Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йиуп 2019-мит о пиа!
  • Округ мира вўща ясӊӑт лупӆӑт
  • Пәмащипа ясңӑт лупӑт
  • Ёмвошн Ищки икет ӑктӑщийсӑт
  • 2019-мит о – щит Мўвтє шуши мир ясңӑт о
  • Хӑннєхә вәупсы щирӑт авӑман тӑйыйт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Хутыса 2018-мит о мӑр рәпитсӑт
  • Нух нётты вухӑт оӑңӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Сўмӑтвош район вәупсы
  • Софья Шесталова 50 оӆа йис

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Нюки хота пурмӑсӑт вєрсӑт
  • Тунты эвӑт ёнтты хӑншӑң пурмӑсӑт
  • Вухаь юнтутӑт вәнтупсы вєрн
  • Катра пурмӑсӑт авӑты хотн әмӑщ рәпитты
  • Вепӑс вєр хура вў
  • Йис вєр нух эщӑтты пура юхтӑс

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Вухаь юнтутӑт вәнтупсы вєрн
Виктор Прокопенко. Ёмвош, 2018-мит оӆ
Виктор Прокопенко. Ёмвош, 2018-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Вухаь юнтутӑт вәнтупсы вєрн

«Югра многонациональная» нємуп мирхот вәум пурайн ай эвет-пухӑт авӑты па вәнтӑты ёха «Этноигротека – как одна из форм народной педагогики» нємуп мирхот вєрӑнтсы. Щӑта «О педагогике мансийской игры» нємуп путӑр Виктор Прокопенко (Екатеринбург) путӑртӑс. ўв «Народные виды спорта» нємуп тӑхийн УрГПУ хущи рәпит, педагогической наука тохтўра па профессора вә. Щи ики тумпи Татьяна Волдина, Светлана Попова, Надежда Молданова па Евдокия Нёмысова юнтутӑт оӑңӑн ай павӑтсӑт. Николай Тасьманов мирхотӑң мир хӑнты юнтутӑтн юнтты вәнтӑс. Щи оӑңӑн па пурайн лупўв, тӑм хӑт учёной ики путӑр оӑңӑн хӑншўв. 

Путӑр путӑртум хә оӑңӑн 

Виктор Иванович Прокопенко хўвн Увӑс па Дальний Восток хущи вәты шуши мир юнтутӑт уша вєрты питӑс. Щитӑт оӑңӑн хәскєм киника па яң нєпек хӑншӑс. Щитӑт кўтн «Традиции физического воспитания, игры, состязания ороков и айнов (середина ХIХ – начало ХХI вв.)» (2018); «Игры негидальцев и айнов Приамурья и Сахалина»: Книга для учителя: учебное пособие» (2017); «Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания» (1992); «Ханты: этнопедагогика физического воспитания» (1994); «Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов: Пособие для учителей» (1992); «Правила соревнований по национальным видам спорта малочисленных народов Севера Нижневартовского района» (1997) нємуп нєпекӑт вәӑт. Ешайн В.И. Прокопенко хӑншум «Этнопедагогика народа манси» нємуп нєпек єтӑ. Щит тухӑпи ўв «Манси. Традиционные игры, состязания, современные национальные виды спорта» нємуп урок эщӑтӑс. 

Юнтутӑт вәнтӑты оӑңӑн

– Няьяң мутас о ма шуши мирӑт педагогика єрамтум. Ма щирємн, няврємӑта нємасыя ыв мира юнтутӑт оӑңӑн ай павӑтты мос. Ю. Шесталов хәнты лупӑс, вухаь эвета па пухӑта ыв мире юнтутӑт вәты мос. Хән няврємӑт рўщ, вухаь па хӑнты юнтутӑт вәӑт, щи пурайн ыв мєт ар вєр вәты питӑт.
Итәх пурайн лупӆӑт: муй пӑты ӑшколайн шуши мир вәупсы ӑн вәнтӑы? Вантэ, щи оӑңӑн ушӑң нєпек ӑнтәм. Хән ма вухаь юнтутӑт єрамтты питсум, уша вєрсум, вухаят ар юнтутӑт тӑйӑт. Тәп ӑшколайн щитӑт ӑн вәнтӑыйт. Увӑс мирӑт юнтутӑт оӑңӑн кўш киникайт вәӑт, тәп щитӑт унтасн няврємӑт вәнтӑты ӑн тывӑ. Вантэ, ыв вәнтӑты вєра мосты щирн ӑн хӑншман вәӑт. Щи юпийн нумӑсн юхӑтсыюм учителята щимӑщ киникайт хӑншты.

Увӑс мир вәсӑт, хутысаты ай ёх вәнтӑты мос

Увӑс мир иса вәсӑт, няврємӑта нәам арсыр юнтӑн юнтты мос, ән ӛхӑт щит рўвн ыв ям вепӑс хӑннєхәя ат йисӑт. Щи нумӑсн ыв ай пура вўш эвӑт пушӑха арсыр ута вәнтӑсӑт. Щит пӑты 12-кєм оа ювум пухӑт вўэт авӑты па вой-хў вепӑсӑты яма хошсӑт. 
Вухаят арсыр әмӑщ юнтутӑт тӑйсӑт. Щит унтасн ыв сора хәхӑты питсӑт па ӛрӑңа йисӑт. Щи вєрӑт вәнтыты пурайн шєңк моссӑт. Ай юх шәпӑт па кевӑт пиа арсыр юнтутӑт вәсӑт, щитӑт нух вущкӑты па ӛхӑт катӑты мосӑс. И юнтӑн няврємӑт еңтая омӑссӑт па хӑния кев шўк и хуят эвӑт па хуята мӑсӑт. Няврєма уша вєрты мос, мӑта ёшн щи кев шўк вә. Уша ки павӑтӑэ, щи пурайн нух пит. Ӑн ки уша вєрӑэ, ўв юканӑа па хуят юнтты омӑс. 

Вепӑс вєр хурасуп юнтутӑт

Вухаят «нялыт пахтэв» нємуп юнт тӑйсӑт. Хӑнтэт па па Увӑс мирӑт щимӑщ юнт ӑн тӑйӑт. Няврємӑта 20-кєм сантиметра пӑат апӑт юха нё єсӑты мосӑс па и павӑтты. Щи юнтут рўвн пухӑт ай пура вўш эвӑт тәса нё єсӑты па вәнтыты хошсӑт. Хў веты вєр оӑңӑн тәп и юнт вәйтсум, щитн итәх няврємӑт «хўа» вәсӑт, па утӑт «хоупа» па «хоупн» аршӑк «хў» веты мосӑс. Вўєң мир «Вўы катӑты» юнтут тӑйсӑт. Щи юнтӑн няврємӑт тывет-тухет наврӑтяӑт, и хуята щи «вўэт» тынщаңӑн катӑты мосӑс. 

Увӑс мир юнтутӑт ӑшколайн мосӑт

Варьёган кәртӑн ӑшколайн Увӑс мир юнтутӑта ай ёх вәнтӑты питсўв. Щӑта рўщ эвет-пухӑт ищи вәнтыйӑт. ывеа шуши мир юнтутӑтн юнтты шєңк әмӑщ. Щит пӑты нәмӑсӑн: шуши мир культурая ӑшколайн вәнтӑты мос муй ӑнтә? Ма щирємн – мос. Интум няврємӑт вәнтӑты ёх кўтн ар хуят Увӑс мир юнтутӑт оӑңӑн нєпекӑт ӑн тӑйӑт. Щит пӑты щимӑщ нєпекӑт хӑншты нумӑс павӑтсум, ән учителят па воспитателят щит унтасн урокӑт ат вєрӑт.  
Тӑм йисн катра йис юнтутӑт юрємӑты питсыйт. Рўщ мир юнтутӑт ищи юрємӑты вўша йисӑт. Ю. Шесталов щи вєр оӑңӑн хәнты лупӑс. Ма нәмӑсум, катра юнтутӑт юрємӑты иса ӑн мос. Увӑс мирӑт культурайн муй вә, иса айат ёха еы хӑйты мос. Нынана – няврємӑт вәнтӑты ёха – щит вєрты мос па щи оӑңӑн нәмӑсты мос. Хәнты эвет па пухӑт вәна єнумӑт, щи вєр пӑты пәмащипа лупӑт. 

Игры манси в образовательном процессе

На региональном форуме национального единства «Югра многонациональная» (октябрь 2018 г., Ханты-Мансийск) в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок для учителей и воспитателей школ и детских садов Югры прошёл семинар-практикум «Этноигротека – как одна из форм народной педагогики». С основным докладом выступил Виктор Прокопенко (Екатеринбург) – заведующий кафедрой «Народные виды спорта» Уральского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член Федерации северного многоборья России (Екатеринбург). На эту же тему выступили Татьяна Волдина, Светлана Попова, Надежда Молданова, Евдокия Нёмысова. Народный мастер России Николай Тасьманов провёл мастер-класс по хантыйским играм и головоломкам. Лекцию В.И. Прокопенко полезно было бы послушать более широкому кругу слушателей, чем та, что присутствовала в Обско-Угорском институте. Поэтому сегодня публикуем выдержки из выступления учёного. 

 

О докладчике и литературе

 

Виктор Иванович Прокопенко 45 лет изучает традиционные игры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С этой целью побывал в Якутии, на Дальнем Востоке, Сахалине, Ханты-Мансийском автономном округе. Сайт http://sportcom.ru/imgs/tr.gif называет его основоположником «…этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. На основе его научных изысканий разработаны правила по 6 национальным видам спорта народов Севера, 8 образовательным программам по физической культуре для школ регионов Крайнего севера, Сибири и Дальнего Востока, для ДЮСШ по национальным видам спорта и играм народов Севера».

Результатом изысканий ученого стали около двадцати учебных пособий и десять монографий (иногда в соавторстве) по традиционным играм северных и дальневосточных народов, этнопедагогике. В их числе «Традиции физического воспитания, игры состязания ороков и айнов (середина ХIХ – начало ХХI вв.)» (2018); «Игры негидальцев и айнов Приамурья и Сахалина»: Книга для учителя: учебное пособие (2017); «Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания» (1992); «Ханты: этнопедагогика физического воспитания» (1994); «Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов: Пособие для учителей» (1992); «Правила соревнований по национальным видам спорта малочисленных народов Севера Нижневартовского района» (1997). В частности в книге «Устная традиция коренных малочисленных народов Тюменского Севера в контексте этнической педагогики» автор с позиций фольклора рассмотрел разные аспекты этнопедагогики в системе воспитания. В настоящее время готовится к печати монография В.И. Прокопенко «Этнопедагогика народа манси». Кроме того, на полевом материале и изученной им литературе, ученый подготовил урок «Манси. Традиционные игры, состязания, современные национальные виды спорта». Материал рассчитан на преподавателей и воспитателей, которым нужен дидактический материал.

 

О педагогике мансийской игры

 

Более сорока лет я занимаюсь педагогикой народов Севера. В большей степени – физического воспитания. Я считаю, что до ребёнка должна быть донесена его этническая компонента. В этом отношении мы не всегда дорабатываем. С этих позиций мы должны подходить к игре и этнопедагогике манси. Ю. Шесталова в 1985 году сказал об игре: «Когда из жизни солнечной и лунной все игры детские хотят изгнать, мир леденеет, ледяной коростой скует его порядок неживой». Он говорил, мансийские дети обязательно должны знать свои игры. И не только мансийские. Что такое игра? Через игру формируется характер, воля человека. Через игру формируется человек. Игра влияет на двигательную деятельность и физическое состояние. Игра – это ещё и культура. Если ребёнок манси занимается русскими, мансийскими и хантыйскими играми, он обогащает свою культуру. Иногда говорят: почему не внедряете региональный компонент? Потому что материалов нет. Мансийские игры представляют не только спортивную часть, там и игры на умственные способности и моторику. Эти игры можно в детских садах использовать, при работе с детьми, у которых ДЦП и нарушена координация.

Когда я литературу изучал, оказалось, игровой проблемой манси исследователи очень мало занимались, невзирая на то, что много игр общих хантов и манси описано. Проработал материалы полевых исследований, литературу и фольклор, выяснил, что манси обладают большой игровой палитрой. В образовательном процессе ничего национального не используют. Кто-то хотел бы использовать, но нечего. Это касается не только манси, это и у других народов Севера. Это проблема общая. Я поставил себе задачу: подготовить такую работу для преподавателей. Чтобы учитель получил настольную книгу, которую мог применить на уроке физической культуры.

Литература по играм народов Севера имеется. Но когда с ней ознакомился, и полевые исследования сопоставил, оказалось, что она не педагогизирована. Её нельзя использовать в образовательном процессе, потому что не учитывает требования современной педагогики и безопасности жизнедеятельности. К тому же она противоречива. Один автор одно пишет, другой автор об этом третье пишет. А у учителя нет времени искать содержание игры. Он должен его получить готовым и тогда будет моделировать урок на основе игры. С этих позиций пришлось многое переработать, реконструировать и педагогизировать, чтобы можно было использовать этот материал в образовательном процессе.

 

О мудрости народов Севера

 

Игры манси достаточно интересные, разнообразные и вполне используемые. Они направлены на развитие и совершенствование двигательных и умственных способностей, мелкой моторики. Конечно, у них значительно больше игр на двигательные способности, которые развивали для охотничьего промысла. Потому что ребенок должен был быть выносливым, ловким и обладать определенными физическими качествами. Например, игры с палочками связаны с развитием мелкой моторики. Я дома пытался играть, у меня не получилось. Дело в том, что в моём возрасте пальцы уже так не работают, как у детишек. Как мудры были народы Севера! Охотники, рыболовы и оленеводы все процессы делают вручную и пальцы должны очень быстро, сильно и ловко работать. Поэтому у них и есть пальчиковая гимнастика для детей. Взрослый манси тоже должен в эти игры играть, благодаря этим играм у них пальцы хорошо работают.

С палочками у манси есть такая сложная игра: нужно их подбросить, поймать палочку большим и указательным пальцем (я пробовал – бесполезно). Затем поймать средним и указательным палочку, затем мизинцем и безымянным. Для меня это вообще невозможно сделать. Здесь как раз речь идёт о том, насколько хорошо поставлена их пальчиковая моторика. Есть игры с камушками. Например, бросил вверх 15 камушков, перевернул кисть тылом и на тыл надо их поймать. Сколько игрок поймал камушек, один оставляет, и подбрасывает заново, чтобы все переловить. Есть игра сложнее. Нужно поймать нечётное количество. У народов Севера, если поймал чётное количество, значит, ошибся. И эти игры в детском саду и начальной школе нужно использовать.

Есть игры на умственное развитие. Сидящий спиной к игроку человек берёт палочки в руку и начинает раскладывать, например, фигуру птицы. Голова – три палочки, туловище – четыре, крыло – пять, хвост – три палочки. Сидящий спиной знает, какую фигуру будет выстраивать партнёр. Когда он выложил фигуру, говорит: «Беру палочку с головы. Сколько осталось палочек?» Партнер должен сказать, сколько осталось. Если ошибся, садится другой игрок. Это прекрасная игра на память и внимательность.

Есть игра с кольцом или камушком. Дети садятся в круг, водящий спиной к кругу. В круге передают друг другу камешек или кольцо. Водящий ищет, у кого кольцо или камушек. Это очень сложная задача: игрок внимательно смотрит на каждого, изучает мимику и рассуждает про себя: где может быть камушек? Игра направлена на сообразительность, внимание и память. О чем говорит эта игра? Представьте, манси пошел на охоту. У него все время концентрация внимания к следу, шороху и ветру. И он знает, чем может закончиться охота, если что-то недосмотрел или не услышал. То есть детская игра способствует концентрации внимания.

У манси есть и головоломки. Например, из шести спичек надо сделать не распадающуюся фигуру. Я пробовал, у меня не получилось. А манси могут это делать. Вторая головоломка сложнее. Нужно собрать из десяти спичек фигуру и потом постепенно ее разобрать. И третья (у многих народов Севера есть): вырезаются из фанеры круги и нужно ниточку перетащить с одного круга в другой. Это игра на сообразительность, память и, внимание. Эти головоломки тоже можно использовать в детском саду.

 

Об играх, связанных с традиционными занятиями 

 

Игры манси были промыслового характера (охотничий, рыболовный промысел, в какой-то степени оленеводство) и были направлены на меткость, силу броска, и ловкость. У них была интересная игра «Мало пахтэв нялыт». У хантов и других народов такой игры нет. Две команды играют. Выставляется семь палочек высотой 20 см, расстояние между ними 5-10 см. Отмеряется расстояние 20-25 метров (можно меньше) и игроки стреляют из лука. Одна на своей линии стреляет, другая на своей линии. Нужно стрелой попасть в палочки. Но здесь надо соблюсти технику безопасности. Это охотничья игра. Что она давала? Дети уже с малого возраста метко стреляли, и в 12 лет манси мог идти на охотничий промысел, добывать, как взрослый, и кормить семью. Эту игру в начальной школе и детском саду можно использовать с луками и стрелами с резиновыми наконечниками и присосками. 

Игр, связанных с рыболовством манси, мы мало нашли. Наверно, беда была в том, что я не попал в Няксимволь и Сосьву. Например, есть игра в невод. Чертится круг диаметром 15-20 м. В круге пять «рыбок», остальные десять человек – это «невод». Они берутся за руки, а в круге «рыбки» чертят островки, где могут затаиться. «Рыбаки» забрасывают «сеть», «рыбки» от них бегают. Тоже очень интересная и эмоциональная игра для детского сада и начальной школы.

Есть оленеводческая игра – ловля оленей. Такая игра есть у многих народов Севера, которые занимаются оленеводством. В эту игру в любое время года можно играть в детском саду и начальной школе. Брали оленьи рога (можете сделать бутафорию) и тынзян. Дети бегают вокруг, нужно за какой-то период как можно больше заарканить оленей. Прекрасная игра. Может использоваться в современном образовательном процессе. Эффект колоссальный. Во-первых, двигательные и координационные способности улучшаются, меткость, ловкость и хороший эмоциональный фон. Ведь у народов Севера всегда была проблема: зима длинная, а лето короткое. И народы Севера знали, что дети постоянно должны двигаться. Если они не будут двигаться, не вырастут охотниками, и потом не будут кормить своих родителей. Видите, как все продумано? Они даже специально заставляли их в зимнее время оленей собирать. Хотя педагогика считает, что так нельзя делать. Народы Севера не занимались советской педагогикой. Им нужно было, чтобы вырос промысловик и с детства закаляли, давали навыки охоты. Поэтому дети к 12-ти годам практически были полноценные оленеводы, рыбаки и охотники.

Были игры с бегом, но очень мало. Чему они способствовали? Развитию скорости и выносливости. Внимание уделялось не в том плане, о чем мы говорим в отечественной педагогике. По теории, методике физического воспитания нужно бежать на скорость 30, 100 метров. Наша теория, методика физического воспитания разделила все: силы – это одно качество; выносливость – это другое качество; ловкость – это третье качество; гибкость – это четвертое качество. И для каждого качества есть свои определенные средства. Если тренируем одно качество, страдать будет другое. Практика это показывает. Сейчас теория, методика физического воспитания отказалась от этой модели. У народов Севера все было в совокупности, это был единый процесс. Сила – это не значит, как много больше поднимешь. У манси и ханты сильным считался человек, который мог добыть зверя и рыбу. И во время боевых действий мог применить ловкость, сноровку. Как ребенка тренировали, чтобы он был ловким? Ставили ребенка, дети на расстояние 10-15 метров отходили назад от него и стреляли в него по очереди, он должен был увернуться или схватить стрелу. Колоссальная двигательная деятельность и колоссальная реакция была у детей. Такую игру мы сейчас не можем применять. Манси теории, методики физического воспитания не знали, тренеров у них не было, но вот так их родители воспитывали.

 

О миссии педагогов

 

Почему эти игры хорошо проходят в образовательном процессе? Мы в Варьегане начали это применять. Там учатся народы Севера, но есть и русские. С каким интересом дети других национальностей играли в игры народов Севера! Я был поражен. Потому что в садике одни и те же игры, в начальной школе одни и те же. И когда что-то новое, они с удовольствием стали играть. Они не спрашивают, чья это игра? Их это не интересует. Их интересует, что это что-то новое. Совершенно другие двигательные способности эти игры развивают. У детей новые знания появляются, большой эмоциональный фон, что нам и надо в воспитании. Мы можем эти игры модифицировать. У народов Севера не было резиновых мячей, были мячи из кожи, набитые тряпками или мехом. Этот мяч попадал в ребенка и никакого вреда не приносил. Он мягкий. И далеко эти мячи не летели. Это сейчас бросишь и найти его невозможно.

Но для преподавателей нет дидактического материала. Сейчас другие ФГОСы, они не позволяют преподавать даже то, что можно использовать. Молодое поколение учителей и воспитателей не знает этих игр. На Севере десять лет назад очень много было преподавателей русских, украинцев и других национальностей. Откуда они эти игры знают? Мы застали такой период, когда игра уходит. Игра и среди русских детей сжимается. Ю. Шесталов предупреждал об этом. Но терять эти игры нельзя. И моя задача была, хотя бы этим материалом насытить преподавателя, чтобы могли что-то использовать. Все, что можно оставить у народов Севера, мы обязаны оставить этому и следующему поколению. Это будет великая миссия вас, педагогов. Вам потом детишки, которые вырастут, спасибо будут говорить. Об этом всегда надо помнить.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 1 (3517)
10.01.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика