- Хантыйский
- Русский
Нәй сух эвӑӆт ёнтум ӆәмӑтсухӑт па пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑр вәс
«Мўв-авӑт па Хӑннєхә» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиты хот рәпатнекӑт ӑнтә тәп әмӑщ ванӆтупсэт вєрӆӑт па Югра мўвӑт-автӑт хўват экспедиция яӊхты-мӑнты ӛш ӆэщӑтӆӑт, ӆәӆн мўң мўвев арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн уша вєрты па катра пурмӑсӑт мущатты – ванкўтӆы ӆыв сыр-сыр вәнӆтӑты хӑрӑта вошӑӊ мир ӑкӑтӆӑт.
Вәнӆтӑты хӑрӑт ӆыв шуши мир вєрӑнтты оса тӑхи ёх унтасн па ӛрн эщӑтӆӑт. Кәщая тӑта айӆат нє Надежда Молданова вәӆ. Ияха катӆӑсман тӑм ёх апрӑӊ па вєрӑӊ шуши хуятӆўв вәнӆтӑты хӑрӑта, ӆўӊтупсэта ӑкӑтӆӑт, ӆәӆн ияха йис шўкщӑты вєрӑт оӆӑӊӑн тәса уша павӑтты.
Шуши мир йис пурмӑсӑт оӆӑӊӑн тӑта йис вәӆупсы ӆєрамтты учёной ими Татьяна Молданова айкеӆ тәӆ. Вән учёной нєм ӆўв хӑнты мир хӑншет оӑңӑн хӑншма пӑта ёша павтӑс. Сыры оӆӑтн Т. Молданова газетая вәнт кәртӑтн, ай вошӑтн вәты ёх оӑңӑн ар путрӑт хӑншӑс. Мєт әмӑщ ӆўвеӆа уша вєрты, мӑта хӑншет арсыр әмӑтсухӑтн Югра мўв юханӑтн вәты хӑнтэт тӑйӑт. Вантэ, арсыр юхӑнӑтн вәӆты имет юкан хӑншет ёнтӑт. Щиты учёной ими шуши мирӆўв хуща ар пўш яӊхӑс, хӑнши вєрты вєр яма вантӑс, вәнтӑс па нєпека щи вєр нух хӑншӑс. «Хӑнты ясӑӊ» газетаевн ӆўв «Касум мўв хӑнтэт хӑншет» оӑңӑн тәса ай павтӑс.
Юхи хӑщум вәйтантупсэтн ӆўв ӑнтупкеӆӑт, ухшамӑт па тунты пурмӑсӑт оӆӑӊӑн айкеӆ тәс. Муй щирн па муйсӑр хӑншет катра йиңӑта, хинтӑта, воньщупӑта, онтупӑта па сәнӑта вєрӑнтса. Вантэ, арсыр хӑнтэт, вухаят ыв щирен щи пурмӑсӑт ёнтӑт.
Тӑм пўш нәй сух эвӑӆт ёнтум ӆәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс. Шўкщӑты вєр оӆӑӊӑн хәӆӑнтты «Мўв-авӑт па Хӑннєхә» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиты хота хәскєм вєрӑӊ хӑннєхә юхтӑс. Щит учёнойт, айӆат ёх, айкеӆӑт ӑкӑтты нєӊӑт-хәйт па йис вєрӑт тәса вәты вәна пєлка ювум шуши имиӆўв. Ӆыв кўтэӆн «Россия мўв народной мастер» нєм тӑйты нєӊӑт: Мария Мерова, Мария Эккерт па Зоя Лозямова.
Татьяна Молданова ясӊӑт щирн, тӑм йисн кашӑӊ хӑннєхә хуты вєритӑӆ, щиты нәй сух эвӑӆт ӆәмӑтсух ёнтӑӆ. Йистєӆн арсыр хӑнтэт, вухаят ыв щирен щи пурмӑсӑт ёнтсӑт, щирн кашӑӊ хӑннєхәя ёнтты вєр еӆпийн уша вєрты мосӆ, мӑта хӑнты ӆәмӑтсух ӆўв ӆэщӑтты ӆӑӊхаӆ.
Еы хӑнты мир учёной нє мўӊева йис хурӑт вантӑс, муй щирн катра нәй сух эвӑӆт арсыр ӆәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт ёнтыйсайт. Щит хӑнтэт, вухаӆят щирн ёнтум намтӑт, емӑӊ посӑт па милӑт, вўӆэт хошмӑӆты ӆаӊтупӑт, нәй сӑхӑт, ван сӑхӑт па па пурмӑсӑт.
Мўӊ яма вантсўв, итәх утӑта ёшӆўвн кўншємийӆсўв па уша вєрсўв, хутыса йис щирн тәса нәй сух эвӑӆт пурмӑсӑт ёнтты мосӆ.
Татьяна Александровна лупӑс, хуты йистєӆн хӑнтыӆўв хәӆум єӆуп: нуви, вўрты па єтӑр хӑри нәй сухӑт эвӑӆт ӆәмӑтсухӑт муй пурмӑсӑт ёнтыйӆсӑт. Щит пӑта пасыр єӆпӑт ӆєваса вўты ӑн рӑхӆ.
Мосӆ ястӑты, хуты катра пурайн тәп кӑт єӆуп: нуви па питы сухӊӑӊ эвӑӆт нәй ӆәмӑтсух ёнтсы.
Учёной этнографӑт тӑм пурмӑсӑт кӑт щира ортӆӑт: рўщ щирн «аутентичной», увӑс хӑннєхә катра щирн йис вєрӑт ӆавӑӆман вәӆ, ӆэщӑтум ӆәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт тәтьӆяӆ; кимит – рўщ щирн «реставрированной», щит ищи йис щирн ёнтум пурмӑсӑт ванӆтупсэт пӑта, щи ут ӆәмӑтты ӑн рӑхӆ.
Щиты йис пурмӑс ӆэщӑтты еӆпийн яма нәмӑсты мосӆ, хутыса щит тәса ёнтты, ӆәӆн йис щирӑт ӑн вәтшӑты.
Характерная трёхцветность изделий обских угров
26 апреля в стенах Музея Природы и Человека города Ханты-Мансийска состоялась очередная лекция этнографа, кандидата исторических наук Татьяны Молдановой.
Отметим, это уже не первое мероприятие, организованное музеем совместно с Союзом мастеров традиционных промыслов Югры, председателем которого является Надежда Молданова.
Первые лекции были посвящены изготовлению мужских поясов, традиционных платков и орнаментированным изделиям из бересты.
Получить достоверную информацию о традиционных изделиях из сукна обских угров пришли более 20 человек. Это учёные, студенты, журналисты, представители национальной интеллигенции, среди которых и «Народные мастера России» Мария Мерова, Мария Эккерт и Зоя Лозямова.
Лектор Татьяна Молданова – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права Югорского государственного университета, член Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, член правления Союза мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры. Автор монографий «Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис» (1999г.), «Архетипы в мире сновидений хантов» (2001г.), «Пелымский Торум-устроитель медвежьих игрищ» (2010г.) и др. Помимо науки занимается литературным творчеством. Ею опубликовано две повести: «В гнёздышке одиноком» и «Касания цивилизации». Т.А. Молданова в течение длительного периода, начиная с 1980-х годов по настоящее время, отслеживает механизмы устойчивости и трансформации народного искусства обско-угорских народов.
Так, участникам апрельской встречи Татьяна Александровна рассказала о том, какие вызовы стоят перед традиционным искусством обских угров сегодня и какие каноны необходимо соблюдать, чтобы изготовить по-настоящему традиционную вещь. Вниманию участников лекции были представлены уникальные древние предметы из обихода обских угров – игольницы, сумочки – «тутчан», «хир», обрядовые шапки, рукавицы, покрывала для оленя, верхняя одежда. Особое внимание этнограф акцентировала на семантику цвета, форму и орнаментальные мотивы предметов.
К примеру, для обских угров характерна трёхцветность – наличие белого, синего и красного цветов в изделиях, будь то игольница или суконный халат. Такое сочетание говорит об угорском компоненте в культуре ханты и манси. А вот сочетание светлых и тёмных тонов в одежде и бытовых предметах говорит о палеоазиатском компоненте – самом древнем на этой территории.
Этнографы разделяют народные изделия на аутентичные традиционные и реставрированные традиционные вещи. Первый тип – создает человек, который вырос в традиционной среде и несёт в себе мифологическое сознание своего народа. И вещь, кроме таких функций, как эстетическая, магическая, обязательно несёт в себе чисто утилитарное значение. Если это игольница, то она и используется в домашнем обиходе как игольница. А вот реставрированная традиционная вещь не обязательно утилитарна, она может вобрать в себе и другие функции. Например, её могут изготовить для того, чтобы она экспонировалась на выставке.
– Развитие народного искусства продолжается. Идёт поиск новых материалов, новых форм, иногда удачных, иногда нет. Как определить, когда поиск идёт в верном направлении, а когда нет? Раньше это был народный контроль, отход от традиций подвергался достаточно жёсткой критике со стороны сородичей, а опытные мастерицы поправляли тех, кто только начинал свои шаги в народном искусстве. Сегодня народный контроль исчезает, этническая среда размывается. На мастеров оказывают влияние городская культура и эстетические вкусы тех людей, которые приобретают изделия мастеров в качестве сувенира. Под таким влиянием мастер может изменить своим народным традициям. И мы, кто живём в городе, должны вторично через научные знания входить в эту культуру и сохранять её. Ведь если не мы, то кто её сохранит? – резюмировала учёный из народа ханты Татьяна Молданова.