Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мв псэ иӈ та щпитаве
  • Мир пусмалтан мхум акван-атхатыгласыт
  • Нврамыт Солнечный пвылт кассыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ниӈхпыӈ лккарыт пвлыӈ мир пусмалтасыт
  • Вр ӯргалам хум номаве
  • Акван-нтхатым м-витув ӯргалаӈкве ри

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тав нила тл лккарыг рӯпиты
  • Мньщи лтӈув лаль суйты
  • Тръя урыл потыр
  • Мньхпыл касуӈкве пуссын вос хсгыт
  • Мньтгыл каснэ ханты пыг

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Акв стих 16 рӯт мир лтӈытн толмащлавес
  • Щащквам хольт нсхатгум
  • Сӈквылтап тныт ханищтавет

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Акван-нтхатым м-витув ӯргалаӈкве ри
  • Мансийский
  • Русский

Акван-нтхатым м-витув ӯргалаӈкве ри

Свсыр ханищтахтын колытыт м-вит ӯргалан врмалит хумус лаль тотавет, хумус м-витув мкыг ӯргалаве, ань ты тлат урыл округ мирколт свсыр кӯщаит потыртасыт. Та комиссият рӯпитан хтпат «Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность»  ос «Школьное лесничество» нампа проектыг урыл потрыт хӯнтлысыт. 

влт ханищтап де­па­р­таментыт рӯпитан кӯщай н Ирина Лашина лвыс, м-вит ӯргалан ос таве сыстамыг щнэ мгыс хансум проектэ ёт тн М.В. Ломоносов нампа МГУ лнэ ЮНЕСКО кол плыл акван-нтха­тым рӯпитгыт. Тувыл таве лаль тотнэ мгыс свсыр регионыт халт «сетевое партнёрство» намаим врмаль щпита­сыт. Ань школат ханищ­тан св хтпат, нвра­мыт, тн щнь-щаныл акван-атвсыт ос пуссын акван-нтхатым м-вит ӯргалаӈкве лввсыт.  Округув янытыл 16 мт ты проект ёт рӯпитаӈкве тра патсыт. Ты свсыр ханищтахтын колыт, тн Нефтеюганск, Пыть-Ях, Сургут, Урай ӯсытыт ос Сургутский районт лгыт. Ётылнув иӈ ат мт аквтох рӯпитаӈкве ксащасыт, ань тн рнэ нпаканыл ос заявканыл департаментын вуйвсыт. Мтаныт ущты нпака­ныл щпитыяныл ос тл оигпан лы-плт тах пир­майтавет. 
Та щирыл ке, округув янытыл янге-мне пус­сын м-витув ӯрга­лым ньщи­яныл.  Тнки лаль пуст­гыл лнныл мгыс ты тла лаль тотыяныл, т, тӯрыт сыстамыг вос лсыт, сыстам лылыпыл лылтуӈкве вос врмысыт. 


Мт врнэ проектаныл «зелёный» детский сад ос «зелёная» школа нам­тым ньщияныл. Ань ты тлат Лангепас ос Сургут ӯсыгт лнэ нила школат рӯпитаӈкве вуйхатсыт. Мт мт ань ущты ты проект урыл вӈкве пат­сыт ос тн аквтох матыр вруӈкве патгыт.
Тувыл аквта департа­ментыт рӯпитан хум Александр Гомзяк «Шко­ль­ное лесничество» нампа программа урыл потыр­тас. Ты тла тн Сургут­ский государственный университет ёт акван-нтхатым щпитасаныл. Тот наука мгыс сыресыр врмалит ханищтаӈкве патавет. Мв трумныл пслым хурит ёмщакв сунсыглыяныл ос порсыӈ, пӈкыӈ м-лмтыт сыс­тамтаӈкве вос врмавет, тувыл лаль свсыр порс тот ул вос атаве.
Яныг таквс тпос выл щислант Сургут ӯст ты программан хансым т­лат урыл потыртаӈкве мхум атхатгыт тах. Ос маныр тн лвгыт, хумус школат нврамыт ханищтаӈкве патавет, мн лаль ос ннан хансв.
 

О просвещении охраны окружающего среды

В окружной столице на заседании межведомственной комиссии по образованию и просвещению речь шла об экологическом образовании и формировании экокультуры у  подрастающего поколения. Участники образовательных организаций автономного округа обсудили вопросы о межрегиональном сетевом партнёрстве «Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность»  и реализацию концепции экологического образования для «зелёного» детского сада и «зелёной» школы, а также разработку и реализацию дополнительной общеобразовательной программы «Школьное лесничество» в муниципальных образованиях региона.

 

Как рассказала начальник управления общего образования департамента образования и молодёжной политики автономного округа Ирина Лашина, «Учимся жить устойчиво в глобальном мире»  –  это международный образовательно-просветительский сетевой проект в области образования для устойчивого развития. Цель проекта – организация сети взаимодействующих образовательных организаций, педагогов, детей, их родителей для распространения идей и лучшего опыта просвещения и образования в интересах сохранения природного и культурного наследия России. А также формирования культуры «зелёного» потребления и экологически безопасного устойчивого образа жизни населения; формирования экологически сообразного здорового образа жизни; развития межкультурных коммуникаций и содействия укреплению мира; трудовой и профессиональной ориентации молодежи к включению в «зелёную» экономику страны. Организатором данного проекта выступила кафедра ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии». В нашем регионе в работу пилотного проекта включились 16 учреждений из 5 муниципальных образований округа, которые находятся в Нефтеюганске, Пыть-Яхе, Сургуте, Урае и Сургутском районе. Они осуществляют свою деятельность как экспериментальные площадки по апробации авторских разработок по теме партнёрства и изучению вариантов их внедрения в образовательный процесс. Прошло согласование ещё пяти заявок на вступление в сетевое партнёрство с пяти разных муниципалитетов, от других только поступили и к концу года они также вступят в программу.

Проект реализации концепции экологического образования для «зелёного» детского сада и «зелёной» школы также актуальный для всех. Своевременное вложение детям бережного отношения в окружающей среде отразится в будущем на состоянии экологии. Поэтому мотивировать их нужно уже с раннего возраста, так в проект «Зелёные школы»  уже подключились 4 образовательных учреждения в Лангепасе и Сургуте. Продолжается разработка по плану таких мероприятий и привлечение других школ и детских садов.

Начальник управления непрерывного профессионального образования и науки департамента образования и молодёжной политики Югры Александр Гомзяк представил проект и реализацию дополнительной общеобразовательной программы «Школьное лесничество». Он был разработан Сургутским государственным университетом. Структура программы полностью соответствует методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, и она распределена на три уровня: стартовый, базовый и продвинутый. В целом реализация всех программ занимает от 6 до 8 лет. По содержанию программы составлены определённые изучающие модули. По итогам обсуждения ранее было принято решение о дополнении программы отдельными модулями по технологиям использования и обработки данных изображений Земли из космоса. Как работать с такими снимками в рамках экологического образования, покажет первый обучающий трек, который состоится в Сургуте в начале ноября. На будущий год с начала нового учебного года планируется провести апробацию этой программы в нескольких учебных учреждениях, а концу года уже получить некоторые результаты внедрения  проекта на площадках.

Рубрика: 
Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
Номер Луима сэрипос: 
№ 21 (1207)
7.11.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика