- Хантыйский
- Русский
Нюки хота пурмӑсӑт вєрсӑт
Апа, кашӑң хӑннєхә пӑта ван хӑтуп тыӑщ – щит пура, хән мўң о мӑр эщӑтум вєрўв, нумӑсўв тәса етшуптӑты ӑңхаўв. Щи тумпи тӑм юхи хӑщум тыӑщн мєт ар сыр-сыр вәйтантупсэт, вәнтӑты хӑрӑт, мирхотӑт па па утӑт вєрыйт. Щиты мӑнум о ван хӑтуп тыӑщ 14-16-мит хӑтӑтн «Югра ыңуптӑты» оса рәпата тәты тӑхийн «Наследие Югры» нєм-пи округев мўв йис вєрӑт тәты тӑхи ёх унтасн әмӑщ вәйтантупсы вәс.
«Наследие Югры» нємуп оса тӑхи 2017-мит он вән кєр тыӑщн пўншсы. Ищи о сўс-тӑ пурайн мєт оӑңмит пўш нюки хот ёнтӑсты хӑра ӑктӑщийсўв. Щит пӑта тӑм пура вәйтантупсы – кимит вән вәнтӑты хӑр. Кәщая тӑта мўң «Хӑнты ясӑң» газетаевн рәпитты айат нє Ульяна Данило (Молданова) вә.
Оӑңмит вәйтантупсыйн грант нётупсы вух унтасн вантӑсы, муй щирн Сәрхан па Нуви сӑңхум мўвңӑн хӑнты имет пӑрщӑн, вўы тӑхты эвӑт юрн хотӑт ёнтӑт па тунты эвӑт хот вєрӑт. Щи вєра тыв нємасыя Сәрхан мўв эвӑт Надежда Ивановна Покачева, Людмила Егоровна Добрынина па ынана нётты нєңңӑн, щит Валентина Терентьевна Шадрина па Зоя Андреевна Тарлина вохсыйңӑн. Щи тумпи Нуви сӑңхум район Тәрум ор пўңӑн вўт кәртӑн вәты Таисья Аутовна Пяк па Нуви сӑңхум вошӑң ими Ирина Кузьминична Фирсова Ёмвоша па юхтыйсӑңӑн. Вәнтӑты хӑр сухнум юпийн «Югра ыңуптӑты» оса тӑхи хот пўңӑн тывум нюки хот омӑссы.
Тӑ па ищки нюки хота муй щирн уңємӑты рӑх? Айат хӑнты нє Ульяна Алексеевна тӑм о грант нётупсы вух мущатум юпийн кимит вәнтӑты хӑра ӑктӑщты питӑс. Вәйтантупсы «Нюки хот ыпийн вәты пурмӑсӑт» нємн пунсӑэ. Ӆўв лупӑс: «Ма шєңк ӑңхасум, ән тәня о ёнтум нюки хотэвн кашӑң нюки хот иты ыпийн вәты пурмӑсӑт ат эщӑтсўв. Ар хот ыпи пурмӑс ӑн мос, вантэ, вўэт авӑман, ипўша касӑман яңхман ар ут турас вєрӑт. Щи кўтн мосты пурмӑс – щит хӑшап. Пєңа пурайн хӑшапӑт кўш вўэт авӑты ёха, кўш вой-хў вепӑсӑты хуятӑта, кўш турн сэвӑрты, воньщумутӑт ӑкӑтты, иса мира мосӑт. Тәп кашӑң юханӑн, вәнт шушийн вәты рәт ёх ыв хураспе хӑшапӑт ёнтсӑт. Ищимӑщ хӑшапӑт тӑм хӑтӑтн ёнтты питўв».
Щи вєра Сәрхан район Русскинская кәрт пўңӑн вәнт кәртӑн вәты кӑтңӑн Ирина Максимовна Покачева па Александр Николаевич Кантеров, Россия мўв уваттыйн народный мастер нєм тӑйты Ёмвошӑң имеңӑн Зоя Никифоровна Лозямова па Мария Григорьевна Эккерт, шўкщӑты вєрӑт тәса вәты, «Хӑнты ясӑң» газетайн рәпитум имие Людмила Калистратовна Зубакина, Нуви сӑңхум район Вўтвош кәща, Касум кәрт депутат Прасковья Константиновна Гарипова, Сәрханԯ мўвн вәнт шушийн вәԯты вәнԯата ювум хӑннєхә Сергей Васильевич Кечимов па Ёмвош район Кышик кәрт ӑшколайн няврємӑт вәнтӑты хӑнты нєңие Людмила Владимировна Дубровина (Лозямова) нємасыя вохсыйт.
Хәум хӑт мӑр вәнтӑты хӑра апӑтьяңкєм хуят юхтыӑс. Тӑта яна па ӛмӑщ вәс. Сергей Васильевич вәнтӑты хӑрн юх ан па юх эвӑт онтуп тёйңӑты хурамӑң юх ке вєрӑс.
Кышик кәртӑң нєңие Людмила Владимировна сўмӑт юх эвӑт що тӑхӑр вєрты вәнтӑс. Муй пӑты сўмӑт юх эвӑт? Апа, нюки хотн хотхӑр лаңкты щира щимӑщ що тӑхӑрӑт мосӑт, кўрңӑна хошум па сыстам! Хәнты пурайн ая вәман Людмила Владимировна вантӑс, муй щирн що тӑхӑр ўв щащен Татьяна Афанасьева Лозямовайн, 1918-мит он сєма питум хӑннєхәйн, вєрсы.
Мос ястӑты, що тӑхӑр тумпийн Людмила Лозямова вой веты хә хӑшап вантӑс. Тӑм хӑшап нюр аие, тәп и хуят – вой вепӑсӑты хә щив уңємӑты вєрит.
Мария Григорьевна па Зоя Никифоровна ӑнтә тәп сыры оӑтн ёнтум хӑшапңӑн вантӑсңӑн, вєрӑң имеңӑн йиуп хӑшапңӑн Касум па Ас щирн ёнтсӑңӑн. Щи тумпи нєпека хӑншсӑңӑн, муй щирн ын хӑнты хӑшапңӑн ёнтты па муй арат пєлӑк эвӑт щи ут эщӑтты мос – иса вєнш пиа: кўр оӑң, ух оӑң, шӑнш пиа, ўңкӑт, хӑшап аңӑ пиа.
Мария Эккерт: «Тӑм хӑшап ма Матрёна Егоровна Яркина ёнтум щирн вєрсум. ўв 1928-мит он сєма питӑс. Ма ёнтум хӑшапєма 20-кєм метра сух мӑнӑс. Щит, вантэ, хоттє ёх пӑта вән хӑшап. Тӑм пурмӑс ар сух щўңкӑт тӑй. Хӑшап ёнтум ими хўв пӑнта мӑнум пурайн вєнш пєлӑкн ўв вєншэ лӑп тәхӑрсы. Ас хӑты тыӑщн Хӑннєхә па Мўв авӑт музей хуща ма ёнтум пурмӑсам эвӑт вантупсы пўншы. Юхтаты!»
Ирина Покачева: «Ма икєм пиа Русскинская кәрт эвӑт юхӑтсум. Мин вәнт кәртӑн вәумн, вўэт авӑумн. Икєм – Александр Николаевич Кантеров, ияха яңкєм о вәты-хоты питсумн. Няврємам ищи вәнт шушийн 15 вєрста мин эвӑтамна вәӑт. ыв вәна йисӑт, няврєма єнмӑӑт. Хӑнты ясӑңӑн яма-яма путӑртты хошӑт. Ма тӑта Сәрхан мўв хӑнтэт хӑшап ёнтты вєр вантӑум. Хӑшапа 15-20-кєм мєтра сух мӑн. Ас па Касум мўв хӑнтэт киньща еша пасыр».
Вўтвош кәща Прасковья Гарипова вәнтӑты хӑрн Ирина Покачевая хӑшап ёнтты нётӑс па щи мӑрн хурамӑң хӑнты мир арӑт арийс. ўв оңӑн ма еы па хӑншум.
Ёмвошӑң хӑнты имие Людмила Зубакина: «Тӑта вәмєм мӑр нумса юхӑтсум, ая вәмевн проволока эвӑт эвтум сӑк вєрсўв. Ӑңкєм яста: «Проволкайт ыпия ута, хут мӑнша, тыв эт, щӑта сӑкн итай ёнта. Мўң мўвевн щи пурайн сӑк ӑнтәм вәс. Проволока па тєыева, кўш вўрты, нуви, питы па па па сыр кеӑт. Имиўв хурӑмӑңа ӑңхасӑт яңхты, щит пӑта щи проволока эвӑтсўв. Хурам ӑнтә хән? Ищипа хурам!»
Вәйтантупсы сухнум епийн «Наследие Югры» кәща Ульяна Данило кашӑң йис вєрӑт яма вәты хуятӑта, ыв вәнтум ёха, нётты икета-имета, айкеӑт эщӑтты нєңӑта па хәйта, па иса ёха ишӑк нєпекӑт мойӑс.
Вәнтӑты хӑр сухнум юпийн нюки хота єпӑң пӑсана вохсыюв. Нюки хот ыпийн нюр ям, хурамӑң па хошум. Сохӑт эвӑт хотхӑри вєрсы, йиуп єты пӑсанӑт, омӑсты пӑсанӑт, карты кәр, що тӑхӑр, тәп-тәп ёнтум хӑшапӑт. Тӑм вєрн шєңк яма Клим Кантеров нётӑс.
Щит ван хӑтуп тыӑщ 16-мит хӑт вәс. Тӑм хӑтӑн 85 о юхы Ульяна Данило ӑңкие Евдокия Кузьминична Молданова сєма питӑс. Нуви сӑңхум мўв Вўтвош кәрт пўңӑн Молтан пиые пиа вўэт авӑман вәс. Вәупсэ мӑр тӑм тёпӑң имие 50 мутас нюки хот ёнтӑс па, апа, ищи арат хурамӑң сӑх. Интӑм хӑт вәнты ернасӑт ёнтӑсман вә. Вәната ювум хӑннєхә Ёмвошн эве па пух хуща вә. Евдокия Кузьминична оӑӊӑн еы па хӑншты нәмӑсум. Интӑм ӑңхаум лупты: «Нәптӑң вәна ювум ешӑк ими, няврємӑн, хиыӑн па рәтнаӑн пиа ям нумӑсн еы вәа!».
Внутреннее убранство чума
Наверное, для каждого из нас, декабрь – это месяц завершения дел и подведения итогов. А как же богат он семинарами, круглыми столами, конференциями и просто добрыми встречами. Так, с 14 по 26 декабря ушедшего года на территории офиса общественной организации «Спасение Югры» в теплой дружественной обстановке прошел «Семинар по изготовлению изделий внутреннего убранства чума». К слову, это уже второе довольно крупное мероприятие совсем ещё молодой организации «Союз мастеров нематериального и материального культурного наследия Югры», руководителем которой является журналист хантыйской газеты, вице-президент общественной организации «Спасение Югры» Ульяна Данило (Молданова).
Напомним, Социально ориентированная некоммерческая организация «Союз мастеров нематериального и материального культурного наследия Югры» была создана по инициативе Департамента культуры автономного округа в апреле месяце 2017 года.
Участники первого семинар-практикума, а это самобытные мастера, приехавшие из родовых угодий Сургутского и Белоярского районов, городов Сургута, Белоярского и Ханты-Мансийска обучали всех желающих пошиву брезентового и берестяного (макет) чума, приготовлению нитей из жил оленя для пошива этих же покрытий, а также художественной стрижке меха. Результатом семинара стало возведение переносного жилища обских угров – чума в полную величину.
Проект Ульяны Данило нашёл своё продолжение. Ведь согласитесь, какие ощущения может испытывать человек, вошедший в пустой и холодный чум? Поэтому главной целью второго семинара-практикума стало изготовление изделий внутреннего убранства чума.
«Первоочередная цель семинара, это то, чтобы наш прошлогодний чум наполнился убранством. В чуме очень мало внутреннего убранства, так как он использовался кочевыми народами. Но одно из главных убранств – полог. На этом семинаре мы шили полога, представителей обских, казымских, сургутских ханты. Оказывается полога оленеводов схожи между собой. Их отличает простота пошива и минимальное использование ткани. Полога казымских и обских ханты характеризуются широтой и разноцветием», - отметила руководитель проекта Ульяна Данило.
Главными героями нынешнего семинара практикума стали уважаемые супруги Ирина Максимовна Покочева и Александр Николаевич Кантеров, проживающие на родовых угодиях вблизи деревни Русскинская Сургутском района, Народные мастера России из города Ханты-Мансийска – Зоя Никифоровна Лозямова, Мария Григорьевна Эккерт, самобытная мастерица, ветеран хантыйской газеты «Ханты ясанг» Людмила Калистратовна Зубакина, староста деревни Юильска Белоярского района Прасковья Константиновна Гарипова, оленевод-старейшина, ведущий традиционный образ жизни из Сургутского района Сергей Васильевич Кечимов, молодая мастерица, учительница из посёлка Кышика Ханты-Мансийского района Людмила Владимировна Дубровина.
За время работы обучающий семинар посетили порядка 70 человек и остались довольны – своим бесценным опытом скромно делились стойбищные жители-оленеводы.
К примеру, старейшина из Сургутского района Сергей Васильевич Кечимов, изготовил «Хув (юх) ан» («Удлинённая деревянная посуда») и также вырезал из дерева орнаментированную подвеску для детской люльки.
Жительница посёлка Кышика Людмила Дубровина, поделилась мастерством изготовления циновки из прутьев берёзы. Возможно, именно стойбищные жители использовали данный вид циновки, оседлые ханты чаще использовали циновки из осоки или другой травы. Ещё маленькой девочкой Людмила Дубровина наблюдала, как её бабушка, Татьяна Афанасьевна Лозямова, 1918 года рождения, шустро плела циновки из прутьев берёзы.
Кроме того, Людмила представила один из видов старинного охотничьего полога. Охотничий полог прост в пошиве, в нём мог поместиться лишь сам охотник.
Народные мастера России Мария Григорьевна Эккерт и Зоя Никифоровна Лозямова не только представили свои полога и преподали мастер-класс по их пошиву, они в точности воспроизвели на бумаге схемы пошива, количество частей, цветовую гамму.
Мария Эккерт: «Этот полог я изготовила по образцу Матрены Егоровны Ярлиной, 1928 года рождения. Полог семейный, его длина 2 метра, а раскладывается он за счёт клиньев. Полог отличается даже от лесных ханты, он большой, семейный. Состоит из потолочной части, которая сделана единым куском ткани, лицевой, верхней части, из 5 клиньев, на клиньях имеются небольшие защипы контрастного цвета, задней части полога из цельного или раздельного материалов, защитной части из нескольких частей. Замечу, ширина клиньев подбиралась на усмотрение мастерицы, чем шире клинья, тем больше полог. Использовалась легкая ткань. Когда хозяйка умирала, лицевая часть полога обрезалась, ею накрывали лицо покойной. Недостающая часть полога вскоре дошивалась. В полог всегда заходили лицевой части. На семейный полог потребовалось более 20 метров ситцевой ткани.
Ирина Покачева: «Я из рода Покачевых, который проживает на берегу реки Ульт-Ягун. Моя мать – ненка из рода Пяк, отец – ханты. Мы с мужем Александром Николаевичем Кантеровым приехали из леса, живём на стойбище, оленей держим. Вместе уже около 10 лет. Муж мой из Казыма. У него жена умерла, он один 6 лет жил после её смерти. Я тогда одна жила, и он один, тяжело так. А сейчас мы вместе. Мои дети: две дочери и два сына тоже живут в лесу, где-то в 15 километрах от нас. Мы каслаем отдельно друг от друга. Сыновья взрослые, уже воспитывают своих детей, они учатся в школе, хорошо знают хантыйский язык. Я первый раз приехала на такой семинар. Дома шью платья, рубахи, меховую одежду: кисы, сахи, бурки. Наши полога немного отличаются от обских и казымских ханты. На пошив полога уходит метров 15-20, он также состоит из разных частей, потолок светлый, бока можно потемнее, всё зависит от наличия материала.
Староста деревни Юильск Прасковья Гарипова на семинаре была помощницей Ирины Покачевой, результатом стал традиционный полог Сургутских ханты. Участникам семинара скучать не пришлось, за пошивом полога, изготовлением циновки или деревянной посуды их сопровождали традиционные личные и уточные песни в исполнении Прасковьи Гариповой. К слову, о ней мы вам подробнее ещё расскажем.
Жительница Ханты-Мансийска Людмила Зубакина поделилась историей об «антэн сӑке»-«проволочные бусы»: «Мама раньше говорила, возьмите проволоку, внутреннюю часть сломайте, ножницами разрежьте на мелкие части и нанизывайте, как бусы. Такими бусами украшали подол платья, а также мастерили нагрудные украшения. Проволока в то время была разных цветов, и красная, и белая, и синяя. Всем ведь хотелось выглядеть красиво, вот и выкручивались, как могли».
Нельзя не сказать и о том, что, помимо предметов быта, изготовленных здесь, подводя итоги, к результатом семинара смело можно отнести сборный пол из досок, скамеечки и столы. Помощниками в этом деле стали молодой оленевод Клим Кантеров и муж Ульяны Данило Владимир.
Печка-буржуйка делала свое дело, оленьи шкуры не только украшали чум, но и согревали. После торжественного награждения благодарственными письмами всех без исключения участников семинара, хозяйки гостеприимного уютного и тёплого чума угощали блюдами традиционной кухни.
Подведение итогов семинара совпало с 85-летним юбилеем мамы Ульяны Данило Евдокии Кузьминичны Молдановой. Евдокия Кузьминична за свою жизнь сшила более 50 чумов и столько же орнаментированных хантыйских шуб-сахов, ну, а женских платьев и мужских рубах, наверное, не пересчитать. Глядя на Евдокию Кузьминичну, и в знак уважения и благодарности хочется ей просто поклониться и пожелать хороших добрых дней. Евдокия Кузьминична человек невероятной скромности, степенности и мудрости. О ней мы вам ещё расскажем.
Каждый из нас в конце года, подводя свои итоги, наверное, чувствует или не чувствует гордость от того, что сделал, что хотела и радуется от того, что всё получилось. У Ульяны Данило и у её команды это получилось. Бесценным здесь является то, что семинары-практикумы проводят самодеятельные мастера из глубинок, которые сегодня живут в чумах и ведут традиционный образ жизни, о которых мало кто знает. А это дорого стоит.