- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты оӆӑӊӑн
Ёмвошн образования департамент тӑхийн увӑс мир ясӊӑт па культура ӆавӑӆман тӑйты вєрӑт артаӆӑты научно-координационной совета ӆуӊты ёх мирхота ӑктӑщийӆсӑт. Ӆыв рәт ясӊӑта вәнӆтӑты вєрӑт наука щирн ӆэщӑтты па щи әхтыйн рәпитты ёха нётупсы щирӑт тәты оӆӑӊӑн путӑртсӑт.
Щи вєрӑт оӆӑӊӑн развития образования институт хущи рәпитты кәща ӆӑӊкӑр ими Виктория Клюсова па Югорской университетн рәт ясӑӊа вәнӆтӑты доцент нє Софья Онина айт тәсӊӑн.
В. Клюсова ӆўӊтум нєпекӑӆн лупӑс, Ёмвош округн образования вєрӑт щиты ӆэщӑтман вәӆӆӑт, хуты няврємӑт рәт ясӊӑт вәнӆтӑты щир тӑйӆӑт. Щи вєрӑт федеральной поступсэт хущи хӑншман вәӆӆӑт. Няврємӑт яма вәнӆтӑты кєша учителят ищи пура-пурайн йиӆпа вәнӆтӑты мосӆ, ӆәӆн ӆыв рәпатаеӆ щирн тӑм йис мосты вєрӑт уша ат павӑтсӑт. Юхи хӑщум хәӆум оӆ мӑр увӑс мир ясӊӑт па культура вєрӑт тәты хӑннєхуятӑт кўтн 454 хуят йиӆпа вәнӆтӑсы. 2019-мит оӆн институт государственной задания щирн щимӑщ вәнӆтупсы ӑн питӆ. Учителят дистанционной щирн вәнӆтыйӆты вєритӆӑт.
Кашӑӊ оӆ учителят па воспитателят кўтн кӑсупсэт вєрӑнтӆыйт. Хута ӆыв хошты щирӆаӆ ванӆтӑӆӑт па па учителят эвӑӆт йиӆуп щирӑта вәнӆтыйӆӆӑт.
Еӆӆы В. Клюсова вәнӆтӑты вєрӑт, рәт ясӊӑт щирн экзаменӑт мӑты, хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты киникайт оӆӑӊӑн иньщӑссы. Ӆўв юхӆы лупӑс, хуты няврємӑт шєӊк каш ӑн тӑйӆӑт рәт ясӑӊӑн государственной экзаменӑт мӑты. Еӆӆы вәнӆтыйӆты мӑнты пӑта ӆыв па предметӑт пириӆӑт, мӑта утӑт ӆывеӆа мосмӑтӆӑт.
Вухаӆь ясӑӊӑн вәнӆтӑты киникайт єтсӑт па урокӑт тәӆыйт, хӑнты ясӑӊӑн па щи вєр ӆавӑртшӑка вәӆ. Ин учёной ёх па хӑнты хуятӑт буквайт оӆӑӊӑн вуращӆӑт. Итәх киникайт йиӆуп алфавитн хӑншман вәӆӆӑт, итәх нєпекӑт катра щирн. «Просвещение» тӑхи йиӆуп учебникӑт єсӑӆты ӑн питӑс, катра нєпекӑт хўват па вәнӆтӑты ӑн рӑхӆ. Щи пӑта округевн рәт ясӑӊ урокӑт факультатив щирн тәӆыйт. Тәп Поӆнавӑт кәртӑн хӑнты ясӑӊ урокӑт вәӆӆӑт. Совета юхтум хуятӑт нәмӑсӆӑт, хуты щи вєр сорашӑк тўӊщирӑӊа ӆэщӑтты мосӆ.
Ёмвош «Югра ӆыӆӊуптӑты» тӑхи кәща ӆӑӊкӑр хә В. Куриков лупӑс, хуты тӑмхӑтӆ Рособрнадзор поступсы щирн округ ӑшколайт хущи рәт ясӑӊ урокӑт ӑн тәӆыйт. Няврємӑт вәнӆтӑты пӑта мосты киника ӑнтәм. Щит пӑта рәт ясӑӊ тәты учителят рәпата такӆы хӑщсӑт, тыӆӑщ вух шимӆ вўӆӑт.
В. Куриков: «Ӑн мосӆ ӆавӑӆты, хән йиӆуп буквайт вўӆыйт, киникайт катра алфавит унтасн вєрты рӑхӆ. Еӆӆы щиты вєр мӑнты питӆ ки, ясӊев иса щи вәтшӑӆэв».
С. Онина путӑртӑс, муй щирн рәт ясӑӊа вәнӆтӑты вєр Югорской университет хущи ӆэщӑтӆы. Тӑмхӑтӆ рәт ясӑӊ па культура вєрӑт вәнӆтӑты пӑта университетн тәп 108 щос мӑӆы. Интӑм рәт ясӑӊ арсыр факультетӑт эвӑӆт няврємӑт вәнӆтӑӆӑт. Щӑта С. Онина – хӑнты ясӑӊ, С. Динисламова, Д. Герасимова – вухаӆь ясӑӊ тәӆӑт, Т. Молданова история па культура вєрӑт оӆӑӊӑн айӆат ёха путӑртӑӆ.
Аспирантура хущи рәт ясӊӑт әхтыйн вәнӆтыйӆты пӑта интӑм шимӆ шуши хуят вәӆ. Щит щи хуятӑт, хуйтат сыры оӆӑтн вән нєпекӑӊа йисӑт.
Еӆӆы мирхотн няврємӑт ӆўӊ пурайн рўтьщӑты вєрӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс. 2018-мит оӆ вўш эвӑӆт кашӑӊ муниципальной тӑхи путёвка ёша павӑтты пӑта ӆўв саттэӆа нәмӑсӆӑт, муй арат вух мӑты щи вєра. 2019-мит оӆн айӆат ёх рўтьщӑты щира 13 миллион 128 щурӑс шойт вух єсӑӆӆы (2018-мит оӆн – 12 млн. 633 щурӑс шойт). Тӑм оӆ ӆўӊ мӑр округевн 985 шуши мир няврєм рўтьщӑӆ, 725 пушӑх – округевн, 260 – па тӑхетн. 2019-мит оӆн 12 муниципальной тӑхетн 19 этнолагерь, 13 этноплощадка рәпитты питӆ, хута 2399 няврєм рўтьщӑӆ. Щитӑт кўтн 725 шуши айӆат ёх вәӆӆӑт.
О родных языках
15 мая в Ханты-Мансийске прошло заседание научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в Югре. На нём были рассмотрены вопросы формирования научного потенциала и поддержки учителей родных языков в системе работы учреждений образования округа. С докладами по данному вопросу выступили заместитель директора Института развития образования Виктория Клюсова и доцент кафедры филологии Югорского государственного университета Софья Онина.
В. Клюсова в своём докладе отметила, что система образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставляет обучающимся из числа коренных малочисленных народов Севера возможность полноценного удовлетворения этнокультурных и языковых образовательных потребностей. Вопросы, связанные с этнокультурным образованием, отражены в федеральном законе об образовании РФ, в федеральных государственных образовательных стандартах, в Концепции обучения родным языкам. Сегодня учителю родного языка следует использовать в своей работе различные технологии, формы и методы обучения. И как следствие достижение обучающимися навыков образовательных стандартов. Образовательная деятельность учителя требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, повышения уровня компетенции. Институт развития образования в рамках государственного задания оказывает помощь в виде работы, направленной на повышение уровня профессиональной квалификации учителей. Институт развития образования реализует дополнительные профессиональные программы по изучению родных языков и литературы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов системы дополнительного образования и других педагогических работников, реализующих образовательные программы этнокультурной направленности. За прошедшие три года повысили свою квалификацию преподавателей обучающих языкам коренных малочисленных народов Севера и педагогов, ведущих занятия с этносоставляющим компонентом в обучении 454 человек. В 2016 году реализовывалось 4 программы повышения квалификации, обучено было 225 человек. В 2017 году – 3 программы, обучено – 179 человек, в 2018 году – 1 программа, обучено – 50 человек. Согласно государственному заданию института развития образования на 2019 год обучение учителей родных языков и литературы не предусмотрено.
Важным направлением работы является научно-методическая поддержка учителей родных языков и литературы, а также педагогов, работающих по программам этнокультурного образования. Разрабатываются методические программы, раздаются методические материалы. Среди учителей родного языка и преподавателей дополнительного образования с этнокультурным компонентом ежегодно проводятся творческие конкурсы. 21 марта впервые пройдет Форум учителей языков коренных народов Севера.
Департамент образования доводит до института только очно-заочную форму обучения. Очная часть обучения проводится в виде вебинаров с помощью дистанционных образовательных технологий, и выезд педагогов с территорий не предполагается. На сегодня в Югре всего чуть больше 10 педагогов родных языков. Для очного обучения учителей родных языков составляются группы из 25 человек. К сожалению полноценной группы не набирается даже с округа, не говоря о том, чтобы это происходило где-то на конкретной территории. В этом случае используются дистанционные образовательные технологии.
На данный момент из-за отсутствия учебников урочное преподавание хантыйского языка в школах Югры не ведётся, кроме Полноватской школы.
Вице-президент общественной организации «Спасение Югры» в городе Ханты-Мансийске В. Куриков посоветовал поскорее разобраться в этой ситуации и издавать учебники на алфавите, который разработал первый учёный из народа ханты Н.И. Терешкин. Иначе мы рискуем потерять родной язык.
С. Онина в своём докладе рассказала о том, как обстоят дела с преподаванием родных языков в Югорском государственном университете. На данный момент родному языку обучаются студенты из разных факультетов по желанию. На преподавание даётся 108 часов. Родные языки ведут доцент кафедры филологии Югорского государственного университета С. Онина, доценты Гуманитарного института североведения Д. Герасимова и С. Динисламова, историю и культуру обско-угорских народов преподаёт доцент кафедры истории, философии и права Т. Молданова.
Далее разговор шёл об организации летнего оздоровительного отдыха воспитанников интернатов, детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Начиная с 2018 года, муниципальные образования автономного округа самостоятельно принимают решение о распределении средств бюджета автономного округа на путёвки в организации отдыха детей и их оздоровления с этнокультурным компонентом. В 2019 году на организацию отдыха и оздоровление детей в этнической среде на территории муниципальных образований запланированы бюджетные ассигнования в объёме 13 млн. 128 тыс. рублей (в 2018 году – 12 млн. 633 тыс. рублей).
В летний период 2019 года отдыхом и оздоровлением планируется охватить 985 детей из числа коренных малочисленных народов Севера. 725 детей – в организациях отдыха на этноплощадках расположенных на территории автономного округа. 260 детей – за пределами автономного округа.
В 2019 году на территории 12 муниципальных образований округа запланирована работа 19 этнолагерей, 13 этноплощадок, охват детей 2399, из них 725 детей из числа коренных малочисленных народов Севера.