Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Щнит-щит мгыс лххал
  • Мхум товтыл касуӈкв патгыт
  • Рӯпата олныт нх-нтвсыт
  • Маснут нтгыт ос носкит сагēгыт
  • Слыл касуӈкве ты вылтахтгыт
  • Ханты лтӈе руптытэ

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Кол ӯнлын мт пслуӈкв с ргыт
  • Вр ӯргалылӯв

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Св тл нврамыт ханищтым рӯпиты
  • нумн ёмас луӈкве…
  • Свсыр хӯл яктуӈкве мщтырыг хсы
  • Трум манхурип хтал ври, мньщи н вгтэ
  • Пс йис ōлупса вāӈкве ри…
  • Хуньт тн св слы щсыт
  • Вт арыгкем тл мир пусмалты

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Кантеровыт – слыӈ мхум

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • лмхлас мтэ рыл лы, мтн кинсаве

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Св тл нврамыт ханищтым рӯпиты
  • Мансийский
  • Русский

Св тл нврамыт ханищтым рӯпиты

Млты тлт «влт мйт лыс» нампа касылн Октябрьский район Лӯи Нрихумит пвылныл акв вти кина ктвес. Тот китыт классыт ханищтахтын нврамыг Милана Вострикова ос Борис Бартошкин «Катюпа» мйт мньщи лтӈыл мйтсг. 

Тн ань 7 тл ос 12 тл мус яныт нврамыт халт нх-патсг. Млал мӯйлупсатн мгыс тн Ханты-Мансийск ӯсн ёхталаӈкве ат врмысг. Тувыл диплом-нпакыл ос «наушники» мӯйлуп­сал ты гирищиг-пыг­ри­щиг школатнт мӯй­лупта­весг. 

Ты вылтыт мнавн Лариса Николаевна Кар­пенко лтыӈ ктыс, Милана ос Борис хот-щгтым лсг. Лариса Карпенко тнатн ханищ­тыяге, касылт каснныл мгыс мн ань тнанылн пӯмащипа лтыӈ ктв. Тувыл ты нврамыг урыл Лариса Николаевна по­тыртас:

– Милана такви щир­тыл номтыӈ гирищиг лы, мньтгыл хурит пслуӈкве тавн мӯсты, пслум хуриянэ ёмщакв тлгыт. Тав мультикыт сунсы ос тот ксалым сыре-сыр утыт пслыянэ. Борис лӯим мхум каснэ накыт пӯмщалыянэ, тлы ёсал хйтуӈкве таӈхи, туи мт сыре-сыр ёнги­лыт ёнги. 

«Катюпа» мйт китыт классыт мньщи литера­тура ханищтан урокыт нврамыт ёт ловиньтылӯв. Свсыр мйтыт манос потрыт нврамыт мгыс тн торгамтанныл хольт нпакн хансавет. 

«Катюпа» мйт кит нврамыгн пнтхатым щирыл ловиньтаве. Тот акватэ матаре китыглы, мтанэ ювле лви ос к­тагт матыр-ти сус­сыл­ты. Ты лы-плт мн мйт ловиньтым тув хан­сум лтӈанэ тра-пат­ты­са­нӯв ос тувыл нвра­мыт ёнгасым тнки ловинь­таӈкве врмияныл. 

Ань щнь лтыӈ нм­хотьютаныл ат вг, ат потырты. Школавт нилыт тл рнэ урокыт пуссын миннныл юи-плт мн гирищит-пыгри­щит мньщи лтӈыл потыр­таӈкве ханищ­тыянӯв. Тыи ти факуль­татив, рущ щирыл тамле тла «вне­урочная деяте­льность» лваве. 

влт мньщи лтыӈ ос литература урокыт хольт врыглавсыт, тн образование програм­ман хансым лсг. Ань т­на­тн мт щирыл тотыя­нӯв, выл классныл нила класс мус мнь нврамыт ялан­тгыт, тн ст хтал сыс кит щс ханищтавет. 
Ос атыт классныл он­то­лов класс мус яныгнув нврамыт мньщи лтыӈ ст хтал сыс акв щс сыс ханищтахтгыт. Клас­санувт тав кос мньщи, тав кос рущ манос мт мирныл лнэ нврам, тн пуссын мньщи лтыӈ хӯнтлуӈкве ёхталгыт. Школавт нврамыт «Этно­культурное разви­тие детей» нампа про­грамма щирыл ханищ­тыянӯв.

Лариса Николаевна 1993 тлт Ханты-Мансийский педагоги­ческий училище ст­ламе юи-плт Лӯи Нри­хумит пвыл школан рӯпи­таӈ­кве ктвес. Тав та псыл гирищит-пыгрищит мньщи лтӈыл потыр­таӈкве ханищтыянэ. Ты тл тав школат рӯпита­нтэ сӯкыр тпост вт тлыг тах ты твлы. 

Та сыс школа стлам тасвит гирищит-пыг­рищит св мн хотталь лаль ханищтахтуӈкве  ос ётыл рӯпитаӈкве лк­ква-миныгласыт. Тн щнь лтӈыл пуссын потыр­таӈкве ат ке патсыт, са­кати, мньщи мхум пс наканыл пӯмщаласыт, луп­саныл мощ вгыт ос тувыл свсыр касылыт касгыт.

Лариса Карпенко щнь лтыӈ ханищтан хтпат халт такви с Ханты-Мансийск, Белоярский, Нефтеюганск ӯсытн касуӈкве ялантас. Тот мт мхумн уроканэ сус­сыл­тас, ёмас рӯпататэ мгыс хӯрмит места вуйлас ос китыт местан нх-патыглас. 

Тав свсыр тланэ аквтох ёмщакв лаль вос тотыянэ, нврамыт хт-ти касуӈкве вос врмы­сыт. Ань тн нупыланыл сунсым, мт хтпат с матыр-ти вруӈкве ксащгыт. Щнь лтӈув, пс наканув хотты пора мус иӈ лаль тах тотавет.  

Тамара МЕРОВА

Хороший педагог и опытный наставник

Возвращаясь к прошедшему конкурсу видеороликов «Сначала была сказка» на языках коренных жителей Югры, расскажем о юных победителях. В возрастной категории среди участников от 7 до 12 лет победителями признаны Милана Вострикова и Борис Бартошкин из села Нижние Нарыкары Октябрьского района. Второклассники прочли по ролям мансийскую сказку «Катюпа». Недавно на школьной линейке им вручили дипломы победителей и ценный подарок «беспроводные наушники» с новогодними сладостями.

Об этом нам рассказала руководитель внеурочной деятельности Лариса Николаевна Карпенко. Дети были очень рады подаркам, и они вместе с руководителем благодарят организаторов за проведение такого конкурса. Лариса Николаевна нисколько не сомневалась в своих учениках, о них она рассказала:

– Милана Вострикова  талантлива с раннего детства. Любит рисовать, хотя в художественную школу не ходит, но смотрит мультфильмы и рисует мультяшных героев. Борис – подвижный ребёнок, заинтересован спортом, по внеурочной деятельности ходит на «Игры народов Севера», зимой катается на лыжах.

Сказку, которую мы выбрали для участия в видеоконкурсе, входит в образовательную программу по мансийской литературе для детей 2 класса, не владеющим родным языком. Мансийский язык изучается в школе 4-й год во внеурочное время, после уроков. До этого дети изучали мансийский язык и литературу в урочное время, предмет входил в обязательную образовательную программу.

Эту сказку дети изучали на внеурочной деятельности «Мансийская литература». Произведения для изучения мансийской литературы подобраны с учётом возрастных особенностей. Форма проведения занятия: нетрадиционная сценка. Текст читается по ролям, где каждый ученик может предстать и в роли кошечки, и в роли мальчика или девочки. Лексика детям знакома, так как изучается на занятиях по мансийскому языку. Внеурочная деятельность в школе обязательна, уроки по мансийскому языку и литературе преподаю я. Ко мне ходят все начальные классы с 1 по 4 классы, а также старшие дети с 5 по 9 классы. Дети занимаются всем классом, независимо от национальности. Обучение идёт 1 урок в старших классах и 2 урока в начальных классах.

Стоит отметить, Нижне-Нарыкарская школа является стажировочной площадкой по внедрению программы «Этнокультурное развитие детей», поэтому я ещё веду уроки технологии с элементами декоративно-прикладного искусства обских угров.

Лариса Николаевна в 1993 году окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище и по направлению была приглашена работать в Нижне-Нарыкарскую школу. С того времени, благодаря её труду, в сельской школе снова зазвучала мансийская речь и стали возобновляться забытые временем народные традиции. Сейчас педагогический стаж Ларисы Карпенко 29 лет, а в сентябре уже будет 30 лет.

Как хороший педагог и опытный наставник, Лариса Николаевна не раз подтверждала своё мастерство в профессиональных конкурсах. Участвовала на ежегодных конкурсах учителей родного языка в городах Ханты-Мансийске, Белоярском, Нефтеюганске и была призёром третьего и второго мест. Не так-то просто бывает увлечь школьников языком и культурой коренных народов округа, но всё же благодаря мастерству и творчеству педагогов, интерес они проявляют. И в этом колоссальная ответственность и опыт учителя.

В этом месяце мы отмечаем Международный день родного языка, поэтому хотелось бы пожелать всем учителям родного языка неугасаемого творческого потенциала, терпения и любви к детям, и достойных учеников. Мы надеемся на таких учеников, которые начав с малого, как участие в видеоконкурсе на родном языке, в дальнейшем могли бы изучать и сохранять языки малочисленных народов Севера.

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 3 (1285)
9.02.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика