Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Айат ёха мӑты хотӑт
  • Кӑшаң няврєм пӑты «Пӑтапы хушап» ӑкӑтсы
  • Дума мирхот вәс
  • «Югорика» вантупсы вәс
  • Ӛшӑтн яңхты вєрӑт артаӑсӑт
  • Няврємӑт авӑты оӑңӑн
  • Айат ёх вәупсы єрамтсы
  • Рәт ясңӑт вәнтӑты щирӑт
  • Муй щирн рўтьщӑты питӑт
  • Ар юх и павӑты па ар ай юх омӑсы
  • Мўвӑт-йиңкӑт авӑты емӑңхӑт пўншсы
  • Нохӑр юхӑт омӑссӑт
  • Щи оӑңӑн нәмты мос
  • Мєт ай пушхиет эвӑт аня лыптӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ правительства мирхот
  • Рўщ ясӑң – иса Россия мўвн вәты мир пӑта ясӑң
  • Вуаң вєрӑт нух вантсыйт
  • Яртъяң вуаң вєр пит

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ёшңа пӑта – рәпата, сӑм пӑта – амтупсы
  • Няврємӑт вәнтӑты ӑңхӑ
  • Лозьва юхӑн вухаят оӑңӑн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ар о рәт мир пӑта рәпитӑс
  • Йис пурмӑсӑт шавиман вә
  • Йиуп хота касӑсӑт
  • Н. Талигина «Пўпи якхот» оӑңӑн хурӑт вантӑс

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Шовӑрлэ
  • Йиңк әхтыйн яңхты ай тўтӑң хоп
  • Питупсы

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Ёшңа пӑта – рәпата, сӑм пӑта – амтупсы
  • Хантыйский
  • Русский

Ёшңа пӑта – рәпата, сӑм пӑта – амтупсы

Кашӑң хӑнты вєр ўв ясӑң, ўв хурас, ўв унтас тӑй: ёнтӑсты муй тыйты, сӑк кӑрӑтты муй па па вєрӑт. Хӑнты хӑннєхә пӑта кашӑң шукщӑты вєр хурамӑңа па әмща вә.  Нуви сӑңхум район увӑс мир культура тӑхия юхтыйты мойң хуятӑта хурамӑң хӑнты йис вєрӑт па пурмӑсӑт вантаыйт. Сыр-сыр ернӑсӑт, щӑшкан сӑхӑт, хурамӑң тыюм посӑт, сєвум вейт, тунты, ўв, нюки па хў сух эвӑт вєрум утӑт. Щи пурмӑсӑт эвӑт хӑнты мир вәупсы оӑңӑн уша вєрты рӑх. 
Щимӑщ пурмӑсӑт вєрман ар о увӑс мир культура «Хурамӑт» тӑхийн Ирина Кузьминична Фирсова рәпит. 
Ирина Ваньщавӑт кәртӑн вой-хў вепӑсӑты хоттє ёх хуща сєма питӑс. Аще – Кузьма Илларионович Молданов Вотьма кәрт хә, Вуаң ая яңхӑс. аь юпийн ар о рәт колхосн рәпитӑс. Ӑңке – Акулина Александровна икеа нётӑс, хот тӑйсӑэ, вєры ӑн па вәяс. Тӑ пурайн па етна йитыйн, хән иса вєра етшуптӑэ хӑнты әмӑтсухӑт ёнтӑс. Ирина ӑңке пуңа и омӑс па ӑкань ёнтӑ. 
Ирина вән упе Лидия Кузьминична лупӑ, хуты ёнтты щирӑтн Ирина эвие Дарья Леонтьевна щаще эвӑт юхӑтсы. Щаще ёнтӑсты тәс нє вәс, муй вєрты иса хошӑс. Мень вәнтӑсэ: «Ма пухием, вўєң тащатн єнмӑс. ўв ям вейн, ям мощӑңӑн ат яңха». Па мен икеа ям мощӑң, нуви па питы вейңӑн щи вєрӑс, ўвеа па хурамӑң сӑх ёнтӑс. Ӛхӑт щи сӑх ова пєӑтсэ. 
Ирина Кузьминична путӑртӑ: «Ма щикўш ай вәсум, тәп яма аңкаңкєм ёнтум утӑт нәмӑӑм. Ин ищимӑщ намӑт ёнтсум па турлопӑс кӑрӑтсум». 
Ирина щи ёнтӑсты вєр сӑмӑңа тӑйты пӑта увӑс мир культура тӑхия рәпитты щи юхтӑс. ўв щи оӑңӑн путӑртӑ: «Оңӑн хӑнты ернӑс ёнтты нумӑсн юхӑтсыюм. Ернасєм ваньщӑсты пӑта увӑс культура тӑхия ўңсум. Щӑта арсыр вєрум па ёнтум хурамӑң пурмӑсӑт шиваасум, щит вантман ернӑс ваньщӑсты вєр иса хут юрємасєм. Щӑта Н. Костылева кәща нє рәпата тӑхи оӑңӑн иньщассєм. Щи пурайн щӑта мутас рәпата ӑнтәм вәс. Ешавәс па щив рәпитты щи вохсыюм. Нәмӑссум, хуты и о мӑр рәпитум, щӑта сыры рәпатаема кєраум. Щи вўш эвӑт 13 тӑ мӑнӑс, сӑма мосты вєр щи вәйтсум. 
Оӑң командировкая Саранпауль воша мӑнсум. Щӑта нюки эвӑт ёнтты вєр нух вантсум па вәнтыйсум. Щи юпийн рәпатаем әхтыйн арсыр кәртӑта па вошӑта яңхсум, арсыр мир пиа вәтӑңа йисум».  Интӑм ўв кашӑң вән муй ай кәртӑн вәты хӑннєхуятӑтн мосман тӑйы па щив авӑы. 
Оӑңӑн Ирина шукщӑты вєр иса ямсыева нух вантсӑэ, тўңщирӑңа вәнтыӑс. ўве вәнтум имиа иса нәмман тӑйӑэ па ыв оңен яма путӑртӑ. Щӑшкан сухн хурамӑт ёнтты ўв Евдокия Егоровна Молдановайн вәнтӑсы. Хӑнты акань вєрты вєр Матрёна Егоровна Яркина ўвеа вантӑс. Аксинья Григорьевна Ерныхова пиа тунты эвӑт пурмӑсӑт вєрсӑңӑн. Екатерина Максимовна Лозямова эвӑт сӑк кӑрӑтты вєр уша павтӑс.
Интӑм Ирина «Вєрӑң няврємӑт» тӑхийн пушхӑт йис хӑнты вєра вәнта. 5-12 тӑ уват эвиет ўв хущеа ёнтӑсты юхтыйӑт. Хӑнты имийн ыв сыр-сыр шуши мир вєрӑта тәса вәнтӑыйт. Айкємн ёнтӑсӑт, вева йиӑт ки, шай яньщӑт, путӑртӑт па щӑта еы рәпитӑт. Вєрум пурмӑса ыв арсыр кӑсупсэта тәтяса. 
2008-мит он И. Фирсова Россия народной мастер нємн юкантсы. ўв сыр-сыр хӑнты пурмӑс тәса вєрты вәнӑс. Хоскєм мутас апка ай хир, 50 тўтщаң хир вєрӑс. Щи тумпи ня щӑшкан сӑх, кӑт нәй сух эвӑт ёнтум сӑх, хәт ернӑс ёнтӑс. Муты арат пос, сєвум вей тыйс, арсыр хурамӑң турлопсӑт кӑртӑс. 
Ирина Кузьминична научной рәпата па тә. Лекцияйт ўңӑтӑ, «Касум тунты»  нємпи нєпек хӑншӑс па ищимӑщ электронной щўңк єсӑс. «Хӑнты ясӑң» газетая арсыр вєрӑт оӑңӑн айт кит. Ипўша рәпата вєр әхтыйн муты йиуп ут уша павӑт. Щи кўтн Нуви сӑңхум вошн вәты Ёмвош технолого-педагогической колледж тӑхийн няврємӑт авӑты нєңа вәнтый. 
Рәпатай яма тәтӑ пӑта Ирина Кузьминична ар пўш арсыр ишӑк нєпекӑтн па мойупсэтн мойыйса. Вєрум пурмӑса сыр-сыр вантупсэтн па тыныты тӑхетн шиваӑты рӑх. ўв Нуви сӑңхум район  ай кәртӑтн вәты ар хуят тӑм мосты вєра вәнтӑс. Нєңӑт ўв пєэа вантман ищи ёнтӑсты вўянтӑт па арсыр емӑңхӑтӑтн хурамӑң хӑнты сухӑт әмӑтӑт. Сыры оӑтн нєңӑт хӑнты сух нух әмӑтты еємсӑт, интӑм па ернӑсӑтн па щӑшкан сӑхӑтн ӑн тӑрумыйт. 
Тӑмӑщ тәс па мосты вєр тәты хуят, ән, аршӑк  ат вә. 
 
Нина Шабаршина
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Надежда Вах
 

 

Рукам – работа, душе – праздник

Хантыйское прикладное искусство имеет свою специфику, свой особый образный язык, серьезно и глубоко изучив который откроется красота и выразительность произведений хантыйского искусства, их глубокое содержание и непреходящая эстетическая ценность.

Мир красоты древних традиций и обычаев открывает для гостей и жителей Белоярского района Центр культуры национального творчества. Искусно сшитые платья и халаты, орнаментированные рукавицы и чулки, традиционные изделия из бересты, кости, ровдуги, рыбьей кожи, куклы и игрушки хранят отпечаток человеческих рук и живое дыхание мастеров. Они отражают богатый духовный мир народов ханты и манси, их тесную связь с окружающей природой.

Над созданием этих уникальных творений более десяти лет вместе со своими единомышленниками вдохновенно работает руководитель объединения мастеров Белоярского района «Хорам» Ирина Кузьминична Фирсова. Ирина родилась в многодетной потомственной семье рыбака-охотника. Отец Молданов Кузьма Илларионович родом с Вотмы, прошел боевой путь солдата Великой Отечественной войны. Несмотря на ранения, полученные на фронте, трудился в родном колхозе.

Мама Акулина Александровна была во всем помощницей мужу, управлялась по хозяйству – всю работу выполняла с радостью и задором. А долгими зимними вечерами она, как и все хантыйские женщины, садилась за шитье одежды. Расторопную и экономную хозяйку, заботливую мать невозможно представить без дела, ее руки всегда были заняты.

 Ирине посчастливилось расти в такой ауре: она садилась рядом с мамой и шила кукол-акань. Акулина Александровна была строга: показала один раз, как шить – дальше смотри, постигай сама.

Лидия Кузьминична, старшая сестра Ирины, уверена, что на генном уровне премудрости  рукоделия она переняла от бабушки Дарьи Леонтьевны – непревзойденной мастерицы. Дарья Леонтьевна наставляла сноху: «Мой единственный сыночек, выросший в оленьих стадах, как зырянин, должен ходить в добротных кисах и малице». И сноха достигла желаемого: пошила мужу белые и черные кисы, удобную мягкую малицу, а себе бесподобную меховую шубу-сах, которую пришлось обменять на лошадь.

Ирина Кузьминична говорит: «Хоть и была маленькой, но помню все бабушкины работы. Сейчас по памяти воспроизвела игольницу и нагрудное украшение-турлопс».

Любовь к рукоделию привела  Ирину Кузьминичну к работе в ЦКНТ. Она вспоминает: «В один прекрасный момент захотела выкроить хантыйское платье. Пошла в центр культуры, увлеклась работами с выставок, про платье и забыла. Зашла в кабинет к Надежде Борисовне, спросила про вакансию, она ответила, что, к сожалению, нет. Прошло какое-то время, пригласили на работу. Думала, поработаю годик и снова уйду в свою сферу – 15 лет трудилась поваром в ОРСе-6. Но этот годик растянулся на 13 лет, и поняла: «Это мое – навсегда!» Первая командировка была в Саранпауль на семинар по меху и ровдуге, где получила хорошую закалку». 

Затем последовали различные поездки по округу, району, участвовали в мастер-классах, семинарах-практикумах, фестивалях культуры и других мероприятиях. По её словам, сначала училась, досконально и фанатично  впитывала всё. Сейчас Ирина Кузьминична желанный гость и наставник в каждой глубинке района. Ее изумляет природа, простые люди - деревенские труженики. Мастерица с сердечной теплотой и благодарностью отзывается о своих  учителях  - истинных носителях самобытной культуры: технике шитья «аппликация ткань по ткани» училась по работам Евдокии Егоровны Молдановой; бесценные консультации по изготовлению кукол-акань дала Матрена Егоровна Яркина; премудрости  по работе с берестой познала от Аксиньи Григорьевны Ерныховой, тонкостями бисероплетения делилась с ней Екатерина Максимовна Лозямова.

Студию по декоративно-прикладному искусству «Веранг нявремат» («Мастеровые детки») с большим удовольствием посещают девчонки от пяти до двенадцати лет. Ирина Кузьминична терпеливо учит азам рукоделия, начинает процесс от вдевания нитки в иголку и завязывания узелка. Атмосфера на занятиях непринужденная, семейная, устали, попили чай, побеседовали на родном языке.  Для наставника важно, чтобы дети бежали с желанием на занятия, тянулись душой и сердцем к традициям предков. Первые выпускники студии уже приводят своих деток, заглядывают студенты, приехав на каникулы. С удивлением узнают, что хранятся их незавершенные работы, садятся и плетут из бисера, шьют, вяжут.

Ирина Кузьминична  следит, чтобы в творчестве неукоснительно соблюдались традиционные каноны. Сама шьет медленно, не торопясь, десять раз может распороть, переделать, но совершенства добьётся. Указывая на ошибки, делает это деликатно, но это слово очень весомое, без полутонов. Зато сколько радости испытывает она сама, когда подопечные достигнут своей цели. Например, работы Александры Лельховой не отличаются от творений руководителя.

Юные мастера являются победителями районных, международных фестивалей, дипломантами окружных конкурсов «Мастер года», «Сувенир – визитная карточка округа», «Подарок Деду Морозу», принимают активное участие в ежегодной научной детской конференции «Ремесла и промыслы. Прошлое и настоящее».

Объединение «Хорам» является любимым местом задушевного общения и творчества взрослого населения города и района. Здесь с радостью ждут представителей всех этносов, Ирина Кузьминична обзванивает всех по телефону, приглашая на мероприятия, стараясь ни о ком не забыть.

Освоив в совершенстве технологию работы с мехом, ровдугой, берестой, бисером, тканью, пряжей, сейчас она создает эксклюзивные экспонаты, удачно сочетая традиционное с современностью. Пошила более 20 дамских сумок, более 50 тутчанг (сумочек для рукоделия) – и каждая из них неповторима. Особенно дорога хозяйке сумочка из щучьей кожи, сейчас готовит материал для дамской сумки из кожи семги. Кроме этого, мастерица сшила четыре орнаментированных халата, два халата из сукна, шесть платьев, а чулков, рукавиц, бисерных украшений не перечесть. Много сил и времени Ирина Кузьминична отдает научно-методической работе, разрабатывает лекции, которые публикуют в сборниках, ею изданы электронное пособие и буклет «Казымская береста». Постоянно сотрудничает со СМИ, рассказывает о жизни творческих людей, делится информацией о проведенных мероприятиях, экспедициях-исследованиях.

Работает над проблемой: «Развитие творческого мышления и способностей молодых мастеров», активно применяя  инновационные формы и методы работы с целью повышения интереса кружковцев к творческой работе.

Участвуя в различных форумах, постоянно повышает свой профессиональный уровень. В настоящее время она является студенткой заочной формы обучения Белоярского филиала Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образование».

За труд по сохранению уникальной культуры обских угров Ирина Кузьминична награждена дипломами и грамотами. В 2008 году ей присвоено звание «Народный мастер Российской Федерации».

Плоды ее трудов налицо: выставочный зал в ЦКНТ превратился в волшебную сказку; радуют глаз сувенирная продукция на ярмарках; отрадно видеть новых искусных мастериц из Казыма, Тугиян, Полновата, Белоярского. Рукоделие становится состоянием души и в Ванзевате, на родине Ирины Кузьминичны. Женщины стараются сшить себе и внукам хантыйские наряды. На праздниках радостно наблюдать разноцветье традиционной одежды. Если раньше стеснялись носить платья, то сейчас не хватает одежды, чтобы нарядить всех. И это все благодаря креативному коллективу ЦКНТ, они нас постоянно привлекают  к участию в выставках, подают новые идеи, снабжают необходимым материалом.

Пусть цепь преемственности поколений не прерывается, крепнет год от года.

Нина ШАБАРШИНА

Перевод на хантыйский язык Надежды Вах

 
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 11 (3407)
4.06.2014

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика