- Хантыйский
- Русский
Хӑнты имет каркамӑт
Основоположники Лянторского музея
Об основоположниках Лянторского хантыйского этнографического музея мне довелось узнать во время беседы с его директором Еленой Азимовной Подосян. Она подчеркнула, что сам музей возник в 1989 году по решению Совета депутатов посёлка Пим и при содействии нынешнего депутата окружной Думы Еремея Айпина, а также депутатов Сургутского района. Но всё же его основу стали создавать простые люди: художник Александр Куликов и рыбак-охотник Анатолий Субботин.
– Елена Азимовна, что Вы можете рассказать о самых первых основателях Вашего Лянторского хантыйского этнографического музея?
– Наш музей создавался не на пустом месте, в 1988 году, здесь произошла реорганизация строительного треста «Эстондорстрой». В нем работал художником-оформителем Александр Куликов. Мы только недавно узнали от его родственников, что он умер. В силу того, что Александр Куликов ездил и оформлял рисунками места нефтедобычи, он напрямую контактировал с местными жителями. Раньше этот человек всегда говорил: «Когда я попадал в незнакомые места, то всегда старался изучить культуру неизвестного мне народа». И вот он стал беседовать с нашими пимскими ханты. На тот момент все, кто вёл традиционный уклад жизни, еще занимались народными промыслами. Ему каждый раз, после очередной встречи, что-то дарили. Когда же он собирался уезжать отсюда, то у него уже было 22 предмета этнографии. Тогда этот человек принял мудрое решение: ведь в Эстонии никто не обратит внимания на эти предметы народного промысла, выполненные с душою. Все они были созданы людьми, так как их учили деды и прадеды. И Александр Куликов отдал эти вещи в спортивно-культурный комплекс посёлка Пим. Однажды у нас проходил праздник и местное начальство, увидев эти экспонаты, решило создать здесь хантыйский этнографический музей.
– А что Вы можете рассказать о втором человеке, который тоже внес немалую лепту в создание Вашего музея?
– В нашем посёлке Пим раньше жил Анатолий Субботин. К сожалению, тоже умер. Он приехал сюда сразу же после войны, женился и поселился в этом хантыйском поселении. Говорят, что языка в совершенстве не знал, но всё же постоянно общался с коренными жителями. Местные люди приняли его за своего человека, так, как он лучше всех понимал все их жизненные проблемы. Анатолий Субботин всегда говорил: «Никогда не надо брать из лесу больше того, чем ты можешь съесть вместе со своей семьей. Потому что тем поколениям, которые будут жить после нас, тоже нужно что-то оставить». Однажды весной он заболел, а все мужчины уехали на рыбалку и охоту. В это время в посёлок забрела раненая медведица с двумя медвежатами и запуталась в сетях, развешанных для просушки. Женщины растерялись и подняли крик, а Анатолий Субботин пристрелил разъяренную медведицу. Он объяснил людям, что, во-первых, она была ранена, во-вторых, только что недавно родила своих медвежат, а в-третьих, могла запросто накинуться на жителей поселения. Позже Анатолий Субботин решил сделать из этой медведицы чучело. Одного медвежонка он взял себе, а другого забрали на стойбище. С этого времени Анатолий стал мастерить разные чучела из животных-подранков, которых уже невозможно было вылечить. Как только у нас открылся музей, он передал 150 единиц таксидермии животных, зверей и птиц.
Именно с этих двух прекрасных коллекций Александра Куликова и Анатолия Субботина начал существовать наш Лянторский этнографический музей.
Владимир Енов