- Хантыйский
- Русский
Ям ӑшколаятн вәнтыйӑт
Национальные школы имеют современное техническое оборудование
В Белоярском районе три национальные школы: в Казыме, Ванзевате и Полновате. Но дети из числа коренных малочисленных народов Севера есть во всех образовательных и дошкольных учреждениях + более 600 ребят. Это двести дошколят и 466 школьников, двенадцать процентов от общего числа учащихся в районе. По данным 2013 учебного года в Казыме обучалось двести тринадцать детей, из них сто семьдесят пять это представители коренных малочисленных народов Севера. В Полновате сто пять ханты и манси из 176 учащихся, в Ванзевате сорок один ханты из 74 школьников. В Казымском интернате проживает тридцать три ребенка, в Полновате тридцать шесть.
В Белоярском районе несколько лет ведется строительство новых школ и детских садов. В Полновате и Казыме новые школы, Ванзеватская школа модернизируется, деревянное здание будет каменным согласно санитарным правилам и нормам. Материально-техническое оснащение школ обновлено, независимо от того, национальная или это городская школа. С 2005-2006 годов образовательные учреждения целенаправленно обеспечивают современным техническим оборудованием по окружной программе информатизации школ. В частности, в Казыме в каждом классе есть интерактивное оборудование, рабочие места во всех школах автоматизированы.
О работе образовательных и дошкольных учреждений Белоярского района корреспонденту газеты «Ханты ясанг» рассказали начальник районного отдела дошкольного, общего, дополнительного образования Марина Алексеевна Лазарева и специалист-эксперт этого отдела Ирина Михайловна Погорелова, которая занимается статистикой по учащимся коренных народов.
Преподаются уроки регионального компонента
Ирина Погорелова:
- Школы Полновата, Казыма и Ванзевата являются региональными инновационными площадками по индивидуально-личностному подходу к обучению из числа коренных малочисленных народов, как важнейшего фактора социально-профессионального самоопределения в жизни. Педагоги ведут исследования в этой области, работают над тем, как лучше обучать и привлечь учащихся к национальным традициям.
Темы краеведения у нас интегрированы в рамки различных предметов, поэтому дети из национальных сел имеют более широкие возможности знакомиться с национальными традициями и культурой коренных малочисленных народов Севера. Преподаются история и география ХМАО, история коренных народов и экология края. Третья часть урока физкультуры выделена на изучение национальных видов спорта.
Также в национальных школах есть возможность изучать родные языки и литературу. В других образовательных учреждениях района это не предусмотрено учебным планом. В Белоярском дети имеют возможность знакомиться с родным языком и литературой на факультативах и кружках этнокультурной направленности в учреждениях дополнительного образования, Центрах детского и юношеского творчества. Во всех селах и поселках есть филиалы Центра, где дети изучают национальное творчество, бисероплетение, охотоводство и рыболовство. Образовательная среда создана не только в школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях, где есть уголки, которые позволяют знакомиться с традициями, национальной культурой и творчеством коренных народов.
В Казыме есть интересный этнографический музей, для детей там проводят уроки.
В Казымской школе работает кабинет родного языка, где идет полное погружение в хантыйский язык. Но педагоги жалуются, что мотивация у детей к изучению родного языка слабая. Мы проводили социологический опрос, одной из причин было указано, что родители не хотят, чтобы их дети изучали родной язык. Потому что семьи смешанные: ханты-русские, ханты-украинцы и т.д., поэтому они не видят такой необходимости. Если бы была поддержка семьи, мы бы активней развивали направление по освоению родного языка.
Ведется профориентационная работа
Марина Лазарева:
- В районе есть программа профориентационной работы и ее мы ведем до девятого класса, потому что среднее профессиональное образование больше ориентировано на окончание девятого класса. А кто идет учиться в старшее звено, ориентирован на поступление в вузы. Очень большую работу ведем с Белоярским политехническим колледжем. Там обучают на автомеханика, электрика, слесаря, водителя, бухгалтера, делопроизводителя. На базе колледжа проводим профориентационное тестирование школьников. Дети приезжают и из трассовых и национальных школ. Одновременно проводятся Дни открытых дверей, в этом году мы проводили профориентационные пробы, чтобы школьники могли попробовать и ощутить профессии. Им это очень понравилось, были хорошие отзывы. В школах обязательно идет профориентационная работа на те профессии, которые есть в селе. Если в Полновате и Казыме люди занимаются рыболовством, в школах есть такой факультатив и учащиеся ходят на производство, смотрят, как старшие занимаются рыбодобычей.
Обучаются в разных высших учебных заведениях
Марина Лазарева:
- С нашей территории поступает в вузы около 85 процентов выпускников. Из Полновата в прошлом году сто процентов выпускников поступили вузы. Из Казыма тоже достаточно много ребят поступает. География поступления широка: Екатеринбург, Тюмень, Ханты-Мансийск, Санкт-Петербург, Сургут, Москва, Ростов, Волгоград.
После девятого класса многие выпускники поступают Белоярский политехнический колледж, по окончании большинство остается работать в районе. Те, кто после колледжа поступают в вузы, уезжают в другие города. Большинство выпускников вузов остаются жить и работать за пределами округа, хотя порой молодежь возвращается домой.
Ирина Погорелова:
-У нас в районе действуют хорошие жилищные и молодежные программы. Ведь, самое главное для молодежи, было бы, где жить. А вот с рабочими местами здесь тяжело.
Марина Лазарева:
- В настоящее время в Белоярском районе можно увидеть много молодых женщин с колясками. Значит, они возвращаются домой после учебы. С работой, конечно, трудновато, но они пытаются и находят себе применение.
Очередей в дошкольные учреждения нет
Ирина Погорелова:
-В Белоярском районе школьники учатся в одну смену. Думаю, если бы у нас был демографический взрыв, мы, наверно, в 2-3 смены бы учились как раньше. Рождаемость в районе выросла незначительно, но уже возникла необходимость в строительстве еще одного детского сада в Белоярском.
Марина Лазарева:
- Дошкольники от трех до семи лет все обеспечены местами в дошкольных учреждениях. В Казыме очень хороший детсад, в Полновате тоже хороший садик «Золотая рыбка», в Ванзевате есть группа предшкольного образования для двадцати детей.
Ирина Погорелова:
- В Казыме дети даже родной язык учат в детском саду «Олененок», там реализуется проект «Языковое гнездо». В Полноватском детсаду нет кадров для обучения хантыйскому языку. Заведующая сказала, что пока не будет в штатном расписании такой единицы, не смогут обучать языку. На общественных началах не каждый пойдет работать, а финансовая поддержка в штатном расписании не предусмотрена. Поэтому работники этого дошкольного учреждения хотят, чтобы в штатное расписание ввели ставку специалиста по родному языку.
Реональда Ользина