Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Ӑшкола етшуптӑты хӑтӆ пиӆа!
  • Мәшӑӊ васэт тыв юхӑтсӑт
  • Йис тӑхет
  • Шуши мирӑт мәш ямӑты вєрӑт
  • Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты оӆӑӊӑн
  • Муй щирн увӑс хуятӑт нётӆыйт
  • Рәпата кӑншты хуятӑт пӑта
  • Айӆат ёхӆўв йиӆуп вәнӆтӑты тӑхет пириты вєритӆӑт
  • Вуӆаӊ ӆаӆьн нух питум ёх емӑӊхӑтӆ постӑсы
  • Вәнтӑт-йиӊкӑт ӆавӑӆты питӆўв

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ӆаӆь хурас вантӑс
  • Рәпатайӆ сӑмӑӊа тӑйӆӑӆэ
  • Хосyм курт
  • «Охтеурской» питы вухсар єнмӑӆты тӑхи
  • Ӆапӑт Тәрум ортум мўв, хәт Тәрум ортум мўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Арӑӊ, якӑӊ, путрӑӊ ат
  • Нәй сух эвӑӆт ёнтум ӆәмӑтсухӑт па пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑр вәс
  • Вўтвошн йис вєрӑт еӆӆы тәӆыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Нәй сух эвӑӆт ёнтум ӆәмӑтсухӑт па пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑр вәс
  • Хантыйский
  • Русский

Нәй сух эвӑӆт ёнтум ӆәмӑтсухӑт па пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑр вәс

«Мўв-авӑт па Хӑннєхә» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиты хот рәпатнекӑт ӑнтә тәп әмӑщ ванӆтупсэт вєрӆӑт па Югра мўвӑт-автӑт хўват экспедиция яӊхты-мӑнты ӛш ӆэщӑтӆӑт, ӆәӆн мўң мўвев арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн уша вєрты па катра пурмӑсӑт мущатты – ванкўтӆы ӆыв сыр-сыр вәнӆтӑты хӑрӑта вошӑӊ мир ӑкӑтӆӑт. 

Вәнӆтӑты хӑрӑт ӆыв шуши мир вєрӑнтты оса тӑхи ёх унтасн па ӛрн эщӑтӆӑт. Кәщая тӑта айӆат нє Надежда Молда­нова вәӆ. Ияха катӆӑсман тӑм ёх апрӑӊ па вєрӑӊ шуши хуятӆўв вәнӆтӑты хӑрӑта, ӆўӊтупсэта ӑкӑт­ӆӑт, ӆәӆн ияха йис шўкщӑты вєрӑт оӆӑӊӑн тәса уша павӑтты. 

Шуши мир йис пурмӑсӑт оӆӑӊӑн тӑта йис вәӆупсы  ӆєрамтты учёной ими Татьяна Мол­данова айкеӆ тәӆ. Вән учё­ной нєм ӆўв хӑнты мир хӑншет оӑңӑн хӑншма пӑта ёша павтӑс. Сыры оӆӑтн Т. Молданова газетая вәнт кәртӑтн, ай вошӑтн вәты ёх оӑңӑн ар путрӑт хӑншӑс. Мєт әмӑщ ӆўвеӆа уша вєрты, мӑта хӑншет арсыр әмӑтсухӑтн Югра мўв юханӑтн вәты хӑнтэт тӑй­ӑт. Вантэ, арсыр юхӑнӑтн вәӆты имет юкан хӑншет ёнтӑт. Щиты учёной ими шуши мирӆўв хуща ар пўш яӊхӑс, хӑнши вєрты вєр яма вантӑс, вәнтӑс па нєпека щи вєр нух хӑншӑс. «Хӑнты ясӑӊ» газетаевн ӆўв «Касум мўв хӑнтэт хӑншет» оӑңӑн тәса ай павтӑс.

Юхи хӑщум вәйтантупсэтн ӆўв ӑнтупкеӆӑт, ухшамӑт па тунты пурмӑсӑт оӆӑӊӑн айкеӆ тәс. Муй щирн па муйсӑр хӑншет катра йиңӑта, хинтӑта, воньщупӑта, онтупӑта па сәнӑта вєрӑнтса. Вантэ, арсыр хӑнтэт, вухаят ыв щирен щи пурмӑ­сӑт ёнтӑт. 

Тӑм пўш нәй сух эвӑӆт ёнтум ӆәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс. Шўкщӑты вєр оӆӑӊӑн хәӆӑнтты «Мўв-авӑт па Хӑннєхә» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиты хота хәскєм вєрӑӊ хӑннєхә юхтӑс. Щит учёнойт, айӆат ёх, айкеӆӑт ӑкӑтты нєӊӑт-хәйт па йис вєрӑт тәса вәты вәна пєлка ювум шуши имиӆўв. Ӆыв кўтэӆн «Россия мўв народной мастер» нєм тӑйты нєӊӑт: Мария Мерова, Мария Эккерт па Зоя Лозямова. 

Татьяна Молданова ясӊӑт щирн, тӑм йисн кашӑӊ хӑн­нєхә хуты вєритӑӆ, щиты нәй сух эвӑӆт ӆәмӑтсух ёнтӑӆ. Йистєӆн арсыр хӑнтэт, вухаят ыв щирен щи пурмӑсӑт ёнт­сӑт, щирн кашӑӊ хӑннєхәя ёнт­ты вєр еӆпийн уша вєрты мосӆ, мӑта хӑнты ӆәмӑтсух ӆўв ӆэ­щӑтты ӆӑӊхаӆ. 

Еы хӑнты мир учёной нє мўӊева йис хурӑт вантӑс, муй щирн катра нәй сух эвӑӆт арсыр ӆәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт ён­тыйсайт. Щит хӑнтэт, вухаӆят щирн ёнтум намтӑт, емӑӊ посӑт па милӑт, вўӆэт хошмӑӆты ӆаӊ­тупӑт, нәй сӑхӑт, ван сӑхӑт па па пурмӑсӑт.

Мўӊ яма вантсўв, итәх утӑта ёшӆўвн кўншємийӆсўв па уша вєр­сўв, хутыса йис щирн тәса нәй сух эвӑӆт пурмӑсӑт ёнтты мосӆ.

Татьяна Александровна лу­пӑс, хуты йистєӆн хӑнты­ӆўв хәӆум єӆуп: нуви, вўрты па єтӑр хӑри нәй сухӑт эвӑӆт ӆәмӑтсухӑт муй пурмӑсӑт ён­тыйӆсӑт. Щит пӑта пасыр єӆпӑт ӆєваса вўты ӑн рӑхӆ.
Мосӆ ястӑты, хуты катра пу­райн тәп кӑт єӆуп: нуви па питы сухӊӑӊ эвӑӆт нәй ӆәмӑтсух ёнтсы. 

Учёной этнографӑт тӑм пур­мӑсӑт кӑт щира ортӆӑт: рўщ щирн «аутентичной», увӑс хӑннєхә катра щирн йис вєрӑт ӆавӑӆман вәӆ, ӆэщӑтум ӆәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт тәтьӆяӆ; кимит – рўщ щирн «реставриро­ванной», щит ищи йис щирн ёнтум пурмӑсӑт ванӆтупсэт пӑта, щи ут ӆәмӑтты ӑн рӑхӆ. 

Щиты йис пурмӑс ӆэщӑтты еӆ­пийн яма нәмӑсты мосӆ, хутыса щит тәса ёнтты, ӆәӆн йис щирӑт ӑн вәтшӑты.

Характерная трёхцветность изделий обских угров

26 апреля в стенах Музея Природы и Человека города Ханты-Мансийска состоялась очередная лекция этнографа, кандидата исторических наук Татьяны Молдановой.

 

Отметим, это уже не первое мероприятие, организованное музеем совместно с Союзом мастеров традиционных промыслов Югры, председателем которого является Надежда Молданова.

 

Первые лекции были посвящены изготовлению мужских поясов, традиционных платков и орнаментированным изделиям из бересты.

Получить достоверную информацию о традиционных изделиях из сукна обских угров пришли более 20 человек. Это учёные, студенты, журналисты, представители национальной интеллигенции, среди которых и «Народные мастера России» Мария Мерова, Мария Эккерт и Зоя Лозямова.

 

Лектор Татьяна Молданова – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права Югорского государственного университета, член Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, член правления Союза мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры. Автор монографий «Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис» (1999г.), «Архетипы в мире сновидений хантов» (2001г.), «Пелымский Торум-устроитель медвежьих игрищ» (2010г.) и др. Помимо науки занимается литературным творчеством. Ею опубликовано две повести: «В гнёздышке одиноком» и «Касания цивилизации». Т.А. Молданова в течение длительного периода, начиная с 1980-х годов по настоящее время, отслеживает механизмы устойчивости и трансформации народного искусства обско-угорских народов.

 

Так, участникам апрельской встречи Татьяна Александровна рассказала о том, какие вызовы стоят перед традиционным искусством обских угров сегодня и какие каноны необходимо соблюдать, чтобы изготовить по-настоящему традиционную вещь. Вниманию участников лекции были представлены уникальные древние предметы из обихода обских угров – игольницы, сумочки – «тутчан», «хир», обрядовые шапки, рукавицы, покрывала для оленя, верхняя одежда. Особое внимание этнограф акцентировала на семантику цвета, форму и орнаментальные мотивы предметов.

К примеру, для обских угров характерна трёхцветность – наличие белого, синего и красного цветов в изделиях, будь то игольница или суконный халат. Такое сочетание говорит об угорском компоненте в культуре ханты и манси. А вот сочетание светлых и тёмных тонов в одежде и бытовых предметах говорит о палеоазиатском компоненте – самом древнем на этой территории.

 

Этнографы разделяют народные изделия на аутентичные традиционные и реставрированные традиционные вещи. Первый тип – создает человек, который вырос в традиционной среде и несёт в себе мифологическое сознание своего народа. И вещь, кроме таких функций, как эстетическая, магическая, обязательно несёт в себе чисто утилитарное значение. Если это игольница, то она и используется в домашнем обиходе как игольница. А вот реставрированная традиционная вещь не обязательно утилитарна, она может вобрать в себе и другие функции. Например, её могут изготовить для того, чтобы она экспонировалась на выставке.

 

– Развитие народного искусства продолжается. Идёт поиск новых материалов, новых форм, иногда удачных, иногда нет. Как определить, когда поиск идёт в верном направлении, а когда нет? Раньше это был народный контроль, отход от традиций подвергался достаточно жёсткой критике со стороны сородичей, а опытные мастерицы поправляли тех, кто только начинал свои шаги в народном искусстве. Сегодня народный контроль исчезает, этническая среда размывается. На мастеров оказывают влияние городская культура и эстетические вкусы тех людей, которые приобретают изделия мастеров в качестве сувенира. Под таким влиянием мастер может изменить своим народным традициям. И мы, кто живём в городе, должны вторично через научные знания входить в эту культуру и сохранять её. Ведь если не мы, то кто её сохранит? – резюмировала учёный из народа ханты Татьяна Молданова.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 10 (3526)
24.05.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика