Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўв нётԯыйт
  • Рәпатайт артаӑты кәща хә айкеӑт
  • Оса тӑхия йиԯуп кәща пирисы
  • 511 хуят рәт ясӑң вәты вєр вантӑс
  • Путрӑт хӑншты ёх кәртӑта яңхсӑт
  • Мир кинайт вантсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Хуйтат яма вәԯты ԯӑңхаԯӑт – рәпитԯӑт
  • Хӑнты нє вәԯупсы
  • Мўң Касумн вәўв
  • Ух әптӑԯ нувия ювум ими
  • Хӑнты щирев вәтшӑты ӑн рӑхԯ
  • Шовӑр веԯты хә эви
  • Ма хӑнты мирєм пух
  • Няврємӑт пурмӑсӑт вєрты вәнԯтӑԯ
  • Икеԯ пиԯа хӑнты мир вєрӑт еԯԯы тәԯ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты имет каркамӑт
  • Тыӑщ поры

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Вуԯаң нєпек йиԯуп ясңӑт оԯӑңӑн

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)

Вы здесь

Главная » Хӑнты имет каркамӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Хӑнты имет каркамӑт

Сәрхан район Лянтор вошн ар о мӑр Пим юхан хӑнтэт йис пурмӑсӑт ӑкӑтты хот вә па рәпит. Щит пӑта ма щи тӑхи кәща нє Елена Азимовна Подосян пиа сырыя вәйтантыйсум па тӑм хӑнты мир пӑта пўншум музей оӑңӑн путӑртсумн. 
– Елена Азимовна, сырыя нӑң лупсӑн, муй щирн нын Лянтор вош  музей хотн 26 о юхы Александр Куликов па Анатолий Субботин мойум пурмӑсӑт па вой хурасӑт унтасн эщӑтсӑты. Муй пӑта нын ўве хӑнты мир музей хота нємӑтсӑты?
– Катра Лянтор вош Пим вош нєм тӑйс. Тӑта рәпитум вошӑң кәщайт ыв кўтэн путрємӑсӑт па щимӑщ нумӑсн юхӑтсыйт: «Мўң хуыева Пим юхан хӑнтэт мўвн вәўв, щӑта музей вєрты щирн ияха ӑктум пурмӑсӑт муй арсыр вой хурасӑт ищи тӑм мўв эвӑт ияха вошева тәсыйт па щит пӑта хантыйской этнографической тӑхия тӑм хот аьщӑты мос». Щиты мўң музеев тывӑс па ин 26-мит о яма вә па рәпит. 
– Муй щирн юхи хӑщум оӑтн арсыр йис пурмӑсӑт ӑкӑтӑты?
– Ма щирємн, юхи хӑщум оӑтн музей хотэва арсыр йис пурмӑсӑт хӑнты ёхўв эвӑт ӑкӑтты шєңк авӑртӑңа йис. Хӑнтэт щикўш рәт щирн тӑйты вәнт кәртӑтн вәӑт, рәт ясӑңӑн путӑртӑт. Тәп нємуты пурмӑс юх па тунты эвӑт тўңщирӑңа вєрты ӑн вєритӑт. Ин тәп вошӑң ремёслайт Центр хот хущи тәса па хурамӑңа эщӑтум хӑнты мир анӑт-сәнӑт муй па пурмӑсӑт шиваӑты рӑх. Мўң Лянтор вошев пўңӑн рәт мўвӑн Клим Кантеров хоттє ёха пиа вә. Тӑта мосванӑн ўв ӑңке музей хотэв пӑта нянь вєрты кәр эщӑтӑс. Щит пӑта Клим ищи кўрўмн мўң пиэва кәр омӑсты тынӑ пӑта путӑртӑс. Муй мос кәр вєрты пӑта, щит иса тыв тәс па тәп щи нянь кәрӑ ищипа ўв ӑңкеӑн ямсыева вєрса. Клим ԯўв рәпатай пӑта тәп вух ёша павтӑс. Ма ўвеа ӛхӑт щиты лупсум: «Ин нӑң ӑңкен ими тумтак па муты вєр иса вєрты хош. Нӑңена па щи катра вєрӑта ямсыева вәнтыйты мос». ўв па щит пєы иса каш ӑн тӑй. 
– Елена Азимовна, муй нӑң щимӑщ вєрӑт оӑ-ңӑн лупты вўтьщӑӑн?
– Ма вўтьщӑум лупты, хуты тӑм йисн єнумты хӑнты айат ёх иса ыв мире пурмӑсӑт вєрты ӑн хошӑт па итәх щосн ӑн ӑңхаӑт. 
– Хӑнтэт кўтн, апа, муты вєрӑнтты хӑннєхуятӑт тӑм йисн хӑщсӑт? 
– Тәп муртӑң ёх, вантэ, вәӑт. Вәнашӑк ювум хӑнтэт эвӑт, щит Яков Данилович Нимперов. ўв вәтща щирн кўш сыр-сыр нарӑсъюх, кўш арсыр вєрӑтн мосты пурмӑс иса эщӑтты вєрит. Щӑта па ўв име, Анисья Андреевна, шєңк тәса па хурамӑңа хә муй нє әмӑтсухӑт ёнтты хошӑ. Щи ёх тумпийн, вәнт кәртӑн иса атэт щирн Анна Петровна  Нимперова вә. ўв, апа, ин апӑтъяң мутас оӑта йис па ищипа юн ёнтӑс, йиңкӑн муй вәнтӑн иса вепӑсуман яңхӑ. Щи ими вәты вән кәртӑа ки юхӑтӑн, әмӑщ вантты, хуты ўв хущеа шєңк сыстам. Иикє хўвн ӑнтәма ювма, ўв па вәтща щирӑн ар няврємӑң хотӑ тӑйс па пуха муй эвиа єнмӑтӑс. Итәх пурайн хӑннєхуятӑт лупӑт, хуты ай кәртӑтн вәты рўщ имет шєңк каркамӑт, ма па ән тӑм нєңӑт оӑңӑн тӑмиты путӑртсум: «Хӑнты имєт хәум пўш каркамшӑкӑт»!
– Елена Азимовна, муй арат пурмӑс нын музей хотн хущи тӑйӑты?
– Мўң кӑтхущьяң вантупсы эщӑтты арат хӑнты мир пурмӑс тӑйўв, щит: хә муй нє әмӑтты сухӑт, анӑт-сәнӑт, сыр-сыр вой па хў хурасӑт, вепӑс пурмӑсӑт па па утӑт. Тӑмӑщ музей мўңева вєра мос!
 
Владимир Енов

 

Основоположники Лянторского музея

Об основоположниках Лянторского хантыйского этнографического музея мне довелось узнать во время беседы с его директором Еленой Азимовной Подосян. Она подчеркнула, что сам  музей возник в 1989 году по решению Совета депутатов посёлка Пим и при содействии нынешнего депутата окружной Думы Еремея Айпина, а также  депутатов Сургутского района. Но всё же его основу стали создавать простые люди: художник Александр Куликов и рыбак-охотник Анатолий Субботин.

– Елена Азимовна, что Вы можете рассказать о самых первых основателях Вашего Лянторского хантыйского этнографического музея?

– Наш музей создавался не на пустом месте, в 1988 году, здесь произошла реорганизация строительного треста «Эстондорстрой». В нем работал художником-оформителем Александр Куликов. Мы только недавно узнали от его родственников, что он умер. В силу того, что Александр Куликов ездил и оформлял рисунками места нефтедобычи, он напрямую контактировал с местными жителями. Раньше этот человек всегда говорил: «Когда я попадал в незнакомые места, то всегда старался изучить культуру неизвестного мне народа». И вот он стал беседовать с нашими пимскими ханты. На тот момент все, кто вёл традиционный уклад жизни, еще занимались народными промыслами. Ему каждый раз, после очередной встречи, что-то дарили. Когда же он собирался уезжать отсюда, то у него уже было 22 предмета этнографии. Тогда этот человек принял мудрое решение: ведь в Эстонии никто не обратит внимания на эти предметы народного промысла, выполненные с душою. Все они были созданы людьми, так как их учили деды и прадеды. И Александр Куликов отдал эти вещи в спортивно-культурный комплекс посёлка Пим. Однажды у нас проходил праздник и местное начальство, увидев эти экспонаты, решило создать здесь хантыйский этнографический музей.

– А что Вы можете рассказать о втором человеке, который тоже внес немалую лепту в создание Вашего музея?

– В нашем посёлке Пим раньше жил Анатолий Субботин. К сожалению, тоже умер. Он приехал сюда сразу же после войны, женился и поселился в этом хантыйском поселении. Говорят, что языка в совершенстве не знал, но всё же постоянно общался с коренными жителями. Местные люди приняли его за своего человека, так, как он лучше всех понимал все их жизненные проблемы. Анатолий Субботин всегда говорил: «Никогда не надо брать из лесу больше того, чем ты можешь съесть вместе со своей семьей. Потому что  тем поколениям, которые будут жить после нас, тоже нужно что-то  оставить». Однажды весной он заболел, а все мужчины уехали на рыбалку и охоту. В это время в посёлок забрела раненая медведица с двумя медвежатами и запуталась в сетях, развешанных для просушки. Женщины растерялись и подняли крик, а Анатолий Субботин пристрелил разъяренную медведицу. Он объяснил людям, что, во-первых, она была ранена, во-вторых, только что недавно родила своих медвежат, а в-третьих, могла запросто накинуться на жителей поселения. Позже Анатолий Субботин решил сделать из этой медведицы чучело. Одного медвежонка он взял себе, а другого забрали на стойбище. С этого времени Анатолий стал мастерить разные чучела из животных-подранков, которых уже невозможно было вылечить. Как только у нас открылся музей, он передал 150 единиц таксидермии животных, зверей и птиц.

Именно с этих двух прекрасных коллекций Александра Куликова и Анатолия Субботина начал существовать наш Лянторский этнографический музей.

Владимир Енов 

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 5 (3449)
10.03.2016

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика