Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йиуп 2019-мит о пиа!
  • Округ мира вўща ясӊӑт лупӆӑт
  • Пәмащипа ясңӑт лупӑт
  • Ёмвошн Ищки икет ӑктӑщийсӑт
  • 2019-мит о – щит Мўвтє шуши мир ясңӑт о
  • Хӑннєхә вәупсы щирӑт авӑман тӑйыйт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Хутыса 2018-мит о мӑр рәпитсӑт
  • Нух нётты вухӑт оӑңӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Сўмӑтвош район вәупсы
  • Софья Шесталова 50 оӆа йис

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Нюки хота пурмӑсӑт вєрсӑт
  • Тунты эвӑт ёнтты хӑншӑң пурмӑсӑт
  • Вухаь юнтутӑт вәнтупсы вєрн
  • Катра пурмӑсӑт авӑты хотн әмӑщ рәпитты
  • Вепӑс вєр хура вў
  • Йис вєр нух эщӑтты пура юхтӑс

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Вепӑс вєр хура вў
Илья Абрамов. Ёмвош, 2018-мит оӆ
Илья Абрамов. Ёмвош, 2018-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Вепӑс вєр хура вў

VIII-мит Всероссийской Югорской полевой музейной биеннале нємуп мирхот вәум пурайн Ёмвошн «Таежные промыслы» (по материалам этноэкспедиций 2011-2018 гг.)» нємуп вантупсы вәс. Щӑта Илья Абрамов – щит этнограф па хурӑт вєрты хә – хурӑт вантӑсыйт. Щитӑтн вўєң мир па вой-хў вепӑсӑты ёх, щӑта ыв хота па мўв хурасӑт вәӑт. 

И. Абрамов Институт истории па археологии УрО РАН нємуп хотн (Екатеринбург) рәпит. ўв яң о мӑр Сўмӑтвош па Кондинской районңӑнӑн, Свердловской область хущи шуши мир вәупсы єрамтӑс. Вантупсы пўншум хӑтӑн щи оӑңӑн ай павтӑс:
– Ма нәмӑсум, итәх хуятӑт тӑта вещи вой-хў вепӑсӑты вєр шиваӑӑт, хутысаты ыв вәӑт па муй щирн ыве хура вўты мос. Интум вәнты шуши ёх вәнт войт ёша павӑтӑт, хў веӑт па вўэт авӑӑт. Ар хур ма Сўмӑтвош районӑн па Свердловской область хущи Лозьва юханӑн вєрсум, хута арӑ пєлӑк хуят вухаят. XIX-мит йис хуаты пурайн щив сӑранӑт касӑсӑт па вўєң мир кўтн интум ыв мєт арӑт. Вәнтыӑт, воньщумут ӑкӑтӑт па хў веӑт арсыр ясңуп ёх. 
Ищи ар хур эв юханӑн вєрсум. Итәх хурӑтн вәӑт ёх, хуйтат ӛхӑт ӑнтәма йисӑт. 
Мос лупты, этнографӑт хур вўты хушапӑт мєт оӑңӑн XIX-мит йисн ёша вўсӑт. К. Носилов па У.Т. Сирелиус вєрум хурӑт шєңк сӑмӑңа тӑйӑам. Интум ын итана хур вєрум па Кев пєлӑкн вәты мир вәупсы хура вўум. Сот о юхы щи хәйңӑн хура вўсңӑн, хутысаты шуши мир вой-хў вепӑсӑсӑт па вўы тӑйсӑт. Кәртӑтн тӑм йис вәнты мир щиты вєрӑт. Советской лащ вәум пурайн факторияйта, хў па нюхи вўты тӑхета, промохототделенияйта, колхосӑта вух мийясы. Тӑм йисн щит вєрты вуысы. Сыры и нюхӑс пӑты вәнтыты хә 100 шойт араттыйн сухуптӑсы – заводӑн рәпитум ёх щи арат вух тыӑщ мӑр хоумтсӑт. Хӑннєхә хәум нюхӑс ёша ки павтӑс, ўвеа тӑ мӑр вәтыя вух тӑрмӑс. Тӑм йисн вепӑс вєр пасыра йис. Вантэ, хӑннєхәя муй мос, ўв апкайн әт. Щит пӑты вепӑса яңхты иса ӑн мос, ән єтут такы ӑн хӑщты. Щит вўраңӑн шуши ёх вой веты вєр юрємӑты питсӑт. Хў веты хуят щит хуна ар, кәртӑтн хуыева хў вепӑсӑӑт. 
Ям вєрӑт тӑм йисн ищи вәӑт, интум ар тӑхетн интернет вә. Щит унтасн рўтьщӑты вєр эщӑтты рӑх. Вантэ, ар вошӑң ёх кәртӑта вой-хў вепӑсӑты яңхты питсӑт. ывеа щӑта хәты хот мос па ән хуятн єтутн ат кавӑртсыйт. Кәртӑң ёх ывеа щи вєрн нётты ки вўянтӑт, ән щит рўвн вух ёша павӑтты питӑт. Валера Хатанзеев Ломбовож эвӑт па Валера Анямов Тресколье эвӑт интум щиты вєрӑңӑн. Турватн вәты Самбиндаловӑт нуви тўт па каш вантӑты еңта ан тӑйӑт, щит унтасн ыв интернета єтыйӑт па хура мира вантӑӑт. Щит ищи ям вєр.

Нәмн ма хӑншсум, хуты Илья мирӑт вәупсы артаӆӑты хуят па хур вўты хә. Хән па хута щи вєра вәнтыӑс?
– Нємасыя хур вєрты нємхута ӑн вәнтыйсум, 18-19-кєм оа ювмємн хур вўты питсум. Па хуят хурӑт вантман па ма саттєма хур вўйман айкємн щит яма вєрты вәнсум. 
Вантупсыйн исторической наукайт кандидат, Обско-угорской институтӑн рәпитты нє Светлана Попова вәс. ўв щи хурӑт нєпекӑң хуят па шуши хӑннєхә иты артаӑс: 
– Ащєм сӑран, ӑңкєм вухаь. Ащєм вўэт авӑты хуята вәс па ма щи вєр яма вәєм. Ма эв юханӑн Няксимволь кәртӑн сєма питсум па єнумсум, рәпатаем вўраңӑн ар о Сўмӑтвош район хўват яңхсум. Щит пӑты тӑм хурӑтн иса ӑнтәм ёх, хуйтат ән ма ӑн вәєм. Илья шиваӑс, хуты шуши мир вәупсы тӑм йисн еша пасыра йис. Ма вәна пєлка ювум хӑннєхә па ищи вәєм, хуты вәупсы интум па хурасуп. Ай пураем нәмӑмӑты ки, товийн кәртӑң мир васы нюхи єсӑт, ўңӑн – хў, сўсн – йипа васы нюхи, тәп тӑн – вой нюхи. Ӑңкиўв-ащиўв муй хоумтсӑт – щит щи єсўв. Интум апкайн арсыр єтут вә, щит пӑты муртӑң хуятӑт вепӑсӑӑт. Сыры коопзверопромхоз па ар вәнтыты ёх вәсӑт. Щимӑщ хуята вәты юрӑң вәс. апкайн нуры вәс, щӑсаты тәп мєт яма вәнтыты ёх пурмӑсн па єтутн тынысыйт. Мўңева щитӑт әтты ӑн рӑхӑс. 
Хурӑт вантум мир кўтн исторической наукайт кандидат, «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)» нємуп хотн рәпитты хә Александр Новик хурӑт вєрум хәя лупӑс: 
– Илья, ма ӑңхаум, ән нӑң еы ищиты яма ат рәпитсӑн па диссертация нєпек ёша ат павӑтсӑн. Мӑнєма тӑта ар хурӑт сӑма рӑхсӑт. Ям вантты хурӑт, хута шуши мир хотӑт, ыв әмӑтсуха па єтута вәӑт. 

Взгляд этнографа на таежные промыслы

В дни работы VIII Всероссийской Югорской полевой музейной биеннале в Музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска открылась персональная фотовыставка этнографа и фотографа Ильи Абрамова «Таежные промыслы» (по материалам этноэкспедиций 2009-2018 гг.)». На снимках портреты коренных жителей, быт промысловиков и оленеводов, сцены оленеводства, охоты и рыболовства, пейзажи Зауралья и северной природы.

 

Илья Абрамов – младший научный сотрудник Института  истории и археологии УрО РАН (Екатеринбург). В сфере его научных интересов  традиционные занятия обских угров. Выставка в Ханты-Мансийске – итог многолетней работы среди манси и коми-зырян. Некоторые фотографии уже участвовали в выставках, в том числе международных, получали призы. На открытии выставки автор рассказал о своей работе, состоянии традиционных промыслов и их перспективах, которые он исследует как этнограф и фиксирует как фотограф:

– Представлена не только триада таежных промыслов – оленеводство, рыболовство и охота, но вся культура вокруг них: на чем передвигаются, чем работают, во что одеваются, что едят. Хочу отметить, что Музей Природы и Человека – уникальная площадка для экспонирования подобных фотографий. Я благодарен за то, что музей откликнулся на мое предложение сделать выставку во время биеннале. В пленарном докладе профессор А.В. Головнёв сказал, что подобные выставки – это своего рода публикация, неотъемлемая часть этнографической работы. И эту выставку я хочу презентовать как своего рода публикацию, она и смонтирована как набор небольших историй.

Мои исследования проходили в западной части округа – в Березовском, Кондинском районах, а также на севере Свердловской области, в истоках Лозьвы. Это область проживания манси. В XIX веке к ним подселились коми из-за Урала. Если говорить об оленеводстве, то сегодня это в основном дело коми-зырян, а охотой собирательством и рыболовством занимается большая часть жителей края безотносительно этнической принадлежности. Несмотря на то, что Березово – родина сибирского газа, крупных месторождений углеводородов около Урала не открыли, что обеспечило сохранность традиционного уклада жизни, зависимость от ресурсов среды, а не недр.

Все очень быстро меняется в настоящее время, поэтому фиксация текущего момента важна – это часть постоянной этнографической работы. Фотоаппарат как инструмент для этнографа появился в середине-конце XIX века. Я очень люблю работы Константина Носилова и финского этнографа У.Т. Сирелиуса. Мне приятно, что я продолжатель этой традиции и даю свой срез этнографической обстановки в Северном Зауралье. На фотографиях вы можете видеть, в каком состоянии сегодня находятся промыслы, которые были впервые описаны сто лет назад этими знаменитыми этнографами, и какое у них развитие. Жизнь сильно изменилась с тех пор во всех отношениях. Огородов коренные жители не держали до 1930-х годов, когда их к этому обязали советские власти в ходе коллективизации и программы перевода на оседлость. Сегодня у каждого дома манси есть приусадебный участок с картофелем, а рыба и дичь чаще выступают дополнением к меню, а не его основой.

В советское время была создана мощная база под традиционные отрасли хозяйства, но в 1990-е годы государство отказалось от обязательств, которое ранее на себя приняло. От содержания факторий, заготовительных пунктов, промхозов, рыболовецких колхозов, сократились субсидии на поддержание этих отраслей. Охота на соболя была крайне выгодна в советские годы: за одну шкурку давали 100 рублей – это зарплата рабочего на заводе. Можно было за сезон добыть всего три шкурки и этим обеспечить бюджет на зимний период. Сегодня ситуация во многом повторяет начало ХХ века, когда промысел регулировал рынок: выгодно добывать соболя – охота есть, если невыгодно – охотники из тайги выходят. Изменился и механизм преемственности профессии. Если раньше нужно было обладать навыками охоты и рыболовства для выживания, то сегодня даже в таежном селе можно прожить, не выезжая в лес. Утрачиваются важные навыки, которые когда-то сформировали северную культуру. Зайдя впервые в тайгу, человек вынужден был стать хорошим охотником и рыбаком, иначе бы там не закрепился.

Молодежь сегодня ориентирована на городскую жизнь и современную работу, лесной образ жизни не может обеспечить того уровня дохода, который считается приемлемым. Охотиться в тайге остались 40-60-летние мужчины в силу привычки и промысловых участков, оставшихся за ними с советских времен – они в основном на фото. На угодьях, как правило, стоит пара изб и проложено несколько путиков с капканами. Старые охотники в полной мере владеют навыками изготовления лодок-кедровок, охотничьих лыж, звериных и рыбных ловушек, но передавать опыт зачастую некому. Некоторые малые деревни по Северной Сосьве стремительно превращаются в музеи под открытыми небом.

Но перемены не стоит оценивать только в негативном ключе. Есть позитивные изменения, которые не отражены на фотографиях, и о них надо сказать отдельно. Современная глобализация и возможность общаться в интернете – это мощный импульс для развития туризма и перерождения промыслов с точки зрения этой сферы. Потому что сегодня много охотников и рыбаков ездят в сельскую местность за трофеями, за нетронутой природой. Им нужны люди, которые отлично знают местность, могут работать проводниками, в некоторых случаях егерями, выводить дичь на охотника. Это как раз умеют делать люди, выросшие в тайге. Я вижу некоторое продолжение традиций в новом преломлении, когда люди из городской среды будут заказывать услуги у сельского населения по логистике, консультациям, обеспечению продуктами и приготовлением традиционной пищи. Потому что горожане не готовы тратить время на кухню, они приехали отдохнуть, поохотиться и порыбачить. И местные могут на этом неплохо заработать. Есть ростки этого явления, в этом смысле мне очень нравятся манси Валера Хатанзеев из Ломбовожа и Валера Анямов из Тресколья. Эти люди современные, мыслят прагматически.

Традиции меняются. Куда это приведет коренные народы и всех нас - сложно сказать. Надо наблюдать и фиксировать.

По-моему мнению, фотографии молодого этнографа сделаны профессионально. Поэтому возник вопрос, где и когда Илья научился фотографировать?

– Фотографии специально не учился, но фотоаппарат постоянно держал в руках где-то с 17-18-ти лет. Я интуитивно искал выразительные ракурсы и натуру. Когда много фотографируешь и смотришь другие работы, формируется определенная оптика: видишь мир как своего рода композицию, которая может быть отражена фотографически. Это помогает вовремя уловить момент, когда надо сделать снимок - буквально доли секунды, чтобы нажать на спуск. Любой соседний эпизод времени, буквально секунду влево, вправо и такой убедительности живой снимок снять будет невозможно.

На презентации выставки присутствовала ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела истории, археологии и этнологии БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», кандидат исторических наук Светлана Попова. Она оценивала фотографии с экспозиции не только как ученый, но и как человек, который вырос в традиционной среде:

– По отцу я из семьи оленеводов коми-зырян, а мама – манси. Отец был оленеводом, и я хорошо знаю быт. Родилась и выросла в верховьях Северной Сосьвы в селе Няксимволь и по роду деятельности много ездила и езжу по Березовскому району. На этих фотографиях для меня нет ни одного незнакомого лица и ни одной незнакомой ситуации. Илья очень тонко уловил время перемен. Конечно, не в лучшую сторону перемены для коренных народов. Я немолодой человек и действительно вижу, что есть кое-какие перемены. А если вспомнить детство, весна – вся деревня ест утку, летом – рыбу, осень – снова утка и только зимой – мясо животных. То есть мы жили и питались тем, что добывали наши родители. Сейчас там магазины, не особо жители охотятся и рыбачат. Раньше был коопзверопромхоз, были охотники и угодья. Было престижно быть охотником, мы даже немного завидовали, потому что в магазине были специальные полки, где для лучших охотников были товары, которые только они могли купить. Мы уже не могли приобрести это.

Присутствовавший на открытии выставки заведующий отделом европеистики Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, кандидат исторических наук Александр Новик, обратился к автору выставки:

– Я желаю вам дальнейших творческих успехов и чтобы вы защитили диссертацию, которая у вас готова. Мне многие фотографии очень нравятся, я люблю классическую фотографию, когда есть лица, образы, мысли; где есть традиционное жилище, пища и традиционный костюм. Сложнее с коллажами, наслоением фотографий, но каждый человек имеет право творчески подходить к процессу.

В заключение добавим, выставка Ильи Абрамова «Таежные промыслы» (по материалам этноэкспедиций 2009-2018 гг.)» была открыта в Музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска до 31 декабря 2018 года.

Светлана Попова
Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 1 (3517)
10.01.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика