- Хантыйский
- Русский
Катра пурмӑсӑт авӑты хотн әмӑщ рәпитты
«Торум Маа» нємпи катра пурмӑсӑт авӑты хот 30 о постум пурайн Ёмвоша ар мойң ёх юхтыйсӑт. ыв кўтэн Хӑнты-Муши кәртӑң музей кәща нє Алла Васильевна Конева вәс. ўв редакцияева юхтыӑс па мин путӑртсумн.
– Алла Васильевна, нӑң рәпатаен оӑңӑн путӑрта.
– 2012-мит он Муши воша юхӑтсум, катра пурмӑсӑт авӑӆты хота рәпитты вохсыюм. Щӑта ня о хот хўват мойң ёх тәтьяты па емӑңхӑтӑт эщӑтты нєңа рәпитсум. 2016-мит о вўш эвӑт «Живун» нємпи парк-музей хуща кәщая рәпитум. Щит Хӑнты-Муши кәртӑн вә. Ма нємут пурайн ӑн па нәмӑссум катра пурмӑсӑт авӑты хотн рәпитты. Ин уша йис, щит ма вєрєм, щи рәпата шєңк сӑмӑңа тӑйєм.
Щӑта мўң мойң ёха хӑнты мир вәупсы оӑңӑн айке тәўв, хот, хот войт тӑйты, вой-хў вепӑс, вўы тӑйты вєр тәты пурмӑсӑт вантӑўв. Йистєн Хӑнты-Мушийн хӑнтэт вәӑт, щӑта хуна катра щирн омсум хотӑт вәӑт. Мос ки вўы, тунты муй па тӑ хотӑт омӑсўв. Хӑнты мир Вурңа хӑт, ўң кўтуп хӑт па па арсыр емӑңхӑтӑт эщӑтўв. Кашӑң ўң Хӑнты-Мушийн няврємӑт пӑта «Нохӑр пәхӑр» нємпи рўтьщӑты хӑр рәпит. Тыв Ямальской, Приуральской, Шурышкарской районӑт эвӑт хәс мутас няврєм юхтыйӑт. ыв нюки хотн вәӑт. Щи пурайн ипуяң вєрӑнтты ёх пӑта «Земля мастеровая» хӑр вә, щирн вән ёх пухӑт вой-хў вепӑсӑты вєра, юх эвӑт арсыр пурмӑсӑт вєрты вәнтыйӑт. Эвет тунты эвӑт арсыр хушапӑт ёнтты, хӑншэт хурты, вой сух тӑнӑӆты па па ими вєрӑт оӑңӑн уша вєрӑт. Няврємӑта шєңк әмӑщ вәты, муй щирн сыры опращўв вәсӑт.
Мўң хущева вет хуят рәпит. Щит ма, Надежда Аляба, ўв экскурсия эщӑт. Надежда Русмиленко – щит вєрӑнтты нє, ўв арсыр йис вєрӑт вә. Владимир Пермяков – научной рәпатнек. Николай Ребась – катра пурмӑсӑт авӑман тӑйты хә. Щи тумпи кәртӑң музей вантман па авӑман тӑйты щира ня сӑран хуят рәпит.
– Нӑң муй тыв тәсӑн па муй оӑңӑн мирхотн путӑртсӑн?
– Мӑнєма шєңк әмӑщ «Торум Маа» музей оӑңӑн уша вєрты. Ма тыв «Живун» нємпи катра пурмӑсӑт авӑты хотэв эвӑт кӑт вантупсы тәсум. И вантупсы – щит якхот эвӑт хӑщум ухщуь 14 тунты вєнш.
Кимит вантупсы – «Мужигорское святилище» нєм тӑйс, щи тӑхи эвӑт юх яланят тәсўв. 1880-мит он па хон пєлӑк Италия мўв эвӑт учёной хә Стеффано Соммье юхтыӑс па емӑң тӑхев хура хӑншӑс. Щи пурайн ўв апӑт ялань пӑнӑн тәс. Щи пура вўш эвӑт сот мутас о мӑнӑс. Ям арат о юхы мўң археолог нєңев Анна Геннадьевна Брусницына Флоренция воша яңхӑс па щӑта йис пурмӑсӑт авӑты хотн С. Соммье хурӑт эвӑт хур вўс. 2014-мит он Хӑнты-Мушийн «Земля мастеровая» хӑр рәпитум пурайн вєрӑң ёх С. Соммье хӑншум хурӑт эвӑт йипа емӑң тӑхийн хәс и ялань вєрсӑт. Щӑта поры вєрсўв.
Тӑм мирхотн А.Г. Брусницына мўң рәпатаев оӑңӑн айке тәс. Щи тумпи ўв мўң районэвн эщӑтум Пўпи якхотӑт оӑңӑн путӑртӑс. Юхи хӑщум оӑтн 2004-мит он Кунавӑт мўвн, 2008-митн Вытвош кәртӑн, 2014-мит он Хӑнты-Мушийн па 2016-митн йипа Вытвош кәртӑн Пўпи якты хотӑт вәсӑт. Щитӑт кинайн хӑншсўв, хурӑт вўсўв. Мўң научной рәпатнекўв щи хотӑт оӑңӑн нєпекӑт хӑншӑт.
– Нӑң музейн рәпитӑн, апа, муты вєр оӑңӑн научной нєпекӑт хӑншӑн?
– Иттарма акань оӑңӑн нєпек хӑншум, пирӑщ ёх эвӑт арсыр айкеӑт ӑкӑтум. Йис вәупсы єрамтты учёной хә Аркадий Бауло лупӑс: «Кунавӑт, Войкар, Щаня мўвӑтн вәты иттарма акань оӑңӑн вән научной нєпек авӑум».
– Еша нӑң семьяен оӑңӑн путӑрта.
– Оӑң икєм щирн ма Конева вәсум. Ма хәум няврєм тӑйум, кӑт пух па и эви. Вән Николай пухєм Дальний Восток мўв Кунашир пәхӑр хуща контракт щирн армияйн служитӑс. Кимит Пётр пухєм Пуңавӑт вошн тўт вўщитты рәпатая вәнтыӑс, ин Мушийн электрика рәпит.
Кимит пўш икия мӑнсум, Илья Нензелов икєм Вершина-Войкары кәрт эвӑт. ўв хў вепӑсуман вә. Мєт ай Юля эвєм Нензелова опращнєм тӑй. Ӑшколайн вәнтыйӆман ипуяң орвош район телевидение хуща «ЧумТВ» передача эщӑтман рәпитӑс. Еы айкеӑт ӑкӑтты нєңа вәнтыйты ӑңха.
ӅЎВ ОԮҢӐӅН
А.В. Конева эви опращнєм Пугорчина. ўв Щаня мўвн вўы тащ авӑты хотн сєма питӑс. ыв семьяен апӑт няврєм єнмӑс. Овкәртӑң ӑшкола Пуңавӑт вошӑң педучилище, Тәпа вошӑң Д.М. Менделеев нємуп педагогической академия етшуптӑс.
Мне интересна музейная работа
Во время празднования 30-летия этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» в город съехались музейные работники практически со всей страны. Среди гостей была и заведующая этнографическим музеем под открытым небом «Живун», что находится на территории хантыйской деревушки Ханты-Мужи Шурышкарского района, Алла Васильевна Конева. Нам удалось с ней пообщаться.
Алла Васильевна Конева родилась на Сыне в многодетной хантыйской семье оленеводов Пугорчиных. В семье воспитывалось семь детей. По окончании Овгортской средней школы поступила в Салехардское педучилище им. А.М. Зверева. Затем обучалась в Тобольской педагогической академии им. Д.И. Менделеева. С 2012 по 2014 годы являлась сотрудником Шурышкарского районного историко-краеведческого музея. С 2014 года – заведующая природно-этнографическим парком-музеем «Живун» (д. Ханты-Мужи).
– Алла Васильевна, расскажите, как у Вас поставлена музейная работа.
– Я никогда в жизни не думала, что буду работать в музее, но сейчас я понимаю, что я нашла работу по душе.
Если говорить о нашем музее, то он расположен в деревне Ханты-Мужи, где исторически всегда проживали ханты. В музее представлены зимний, летний комплексы, в зависимости от сезонов здесь устанавливаются зимний меховой, летний берестяной и брезентовые чумы, сенные чумы и шалаши. При строительстве комплексов используется традиционные способы возведения домов и придомовых построек шурышкарских ханты.
С момента основания музея в 1999 году здесь проводятся традиционные обрядовые праздники – Вороний день, День середины лета и др.
Другое направление в работе музея – это организация ежегодной летней смены детского этнографического лагеря «Кедровый остров», на которую съезжаются школьники из Шурышкарского, Приуральского и Ямальского районов округа. Дети живут в традиционных чумах и в течение смены знакомятся с жизнью и бытом, традиционными промыслами и ремёслами, фольклором, изучают язык шурышкарских ханты. Примерно в это же время на базе музея проходит музейный фестиваль «Земля мастеровая», куда съезжаются мастера со всего округа, а также с соседних территорий. В это время дети имеют возможность поучиться у мастеров, которые охотно делятся секретами мастерства по выделке шкур, пошиву платьев, бисероплетению, обработке традиционных природных материалов, изготовлению домашней утвари и т.д. Дети охотно знакомятся с древними ремёслами, оставленными нам предками.
– Алла Васильевна, сколько у Вас сотрудников?
– У нас работает пять сотрудников. Экскурсовод Надежда Степановна Аляба, мастерица и знаток обычаев Надежда Викторовна Русмиленко. Научный сотрудник Владимир Владимирович Пермяков, смотритель Николай Иванович Ребась. Кроме этого, четверо сторожей.
– С чем Вы приехали на юбилейные торжества музея «Торум Маа»?
– Мы приехали вместе с археологом Шурышкарского музейного комплекса Анной Геннадьевной Брусницыной. Нам интересно узнать о работе вашего этнографического музея под открытым небом «Торум Маа». На таких встречах мы делимся опытом, учимся друг у друга.
Я привезла с собой две выставки: «Берестяные маски Медвежьих игрищ» и «Мужигортское святилище». Маски, несомненно, привлекают зрителей, многие спрашивали о них. Но мне хочется рассказать о второй выставке – «Мужигорское святилище», которое в буквальном смысле восстанавливали по крупицам. В 1880 году деревню Ханты-Мужи посетил итальянский ботаник, антрополог Карло Пьетро Стеффано Соммье, который запечатлел хантыйское святилище, увёз с собой семь идолов. Несколько лет назад А.Г. Брусницыной посчастливилось съездить во Флоренцию и побывать в Национальном музее антропологии и этнологии, где хранится коллекция и описание хантыйского святилища. Благодаря фотографиям, привезённым из этой поездки, в 2014 году во время работы фестиваля «Земля мастеровая» мастерам удалось реконструировать хантыйское святилище в деревне Ханты-Мужи (природно-этнографический парк-музей «Живун»). По завершению был проведён обряд поклонения духам-покровителям этой земли.
А.Г. Брусницына рассказала о работе нашего музея и о том, как на территории Шурышкарского района проводятся «Медвежьи игрища». В 2004 году игрища проводились на Куновате, к сожалению, тогда мы не записали на видеокамеру, у нас осталось более ста фотографий. После этого нашими научными сотрудниками была проделана огромная работа по сбору информации от носителей культуры относительно того, как нужно готовиться к этому празднику, какие песни исполняются во время проведения Медвежьих игрищ и т.д. Сегодня, к великому сожалению, остался один носитель, исполнитель песен из репертуара Медвежьих игрищ – это житель посёлка Лопхари Григорий Иванович Толба.
В 2008 году Медвежьи игрища были проведены в деревне Вытвошгорте. Тогда нам всё удалось записать на видеокамеру, сделать много фотографий, а научно его описала хантыйский историк Надежда Михайловна Талигина.
В 2014 году Медвежьи игрища были проведены у нас, в деревне Ханты-Мужи. Тогда сюда съехалось много гостей, в том числе и из Ханты-Мансийского автономного округа – это председатель ассоциации «Спасение Югры» Людмила Александровна Алфёрова, учёный-историк из села Берёзово Любовь Васильевна Кашлатова, журналисты телерадиокомпании «Югра» и др.
В 2016 году игрища снова были организованы в деревне Вытвошгорте. Тогда из Ханты-Мансийска приглашали учёного-историка, этнографа Тимофея Алексеевича Молданова. Старшее поколение сынских старожил тогда отметило, что поскольку он казымский ханты, то немного по-другому провёл этот праздник. Это тоже интересно в плане знакомства и сравнения.
– А над какой научной темой Вы работаете?
– Я занимаюсь написанием работы об иттармах – куклах-вместилищах душ умерших. Сейчас занимаюсь сбором информации у носителей культуры. Есть несколько работ по этой теме, но этого всё-таки недостаточно. Учёный-этнограф Аркадий Викторович Бауло как-то сказал, что очень ждёт полноценной работы по описанию кукол-иттарма, которые изготовляют на Куновате, Войкарах и Сыне.
– Алла Васильевна, расскажите немного о своей семье.
– По первому мужу коми-зырянину я была Коневой. У меня трое детей. Сын Николай служил по контракту на Дальнем Востоке на острове Кунашир. Пётр выучился в Салехарде на электрика и работает по специальности в селе Мужи.
Второго мужа зовут Илья Нензелов, он родом из деревни Вершина-Войкары, работает рыбаком. У нас общая дочь Юлия. Она в старших классах параллельно занималась на районном телевидении, является автор программы «Чум ТВ». Мечтает связать себя с телевизионной журналистикой.