- Хантыйский
- Русский
Ӆапӑт Тәрум ортум мўв, хәт Тәрум ортум мўв
Щимӑщ нєм Тўкъякӑӊ кәртӑн єнмум хӑннєхуятӑт рәт ӆєр ванӆтупсы тӑйс. Щит вән кєр тыӆӑщ 30-митн «Торум Маа» нємпи катра пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотн вәс. Тыв Лельховӑт, Пятниковӑт, Гришкинӑт, Юминӑт, Себуровӑт юхтыйӆсӑт.
Музей кәща ӆӑӊкӑр хә Евгения Касатова ванӆтупсы пўншумн лупӑс:
– 2018-мит оӆ вўш эвӑӆт «Хоттєӆ ёх рәт мўвев йис вәӆупсыйн» нємпи вән вєр тәты питсўв. Тӑта мўӊ арсыр рәтӑт оӆӑӊӑн путӑртӆўв, муйсӑр унтас ӆыв рәт кәртэӆ, районэӆ, округев па Россия мўвев пӑта тәсӑт. Щи пура вўш эвӑӆт 13 рәт оӆӑӊӑн уша вєрсўв. Ин вән путӑр 14-мит рәт оӆӑӊӑн мӑнӆ.
Тўкъякӑӊ рәт ӆєрӑт оӆӑӊӑн ванӆтупсы музей научной рәпатнек Елена Ксенофонтова тәс:
– Тўкъякӑӊ кәрт нєм хӑнты кӑт ясӑӊ эвӑӆт тывӑс, щит «Так як», вантэ, йистєӆн тӑта Пўпи якхотӑт вєрӑнтсыйт па кәртӑӊ мир щикєм тәса яксӑт. Щи тумпи кәртӑӊ мир щи мўв оӆӑӊӑн щиты лупӆӑт – «Ӆапӑт Тәрум ортум мўв, хәт Тәрум ортум мўв». Щи тумпи рўщ хуятӑт лупӆӑт, мӑтты ки Тўкъякӑӊ кәрт Ас мўвийн вәӆ, щирн рўщ щирн «Дуга». Вантаты: рўщ щирн лупӆӑн ки «Дуга», хӑнтэт хәӆӑнтӆӑт – щит «Тука».
1930-мит оӆн Тўкъякӑӊ кәртӑн вет хот омсӑс, щӑта 62 хуят вәс. Щӑта Себуровӑт, тӑм хӑнты опращнєм мӑтты ки щӑпӑр хўӆ нєм эвӑӆт тывӑс. Щи тумпи щӑта йистєӆн Гришкин рәт вәӆ. Лельхов рәт опращнєм оӆӑӊӑн путӑртты ки, щит «ӆєӆ хоп» ясӑӊӊӑн эвӑӆт тывӑс. Пятников опращнєм рўщ «пятник» ясӑӊ эвӑӆт йиӆ, пятник – щит тухӑӆ таӆты хуят.
Йистєӆн Тўкъякӑӊ кәртӑӊ мир – рәпатайӊ хӑннєхуятӑт, ар хот вой тӑйсӑт. Советской лащ вєрум пурайн 1936-мит оӆн кәртӑӊ хӑнтэт хӑняя Пўпи якхот вєрсӑт. Щи юпийн ар хуят нӑртамӆы щаврамсы.
Тӑм пура вәнты щӑта хӑнты йис путрӑт, моньщӑт, арӑт вәты хуятӑт вәӆӆӑт. И хуят – щит Пелагея Алексеевна Гришкина. Ар учёной ёх ӆўв эвӑӆтӑӆа йис путӑр, моньщ, ар хӑншсӑт па нєпекӑт єсӑӆсӑт. Щи тумпи ӆўв тәса ёнтӑсӆ. «Торум Маа» хотн ӆўв ёнтум ернасӆаӆ, вєрум пурмӑсӆаӆ вантты рӑхӆ.
Тўкъякӑӊ рәт ӆєрӑт оӆӑӊӑн Анна Себурова хӑншӑс па щиты лупӑс: «Айӆата вәӆмємн щикєм рәт ӆєрӑт оӆӑӊӑн хӑншты вуратсум. Айӆтыева айт ӑкӑтсум – архив хотӑтн рәпитсум, вәна пєлка ювум рәтнаӆам иньщӑссум па нєпека хӑншсум. Ин Тўкъякӑӊ кәрт эвӑӆт хуятӑт Россия мўвев хўваттыйн арсыр вошӑтн вәӆӆӑт – щит Югра, Ямал, Камчатка, Питы щорӑс мўвӑтн, Санкт-Петербург вошн па па тӑхетн.
Вән щатьщащев 145 оӆа ӆәӆн йис, щи пура вўш эвӑӆт мўӊ рәтэв 300 хуята єнмӑс. Тӑмхӑтӆ нын Тўкъякӑӊ кәрт рәт ӆєрӑт шиваӆӑсты, тәп щи вєр еӆӆы тәӆєм».
Тӑм ванӆтупсыя Ёмвош округ айкеӆӑт ӑктум вәтаӊ ими Таисья Себурова юхтыӆӑс. Ям арат оӆ юхӆы ӆўв әмӑщ киника шиваӆӑс, щӑта инженер А.М. Янчевский Тўкъякӑӊ кәрт оӆӑӊӑн хӑншӑс, ӆўв щӑта 1922-мит оӆн вәс. Т.С. Себурова щи нєпек эвӑӆт ӆўӊтӑс: «Тўкъякӑӊ кәртӑӊ икет хуӆыева рўщ щирн путӑртты хошӆӑт, рўщ ернасӑт тӑйӆӑт. Хўӆ па вой веӆпӑсӆӑты вєр тумпи ӆыв тәса тынєсты хошӆӑт. Кәртӑӊ мир яма вәӆӆӑт. Тўкъякӑӊӑн 41 ики, 150 ими па няврєм вәӆӆӑт. Ас хўват тўтӑӊ хопӑтн Сўмӑтвош вәнты тынєсты яӊхийӆӆӑт. Хурамӑӊ тӑхи – мухӑӆая ӑӊкӑрмӑӆн ки – нохӑр юх вәнт вўр… ».
Еӆӆы ӆўв нәмӑӆмӑс: «Григорий Ефремович Гришкин аӊщащєм 16 мис тӑйс. Ӆўв 1936-мит оӆн советской лащ эвӑӆт хӑняя Пўпи якты хот вєрӑс, щирн 1937-мит оӆн нӑртамӆы щаврамсы. 1938-мит оӆн Тўкъякӑӊ колхос вєрум пурайн мисӆўв вўсыйт, и ӆов хӑщӑс. Няврєм вәнӆтум нє Т. Живодёрова така лупӑс: «Нын муй вєрӆӑты? Еӆӆы тарум ищки тӑӆ, тӑм вән семья муй ӆєты питӆ?». Хӑщум и ӆов ищи нух хурсэв.
Тўкъякӑӊ кәртэва арсыр учёной ёх юхтыйӆсӑт. 1933-мит оӆн В. Штейниц, 1936-мит оӆн Пўпи якхота В. Чернецов юхтыйӆсӑӊӑн. Ӆын щи икет нух хӑншсӑт, хуйтат еӆӆы вуӆаӊ ӆаӆя мӑнсӑт. 1970-мит оӆн рәт кәртєма венгерской айӆат учёной нє Е. Шмидт тәтьӆясєм. Интӑм ма ищи учёной ёха нётӆум, ванкўтӆы ма хущєма венгерской учёной нєӊӊӑн Э. Рутткаи-Миклиан па Ж. Ковач (Шон) юхтыйӆӆӑӊӑн».
Вєртутӑӊ хӑнты ими Людмила Зубакина (Гришкина) щащеӆ Анастасия Дмитриевна Гришкина оӆӑӊӑн нәмӑӆмӑс: «Мўӊ айтєӆн ӆўв пиӆӑӆа воньщумутӑт ӑкӑтты яӊхсўв, ай пура вўш эвӑӆт рәпата пєӆы сӑмӑӊа єнумсўв».
Ванӆтупсыйн Тўкъякӑӊ кәртӑӊ ёх рәт ӆєрӑт тумпи катра нєпекӑт, ишӑк нєпекӑт, арсыр хурӑт па йис пурмӑсӑт вантсўв.
Род земли, разделённой семью богами, шестью богами
Так называлась выставка, которая состоялась 30 апреля 2019 года в этнографическом музее «Торум Маа» и была посвящена родословной деревни Тугияны Белоярского района, а именно хантыйским родам Лельховых, Пятниковых, Гришкиных, Юминых, Себуровых и др.
Заместитель директора Евгения Касатова, открывая выставку, отметила:
– С 2018 года мы начали реализовывать уникальный проект «История семьи в истории страны», рассказывающий о семьях, внесших большой вклад в развитие не только своего поселения, но и района, округа, а также страны. За это время мы познакомили вас с 13 большими семьями Югры. Сегодня у нас 14 большая история семей из деревни Тугияны. Надеемся, что данная выставка откроет для каждого из нас что-то новое, а самое главное научить крепко дружит внутри своей семьи.
Научный сотрудник музея Елена Ксенофонтова, рассказывая о деревне Тугияны, заметила:
– Название деревни Тугияны (Так як) в переводе с хантыйского языка означает «Крепкий танец», хотя местные жители говорят об этом поселении, как «Семью Богами, шестью Богами разделённая земля». По версии старожилов, Тугияны стоят на изгибе реки, т.е. дугообразно, отсюда и ещё одна версия о названии деревни «Дуга», если это русское слово произнести по-хантыйски, оглушая согласные, то получится «Тука».
В 1930-ые годы по переписи в юртах Тугиянских было пять хозяйств, численность населения составляла 62 человека. Есть предположение, что фамилия хантыйского рода Себуровых произошла от хантыйского слова щепар ёх ‘люди, добывающие рыбу чебак’ или щепур ‘богатство’, а, возможно от созвучия сибирский народ, Гришкины – тунгуский народ, Лельховы – ‘лэл хоп’ (‘низкая лодка’), Пятинковы – от русского слова пятник – человек, тянущий невод.
Жители деревни Тугияны были крепкими хозяйственниками. В 1936 году в Тугиянах в тайне от советской власти провели сакральный праздник обских угров «Медвежьи игрища», после чего большинство участников были репрессированы.
Сегодняшние потомки продолжают славные традиции своих родов, среди них много известных людей. Хочется отметить исполнительницу фольклорных произведений, искусную мастерицу Пелагею Алексеевну Гришкину. Благодаря ей было выпущено много фольклорных сборников. В фондах нашего музея хранятся вещи, предметы быта, сшитые и сделанные ею.
Представленная родословная деревни Тугияны была собрана Анной Матвеевной Себуровой, вот что она рассказала о проделанной работе: «Ещё в молодости у меня появилось желание написать родословную. Шла к этому всю жизнь. Долго трудилась над родословной – работала в архивах, расспрашивала и записывала родственников. Сегодня корни тугиянского рода разлетелись по всей стране – живут в Югре, на Ямале, в Санкт-Петербурге, на Камчатке, на юге России и т.д. Со дня рождения нашего прадеда прошло 145 лет, за это время наш род разросся более чем на 300 человек. Работа над родословной продолжается».
Сегодня на встречи была и известный в округе журналист Таисья Себурова, которая до сих пор продолжает интересоваться происхождением родовой деревни. Совсем недавно ей в руки попалась книга, где было написано о впечатлениях инженера Янчевского, который побывал в Тугиянах в 1922 году, вот как он описывает жизнь того периода: «Юрты Тугиянские с обрусевшим остяцким населением. Мужчины почти все говорят по-русски и одеваются в платья русского народа. Кроме рыболовства и охоты, жители занимаются также торговлей. Живут чисто и богато. Вообще юрты производят хорошее впечатление здоровым и зажиточным видом своих обитателей. Мужчин ясачных, которые платят ясак, насчитается 41. Женщин и детей – 150. Главная пароходная линия идёт по Малой Оби на Берёзов. Вокруг прекрасный кедровый лес».
Таисья Степановна отметила: «Вот сегодня уже говорили о том, что жители деревни Тугияны были крепкими хозяйственниками. Семья моего дедушки Григория Ефремовича Гришкина держали 16 дойных коров. Его, как участника запрещённых в тот период Межвежьих игрищ, в 1937 году расстреляли. А уже в 1938 году организовывали колхоз, забирали всю скотину, оставили одну лошадь, которую и ту хотели забрать. На защиту бабушкиной семьи встала учительница Таисья Живодёрова, которая обратилась к местной власти: «Да что вы творите, впереди зима, чем будет питаться семья?» Чтобы лошадь не досталась колхозу, бабушка взяла и заколола её, ей, конечно же, за это досталось.
Деревней Тугияны всегда интересовались финно-угорские исследователи. Здесь на «Медвежьих игрищах» бывал В.Н. Чернецов, в 1933 году В.К. Штейниц записал мужчин, которые позже ушли на фронт, и многие другие. Уже в 1970 году я привезла в деревню молодую венгерскую исследовательницу Еву Шмидт. Сегодня я и сама являюсь информантом для современных финно-угорских учёных – это Эстер Рутткаи-Миклин, Жофия Ковач (Шон) и другие».
Двоюродная сестра Т. Себуровой Людмила Зубакина, которая тоже долгие годы проработала в газете «Ханты ясанг», поделилась воспоминаниями о своей бабушке Анастасии Дмитриевне Гришкиной, которая с детства приучала к труду, к бережного отношению к семейным традициям.
Сегодня на выставке из семейных архивов были представлены документы, фотографии, изделия мастериц из деревни Тугияны – искусно сшитые хантыйские платья, халаты-щашкан сахи, вязанные орнаментированные чулки и др.