- Хантыйский
- Русский
Икеԯ пиԯа хӑнты мир вєрӑт еԯԯы тәԯ
Тӑмхӑтԯ ма ԯӑңхаԯум и хӑнты ими оԯӑңӑн хӑншты, ԯўв Сәрханԯ район Сытомино кәртӑн хӑнты мир культура тәԯ. Щит Щаня мўв эвӑԯт юхтум нє Зоя Николаевна Молданова, эви опращ нємԯ Ептина вәс.Ептин рәт ипуԯяң юрн, вухаԯь па хӑнты мирӑт эвӑԯт тывӑс, ихурпи Яптин опращнєм вәԯ, аԯпа, хәнты и пуква пасыра хӑншсы. Зоя Овкәртӑн сєма питӑс. Ащеԯ Николай Степанович па ӑңкеԯ Дарья Алексеевна Ептинңӑн вәԯупсы мӑр вўԯы тащ ԯавӑԯман Кева яңхсӑт. Ӑңкеԯ оԯӑңмит семьяйԯ эвӑԯт кӑт эви па и пух вәс. Раиса упеԯ Мушийн вәс па рәпитӑс, 2011-мит оԯн ӑнтәма йис. Адалён Павлович Пырысев яйԯ турӑх хур вєрты хәя рәпитԯ. Мария вән упеԯ Муравленко вошн вәԯ па рәпитԯ, ар хиԯы, хиԯы тумпи хиԯы тӑйԯ.
С супругом занимаются сохранением хантыйской культуры
Сегодня мне хочется рассказать о хантыйской женщине, которая занимается сохранением хантыйской культуры в посёлке Сытомино Сургутского района. Родом она из посёлка Овгорт Шурышкарского района, зовут её Зоя Николаевна Молданова, в девичестве Ептина. Род Ептиных имеет корни сразу трёх северных соседствующих народов: ненецкие, мансийские и хантыйские, есть мансийский род Яптиных, наверное, при переписи первую гласную написали неправильно, и получилась фамилия Ептин.
Зоя родилась в посёлке Овгорт. Её родители, отец Николай Степанович и мать Дарья Алексеевна Ептины, всю жизнь посвятили оленеводству, каслали через Урал. У матери от первого брака было две дочери и сын. Старшая сестра Раиса жила и работала в районном селе Мужи, к сожалению, в 2011 году её не стало. Брат Адалён Павлович Пырысев работает рентгенологом. Сестра Мария живёт и работает в городе Муравленко, уже стала бабушкой и прабабушкой.
Когда Зое исполнилось три годика, родители оставили оленеводство, начали заниматься рыболовством. До школы Зоя не знала русского языка, но очень быстро его освоила в нулевом классе. В школе ей было очень интересно изучать родной язык.
По окончании школы в 1983 году Зоя решила продолжить учёбу. Она уже поступила, начались студенческие будни. Но осенью не стало отца, поэтому ей пришлось вернуться. В родном селе она работала киномехаником, вместе с работниками Дома культуры выезжали с концертами к оленеводам, рыбакам. Затем она начала работать воспитателем в интернате. Чуть позже её направили на работу в Пуровский район.
В 1987 году Зоя Николаевна приехала в село Сытомино Сургутского района. Здесь она устроилась на работу в детский сад воспитателем.
С 2010 года Зоя Николаевна работает в Доме культуры, организовала сразу два фольклорных коллектива «Әмащ нэ» («Интересная женщина») и детский коллектив «Лонханьщуп» («Колокольчик»), является руководителем этих творческих коллективов. Именно они занимаются организацией традиционных праздников, являются украшением творческих вечеров, концертов. С коренными жителями села Сытомино выезжают в деревни Горный и Дарко-Горшковский, выходцами которых и является большая часть коренных жителей села. Здесь они проводят обряд поклонения духам-покровителям.
Коллективы постоянно занимаются пополнением своего репертуара, многие песни, стихи берут из книг, газет, выходящих на хантыйском языке. З.Н. Молданова так говорит о миссии коллективов: «В Сургутском районе проживает много представителей других народов, им очень интересно узнать о культуре хантыйского народа, с которой мы их и знакомим».
Артисты часто выезжают на различные праздники, с финансированием поездок помогает администрация Дома культуры. Часто для поездки в близлежащие деревни и посёлки директор предоставляет служебную машину. Кроме этого, артистам очень нравятся обучающие семинары, им надолго запомнился семинар хантыйского хореографа Фаины Павловны Иштимировой по постановке традиционных танцев обских угров. После этого фольклорный коллектив «Әмащ нэ» приглашали на Ямал. Коллектив является призёром различных творческих конкурсов.
Посетовала Зоя Николаевна на то, что до них не доходят различные музыкальные диски, которые выходят в окружном центре. Это было бы хорошим подспорьем в обучении юных сельских талантов.
Рассказала З.Н. Молданова и о своей семье: «Мужа зовут Василий Афанасьевич Молданов. Когда-то в 1920-1930-ые годы во время Казымского восстания их дед бежал именно на сургутскую землю, но и здесь его настигло несчастье – он был расстрелян. А как я познакомилась со своим мужем? Однажды моя землячка из села Питляр Шурышкарского района Валентина Герасимовна Максарова пригласила меня в гости. Как оказалось, её муж – это брат Василия. Он, конечно, тоже пришёл, тут мы и познакомились, сразу понравились друг другу». С супругом они вырастили троих детей, Роман, Виктория и Святослав. К сожалению, несколько лет назад не стало дочери Виктории. Роману уже 26 лет, он окончил школу, отслужил в рядах Российской армии, вернулся, работает в нефтяной отрасли. Мне было очень интересно узнать о том, кто из родителей нарёк младшего сына таким красивым именем Святослав. Зоя Николаевна рассказала: «Он родился 18 июня, в день святых Святослава, Константина и Фёдора, мне очень понравилось имя Святослав, поэтому я и выбрала это имя для сыночка. Он очень умный мальчик, силён в алгебре, часто побеждает в олимпиадах по математике. Сыновья хоть и на бытовом уровне, но знают хантыйский язык».
Муж Зои Николаевны Василий – мастеровой человек, очень любит работать с деревом, берестой, обучает поселковых мальчишек премудростям работы с этими природными материалами. Славится Василий и мастерством по изготовлению игрушек. Его изделия можно часто увидеть на выставках, проводимых в селе Сытомино и в Сургутском районе. Сегодня он на пенсии и с удовольствием помогает супруге во всех её творческих начинаниях.
Говорили мы с Зоей Николаевной и о жизни на селе. Самая главная проблема – это отсутствие работы на селе для молодых выпускников средних и высших учебных заведений. Но радует, что в последние годы хантыйские семьи, благодаря жилищной субсидии, начали решать свои жилищные проблемы, кто-то покупает готовое жильё, кто-то начинает активно строиться.
Зоя Николаевна знает о проблемах сельчан ещё и потому, что является активным членом сельского отделения общественной организации «Спасение Югры». Часто к ним обращаются сельчане со своими насущными вопросами, к счастью, общественникам вместе с сельской администрацией удаётся разрешать многие из этих проблем.
Людмила Шульгина