Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўв нётԯыйт
  • Рәпатайт артаӑты кәща хә айкеӑт
  • Оса тӑхия йиԯуп кәща пирисы
  • 511 хуят рәт ясӑң вәты вєр вантӑс
  • Путрӑт хӑншты ёх кәртӑта яңхсӑт
  • Мир кинайт вантсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Хуйтат яма вәԯты ԯӑңхаԯӑт – рәпитԯӑт
  • Хӑнты нє вәԯупсы
  • Мўң Касумн вәўв
  • Ух әптӑԯ нувия ювум ими
  • Хӑнты щирев вәтшӑты ӑн рӑхԯ
  • Шовӑр веԯты хә эви
  • Ма хӑнты мирєм пух
  • Няврємӑт пурмӑсӑт вєрты вәнԯтӑԯ
  • Икеԯ пиԯа хӑнты мир вєрӑт еԯԯы тәԯ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты имет каркамӑт
  • Тыӑщ поры

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Вуԯаң нєпек йиԯуп ясңӑт оԯӑңӑн

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Вуԯаң нєпек йиԯуп ясңӑт оԯӑңӑн
  • Хантыйский
  • Русский

Вуԯаң нєпек йиԯуп ясңӑт оԯӑңӑн

Ас угрӑт вәԯупсы, история па рәт ясӑң катра йис вўш эвӑԯт па хон пєлӑкн вәԯты финно-угрӑт вәнԯтӑԯӑт. Щи мир эвӑԯт мєт сыры Увӑс мўва 1843-1845-мит оԯӑтн финн М.А. Кастрен па венгр А. Регули юхтыйԯсӑңӑн, щи пурайн ԯын вухаԯь ясңӑт па путрӑт нєпека хӑншсӑңӑн. Щи юпийн щит вєртыя венгр ики Б. Мункачи тыв юхтыԯӑс. 1950-1960-мит оԯӑтн Д. Лако па Б. Кальман маньщи ясңуп нєпекӑт єсӑԯсӑңӑн. Тӑм йис учёной ёх кўтн Гёттингенской университетн рәпитты Янош Гуя нєм аԯьты мосԯ. Щи хуятӑт тухӑԯпи ар па хон пєлӑк ёх вухаԯь вәԯупсы ԯєрамтсӑт па щи оԯӑңӑн хӑншсӑт.

Тӑм йисн айԯат венгрӑт вухаԯь ясӑң ищи вәнԯтӑԯӑт. Щитӑт кўтн языкознания институтн (Будапешт) рәпитты па Сегед вош университетн аспиранта вәԯты эви – Чилла Хорват. Яң оԯ мӑр ԯўв мўң мўвева юхтыйԯ, Ёмвош тумпи Сосьвайн, Саранпаульн па Щекурьяйн вәс. Нумсӑң нєпек хӑншты пӑты ԯўв вухаԯь мир пиԯа путӑртӑԯ па ԯыв путӑрԯаԯ нєпека хӑншӑԯ. Тәняԯ Чилла тыԯӑщ муԯтас Ёмвошн вәс. Муй тӑта ԯўвеԯа әмӑщ вәс уша вєрты, щи ут оԯӑңӑн путӑр оԯңитсамн.
– Потум хўԯ тӑта мєт оԯӑңӑн шиваԯӑсум, ԯєсум – єпԯӑң хўԯ. Яң оԯ юхԯы тыв яңхмємн тӑм мўвн хурма па гречка шиваԯӑсум. Щи пурайн мўң хущева щит ӑн тынысы. И вєр па әмӑщ. Венгрияйн, хән хӑннєхәйт путӑртты ԯӑңхаԯӑт, ԯыв ԯєты-яньщты хотӑтн вәйтантыйԯԯӑт. Ёмвошн вәтӑң ёхԯамн нәԯам ԯыв хущеԯа мойңа яңхты вохӑнтсыюм. Ма  нәмӑссум: а муй кашӑң хӑтԯ хуят хущи юхи яңхты рӑхԯ? Рәпата хотӑта ԯӑңтыйԯтємн имухты шай яньщты омсӑԯԯыюм. Мєт сыры иса уш ӑн тӑйсум: муй пӑты кашӑң пурайн шай яньщты мосԯ? Щит такԯы муй путӑртты ӑн рӑхԯ? Ма щирємн, тӑмӑщ вєрӑт венгрӑт па россиянӑт иса арсыра вєрԯӑт. 
– Нӑң нәмӑстэнӑн, вухаԯь ясӑң вошн ԯыԯӑңа тӑйты щир вәԯ?
– Сыры ар хуят лупсӑт, вошӑң айԯат вухаԯят рәт ясӑңӑн путӑртты иса ӑн питԯӑт, щит пӑты кәртӑтн щи ясӑңӑн путӑртты мосԯ. Муй вєрты, хән арӑԯ пєлӑк вухаԯь вошӑтн вәԯԯӑт? Хотӑң ёх юԯн няврємԯаԯ пиԯа рәт ясӑңӑн ки ӑн путӑртԯӑт, хуԯта ԯывеԯ китты щи ясӑңа вәнԯтӑтыя? Ин тӑта вантԯєм, вошн вәԯты шуши ёх рәт ясңеԯ ԯыԯңуптӑты пӑты арсыр вєр вєрԯӑт.
Сыры ар пўш путӑр вәс, хуты вухаԯь ясңуп киникайт йиԯпа єсӑԯты мосԯ. Щитӑт хәнты рәт ясӑң вәты ёх пӑты хӑншсыйт, интум ай ёх вәнԯтӑты киникайт иса йиԯуп щирн вєрты мосԯ. Ма ванттємн, юхи хӑщум оԯӑтн Ёмвош округн арсыр вухаԯь ясңуп нєпекӑт єтсӑт, няврємӑта ищи ар киника вєрсы.
 – Ёмвошн вәԯмен мӑр муй нӑңена мосӑс иса вєрсӑн?
– Тӑта ԯӑңхасум уша вєрты, муй арат хуят кәртӑтн рәт ясӑңӑн путӑртԯӑт, щи мир хущи муйкєм вән ёх па ай хуят вәԯ? Хута вухаԯят рәт ясӑңӑн путӑртты вәнԯтӑԯыйт? Тӑмӑщ па па вєрӑт оԯӑңӑн мосты арат айкеԯ ӑкӑтсум.
Учёной нєпекєм вухаԯь ясӑңӑн тывум йиԯуп ясңӑт оԯӑңӑн хӑншты питԯум. «Луима сэрипос» нєпекн арсыр йиԯуп ясңӑт вәԯԯӑт. Итәх нєпекӑтн «больница», «пульница» муй «пусматом кол» ясңӑт хӑншман вәԯԯӑт. Әмӑщ вантты, хуйтат муйсӑр ясӑң хӑншԯӑт па муй хурасуп йиԯуп ясңӑт ԯыв вєрԯӑт. 
Вошн әмӑщ ԯєрамт-ты, хуйтат рәт мир щирн путӑртԯӑт. Ма щирємн, щи оԯӑңӑн Юграйн вәԯты нєпекӑң ёх муртӑңа путӑртыйԯԯӑт муй иса щивеԯт пєԯы вўр ӑн тӑйԯӑт. Щи вєр Тәрум иԯпийн ищимӑщ, кўш тӑм йисн ар ученой ёх шуши мир ясңӑт вәнԯтӑты питсӑт. Вантэ, США, Канада, Норвегия муй Россияйн вәԯты Увӑс мирӑт вәԯупсы ихурасуп. 
– 2009-мит оԯн, хән тыв юхтыйԯсӑн, «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» нєпекңӑн сайт ӑн тӑйсӑңӑн. Интум щимӑщ ут вәԯ. Нӑңена мосты путрӑт па ясңӑт щӑта вәйтԯяԯӑн?
– «Луима сэрипос» нєпек нәԯам ԯўңӑтԯум, вантэ, вухаԯь ясӑң вәԯєм. Газетайт щӑԯсаты хуԯые-ва компьютерн ипохԯа пунԯӑԯԯам. Вантэ, муй щи ясӑңӑн єтӑԯ, иса ияха ӑкӑтԯум. Щӑта путрӑт вухаԯь ясӑң тухӑԯпи рўщ ясӑңӑн хӑншман вәԯԯӑт, щит ищи ям вєр. Щи сайт ВЕБ-1.0. нєм тӑйԯ, щӑта тәп нєпекӑт ԯўңӑтты рӑхԯ. Муԯты нумӑс щив хӑншты ӑн тывӑԯ, щит вєрты пищ щӑта ӑнтәм. Па сайтӑт хущи путрӑт иԯпийн хӑншты рӑхԯ, хурӑт па ай кинайт щив пунты щир вәԯ. Ма ԯӑңхаԯум, ԯәԯн ас-угорской газетайңӑн сайт ищимща ат йис. Щи пурайн мєт ар хуят сайт хущи «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» ԯўңӑтты питԯӑт. 
Венгрияйн нємхуят ӑнтәм, хуйтат пи-ԯа ԯәԯн вухаԯь ясӑңӑн путӑртсум. Интернетн вухаԯята пищмайт китты щир вәԯ, тәп «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» сайт хущи щит вєрты мєт әмӑщ ԯәԯн вәс. Хән вухаԯь газетайн әмӑщ путӑр ԯўңӑтԯум, щӑта хӑншум вєрӑт оԯӑңӑн ямсыева уша вєрты каш тӑйԯум. Сайт хущи путрӑт хӑншты ки рӑхӑс, щи пурайн ԯәԯн айкеԯ ӑкӑтты ёх арсыр вєр оԯӑңӑн иньщӑссум. Щӑԯта ўщхуԯь уша павӑтты, хуйтат щи сайтӑн омӑсԯӑт па комментарияйт хущи муй оԯӑңӑн ԯәԯн хӑншсӑт. Ма киньщєма, аԯпа, па ёх вухаԯь газета ԯўңӑтԯӑт? Тӑм вєрӑт тумпи әмӑщ уша вєрты, муйсӑр кәртӑт эвӑԯт вухаԯят сайт хущи щи нєпек вантԯӑт? Щӑԯта муй нәмӑсԯӑт ԯыв щӑта хӑншум путрӑт оԯӑңӑн? Ищи әмӑщ уша павӑтты вәԯ, хуйтат муйсӑр ясӑңӑн ԯәԯн комментарияйт хӑншсӑт. Мосӑң, хӑннєхә вухаԯь ширн путӑртты хошԯ, тәп рўщ ясӑңӑн путӑр хӑншӑс. Фейсбукӑн вантԯум, вухаԯят рўщ щирн путӑр хӑншсӑт. Тәп и хуят рәт ясңӑԯн хӑншты питԯ, ԯўв юпеԯн имухты па ёх вухаԯь щирн хӑншты пиньщӑԯӑт. Ӛхӑт вантԯум, еԯԯы хуԯыева рәт ясӑңӑн хӑншты питсӑт. Мӑнєма шєңк әмӑщ щи вєр шиваԯӑты. 
Ма «Луима сэрипос» ԯўңӑтты сӑмӑң, вантэ, щӑта тӑм йис вәԯупсы оԯӑңӑн айкеԯӑт вәԯԯӑт. Тӑм йис вєрӑт оԯӑңӑн лупты пӑты вухаԯь ясӑңӑн нємхәнты ясңӑт ӑнтәм вәс, щит пӑты газета рәпатнекӑт йиԯуп ясңӑт вєрԯӑт. «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» сайт хущи комментарий хӑншты ки рӑхӑс, щи пурайн ԯәԯн уша йис, газета ԯўңӑтты ёх щи йиԯуп ясңӑт хӑншԯӑт муй ӑнтә. Мосӑң, ԯыв пасыр йиԯуп ясңӑт вєрԯӑт. Щи вєр шєңк әмӑщ вәԯ уша павӑтты. 
 
Реональда СУРЕЙСКАЯ
 

Тема диссертации – инновации в лингвистике

История изучения культуры, языка и фольклора обских угров зарубежными финно-угорскими учёными давняя. Первыми с целью фиксации образцов мансийского языка и устного народного творчества в Западной Сибири побывали в 1843-1845 годах финский языковед М.А. Кастрен и венгерский исследователь А. Регули. Позже по следам экспедиции А. Регули здесь побывал венгерский языковед и этнограф Б. Мункачи. В 1950-1960-х годах Д. Лако и Б. Кальман опубликовали труды по мансийскому языку в Венгрии. Из современных учёных следует назвать имя профессора Гёттингенского университета Яноша Гуи, который тоже внёс вклад в исследование мансийского языка. Список исследователей культуры и языка манси не ограничивается этими именами, но эта тема отдельного разговора.

Сегодня традицию изучения языка и культуры народа манси продолжает новое поколение венгров, в частности младший научный сотрудник Института языкознания Венгерской Академии наук и аспирантка Сегедского университета Чилла Хорват. В течение десяти лет она приезжает в Югру для сбора материала для диссертации и по программе сотрудничества Сегедского университета с Югорским государственным университетом. Кроме окружной столицы венгерка побывала в Сосьве, Саранпауле и Щекурье. В прошлом году Чилла прожила в Ханты-Мансийске полтора месяца. Как иностранка воспринимает российскую обыденность, с этого мы и начали разговор.

– Когда иностранный турист приезжает в чужую страну, обычно видит парадную сторону жизни. Вы приезжаете сюда работать и живете среди обычных россиян. Что здесь увидели впервые в жизни и чему удивлялись?

–  Например, строганину первый раз в жизни здесь увидела. Попробовала, очень вкусно, понравилось. Больше всего сравниваю впечатления от последней поездки, и когда в первый раз приехала сюда десять лет назад. Есть очень много отличий. Не только строганина и традиционные блюда коренных народов удивили, первый раз в жизни хурму увидела здесь. У нас тогда ее еще не продавали. Гречку тоже здесь в первый раз попробовала.

В Венгрии, если люди хотят поговорить друг с другом, обычно встречаются в барах, клубах и ресторанах. Вначале меня в Ханты-Мансийске удивляло: приходи в гости. Я не понимала, как можно часто ходить в гости? Если я зашла к кому-то на работу проконсультироваться, сразу говорят: «Давай, чай попьем». Да, беседуем. А почему при этом надо еще и чай пить? Мне кажется, в этом большая разница в менталитете венгров и россиян.

–  Поскольку Вы занимаетесь мансийским языком, какой вам видится ситуация с ним в городских условиях?

–  Раньше много говорили о том, что новые поколения манси не станут говорить на родном языке и что языки лучше всего сохранить в деревнях. А что делать, если большинство населения живут в городах? Если язык не сохраняется в семьях, куда можно послать детей, чтобы они освоили язык? Неоднократно речь шла о том, что надо переиздать старые учебники мансийского языка. Я думала, если снова издадут старые учебники, что получится? Они изданы для носителей языка, там всё связано с традиционным образом жизни. И всегда думала, что нужна другая методика, другие учебники и методические пособия. Но вот такие учебники, разные издания и новые алфавиты появились. Мне кажется, и детской литературы в последнее время стало больше.

Возможно, городская жизнь для традиционной культуры и языков опасна. Одновременно, когда появляется опасность, возникают и новые способы, пути их преодоления. Я вижу, что обско-угорская интеллигенция сейчас этими способами и путями занимаются. Мне это очень нравится. Хотя сложно сказать, как эта картина будет выглядеть через пять или десять лет.

–  Удовлетворены ли результатами этой поездки в Ханты-Мансийск?

–  У меня был план собирать все, что возможно. Это официальную статистику: сколько населения, какое количество людей в населенных пунктах и разных возрастных группах говорит на родном языке и пр. Какие институты занимаются обучением языку тех, кто знает родной язык, но хочет его знать на профессиональном уровне и изучить языкознание? Собрала достаточно информации, чтобы написать диссертацию. Тема моей диссертации о лингвистических инновациях в мансийском языке и прямо не связана с грамматикой и лексикой этого языка. Скорее о неологизмах. В газете «Луима сэрипос» можно найти разные неологизмы. Если авторы пишут о больнице, употребляют слова «больница», «пульница» либо «пусматом кол». Интересно проследить, кто и какое слово выбирает, какие новые слова создаются в мансийском языке.

В городе более всего интересует положение языка в городской среде. Это очень сложный и актуальный вопрос. Мне кажется, он мало обсуждается, и ученые в Югре не очень много внимания обращают на эту тему. И в мире тоже. Хотя сейчас стало более популярным заниматься языками коренных народов. Везде ситуация с аборигенными народами похожа. Ситуация коренных народов США, Канады, Норвегии и российских народов Севера тоже очень похожа. Поэтому я подумала, что было бы полезно написать диссертацию на эту тему.

–  Когда вы в 2009 году приезжали, у Объединенной редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» не было сайта. Сейчас есть. Что-то полезное для себя там находите?

–  «Луима сэрипос» читаю, потому что знаю мансийский язык. Я даже все номера скачиваю, у меня уже целый сборник газет есть. Мне хочется сохранить все, что появилось на мансийском языке. Если сравнить электронный вариант «Луима сэрипос» с печатным, то в электронном больше фотографий, которые невозможно добавить в газету. Там есть и перевод на русском языке, это тоже очень полезно. Но это сайт ВЕБ-1.0. Там можно почитать, скачать тексты, и всё. А добавить комментарий невозможно. Обычно на сайтах можно добавлять не только комментарии к текстам, но и картинки, и видеозаписи. Хотелось бы таким увидеть сайт обско-угорских газет. Считаю, что тогда бы читатели более активно пользовались сайтом.

А сейчас я только читаю тексты на сайте. Живя в Венгрии, не имею возможность общаться на языке народа манси. Конечно, в Интернете можно переписываться с манси. Но связь на чате, в отличие от сайта, не публичная. Допустим, прочитала в газете интересную статью, хотела бы больше узнать об этой теме и задать вопросы журналисту, который ее написал. Интересно было бы узнать мнение других читателей, и тех, кто сидит на сайте. Наверно, не только я читаю мансийскую газету, и не только читатели из Ханты-Мансийского округа? В каких поселках её читают? Это тоже было бы интересно узнать. Какие у них есть мнения? Если речь в статье идёт про какое-то мероприятие, о каком-то городе, местные жители могли бы и личную информацию добавить в комментариях.

Также интересно было бы посмотреть, на каком языке написали бы комментарии. Возможно, человек понимает мансийский язык, а почему-то написал на русском. Я заметила, в Фейсбуке иногда манси между собой на русском языке переписываются. Как только один человек напишет на родном языке, и второй на нем начинает писать. В конце концов, переписка продолжается уже на мансийском языке. Это интересно наблюдать.

Люблю читать «Луима сэрипос» еще и потому, что в газете как раз пишут на современные темы. Для всяких явлений современной жизни в мансийском языке нет слов, и раньше не было. Когда журналисты переводят законы на мансийский язык или пишут о городской жизни, они создают новые слова. Если бы на сайте были комментарии, было бы видно, как пользуются читатели новыми словами. Возможно, какой-то человек другой вариант слова создаст. Это был бы конкурс слов, и это тоже было бы интересно увидеть.

Реональда Ользина 

Рубрика: 
Финно-уграт - Финно-угорские народы
Номер Ханты Ясанг: 
№ 5 (3449)
10.03.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика