Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Ӑшкола етшуптӑты хӑтӆ пиӆа!
  • Мәшӑӊ васэт тыв юхӑтсӑт
  • Йис тӑхет
  • Шуши мирӑт мәш ямӑты вєрӑт
  • Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты оӆӑӊӑн
  • Муй щирн увӑс хуятӑт нётӆыйт
  • Рәпата кӑншты хуятӑт пӑта
  • Айӆат ёхӆўв йиӆуп вәнӆтӑты тӑхет пириты вєритӆӑт
  • Вуӆаӊ ӆаӆьн нух питум ёх емӑӊхӑтӆ постӑсы
  • Вәнтӑт-йиӊкӑт ӆавӑӆты питӆўв

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ӆаӆь хурас вантӑс
  • Рәпатайӆ сӑмӑӊа тӑйӆӑӆэ
  • Хосyм курт
  • «Охтеурской» питы вухсар єнмӑӆты тӑхи
  • Ӆапӑт Тәрум ортум мўв, хәт Тәрум ортум мўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Арӑӊ, якӑӊ, путрӑӊ ат
  • Нәй сух эвӑӆт ёнтум ӆәмӑтсухӑт па пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑр вәс
  • Вўтвошн йис вєрӑт еӆӆы тәӆыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты оӆӑӊӑн
Рәт ясӑӊа вәнӆтӑты нєӊӑт
Рәт ясӑӊа вәнӆтӑты нєӊӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты оӆӑӊӑн

Ёмвошн образования департамент тӑхийн увӑс мир ясӊӑт па культура ӆавӑӆман тӑйты вєрӑт артаӆӑты научно-координационной со­вета ӆуӊты ёх мирхота ӑктӑщийӆсӑт. Ӆыв рәт ясӊӑта вәнӆтӑты вєрӑт наука щирн ӆэщӑтты па щи әхтыйн рәпитты ёха нётупсы щирӑт тәты оӆӑӊӑн путӑртсӑт.

Щи вєрӑт оӆӑӊӑн раз­вития образования инс­ти­тут хущи рәпитты кә­ща ӆӑӊкӑр ими Виктория Клюсова па Югорской уни­верситетн рәт ясӑӊа вәнӆ­тӑты доцент нє Софья Онина айт тәсӊӑн. 

В. Клюсова ӆўӊтум нє­пекӑӆн лупӑс, Ёмвош ок­ругн образования вє­рӑт щиты ӆэщӑтман вәӆӆӑт, хуты няврємӑт рәт ясӊӑт вәнӆтӑты щир тӑйӆӑт. Щи вєрӑт фе­деральной поступсэт хущи хӑншман вәӆӆӑт. Няв­рємӑт яма вәнӆтӑ­ты кєша учителят ищи пура-пурайн йиӆпа вәнӆ­тӑты мосӆ, ӆәӆн ӆыв рәпатаеӆ щирн тӑм йис мосты вєрӑт уша ат павӑтсӑт. Юхи хӑщум хәӆум оӆ мӑр увӑс мир ясӊӑт па культура вєрӑт тәты хӑннєхуятӑт кўтн 454 хуят йиӆпа вәнӆтӑ­сы. 2019-мит оӆн инс­ти­тут государственной задания щирн щимӑщ вәнӆ­тупсы ӑн питӆ. Учителят дистанцион­ной щирн вәнӆтыйӆ­ты вєритӆӑт. 

Кашӑӊ оӆ учителят па воспитате­лят кўтн кӑ­супсэт вє­рӑнтӆыйт. Хута ӆыв хошты щирӆаӆ ванӆтӑ­ӆӑт па па учите­лят эвӑӆт йиӆуп щирӑта вәнӆ­тыйӆӆӑт. 

Еӆӆы В. Клюсова вәнӆ­­­­тӑты вєрӑт, рәт ясӊӑт щирн экзаменӑт мӑты, хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты киникайт оӆӑӊӑн инь­щӑссы. Ӆўв юхӆы лупӑс, хуты няврємӑт шєӊк каш ӑн тӑйӆӑт рәт ясӑӊӑн государственной экза­ме­нӑт мӑты. Еӆӆы вәнӆ­тыйӆты мӑнты пӑта ӆыв па предметӑт пириӆӑт, мӑта утӑт ӆывеӆа мос­мӑтӆӑт. 

Вухаӆь ясӑӊӑн вәнӆ­тӑты киникайт єтсӑт па урокӑт тәӆыйт, хӑн­ты ясӑӊӑн па щи вєр ӆавӑртшӑка вәӆ. Ин учё­­ной ёх па хӑнты хуятӑт бук­вайт оӆӑӊӑн вуращ­ӆӑт. Итәх киникайт йи­ӆуп алфавитн хӑнш­ман вәӆӆӑт, итәх нє­пекӑт катра щирн. «Просве­щение» тӑхи йиӆуп учебникӑт єсӑӆты ӑн питӑс, катра нєпекӑт хўват па вәнӆтӑты ӑн рӑхӆ. Щи пӑта округевн рәт ясӑӊ урокӑт факуль­татив щирн тәӆыйт. Тәп Поӆнавӑт кәртӑн хӑнты ясӑӊ урокӑт вәӆ­ӆӑт. Совета юхтум хуятӑт нәмӑсӆӑт, хуты щи вєр сорашӑк тўӊщирӑӊа ӆэ­щӑтты мосӆ. 

Ёмвош «Югра ӆыӆ­ӊуптӑты» тӑхи кәща ӆӑӊкӑр хә В. Куриков лупӑс, хуты тӑмхӑтӆ Рособрнадзор поступсы щирн округ ӑшколайт хущи рәт ясӑӊ урокӑт ӑн тәӆыйт. Няврємӑт вәнӆтӑты пӑта мосты киника ӑнтәм. Щит пӑта рәт ясӑӊ тәты учителят рәпата такӆы хӑщсӑт, тыӆӑщ вух шимӆ вўӆӑт. 

В. Куриков: «Ӑн мосӆ ӆавӑӆты, хән йиӆуп буквайт вўӆыйт, киникайт катра алфавит унтасн вєрты рӑхӆ. Еӆӆы щиты вєр мӑнты питӆ ки, ясӊев иса щи вәтшӑӆэв».

С. Онина путӑртӑс, муй щирн рәт ясӑӊа вәнӆтӑты вєр Югор­ской университет хущи ӆэщӑтӆы. Тӑмхӑтӆ рәт ясӑӊ па культура вє­рӑт вәнӆтӑты пӑта уни­верситетн тәп 108 щос мӑӆы. Интӑм рәт ясӑӊ арсыр факультетӑт эвӑӆт няврємӑт вәнӆтӑӆӑт. Щӑта С. Онина – хӑнты ясӑӊ, С. Динисламова, Д. Герасимова – вухаӆь ясӑӊ тәӆӑт, Т. Молданова история па культура вєрӑт оӆӑӊӑн айӆат ёха путӑртӑӆ. 

Аспирантура хущи рәт ясӊӑт әхтыйн вәнӆтыйӆты пӑта интӑм шимӆ шуши хуят вәӆ. Щит щи хуятӑт, хуйтат сыры оӆӑтн вән нєпекӑӊа йисӑт. 

Еӆӆы мирхотн няв­рє­мӑт ӆўӊ пурайн рўть­щӑты вєрӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс. 2018-мит оӆ вўш эвӑӆт кашӑӊ муниципальной тӑхи путёвка ёша павӑтты пӑта ӆўв саттэӆа нә­мӑсӆӑт, муй арат вух мӑты щи вєра. 2019-мит оӆн айӆат ёх рўтьщӑты щира 13 миллион 128 щурӑс шойт вух єсӑӆӆы (2018-мит оӆн – 12 млн. 633 щурӑс шойт). Тӑм оӆ ӆўӊ мӑр округевн 985 шуши мир няврєм рўтьщӑӆ, 725 пушӑх – округевн, 260 – па тӑ­хетн. 2019-мит оӆн 12 муниципальной тӑ­хетн 19 этнолагерь, 13 этноплощадка рәпитты питӆ, хута 2399 няврєм рўтьщӑӆ. Щитӑт кўтн 725 шуши айӆат ёх вәӆӆӑт. 
 

О родных языках

15 мая в Ханты-Мансийске прошло заседание научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в Югре. На нём были рассмотрены вопросы формирования научного потенциала и поддержки учителей родных языков в системе работы учреждений образования округа. С докладами по данному вопросу выступили заместитель директора Института развития образования Виктория Клюсова и доцент кафедры филологии Югорского государственного университета Софья Онина.

 

В. Клюсова в своём докладе отметила, что система образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставляет обучающимся из числа коренных малочисленных народов Севера возможность полноценного удовлетворения этнокультурных и языковых образовательных потребностей. Вопросы, связанные с этнокультурным образованием, отражены в федеральном законе об образовании РФ, в федеральных государственных образовательных стандартах, в Концепции обучения родным языкам. Сегодня учителю родного языка следует использовать в своей работе различные технологии, формы и методы обучения. И как следствие достижение обучающимися навыков образовательных стандартов. Образовательная деятельность учителя требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, повышения уровня компетенции. Институт развития образования в рамках государственного задания оказывает помощь  в виде работы, направленной на повышение уровня профессиональной квалификации учителей. Институт развития образования реализует дополнительные профессиональные программы по изучению родных языков и литературы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов системы дополнительного образования и других педагогических работников, реализующих образовательные программы этнокультурной направленности. За прошедшие три года повысили свою квалификацию преподавателей обучающих языкам коренных малочисленных народов Севера и педагогов, ведущих занятия с этносоставляющим компонентом в обучении 454 человек. В 2016 году реализовывалось 4 программы повышения квалификации, обучено было 225 человек. В 2017 году  – 3 программы, обучено – 179 человек, в 2018 году – 1 программа, обучено – 50 человек. Согласно государственному заданию института развития образования  на 2019 год обучение учителей родных языков и литературы не предусмотрено.

 

 

Важным направлением работы является научно-методическая поддержка учителей родных языков и литературы, а также педагогов, работающих по программам этнокультурного образования. Разрабатываются методические программы, раздаются методические материалы. Среди учителей родного языка и преподавателей дополнительного образования с этнокультурным компонентом ежегодно проводятся творческие конкурсы. 21 марта впервые пройдет Форум учителей языков коренных народов Севера.

 

 

Департамент образования доводит до института только очно-заочную форму обучения. Очная часть обучения проводится в виде вебинаров с помощью дистанционных образовательных технологий, и выезд педагогов с территорий не предполагается. На сегодня в Югре всего чуть больше 10 педагогов родных языков. Для очного обучения учителей родных языков составляются группы из 25 человек. К сожалению полноценной группы не набирается даже с округа, не говоря о том, чтобы это происходило где-то на конкретной территории. В этом случае используются дистанционные образовательные технологии.

На данный момент из-за отсутствия учебников урочное преподавание хантыйского языка в школах Югры не ведётся, кроме Полноватской школы. 

 

 

Вице-президент общественной организации «Спасение Югры» в городе Ханты-Мансийске В. Куриков посоветовал поскорее разобраться в этой ситуации и издавать учебники на алфавите, который разработал первый учёный из народа ханты Н.И. Терешкин. Иначе мы рискуем потерять родной язык.

 

С. Онина в своём докладе рассказала о том, как обстоят дела с преподаванием родных языков в Югорском государственном университете. На данный момент родному языку обучаются студенты из разных факультетов по желанию. На преподавание даётся 108 часов. Родные языки ведут доцент кафедры филологии Югорского государственного университета С. Онина, доценты Гуманитарного института североведения Д. Герасимова и С. Динисламова, историю и культуру обско-угорских народов преподаёт доцент кафедры истории, философии и права Т. Молданова.

 

 

Далее разговор шёл об организации летнего оздоровительного отдыха воспитанников интернатов, детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Начиная с 2018 года, муниципальные образования автономного округа самостоятельно принимают решение о распределении средств бюджета автономного округа на путёвки в организации отдыха детей и их оздоровления с этнокультурным компонентом. В 2019 году на организацию отдыха и оздоровление детей в этнической среде на территории муниципальных образований запланированы бюджетные ассигнования в объёме 13 млн. 128 тыс. рублей (в 2018 году – 12 млн. 633 тыс. рублей).

 

В летний период 2019 года отдыхом и оздоровлением планируется охватить 985 детей из числа коренных малочисленных народов Севера. 725 детей – в организациях отдыха на этноплощадках расположенных на территории автономного округа. 260 детей – за пределами автономного округа.

 

В 2019 году на территории 12 муниципальных образований округа запланирована работа 19 этнолагерей, 13 этноплощадок, охват детей 2399, из них 725 детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 10 (3526)
24.05.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика