- Хантыйский
- Русский
Вухаь юнтутӑт вәнтупсы вєрн
«Югра многонациональная» нємуп мирхот вәум пурайн ай эвет-пухӑт авӑты па вәнтӑты ёха «Этноигротека – как одна из форм народной педагогики» нємуп мирхот вєрӑнтсы. Щӑта «О педагогике мансийской игры» нємуп путӑр Виктор Прокопенко (Екатеринбург) путӑртӑс. ўв «Народные виды спорта» нємуп тӑхийн УрГПУ хущи рәпит, педагогической наука тохтўра па профессора вә. Щи ики тумпи Татьяна Волдина, Светлана Попова, Надежда Молданова па Евдокия Нёмысова юнтутӑт оӑңӑн ай павӑтсӑт. Николай Тасьманов мирхотӑң мир хӑнты юнтутӑтн юнтты вәнтӑс. Щи оӑңӑн па пурайн лупўв, тӑм хӑт учёной ики путӑр оӑңӑн хӑншўв.
Путӑр путӑртум хә оӑңӑн
Виктор Иванович Прокопенко хўвн Увӑс па Дальний Восток хущи вәты шуши мир юнтутӑт уша вєрты питӑс. Щитӑт оӑңӑн хәскєм киника па яң нєпек хӑншӑс. Щитӑт кўтн «Традиции физического воспитания, игры, состязания ороков и айнов (середина ХIХ – начало ХХI вв.)» (2018); «Игры негидальцев и айнов Приамурья и Сахалина»: Книга для учителя: учебное пособие» (2017); «Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания» (1992); «Ханты: этнопедагогика физического воспитания» (1994); «Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов: Пособие для учителей» (1992); «Правила соревнований по национальным видам спорта малочисленных народов Севера Нижневартовского района» (1997) нємуп нєпекӑт вәӑт. Ешайн В.И. Прокопенко хӑншум «Этнопедагогика народа манси» нємуп нєпек єтӑ. Щит тухӑпи ўв «Манси. Традиционные игры, состязания, современные национальные виды спорта» нємуп урок эщӑтӑс.
Юнтутӑт вәнтӑты оӑңӑн
– Няьяң мутас о ма шуши мирӑт педагогика єрамтум. Ма щирємн, няврємӑта нємасыя ыв мира юнтутӑт оӑңӑн ай павӑтты мос. Ю. Шесталов хәнты лупӑс, вухаь эвета па пухӑта ыв мире юнтутӑт вәты мос. Хән няврємӑт рўщ, вухаь па хӑнты юнтутӑт вәӑт, щи пурайн ыв мєт ар вєр вәты питӑт.
Итәх пурайн лупӆӑт: муй пӑты ӑшколайн шуши мир вәупсы ӑн вәнтӑы? Вантэ, щи оӑңӑн ушӑң нєпек ӑнтәм. Хән ма вухаь юнтутӑт єрамтты питсум, уша вєрсум, вухаят ар юнтутӑт тӑйӑт. Тәп ӑшколайн щитӑт ӑн вәнтӑыйт. Увӑс мирӑт юнтутӑт оӑңӑн кўш киникайт вәӑт, тәп щитӑт унтасн няврємӑт вәнтӑты ӑн тывӑ. Вантэ, ыв вәнтӑты вєра мосты щирн ӑн хӑншман вәӑт. Щи юпийн нумӑсн юхӑтсыюм учителята щимӑщ киникайт хӑншты.
Увӑс мир вәсӑт, хутысаты ай ёх вәнтӑты мос
Увӑс мир иса вәсӑт, няврємӑта нәам арсыр юнтӑн юнтты мос, ән ӛхӑт щит рўвн ыв ям вепӑс хӑннєхәя ат йисӑт. Щи нумӑсн ыв ай пура вўш эвӑт пушӑха арсыр ута вәнтӑсӑт. Щит пӑты 12-кєм оа ювум пухӑт вўэт авӑты па вой-хў вепӑсӑты яма хошсӑт.
Вухаят арсыр әмӑщ юнтутӑт тӑйсӑт. Щит унтасн ыв сора хәхӑты питсӑт па ӛрӑңа йисӑт. Щи вєрӑт вәнтыты пурайн шєңк моссӑт. Ай юх шәпӑт па кевӑт пиа арсыр юнтутӑт вәсӑт, щитӑт нух вущкӑты па ӛхӑт катӑты мосӑс. И юнтӑн няврємӑт еңтая омӑссӑт па хӑния кев шўк и хуят эвӑт па хуята мӑсӑт. Няврєма уша вєрты мос, мӑта ёшн щи кев шўк вә. Уша ки павӑтӑэ, щи пурайн нух пит. Ӑн ки уша вєрӑэ, ўв юканӑа па хуят юнтты омӑс.
Вепӑс вєр хурасуп юнтутӑт
Вухаят «нялыт пахтэв» нємуп юнт тӑйсӑт. Хӑнтэт па па Увӑс мирӑт щимӑщ юнт ӑн тӑйӑт. Няврємӑта 20-кєм сантиметра пӑат апӑт юха нё єсӑты мосӑс па и павӑтты. Щи юнтут рўвн пухӑт ай пура вўш эвӑт тәса нё єсӑты па вәнтыты хошсӑт. Хў веты вєр оӑңӑн тәп и юнт вәйтсум, щитн итәх няврємӑт «хўа» вәсӑт, па утӑт «хоупа» па «хоупн» аршӑк «хў» веты мосӑс. Вўєң мир «Вўы катӑты» юнтут тӑйсӑт. Щи юнтӑн няврємӑт тывет-тухет наврӑтяӑт, и хуята щи «вўэт» тынщаңӑн катӑты мосӑс.
Увӑс мир юнтутӑт ӑшколайн мосӑт
Варьёган кәртӑн ӑшколайн Увӑс мир юнтутӑта ай ёх вәнтӑты питсўв. Щӑта рўщ эвет-пухӑт ищи вәнтыйӑт. ывеа шуши мир юнтутӑтн юнтты шєңк әмӑщ. Щит пӑты нәмӑсӑн: шуши мир культурая ӑшколайн вәнтӑты мос муй ӑнтә? Ма щирємн – мос. Интум няврємӑт вәнтӑты ёх кўтн ар хуят Увӑс мир юнтутӑт оӑңӑн нєпекӑт ӑн тӑйӑт. Щит пӑты щимӑщ нєпекӑт хӑншты нумӑс павӑтсум, ән учителят па воспитателят щит унтасн урокӑт ат вєрӑт.
Тӑм йисн катра йис юнтутӑт юрємӑты питсыйт. Рўщ мир юнтутӑт ищи юрємӑты вўша йисӑт. Ю. Шесталов щи вєр оӑңӑн хәнты лупӑс. Ма нәмӑсум, катра юнтутӑт юрємӑты иса ӑн мос. Увӑс мирӑт культурайн муй вә, иса айат ёха еы хӑйты мос. Нынана – няврємӑт вәнтӑты ёха – щит вєрты мос па щи оӑңӑн нәмӑсты мос. Хәнты эвет па пухӑт вәна єнумӑт, щи вєр пӑты пәмащипа лупӑт.
Игры манси в образовательном процессе
На региональном форуме национального единства «Югра многонациональная» (октябрь 2018 г., Ханты-Мансийск) в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок для учителей и воспитателей школ и детских садов Югры прошёл семинар-практикум «Этноигротека – как одна из форм народной педагогики». С основным докладом выступил Виктор Прокопенко (Екатеринбург) – заведующий кафедрой «Народные виды спорта» Уральского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член Федерации северного многоборья России (Екатеринбург). На эту же тему выступили Татьяна Волдина, Светлана Попова, Надежда Молданова, Евдокия Нёмысова. Народный мастер России Николай Тасьманов провёл мастер-класс по хантыйским играм и головоломкам. Лекцию В.И. Прокопенко полезно было бы послушать более широкому кругу слушателей, чем та, что присутствовала в Обско-Угорском институте. Поэтому сегодня публикуем выдержки из выступления учёного.
О докладчике и литературе
Виктор Иванович Прокопенко 45 лет изучает традиционные игры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С этой целью побывал в Якутии, на Дальнем Востоке, Сахалине, Ханты-Мансийском автономном округе. Сайт http://sportcom.ru/imgs/tr.gif называет его основоположником «…этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. На основе его научных изысканий разработаны правила по 6 национальным видам спорта народов Севера, 8 образовательным программам по физической культуре для школ регионов Крайнего севера, Сибири и Дальнего Востока, для ДЮСШ по национальным видам спорта и играм народов Севера».
Результатом изысканий ученого стали около двадцати учебных пособий и десять монографий (иногда в соавторстве) по традиционным играм северных и дальневосточных народов, этнопедагогике. В их числе «Традиции физического воспитания, игры состязания ороков и айнов (середина ХIХ – начало ХХI вв.)» (2018); «Игры негидальцев и айнов Приамурья и Сахалина»: Книга для учителя: учебное пособие (2017); «Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания» (1992); «Ханты: этнопедагогика физического воспитания» (1994); «Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов: Пособие для учителей» (1992); «Правила соревнований по национальным видам спорта малочисленных народов Севера Нижневартовского района» (1997). В частности в книге «Устная традиция коренных малочисленных народов Тюменского Севера в контексте этнической педагогики» автор с позиций фольклора рассмотрел разные аспекты этнопедагогики в системе воспитания. В настоящее время готовится к печати монография В.И. Прокопенко «Этнопедагогика народа манси». Кроме того, на полевом материале и изученной им литературе, ученый подготовил урок «Манси. Традиционные игры, состязания, современные национальные виды спорта». Материал рассчитан на преподавателей и воспитателей, которым нужен дидактический материал.
О педагогике мансийской игры
Более сорока лет я занимаюсь педагогикой народов Севера. В большей степени – физического воспитания. Я считаю, что до ребёнка должна быть донесена его этническая компонента. В этом отношении мы не всегда дорабатываем. С этих позиций мы должны подходить к игре и этнопедагогике манси. Ю. Шесталова в 1985 году сказал об игре: «Когда из жизни солнечной и лунной все игры детские хотят изгнать, мир леденеет, ледяной коростой скует его порядок неживой». Он говорил, мансийские дети обязательно должны знать свои игры. И не только мансийские. Что такое игра? Через игру формируется характер, воля человека. Через игру формируется человек. Игра влияет на двигательную деятельность и физическое состояние. Игра – это ещё и культура. Если ребёнок манси занимается русскими, мансийскими и хантыйскими играми, он обогащает свою культуру. Иногда говорят: почему не внедряете региональный компонент? Потому что материалов нет. Мансийские игры представляют не только спортивную часть, там и игры на умственные способности и моторику. Эти игры можно в детских садах использовать, при работе с детьми, у которых ДЦП и нарушена координация.
Когда я литературу изучал, оказалось, игровой проблемой манси исследователи очень мало занимались, невзирая на то, что много игр общих хантов и манси описано. Проработал материалы полевых исследований, литературу и фольклор, выяснил, что манси обладают большой игровой палитрой. В образовательном процессе ничего национального не используют. Кто-то хотел бы использовать, но нечего. Это касается не только манси, это и у других народов Севера. Это проблема общая. Я поставил себе задачу: подготовить такую работу для преподавателей. Чтобы учитель получил настольную книгу, которую мог применить на уроке физической культуры.
Литература по играм народов Севера имеется. Но когда с ней ознакомился, и полевые исследования сопоставил, оказалось, что она не педагогизирована. Её нельзя использовать в образовательном процессе, потому что не учитывает требования современной педагогики и безопасности жизнедеятельности. К тому же она противоречива. Один автор одно пишет, другой автор об этом третье пишет. А у учителя нет времени искать содержание игры. Он должен его получить готовым и тогда будет моделировать урок на основе игры. С этих позиций пришлось многое переработать, реконструировать и педагогизировать, чтобы можно было использовать этот материал в образовательном процессе.
О мудрости народов Севера
Игры манси достаточно интересные, разнообразные и вполне используемые. Они направлены на развитие и совершенствование двигательных и умственных способностей, мелкой моторики. Конечно, у них значительно больше игр на двигательные способности, которые развивали для охотничьего промысла. Потому что ребенок должен был быть выносливым, ловким и обладать определенными физическими качествами. Например, игры с палочками связаны с развитием мелкой моторики. Я дома пытался играть, у меня не получилось. Дело в том, что в моём возрасте пальцы уже так не работают, как у детишек. Как мудры были народы Севера! Охотники, рыболовы и оленеводы все процессы делают вручную и пальцы должны очень быстро, сильно и ловко работать. Поэтому у них и есть пальчиковая гимнастика для детей. Взрослый манси тоже должен в эти игры играть, благодаря этим играм у них пальцы хорошо работают.
С палочками у манси есть такая сложная игра: нужно их подбросить, поймать палочку большим и указательным пальцем (я пробовал – бесполезно). Затем поймать средним и указательным палочку, затем мизинцем и безымянным. Для меня это вообще невозможно сделать. Здесь как раз речь идёт о том, насколько хорошо поставлена их пальчиковая моторика. Есть игры с камушками. Например, бросил вверх 15 камушков, перевернул кисть тылом и на тыл надо их поймать. Сколько игрок поймал камушек, один оставляет, и подбрасывает заново, чтобы все переловить. Есть игра сложнее. Нужно поймать нечётное количество. У народов Севера, если поймал чётное количество, значит, ошибся. И эти игры в детском саду и начальной школе нужно использовать.
Есть игры на умственное развитие. Сидящий спиной к игроку человек берёт палочки в руку и начинает раскладывать, например, фигуру птицы. Голова – три палочки, туловище – четыре, крыло – пять, хвост – три палочки. Сидящий спиной знает, какую фигуру будет выстраивать партнёр. Когда он выложил фигуру, говорит: «Беру палочку с головы. Сколько осталось палочек?» Партнер должен сказать, сколько осталось. Если ошибся, садится другой игрок. Это прекрасная игра на память и внимательность.
Есть игра с кольцом или камушком. Дети садятся в круг, водящий спиной к кругу. В круге передают друг другу камешек или кольцо. Водящий ищет, у кого кольцо или камушек. Это очень сложная задача: игрок внимательно смотрит на каждого, изучает мимику и рассуждает про себя: где может быть камушек? Игра направлена на сообразительность, внимание и память. О чем говорит эта игра? Представьте, манси пошел на охоту. У него все время концентрация внимания к следу, шороху и ветру. И он знает, чем может закончиться охота, если что-то недосмотрел или не услышал. То есть детская игра способствует концентрации внимания.
У манси есть и головоломки. Например, из шести спичек надо сделать не распадающуюся фигуру. Я пробовал, у меня не получилось. А манси могут это делать. Вторая головоломка сложнее. Нужно собрать из десяти спичек фигуру и потом постепенно ее разобрать. И третья (у многих народов Севера есть): вырезаются из фанеры круги и нужно ниточку перетащить с одного круга в другой. Это игра на сообразительность, память и, внимание. Эти головоломки тоже можно использовать в детском саду.
Об играх, связанных с традиционными занятиями
Игры манси были промыслового характера (охотничий, рыболовный промысел, в какой-то степени оленеводство) и были направлены на меткость, силу броска, и ловкость. У них была интересная игра «Мало пахтэв нялыт». У хантов и других народов такой игры нет. Две команды играют. Выставляется семь палочек высотой 20 см, расстояние между ними 5-10 см. Отмеряется расстояние 20-25 метров (можно меньше) и игроки стреляют из лука. Одна на своей линии стреляет, другая на своей линии. Нужно стрелой попасть в палочки. Но здесь надо соблюсти технику безопасности. Это охотничья игра. Что она давала? Дети уже с малого возраста метко стреляли, и в 12 лет манси мог идти на охотничий промысел, добывать, как взрослый, и кормить семью. Эту игру в начальной школе и детском саду можно использовать с луками и стрелами с резиновыми наконечниками и присосками.
Игр, связанных с рыболовством манси, мы мало нашли. Наверно, беда была в том, что я не попал в Няксимволь и Сосьву. Например, есть игра в невод. Чертится круг диаметром 15-20 м. В круге пять «рыбок», остальные десять человек – это «невод». Они берутся за руки, а в круге «рыбки» чертят островки, где могут затаиться. «Рыбаки» забрасывают «сеть», «рыбки» от них бегают. Тоже очень интересная и эмоциональная игра для детского сада и начальной школы.
Есть оленеводческая игра – ловля оленей. Такая игра есть у многих народов Севера, которые занимаются оленеводством. В эту игру в любое время года можно играть в детском саду и начальной школе. Брали оленьи рога (можете сделать бутафорию) и тынзян. Дети бегают вокруг, нужно за какой-то период как можно больше заарканить оленей. Прекрасная игра. Может использоваться в современном образовательном процессе. Эффект колоссальный. Во-первых, двигательные и координационные способности улучшаются, меткость, ловкость и хороший эмоциональный фон. Ведь у народов Севера всегда была проблема: зима длинная, а лето короткое. И народы Севера знали, что дети постоянно должны двигаться. Если они не будут двигаться, не вырастут охотниками, и потом не будут кормить своих родителей. Видите, как все продумано? Они даже специально заставляли их в зимнее время оленей собирать. Хотя педагогика считает, что так нельзя делать. Народы Севера не занимались советской педагогикой. Им нужно было, чтобы вырос промысловик и с детства закаляли, давали навыки охоты. Поэтому дети к 12-ти годам практически были полноценные оленеводы, рыбаки и охотники.
Были игры с бегом, но очень мало. Чему они способствовали? Развитию скорости и выносливости. Внимание уделялось не в том плане, о чем мы говорим в отечественной педагогике. По теории, методике физического воспитания нужно бежать на скорость 30, 100 метров. Наша теория, методика физического воспитания разделила все: силы – это одно качество; выносливость – это другое качество; ловкость – это третье качество; гибкость – это четвертое качество. И для каждого качества есть свои определенные средства. Если тренируем одно качество, страдать будет другое. Практика это показывает. Сейчас теория, методика физического воспитания отказалась от этой модели. У народов Севера все было в совокупности, это был единый процесс. Сила – это не значит, как много больше поднимешь. У манси и ханты сильным считался человек, который мог добыть зверя и рыбу. И во время боевых действий мог применить ловкость, сноровку. Как ребенка тренировали, чтобы он был ловким? Ставили ребенка, дети на расстояние 10-15 метров отходили назад от него и стреляли в него по очереди, он должен был увернуться или схватить стрелу. Колоссальная двигательная деятельность и колоссальная реакция была у детей. Такую игру мы сейчас не можем применять. Манси теории, методики физического воспитания не знали, тренеров у них не было, но вот так их родители воспитывали.
О миссии педагогов
Почему эти игры хорошо проходят в образовательном процессе? Мы в Варьегане начали это применять. Там учатся народы Севера, но есть и русские. С каким интересом дети других национальностей играли в игры народов Севера! Я был поражен. Потому что в садике одни и те же игры, в начальной школе одни и те же. И когда что-то новое, они с удовольствием стали играть. Они не спрашивают, чья это игра? Их это не интересует. Их интересует, что это что-то новое. Совершенно другие двигательные способности эти игры развивают. У детей новые знания появляются, большой эмоциональный фон, что нам и надо в воспитании. Мы можем эти игры модифицировать. У народов Севера не было резиновых мячей, были мячи из кожи, набитые тряпками или мехом. Этот мяч попадал в ребенка и никакого вреда не приносил. Он мягкий. И далеко эти мячи не летели. Это сейчас бросишь и найти его невозможно.
Но для преподавателей нет дидактического материала. Сейчас другие ФГОСы, они не позволяют преподавать даже то, что можно использовать. Молодое поколение учителей и воспитателей не знает этих игр. На Севере десять лет назад очень много было преподавателей русских, украинцев и других национальностей. Откуда они эти игры знают? Мы застали такой период, когда игра уходит. Игра и среди русских детей сжимается. Ю. Шесталов предупреждал об этом. Но терять эти игры нельзя. И моя задача была, хотя бы этим материалом насытить преподавателя, чтобы могли что-то использовать. Все, что можно оставить у народов Севера, мы обязаны оставить этому и следующему поколению. Это будет великая миссия вас, педагогов. Вам потом детишки, которые вырастут, спасибо будут говорить. Об этом всегда надо помнить.