- Хантыйский
- Русский
Ан юхан кәртӑӊ кәща нє вєрум айкеӆ
Ай кєр тыӑщ 27-мит хӑтӑн Ан юхан кәртӑн Сўмӑтвош районӑн рәпатаем щирн вәсум, хута ар пєлӑк вухаят вәӑт. Сырыя нємасыя щи кәртӑң кәща нє Татьяна Рукова (Гындыбина) пиа вәйтантыйсум па путрємӑсум.
Мос лупты, хуты Татьяна Михайловна ищиты Кимкьясуй нємуп ай кәртыенӑн Сўмӑтвош районӑн вой-хў вепӑс щирн вәты хоттє ёх кўтн ван хӑтуп тыӑщ 1958-мит он тӑм нуви тәрум ипия юхтӑс. ўв ясӑңа эвӑт уша йис, муй щирн иса хәт о вўш вәнта сєма питум Кимкьясуй кәртӑн вәс па єнмӑс. Еша ӛхӑтшӑк ӑңке-аще нумӑс вєрсӑңӑн па хоттє ёха пиа Ан юхан кәрта щи касӑсӑңӑн. Ан юханӑн, вантэ, щи пура оӑтн ўв аңкаңке па вән ный атэт щирен вәсңӑн. Тӑм ай кәртыенӑн вухаь эвие ӑшколая мӑнӑс па хәмит класс вўш вәнта вәнтыӑс. Щӑта ўв ӑңкен-ащен Игрим вош нивӑмит классӑң ӑшкола-интерната вәнтыйты тәсы. Щиты иса 1970-мит о вўш эвӑт па 1975-мит о вәнты ай эвие щи вән вошн вәнтыӑс.
Нивӑмит класс Игрим вош ӑшкола-интернатн етшуптума пурайн ўв нәмӑсты питӑс, муйсӑр тӑхи па мӑта рәпата щира еы вәнтӑты мӑнты мос. Щи Советской ащ пура оӑтн ар пєлӑк айат пухӑт муй эвет иса Пуңавӑт вошн пўншум арсыр училищаитн вәнтыйсӑт. Щи пӑта Татьяна ямсыева сыр-сыр айкеӑт газетаитн ўңтӑс, тўңщирӑңа щитӑт артаӑс па нумӑс вєрӑс ГПТУ-12 нємуп тӑхия хў вўты нє щира еы иєм о мӑр вәнтыйты мӑнты. Пуңавтӑн ўв щи вәнтӑты вєр етшуптӑсэ па муты арат тыӑщ мӑр Новый Порт вошн хў вўты тӑхетн рәпитман вәс. Щи тӑхийн рәпитты вєра оӑңӑн ўв мӑнєма тәп тӑмиты путӑртӑс: «Ма сыры оӑтн щимӑщ хӑр нӛрум мўвие па щӑта вәты юрнӑт ӑн па вантыйсум, щит пӑта кашӑң ай па вәншӑк вєр пиа катӑсыйты па щи мирӑт пиа вәйтантыйты мӑнєма шєңк әмӑщ вәс». Щи тӑхийн тәп еша рәпитӑс па ищи 1976-мит он ўв рәт ёха вәты кәрта юхы пєы юхтӑс.
Ан юхан кәрта юхӑтман кәртӑң ай няврємӑт хӑт мӑр авӑты хотн рәпитты питӑс. Щи пурайн ўвеа тәп 16 о вәс, па ўв ищи араткєм 16 ай няврєм садик хотн авӑман па вантман тӑйс. Мєт оӑңӑн, вантэ, щи ай пухӑт па эвет авӑты хот иса нємуты щирн ӑн нємӑтсы. Еша ӛхӑтшӑк рўщ щирн «Колобок» нємн кәртӑң ёхн юкантсы. Кашӑң йиуп о Ан юханӑн вәты хӑннєхуятӑт ыв хущеа аршӑк ай няврєм хӑт мӑр авӑты хота тәты питсӑт. Имуты он ыв хущеа араттєн 35 пух па эвие садика яңхӑс. Щи пурайн па кимит воспитатель, мєт ай няврємӑт пиа вулкємӑты па єтут кавӑртты нєңӑт йипа рәпитты вўсыйт. Щит пӑта имухты арсыр рәпата вєрӑт кєншӑка йисӑт. Татьяна Михайловна Рукова 12 о иса воспитатель нє щирн кәртӑң няврємӑт хӑт мӑр авӑты хотн рәпитӑс.
Ӛхӑтшӑк 1990-мит он Татьяна Михайловна садик эвӑт «Игримской» нємуп совхос тӑхийн йиуп рәпата мущатӑс. Щи пурайн вәум оӑтн тӑм нє арсыр авӑртӑң вєрӑт вантӑс. Щиты ўв иса овӑт вантты нєӊа рәпитӑс, кәртӑң хуятаа тўтъюх муй турн ов әхӑтн таӑс. Итәх хӑтӑтн юханэ эвӑт йиңк таман па вәс. Хәум о тӑм нє сыр-сыр рәпатайт вєрӑс. 1993-мит он ўв Ан юхан кәртӑн вәты рўтьщӑты хотн кәща нєңа Игрим вошӑң вән кәщаитн павӑтсы. Хән ма иньщмӑсєм ўве, муй пӑта ыв кәртэ щимӑщ нємн юкантсы, Татьяна Михайловна тӑмиты мӑнєма лупӑс: «Вухаь ясӑң эвӑт рўщ щира ки тулмащтӑты, «Ан» – щит «ана» щи йи, «я» – щит «юхан», щит пӑта мўң кәртэв шушия вәты вухаь ёхўвн Ан юхан кәртӑң нємн щи юкантсы». Тӑм нєңев 1964-мит о вўш эвӑт тӑм ай кәртыенӑн иса вәты питӑс. Тӑта ўв хоттє хуятӑңа йис. Мєт оӑң хот эвӑт хәум няврєм єнмӑтӑс. Имуты о ўңӑн иике хў вепӑсӑты мӑр пурайн йиңка рӑкнӑс па ӑнтәма йис. Еша ӛхӑтшӑк Татьяна Михайловна кимит пўш икия мӑнӑс. Ин щи иике пиа ияха па кӑт няврєм тӑйӑңӑн. Щи щирн араттєн ўв вет пух муй эви тӑй. Мєт оӑң хот няврєма иса хуыева вәна йисӑт. Щиты тӑмхӑт тӑм нє 16 хиы па ай хиыет па тӑйӆ.
Ма иньщӑссум, муй щирн хӑннєхуятӑт кәртэӆн вәӑт. Татьяна Михайловна лупӑс, хуты кәртӑң кәщая ўв 2006-мит он павӑтсы. Ан юхан кәртӑн нєпек щирн нух хӑншман тӑмхӑт 127 хӑннєхә ўңтӑс. Кәртэн ин тәп 70 хуят вә. ыв хущела иса нємуты рәпата ӑнтәм. Щит пӑта итәх хӑннєхуятӑт арсыр тӑхетн рәпитман яңхӑт. Айат ёх вошӑтн сыр-сыр вәнтӑты тӑхет етшуптӑтэ юпийн юхи ӑн юхӑтӑт па па кәртӑтн муй вән вошӑтн еы вәты-хоты щира эщӑтӑт. Ан юхан кәртӑң кәща нє ясңӑт щирн, ин ыв кәртэн тәп рўтьщӑты хот, нуви тўтӑт вўщитты па тўт хәрӑтты тӑхеңӑн рәпитӑңӑн. Ай пәьница хот щикўш вә па щӑта тохтура рәпитты хӑннєхә ӑнтәм. Арсыр шуши мир емӑңхӑтӑт эвӑт Ан юхан кәртӑң хәйт-нєңӑт шєңк әмща Вурңа хӑт тӑйӑт па кашӑң товийн щит пориӑӑт. Щиты тӑмхӑт Ан юханӑн Сўмӑтвош районӑн вухаят вәӑт.
Социальный портрет деревни Анеева
27 марта, находясь в очередной командировке в деревне Анеева Берёзовского района, я повстречался со старостой этого поселения и побеседовал о жизни анеевцев. По словам старосты Татьяны Михайловны Руковой, их название деревни Анеева произошло из мансийского языка. И, если дословно перевести его на русский язык, то оно означает «ан» – это «чаша» и «я» – это «река или сор», то есть река или сор в виде полукруглой чаши.
Наши предки – коренные жители этой суровой северной земли всегда преклонялись перед природой, её красотой и могуществом, поэтому они давали всем территориям своего проживания такие красивые названия. В прежние времена все жители этой деревни были трудоустроены: кто-то занимался своими традиционными промыслами – рыболовством и охотой, многие работали в совхозе, начальной школе, в детском саду, фельдшерско-акушерском пункте и во многих других учреждениях. Но в настоящее время жизнь анеевцев идёт совсем по-другому: нет работы в родной деревне, и многие вынуждены выезжать в другие посёлки или города, чтобы трудоустроиться.
В ходе нашей беседы я попросил старосту деревни Татьяну Михайловну Рукову (Гындыбину) вкратце рассказать о своей жизни. С её слов мне стало известно, что она родилась в небольшой мансийской деревне Кимкьясуй Берёзовского района. Всё её детство прошло в этом поселении. В скором времени её родители переехали в деревню Анеева, где проживали их самые ближайшие родственники. Здесь девочка стала учиться в начальной школе и закончила три класса. Затем родители увезли её в Игримскую восьмилетнюю школу-интернат. По окончании восьмилетки в 1975 году она решила поступить в Салехардское ГПТУ-12 на рыботехника. После годового обучения многих выпускников профессионального училища отправляли на практику в посёлок Новый Порт. В их числе оказалась и Татьяна. Тогда, по её словам, она впервые в жизни увидела тундру и её коренных жителей – ненцев. Конечно, на первых порах ей всё это было очень интересно.
Но лишь после нескольких месяцев практики по своей вновь полученной специальности девушка приняла решение и вернулась в родную деревню. Здесь Татьяна сразу же устроилась воспитателем в детский сад, который на тот момент ещё не имел никакого названия. Немного позже жители деревни назвали его «Колобок». В этом детском саду с 16 лет начала девушка свою трудовую деятельность, а у неё на воспитании в эти же годы также находилось 16 детей различного возраста. С течением всего этого времени малышей в детском саду «Колобок» прибавилось, стало 35 человек. И в связи с тем, что количество детей, посещавших детский сад, стало в два раза больше, то к ним на работу приняли ещё одну новую воспитательницу, а также – нянечку и повара. Сама же Татьяна Михайловна проработала в саду 12 лет и перешла на работу в совхоз «Игримский».
О своей совхозной работе моя собеседница рассказала следующее:
– В самом начале 1990 года я уволилась из сада и устроилась работать в совхоз. Там я и лошадь сама запрягала, дрова и сено постоянно возила. Ещё успела поработать конюхом и водовозом в течение трёх лет. В общем физическим трудом я тоже успела немного позаниматься.
В 1993 году Татьяна Михайловна устроилась работать в Дом культуры на должность заведующей клубом. Чуть позже 2006 году была выдвинута на должность старосты деревни Анеева. Моя собеседница вот уже в течение 13 лет трудится на этой работе. Она вместе с мужем вырастила и воспитала пятерых детей. В настоящее время Татьяна Михайловна является бабушкой 16 внуков и правнуков.
Перейдя к разговору о своей ежедневно работе, староста деревни рассказала:
– В настоящее время в Анеева прописано 127 человек, большинство из них – это представители народа манси, есть один ханты и только лишь трое русских. Но на данный момент в деревне проживает всего 70 человек. Во-первых, у нас нет никакой работы. Людям трудоспособного возраста негде устроиться. Молодёжь, конечно, большей частью выезжает из нашей деревни в посёлок городского типа Игрим, а также – в другие посёлки и города. Здесь у нас нет начальной школы, но мы имеем клуб, фельдшерско-акушерский пункт, которому требуется медицинский работник. Есть у нас своя пожарка, электростанция и один частный магазин.
На мой вопрос, какие культурные мероприятия любят проводить жители Анеева, Татьяна Михайловна рассказала, что из всех настоящих календарных праздников анеевцы больше всего предпочитают День защитника Отечества, Женский день 8 марта, День Победы и многие другие. Жители деревни очень любят проводить традиционный весенний праздник «Вороний день».
Причём, его празднование проводится на природе со всеми национальными обрядами, которые как-то ещё сохранили сами анеевцы. Помимо этого, в Анеева ежегодно осенью 9 августа отмечается в деревенском клубе «День коренных народов мира». Во время его празднования сами жители выступают со своими номерами. Хочется также отметить и то, что в настоящее время в этой небольшой деревеньке практически невозможно услышать родной мансийской речи. По словам Татьяны Михайловны, даже в далёкие 1960 годы в Анеева уже не говорили на родном языке. Таков сегодня социальный портрет отдалённой деревеньки с красивым и звучным мансийским названием Ан – я (Река в виде полукруглой чаши).