- Хантыйский
- Русский
Вепӑс вєр хура вў
VIII-мит Всероссийской Югорской полевой музейной биеннале нємуп мирхот вәум пурайн Ёмвошн «Таежные промыслы» (по материалам этноэкспедиций 2011-2018 гг.)» нємуп вантупсы вәс. Щӑта Илья Абрамов – щит этнограф па хурӑт вєрты хә – хурӑт вантӑсыйт. Щитӑтн вўєң мир па вой-хў вепӑсӑты ёх, щӑта ыв хота па мўв хурасӑт вәӑт.
И. Абрамов Институт истории па археологии УрО РАН нємуп хотн (Екатеринбург) рәпит. ўв яң о мӑр Сўмӑтвош па Кондинской районңӑнӑн, Свердловской область хущи шуши мир вәупсы єрамтӑс. Вантупсы пўншум хӑтӑн щи оӑңӑн ай павтӑс:
– Ма нәмӑсум, итәх хуятӑт тӑта вещи вой-хў вепӑсӑты вєр шиваӑӑт, хутысаты ыв вәӑт па муй щирн ыве хура вўты мос. Интум вәнты шуши ёх вәнт войт ёша павӑтӑт, хў веӑт па вўэт авӑӑт. Ар хур ма Сўмӑтвош районӑн па Свердловской область хущи Лозьва юханӑн вєрсум, хута арӑ пєлӑк хуят вухаят. XIX-мит йис хуаты пурайн щив сӑранӑт касӑсӑт па вўєң мир кўтн интум ыв мєт арӑт. Вәнтыӑт, воньщумут ӑкӑтӑт па хў веӑт арсыр ясңуп ёх.
Ищи ар хур эв юханӑн вєрсум. Итәх хурӑтн вәӑт ёх, хуйтат ӛхӑт ӑнтәма йисӑт.
Мос лупты, этнографӑт хур вўты хушапӑт мєт оӑңӑн XIX-мит йисн ёша вўсӑт. К. Носилов па У.Т. Сирелиус вєрум хурӑт шєңк сӑмӑңа тӑйӑам. Интум ын итана хур вєрум па Кев пєлӑкн вәты мир вәупсы хура вўум. Сот о юхы щи хәйңӑн хура вўсңӑн, хутысаты шуши мир вой-хў вепӑсӑсӑт па вўы тӑйсӑт. Кәртӑтн тӑм йис вәнты мир щиты вєрӑт. Советской лащ вәум пурайн факторияйта, хў па нюхи вўты тӑхета, промохототделенияйта, колхосӑта вух мийясы. Тӑм йисн щит вєрты вуысы. Сыры и нюхӑс пӑты вәнтыты хә 100 шойт араттыйн сухуптӑсы – заводӑн рәпитум ёх щи арат вух тыӑщ мӑр хоумтсӑт. Хӑннєхә хәум нюхӑс ёша ки павтӑс, ўвеа тӑ мӑр вәтыя вух тӑрмӑс. Тӑм йисн вепӑс вєр пасыра йис. Вантэ, хӑннєхәя муй мос, ўв апкайн әт. Щит пӑты вепӑса яңхты иса ӑн мос, ән єтут такы ӑн хӑщты. Щит вўраңӑн шуши ёх вой веты вєр юрємӑты питсӑт. Хў веты хуят щит хуна ар, кәртӑтн хуыева хў вепӑсӑӑт.
Ям вєрӑт тӑм йисн ищи вәӑт, интум ар тӑхетн интернет вә. Щит унтасн рўтьщӑты вєр эщӑтты рӑх. Вантэ, ар вошӑң ёх кәртӑта вой-хў вепӑсӑты яңхты питсӑт. ывеа щӑта хәты хот мос па ән хуятн єтутн ат кавӑртсыйт. Кәртӑң ёх ывеа щи вєрн нётты ки вўянтӑт, ән щит рўвн вух ёша павӑтты питӑт. Валера Хатанзеев Ломбовож эвӑт па Валера Анямов Тресколье эвӑт интум щиты вєрӑңӑн. Турватн вәты Самбиндаловӑт нуви тўт па каш вантӑты еңта ан тӑйӑт, щит унтасн ыв интернета єтыйӑт па хура мира вантӑӑт. Щит ищи ям вєр.
Нәмн ма хӑншсум, хуты Илья мирӑт вәупсы артаӆӑты хуят па хур вўты хә. Хән па хута щи вєра вәнтыӑс?
– Нємасыя хур вєрты нємхута ӑн вәнтыйсум, 18-19-кєм оа ювмємн хур вўты питсум. Па хуят хурӑт вантман па ма саттєма хур вўйман айкємн щит яма вєрты вәнсум.
Вантупсыйн исторической наукайт кандидат, Обско-угорской институтӑн рәпитты нє Светлана Попова вәс. ўв щи хурӑт нєпекӑң хуят па шуши хӑннєхә иты артаӑс:
– Ащєм сӑран, ӑңкєм вухаь. Ащєм вўэт авӑты хуята вәс па ма щи вєр яма вәєм. Ма эв юханӑн Няксимволь кәртӑн сєма питсум па єнумсум, рәпатаем вўраңӑн ар о Сўмӑтвош район хўват яңхсум. Щит пӑты тӑм хурӑтн иса ӑнтәм ёх, хуйтат ән ма ӑн вәєм. Илья шиваӑс, хуты шуши мир вәупсы тӑм йисн еша пасыра йис. Ма вәна пєлка ювум хӑннєхә па ищи вәєм, хуты вәупсы интум па хурасуп. Ай пураем нәмӑмӑты ки, товийн кәртӑң мир васы нюхи єсӑт, ўңӑн – хў, сўсн – йипа васы нюхи, тәп тӑн – вой нюхи. Ӑңкиўв-ащиўв муй хоумтсӑт – щит щи єсўв. Интум апкайн арсыр єтут вә, щит пӑты муртӑң хуятӑт вепӑсӑӑт. Сыры коопзверопромхоз па ар вәнтыты ёх вәсӑт. Щимӑщ хуята вәты юрӑң вәс. апкайн нуры вәс, щӑсаты тәп мєт яма вәнтыты ёх пурмӑсн па єтутн тынысыйт. Мўңева щитӑт әтты ӑн рӑхӑс.
Хурӑт вантум мир кўтн исторической наукайт кандидат, «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)» нємуп хотн рәпитты хә Александр Новик хурӑт вєрум хәя лупӑс:
– Илья, ма ӑңхаум, ән нӑң еы ищиты яма ат рәпитсӑн па диссертация нєпек ёша ат павӑтсӑн. Мӑнєма тӑта ар хурӑт сӑма рӑхсӑт. Ям вантты хурӑт, хута шуши мир хотӑт, ыв әмӑтсуха па єтута вәӑт.
Взгляд этнографа на таежные промыслы
В дни работы VIII Всероссийской Югорской полевой музейной биеннале в Музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска открылась персональная фотовыставка этнографа и фотографа Ильи Абрамова «Таежные промыслы» (по материалам этноэкспедиций 2009-2018 гг.)». На снимках портреты коренных жителей, быт промысловиков и оленеводов, сцены оленеводства, охоты и рыболовства, пейзажи Зауралья и северной природы.
Илья Абрамов – младший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН (Екатеринбург). В сфере его научных интересов традиционные занятия обских угров. Выставка в Ханты-Мансийске – итог многолетней работы среди манси и коми-зырян. Некоторые фотографии уже участвовали в выставках, в том числе международных, получали призы. На открытии выставки автор рассказал о своей работе, состоянии традиционных промыслов и их перспективах, которые он исследует как этнограф и фиксирует как фотограф:
– Представлена не только триада таежных промыслов – оленеводство, рыболовство и охота, но вся культура вокруг них: на чем передвигаются, чем работают, во что одеваются, что едят. Хочу отметить, что Музей Природы и Человека – уникальная площадка для экспонирования подобных фотографий. Я благодарен за то, что музей откликнулся на мое предложение сделать выставку во время биеннале. В пленарном докладе профессор А.В. Головнёв сказал, что подобные выставки – это своего рода публикация, неотъемлемая часть этнографической работы. И эту выставку я хочу презентовать как своего рода публикацию, она и смонтирована как набор небольших историй.
Мои исследования проходили в западной части округа – в Березовском, Кондинском районах, а также на севере Свердловской области, в истоках Лозьвы. Это область проживания манси. В XIX веке к ним подселились коми из-за Урала. Если говорить об оленеводстве, то сегодня это в основном дело коми-зырян, а охотой собирательством и рыболовством занимается большая часть жителей края безотносительно этнической принадлежности. Несмотря на то, что Березово – родина сибирского газа, крупных месторождений углеводородов около Урала не открыли, что обеспечило сохранность традиционного уклада жизни, зависимость от ресурсов среды, а не недр.
Все очень быстро меняется в настоящее время, поэтому фиксация текущего момента важна – это часть постоянной этнографической работы. Фотоаппарат как инструмент для этнографа появился в середине-конце XIX века. Я очень люблю работы Константина Носилова и финского этнографа У.Т. Сирелиуса. Мне приятно, что я продолжатель этой традиции и даю свой срез этнографической обстановки в Северном Зауралье. На фотографиях вы можете видеть, в каком состоянии сегодня находятся промыслы, которые были впервые описаны сто лет назад этими знаменитыми этнографами, и какое у них развитие. Жизнь сильно изменилась с тех пор во всех отношениях. Огородов коренные жители не держали до 1930-х годов, когда их к этому обязали советские власти в ходе коллективизации и программы перевода на оседлость. Сегодня у каждого дома манси есть приусадебный участок с картофелем, а рыба и дичь чаще выступают дополнением к меню, а не его основой.
В советское время была создана мощная база под традиционные отрасли хозяйства, но в 1990-е годы государство отказалось от обязательств, которое ранее на себя приняло. От содержания факторий, заготовительных пунктов, промхозов, рыболовецких колхозов, сократились субсидии на поддержание этих отраслей. Охота на соболя была крайне выгодна в советские годы: за одну шкурку давали 100 рублей – это зарплата рабочего на заводе. Можно было за сезон добыть всего три шкурки и этим обеспечить бюджет на зимний период. Сегодня ситуация во многом повторяет начало ХХ века, когда промысел регулировал рынок: выгодно добывать соболя – охота есть, если невыгодно – охотники из тайги выходят. Изменился и механизм преемственности профессии. Если раньше нужно было обладать навыками охоты и рыболовства для выживания, то сегодня даже в таежном селе можно прожить, не выезжая в лес. Утрачиваются важные навыки, которые когда-то сформировали северную культуру. Зайдя впервые в тайгу, человек вынужден был стать хорошим охотником и рыбаком, иначе бы там не закрепился.
Молодежь сегодня ориентирована на городскую жизнь и современную работу, лесной образ жизни не может обеспечить того уровня дохода, который считается приемлемым. Охотиться в тайге остались 40-60-летние мужчины в силу привычки и промысловых участков, оставшихся за ними с советских времен – они в основном на фото. На угодьях, как правило, стоит пара изб и проложено несколько путиков с капканами. Старые охотники в полной мере владеют навыками изготовления лодок-кедровок, охотничьих лыж, звериных и рыбных ловушек, но передавать опыт зачастую некому. Некоторые малые деревни по Северной Сосьве стремительно превращаются в музеи под открытыми небом.
Но перемены не стоит оценивать только в негативном ключе. Есть позитивные изменения, которые не отражены на фотографиях, и о них надо сказать отдельно. Современная глобализация и возможность общаться в интернете – это мощный импульс для развития туризма и перерождения промыслов с точки зрения этой сферы. Потому что сегодня много охотников и рыбаков ездят в сельскую местность за трофеями, за нетронутой природой. Им нужны люди, которые отлично знают местность, могут работать проводниками, в некоторых случаях егерями, выводить дичь на охотника. Это как раз умеют делать люди, выросшие в тайге. Я вижу некоторое продолжение традиций в новом преломлении, когда люди из городской среды будут заказывать услуги у сельского населения по логистике, консультациям, обеспечению продуктами и приготовлением традиционной пищи. Потому что горожане не готовы тратить время на кухню, они приехали отдохнуть, поохотиться и порыбачить. И местные могут на этом неплохо заработать. Есть ростки этого явления, в этом смысле мне очень нравятся манси Валера Хатанзеев из Ломбовожа и Валера Анямов из Тресколья. Эти люди современные, мыслят прагматически.
Традиции меняются. Куда это приведет коренные народы и всех нас - сложно сказать. Надо наблюдать и фиксировать.
По-моему мнению, фотографии молодого этнографа сделаны профессионально. Поэтому возник вопрос, где и когда Илья научился фотографировать?
– Фотографии специально не учился, но фотоаппарат постоянно держал в руках где-то с 17-18-ти лет. Я интуитивно искал выразительные ракурсы и натуру. Когда много фотографируешь и смотришь другие работы, формируется определенная оптика: видишь мир как своего рода композицию, которая может быть отражена фотографически. Это помогает вовремя уловить момент, когда надо сделать снимок - буквально доли секунды, чтобы нажать на спуск. Любой соседний эпизод времени, буквально секунду влево, вправо и такой убедительности живой снимок снять будет невозможно.
На презентации выставки присутствовала ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела истории, археологии и этнологии БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», кандидат исторических наук Светлана Попова. Она оценивала фотографии с экспозиции не только как ученый, но и как человек, который вырос в традиционной среде:
– По отцу я из семьи оленеводов коми-зырян, а мама – манси. Отец был оленеводом, и я хорошо знаю быт. Родилась и выросла в верховьях Северной Сосьвы в селе Няксимволь и по роду деятельности много ездила и езжу по Березовскому району. На этих фотографиях для меня нет ни одного незнакомого лица и ни одной незнакомой ситуации. Илья очень тонко уловил время перемен. Конечно, не в лучшую сторону перемены для коренных народов. Я немолодой человек и действительно вижу, что есть кое-какие перемены. А если вспомнить детство, весна – вся деревня ест утку, летом – рыбу, осень – снова утка и только зимой – мясо животных. То есть мы жили и питались тем, что добывали наши родители. Сейчас там магазины, не особо жители охотятся и рыбачат. Раньше был коопзверопромхоз, были охотники и угодья. Было престижно быть охотником, мы даже немного завидовали, потому что в магазине были специальные полки, где для лучших охотников были товары, которые только они могли купить. Мы уже не могли приобрести это.
Присутствовавший на открытии выставки заведующий отделом европеистики Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, кандидат исторических наук Александр Новик, обратился к автору выставки:
– Я желаю вам дальнейших творческих успехов и чтобы вы защитили диссертацию, которая у вас готова. Мне многие фотографии очень нравятся, я люблю классическую фотографию, когда есть лица, образы, мысли; где есть традиционное жилище, пища и традиционный костюм. Сложнее с коллажами, наслоением фотографий, но каждый человек имеет право творчески подходить к процессу.
В заключение добавим, выставка Ильи Абрамова «Таежные промыслы» (по материалам этноэкспедиций 2009-2018 гг.)» была открыта в Музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска до 31 декабря 2018 года.