- Мансийский
- Русский
Ялпыӈ ӯльпащи урыл
Млты тув порат Нефтеюганский район Салым пвыл ляпат учёный мхум, археологыт рӯпитасыт. Тот сака пс порат мхум лум м хнтвес, рущ лтӈыл тав лваве – Священная кедровая роща. Ань тот хнтым пс йис пормасыт Ханты-Мансийск ӯст лнэ «М-вит ос лмхолас» нампа музейт суссылтавет.
Нй-тыраныл урыл
Та мт лум ханты мхум тнти Нй-тыр щсыт. Ты Нй-тыраныл тамле нам ньщис – Сотым-тэ-ики. Мньщи лтӈыл те лвуӈкв, тох толмащлаве – Яныг Салым--Хум. Ань учёный мхум лвгыт, тамле хтпа, сль, лыс. Тав та пс йист та рт кнащиг лум.
Пс порат тн мнанылн хатань мхум хнтлуӈкв ёхтысыт, св хтпа ёхтыс. Ты Яныг Салым--Хум ягпыге ёт лум мнаныл вуянтасаныл, хатань мхум пуссын тот порслысаныл, нмхотьют тув ат тртсыт. Ань тыг мус тамле потыр лы, ты кнащ ёвтыл нл траты ос нлэ мн хйнэ порат мтэ тргуӈкв та паты, хатанит та рохтгыт, ювле та хйтгыт. Ос та торыг лльт мт кнащин хнтавет. Тыгле-тувле нвлалыманыл, пуссын та порслысаныл.
Кнащаныл тимыг мтме юи-плт тот лум ханты мхум ты кнащ Нй-тырыг ӯнттысаныл, тав нупылэ пйкщуӈкв патсыт. Ксыӈ ст тл тав йильпи йӣвныл хуритэ сгрысаныл. Тав карсытэ лмхлас карсытыг акв метра арыгтем лыс. Тав хуритэ, нила ягпыганэ ос тав тит нгаге хурит пуссын ӯльпаныл сгрувсыт. Тувыл тн пуссын ялпыӈ мт тӯщтыглавсыт, тот мхум йирхатсыт – йирыг тот лув манос пля тӯщтыглавес, мт ӯй ат рвыс.
Тувыл ты ст хури пуссын ялпыӈ ӯльпаӈ свщахлын тотвсыт, тот ӯра ӯнттым лыс. Тот ст тл ты щвсыт. Ст тл мины, ста йильпи хурит сгрыгласыт. Ты мк яныг Нй-тыраныл Щахыл-тырыг лвыгласаныл. Лль мхум ман хнтлын хтпат та рн те ёхталасыт, ханты мхум ты Яныг-Салым--Хум (Сотэм-тэ-ики) нампа Нй-тыранылн пйкщасыт. Тав тра щахыл-капай та тты, щахыл слалым лль хтпат пуссын та порслыянэ.
Суссылтап урыл
Пс порат тот Сивохребт нампа пвыл лыс, та ляпат ты кнащ ягпыганэ ёт лум. Ань ты мт пуссын ялпыӈыг лвавет. Ос учёныитн сака ӯргалым ньщавет. Мхум потыртлсыт, пс порат ханты гит втат св пормас хнтыгласыт, тват танылн нгсалыяныл, тват хорам пнтсыл щсаныл. Тн ты йис пормасыт урыл ул ат всаныл.
2016 тл порат та рт хнтым пормасыт ёмащакв сыстамтавсыт, тн свыӈплэ пуссын аргиныл ос щлыг-олныл вримат. Археологыт тот акв стыра титсттем свсыр пормас хнтсыт.
Ань музейт рӯпитан хум Александр Шмидт лвыс, матъёмас пх хтпат (рущ лтӈыл тн лвавет – чёрные копатели) тув ялуӈкв ат лымасыт, та м урыл тн ул ат всаныл. Ты хтпат хотты мн те ёхтгыт, тот нматыр ат хульты. М пулиг нх-хтыртыяныл. Свсыр ищхӣпыӈ ут ньщгыт, м ёлы-плт матыр пс пормас те хуи, пуссын хнтыяныл.
Ты тл туи порат археолог-мхум Хльӯс ос Октябрьский районыгн ялгыт, тот с мхум лум сака пс йис м хнтсыт. Ань тнанылн ты урыл нмхотьютн потыртаӈкв ат рви, хт тн рӯпитаӈкв патгыт. Пх хтпат тн лы-планылт тув ялуӈкв ул вос лымгыт.
Выставка «Священная кедровая роща»
В музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска состоялось открытие выставки «Священная кедровая роща». На ней были представлены артефакты, найденные в ходе спасательных археологических работ на уникальном объекте культурного наследия Югры – ансамбле «Священная кедровая роща». Летом прошлого года там были проведены раскопки силами Института археологии Севера под руководством Светланы Липц и научным руководством Олега Кардыша. Данный комплекс памятников расположен в бассейне реки Большой Салым и принадлежит разным эпохам.
Исследователи не только сохранили найденные ценные предметы, но и узнали о культурных традициях в мифологическом восприятии и социальных аспектах древнего населения.
Этот памятник ценен тем, что он был нетронут. За время раскопок археологами было обнаружено более одной тысячи двухсот древнейших украшений. На данной выставке представленные изделия были расположены в разных местах: мужские – на левой стороне зала, женские - на правой.
По словам научного сотрудника музея отдела этнографии Тимофея Молданова, занимающегося изучением культа медведя в культуре обских угров, некоторые из найденных артефактов имеют огромную научную ценность. Только на Салыме археологи нашли медную пластину с тремя изображениями медведя в жертвенной позе, это 5-7 век нашей эры.
В Барсовой горе и на Васъюгане были найдены подобные предметы только с одним изображением культового животного. Данные музейные предметы археологии сегодня доказывают, что культ медведя очень древний.
По преданиям салымских ханты, «Священная кедровая роща» было местом обитания их тонха-покровителя Сотэм-тэ-ики, Мужчина с Вершины Большого Салыма. Сотэм-тэ-ики был реально существующим человеком княжеских кровей. Он был князем реки Большой Салым. Его заслуга была в том, что он смог остановить татарские войска. После смерти его возвели в ранг божества и стали почитать как Повелителя гроз. Если на их землю приходил враг, он поражал его своими молниями.
Заведующий отделом археологии Александр Шмидт рассказал, почитание данного покровителя-тонха сопровождалось целой системой ритуально-обрядовых действий – это изготовление скульптур его самого и его помощников, их «угощение» в святилище и жертвоприношение. Каждые семь лет строго в определенном месте – роще, находившейся на противоположном от священного места Сотэм-тэ-ики на берегу озера, проводились данные обряды. Фигуры тонха, его четырех братьев и двух жен вырезались из кедровых плах. Самым высоким (примерно 1,6 метра) было изображение Сотэм-тэ-ики. Когда они были готовы, накрывали стол и приносили в жертву животное. Обычно использовалась лошадь, реже овца. Затем тонхов переносили в Священную кедровую рощу, где был сооружен специальный амбар. Их размещали в строго определенном порядке: у стены главный тонх Сотэм-тэ-ики с помощниками, по сторонам – две жены.
Представленные на данной выставке музейные предметы применялись в жизни салымских ханты в 13-15 веках н.э. Все они имели мифическое значение и свойства. Но среди них есть еще более древние археологические предметы – это драхмы 6-7 века н.э. Все они представляют сегодня большую научную ценность.