- Хантыйский
- Русский
Вурӊа имев юхтӑс
Кашӑӊ оӆ хӑнтэт па вухаӆьт Вурӊа хӑтӆ вєрӑнтӆӑт. Вурӊа имев мєт сыры увӑс мўвева юхтумтӑӆ, хуӆна ӆоньщ уӆ. Хән ӆўв тыв юхӑтӆ, еша вәӆ хӑтӆӑт хошума щи йиӆӑт.
Нуви сӑӊхум вошн вәӆты хӑнты нє Тамара Пятникова «Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья» нємпи киника хӑншӑс. Щӑта шуши мир арсыр емӑӊхӑтӆӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӆ. «Вурӊа хӑтӆ» оӆӑӊӑн щиты хӑншман: «Вурӊа сыры увӑс мўва юхӑтӆ ӆўӊ пєӆы хӑтӆӑт кєрӆӑты щира. Сўсн па нўм мўва па тухӆӑӊ войт юпийн мєт юхи хӑщум кўтн мӑнӆ. Ӆўв юпеӆн па тухӆӑӊ войт рәт мўвӆаӆа кєрӆӑӆӑт, тыхӆӑт вєрӆӑт, карӑӊ пушхӑт пунӆӑт, пушхӑт єнмӑӆӆӑт. Вәнт па хот войт ищи товийн пушхӑт тәӆӑт. Вурӊа тӑӆ па ӆўӊ ияха кӑрӑтӆӑӆӆэ». Хӑнты мирев пӑта вурӊа имев няврєм сєма питты оӆӑӊӑн ям айт тәӆ, ай няврєм партты вой. Вурӊа хурн Калтащ Аӊкев вәӆӆяӆ. Калтащ Аӊки – няврєм партты нє. Щит пӑта катра йис пурайт вўш эвӑӆт вурӊа увӑс мўва юхӑтты пурайн пӑсан вєрӑнтӆы.
Емӑӊхӑтӆӑн тәп имет па няврємӑт вәӆӆясӑт, икет щив ӑн катӆӑсыйӆсӑт. Щи емӑӊхӑтӆа сырышӑк ӆэщӑтыйӆсӑт. Айӆат нєӊӑт няврємӑт пиӆа турн эвӑӆт тыхӆӑт вєрсӑт па ӆоньщ йиӆпия хӑнятсэӆ па щитӑт кӑншты мосӑс. Щив караӊ пушхӑт юкана няӆ муй ӆапӑт ӆов нащам муй па ӆоньщ эвӑӆт вєрум путалэт пунсӑт. Вән имет воньщумутӑӊ, хуӆӑӊ па ӑӆ няньт вєрсӑт, соӆамӑт па па єпӆӑӊ ӆєтутӑт кавӑртсӑт. Вурӊа хӑтӑӆн пориӆӑсӑт, кәрт хўват мойӊа яӊхсӑт.
Тӑм йисн емӑӊхӑтӆ вошӑтн, кәртӑтн па вєрты питсы, щив вошӑӊ па кәртӑӊ мир ӑктӑщӆӑт. Ӆыв пӑтэӆа арсыр кӑсупсэт, юнтупсэт, арӑӊ-якӑӊ хотӑт ӆэщӑтӆыйт.
Тӑм оӆ вән кєр тыӆӑщ ӆапӑтмит хӑтӆӑн Ёмвошн ищиты емӑӊхӑтӆ вєрӑнтсы. Пурмӑсӑт ӆавӑӆты «Торум Маа» тӑхия вошӑӊ мир юхӑтсӑт. Ӆыв пӑтэӆа сыр-сыр әмӑщ юнтты тӑхет ӆэщӑтсыйт. И тӑхийн амамӑтщет уша вєрты рӑхӑс, кимит тӑхийн мойӊ хуятӑт вурӊа пӑта варӑс эвӑӆт тыхӆӑт вєрты вәнӆтӑсыйт. Няврємӑт ӆоньщ эвӑӆт вурӊайт вєрсӑт, кўтэӆн ӛращсӑт, кӑссӑт. Ищиты нємасыя «Кина вантты хот» ӆэщӑтсы, хута пушхӑт па вән хуятӑт хӑнты па вухаӆь мир оӆӑӊӑн ай кинайт вантсӑт. Щӑӆта арӑӊ-якӑӊ хот пўншсы. Щӑта «Хӑтӆ» нємпи Ас-угорской театрэв айӆат хуятӑт, няврємӑт вәнӆтӑты «Ӆыӆӑӊ союм» эвиет, арӑӊ-якӑӊ «Ёмвош ёх» тӑхи нєӊӑт әмӑщ арӑт арисӑт па хурамӑӊ якӑт яксӑт. Щи юпийн «Торум Маа» тӑхийн рәпитты ими Раиса Решетникова Настя хиӆнєӊӑӆ пиӆа Тўт Имия пойкщӑсӊӑн, вурты ухшам мойӆӑсӊӑн па юха калащ йирсӑӊӑн. Хуӆыева юхтум мира тӑӆаӊа па уяӊа вәӆты щир вохсӑӊӑн.
Щӑӆта мойӊ мир пӑта ӆєты-яньщты пӑсан вєрсы.
Ворона прилетела!
Каждый год 7 апреля ханты и манси отмечают праздник прилёта вороны «Вороний день». Этот праздник символизирует приход весны. Ворона – первая птица, которая прилетает на север после долгой зимы, когда ещё лежит снег.
В книге Тамары Пятниковой «Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья» об этом дне написано: «Ворона первая прилетает, чтобы к лету дни повернуть, и последней улетает. Позже на севере появляются перелётные птицы, делают гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов. В этот же период времени у животных появляется потомство. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом». Ворона у народа ханты считается птицей, приносящей вести и новорожденных детей. Поэтому и отношение к ней особое. «Ворона, будто Небесная мать, Главная мать, в старину Вороний день был большим священным днём, этот обряд стали проводить со времён установления земли. Ворона считается главной, поэтому ей угощение и делают. В ней есть и хорошее и плохое».
Основными участниками обряда были женщины и дети. Мужчины в обряде не участвовали. Подготовка к этому дню начиналась задолго до праздника. Дети и молодые женщины из сена сооружали гнёзда. Их делали для того, чтобы ворона летом не трогала утиные гнёзда. В каждом доме варили кашу саламат, пекли хлеб, готовили еду, ставили угощение духам. Ходили друг к другу в гости. В каждой хантыйской деревне обряды имели свои особенности.
Вороний день – это день поклонения Матери-Земле, богине Калтащ, многодетной матери. Он связан с заботой о воспроизводстве жизни.
В наше время праздник «Вороний день» отмечают как общественный праздник, на площадях, в парках, показывают концерты, устраивают игры, конкурсы. Туда приходит много людей, чтобы посмотреть обряд, поучаствовать в торжестве.
В этом году 7 апреля в городах, посёлках и деревнях жители Югры тоже отметили прилёт вороны, приход весны в наши северные края. Вот и в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» в Ханты-Мансийске собрались жители города на ежегодный праздник. На территории музея работали различные площадки для взрослых и детей. Гостям праздника предлагалось отгадать загадки, пословицы, сделать гнездо для вороны, на площадке «Снежная скульптура» из снега смастерить героиню праздника ворону, посостязаться в силе и в ловкости. Работала киностудия «Кина вантты хот» - «Дом кино», где дети могли посмотреть мультфильмы, взрослые – познакомиться с культурой и бытом народов ханты и манси. В этом году среди детей был объявлен конкурс «Рисуем и делаем ворону», на который с большим желанием откликнулись дети. На выставке были представлены красочные рисунки и разнообразные поделки образа вороны. Дети с удовольствием участвовали во всех мероприятиях, отгадывали загадки, мастерили гнёзда, состязались в ловкости, играли в игры. Перед гостями праздника выступили творческие коллективы города. Это артисты обско-угорского театра «Солнце», дети из Детского этнокультурного образовательного центра, фольклорный коллектив Окружного Дома народного творчества «Ёмвош ёх» – «Люди Ханты-Мансийска». Затем сотрудница музея Раиса Решетникова с внучкой Настей провели обряд «Поклонение Тут Ими – Богине Огня». Они одарили её красной материей, а гостям пожелали здоровья и благополучия.
После чего всех пригласили отведать традиционные угощения, которые приготовили сотрудники этнографического музея.