯыйты». Хән хӑнтэт оԯӑңӑн ямсыева уша вєрԯӑт па шиваԯӑԯӑт, муйсӑр хурамӑң пурмӑсӑт ԯыв тӑйԯӑт па вєрты хошԯӑт, щи юпийн па щирн шуши мир пєԯа вантԯӑт. Анжела Егоровна нәмӑсԯ, хӑнты хӑннєхуятӑта мосԯ ԯыв миреԯ оԯӑңӑн па мирӑт няврємӑта муй па вән хуятӑта иса путӑртты. Муйкєм ԯыв аршӑк хӑнтэт оԯӑңӑн вәты питԯӑт, щикєм кўтэԯн яма вәԯԯӑт. 
Вєрӑнтты па шўкщӑты хотн няврємӑт пӑта ԯыв арсыр тӑхет пўншсӑт. Айԯат ёх сӑк эвӑԯт арсыр әмӑщ щўңкиет кӑрӑтԯӑт, тунты пиԯа рәпитԯӑт. Тунты пиԯа рәпитты пушхӑт Виктория Викторовна Карчина (Лапцуй) вәнԯтӑԯ. Щив ар пух яңхӑԯ, ԯывеԯа арсыр шуши мир пурмӑсӑт вєрты ищи әмща вәԯ. Оԯңӑԯн сӑк кӑрӑтты кӑт пух яңхӑс, ӛхӑт ԯыв тунты вєрты вўянтсӑт.  
Анжела Егоровна путӑртӑԯ, хуты ԯыв пушхӑт йис щирн арсыр хӑнты пурмӑсӑт вєрты вәнԯтӑԯӑт. Муй иты катра пурайн щитӑт вєрсыйт, няврємӑт ищиты ат вәнԯԯӑт. Ԯәԯн йис вєр аԯ вәшӑс. Щит пӑта ԯыв нємасыя вәнт шушет муй ай кәртӑт эвӑԯт шўкщӑты ёх ԯыв хущеԯа вохԯӑт, ԯәԯн ԯыв ат ванԯтӑсӑт, муй щирн тўңщирӑңа па мосты щирн ёнтты муй па муԯты вєрты мосԯ. Тӑм йисн итәх хуятӑт хӑнты ԯәмӑтсухӑт, муй па пурмӑсӑт рўщ щирн ёнтԯӑт па вєрԯӑт, сыр-сыр ӑн мостӑты хурамӑт щив кӑрӑтԯӑт. Щиты айкємн хӑнты щирев щи вәтшӑԯэв. Анжела Егоровна лупӑԯ, хуты тӑм йисн сәрханԯ мўв хӑнты имет шєңк ар сӑк ернаса ёнтԯӑт: «Катра пурайн нєңӑт щи арат сӑк ернаса ӑн ёнтсӑт па щи арат сӑк хән вәс. Аңкаңкєм лупты щирн щимӑщ ернӑс ӑн па вантӑсԯ». 
Ин ԯыв кашӑң оԯ «Хӑнты хурасӑт» нємпи ванԯтупсы ԯэщӑтԯӑт, хута тәп хӑнты щирн вєрум пурмӑсӑт ванԯтӑԯӑт. Щив вәнтӑн муй ай кәртӑтн вәԯты хӑннєхуятӑт тӑйты утԯаԯ тәԯӑт. Щит пӑта нємасыя хурӑт хӑншты па шўкщӑты ёх пирисӑт, ԯыв вантԯӑт, муй щирн ернас, вей муй моԯщаң ёнтман муй па пурмӑс вєрман вәԯ. Мосты щирн щит вєрман ки вәԯ муй па катра йис пурмӑс, веԯьщи ванԯтупсыя вўԯэԯ. Оԯӑңӑн ԯывеԯа ԯавӑрт вәс, мир йиԯуп щирн арсыр вєрум ут щив тәсӑт. Ин ищи пириты питсӑт, тәп мосты пурмӑсӑт мӑԯӑт. Итәх хоттєԯ ёх пурмӑсԯаԯ щив тәты ӑн ԯӑңхасӑт, путӑртсӑт: «Муя щит мўңева мосԯ? Муй мўң щит эвӑԯт ёша павӑтԯўв? Тывеԯт-тухеԯт яңхты щом хән тӑйԯўв». Ӛхӑт айԯтыева тӑм вєр щи тўңматӑс. Оԯӑңӑн и хоттєԯ ёх пурмӑсԯаԯ тәсӑт, па оԯ па хуятӑт юхӑтсӑт. Интӑм няԯ-веткєм хоттєԯ ёх юхтыйԯԯӑт, арсыр ут ванԯтупсыя тәтьԯяԯӑт. Тӑм ванԯтупсы нємасыя тӑԯ пурайн вєрԯӑт, ԯәԯн хӑнтэта яңхты кєн вәс, щи пурайн ӛшӑт хуԯна такӑт. Кӑт тыԯӑщ мӑр щи вєр йиԯ, щив няврємӑт, вән хуятӑт юхтыйԯԯӑт, вантԯӑт, хӑнты вәԯупсы оԯӑңӑн уша вєрԯӑт. Ԯыв пӑтэԯа щит шєңк әмща вәԯ. 
Тӑм хурасӑң хӑнты нєңие сӑма рӑхӑс. Рәт мирӑԯ па тәс щирн шўкщӑты вєр оԯӑңӑн шєңк тыштӑԯ, ԯәԯн мўң хӑнты йис вєрԯўв нартамԯы хуԯтпєԯы аԯ вошсӑт. Ма нәмӑсԯум, ԯўв рәпатайԯ әхтыйн хӑнты мирев па шуши культура вєр пӑта ар ям ут вєрԯ. Тӑԯаң ёш, тӑԯаң кўр ԯўвеԯа лупты ԯӑңхаԯум.
Надежда Вах
 

Нельзя потерять хантыйские традиции

Анжела Егоровна Обирина юганская ханты, родилась в деревне Каюково Сургутского района. Девичья фамилия её Караева. Она рассказывает о себе:

 – Меня воспитывали бабушка с дедушкой. Мы жили в юртах Епаркины, это Негусьях – Соболиная речка. Моей бабушке сейчас 81 год, зовут её Анна Николаевна Бисаркина, девичья фамилия Каймысова. Живёт она в посёлке Угут. Мы часто к ней приезжаем. Бабушка сейчас не шьёт, у нее плохое зрение, но она с нами делится всем. С детства она приучала нас шить, передавала нам свои знания, учила соблюдать традиции, как нужно вести себя в гостях, как нужно вести себя дома. Всё это у нас шло от бабушки.

Дедушка Егор Николаевич Бисаркин, был рыбаком-охотником, много раз его награждали за хорошую работу, он ветеран труда. Он знал много разных песен, традиции, обряды. К нему на стойбище приезжали иностранцы и записывали у него старинные песни. Так же он пел песни, которые поют на медвежьих игрищах.

Когда мы поехали учиться в школу-интернат, мы тянулись к современной жизни, думали, что нам больше никогда не пригодятся знания о традиционной культуре, что мы этим никогда не будем заниматься, и как-то всё это будет забыто.

Это было до тех пор, пока я не стала работать в центре ремёсел. Перед нами была поставлена задача, сохранить родное, традиционное искусство. Я стала спрашивать об этом у бабушки, и постоянно узнаю что-то новое. Когда мы росли, мы этим не сильно интересовались, не спрашивали. Сейчас стали понимать, что пока старики живы, надо брать у них информацию, записывать, сохранять. Я очень рада, что мы возвращаемся к своим корням. Я помню, как нам бабушка говорила, что всё что у неё есть, всё это останется нам. У неё  столько разных старинных вещей было. А мы думали, что зачем нам это всё  нужно? Сейчас я начинаю понимать, что это очень ценные вещи, на которые мы в детстве не обращали внимания. Что-то уже по музеям раздали, раздарили. А с годами приходит понимание, что надо это беречь, сохранять, что это всё нужно для нас.

Анжела Егоровна работает в центре ремёсел в г. Лянтор (сейчас это хантыйский этнографический музей), учит детей, как правильно нужно работать с бисером, знакомит их с хантыйским орнаментом, рассказывает о хантыйской культуре. Многие современные дети не имеют об этом никакого представления, они боятся хантов. Родители их запугивают: «Будешь баловаться, тебя ханты заберут». Поэтому у них такое негативное представление о народе. А когда им начинают рассказывать о ханты, они удивляются, какой это трудолюбивый и мастеровой народ. Что это все эти разные красивые вещи сделаны их руками. У детей потом появляется другое отношение к коренному народу. Поэтому Анжела Егоровна говорит своим детям: «Мы сами должны им рассказывать о нас. Как мы расскажем, покажем, так они и будут относиться к нам». Чем больше люди других национальностей будут знать о народе ханты, тем и отношения между людьми будут лучше.

В центре открыто много кружков для детей. Дети учатся плести изделия из бисера, работают с берестой. Работе с берестой их учит Виктория Викторовна Карчина (Лапцуй), она сама учится и их учит. Пока о простых вещах рассказывает, об орнаментах, делают ножны для ножей, табакерки. Сначала думали, что дети не будут ходить, а, оказывается, это им интересно, много мальчиков ходит. Два мальчика ходили сначала на бисер, но потом тоже решили заняться берестой.

Анжела Егоровна рассказывает, что они часто приглашают мастеров из посёлка или тех, кто живёт на стойбищах, проводить мастер-классы. Стараются делать всё так, как говорят и показывают они, чтобы не было никаких расхождений с традиционным искусством. Недавно работники центра ввели еще одну интересную выставку «Хантыйские мотивы», где стали  работать с теми, кто работает на дому. Создали специально для этого художественный совет, куда входят и художники, и местные ханты. Когда принимают вещи, на совете решают, что нужно для выставки, традиционное это изделие или нет. В первое время было сложно, потому что люди несли всё подряд. И обидеть никого не хотелось, народ вёз вещи из леса, со стойбищ. А сейчас они стали понимать, что от них требуется. Они и малицы, и обувь приносят в центр ремёсел. Жюри смотрят, оценивают, награждают. Такие выставки проводятся каждый год. Участвуют только ханты. Анжела Егоровна говорит, что в первое время их тяжело было собрать, а сейчас легче с ними работать. Эта выставка была специально организована зимой, чтобы была возможность привести вещи на «буранах». Выставка длится два месяца. За это время посмотреть изделия приходят дети со всех школ, со школы искусств, с детских садов. И взрослые со своими детьми приходят. Именно через эту выставку они знакомятся с традиционной культурой ханты.

В первое время было сложно, люди отказывались, говорили:  «Зачем это нам? Что нам от этого? Нам некогда, везти, потом забирать». Но всё-таки, сначала одна семья привезла, потом ещё семьи подтянулись. В этом году уже было несколько семей, 4 или 5 участвовало. Они везут не по одному изделию, а много и с каждым годом они привозят всё больше. Без стимула не обходится, работники центра стараются им дарить подарки, чтобы как-то привлечь.

– Мы хотим, чтобы народ увидел это, - говорит собеседница. - Через два месяца они свои вещи забирают обратно. Этими вещами они пользуются в повседневной жизни, все сшито традиционным способом, вышито традиционными узорами. Если для выставки использовать только новые вещи, это лишняя трата времени и материалов. Иногда бывает, что сдают очень старинные вещи. Мы принимаем, потому что хочется показать это людям. Старинные вещи больше ценятся.

В лесу много таких вещей, которые сшиты строго по канонам. Как это было положено шить раньше. На подоле шьют полоску красного цвета и полоску бисера. Или такого же размера, как полоска ткани, или чуть больше. Сейчас на платья женщины шьют много бисера, раньше этого не было. Как говорит моя бабушка: «Это некрасиво». И сейчас это для нас проблема. Как переубедить, что нельзя шить столько бисера на платье. Пытались мы это объяснить, но нас современные женщины не понимают. Сейчас пошла мода, чем шире полоска, значит тем искуснее мастерица, что она хорошая невеста. Каждый год приезжаю на Слет рыбаков и охотников, у женщин полоса из бисера все шире и шире становится. Невесты хотят, чтобы их заметили. Каждая хочет показать себя, что я ещё лучше, у меня полоса ещё шире. Они к этому Слёту готовятся заранее, шьют, чтобы на Слет приехать и других удивить, «Вот какая я мастерица!».

Эта красивая хантыйская женщина пришлась мне по душе. Очень она переживает за свой народ, за свою культуру, чтобы наше традиционное искусство не потерялось и не исчезло во времени. Хочется пожелать ей успехов в этом нелёгком деле.

Надежда Вах 

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 5 (3449)
10.03.2016

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика