- Хантыйский
- Русский
Кашӑң няврєм пух юкана нәмӑэ
Сәрхан мўв Русскинской вошн няврємӑт вәты интернат хотн ар о мӑр Ирина Васильевна Хроменкова капӑр. ўв эвет па пухӑт пиа иса 23 о рәпит, щи кўтн 10 о – интернатн.
Ин тӑмхӑт няврємӑт тӑйты хотн 185 эви, пух вә. Иса ӑшколайн 215 няврєм вәнтый. Русскинской вош интернатн арсыр вәнт кәртӑт эвӑт няврємӑт вәӑт. Итәх ай ёх ӑңкиа, ащиа Когалым, Муравленко па Ноябрьск вошӑт кимӑн вәнт кәртӑтн вәӑт.
Ирина Васильевна ясӑң эвӑт уша йис, вещи вәнт кәртӑт эвӑт юхӑтты няврємӑт сорашӑк вәнтэ кєша мўң хӑнты мир моньщӑт мухты ывты вәнтаўв.
Еы ўв лупас:
– Вантэ, оӑң пўш ай эвет, ай пухӑт ӑшколая юхӑттэн вєра юхи ӑңкиа, ащиа хуща ӑңхаӑт. Хотэ така хоӑӑт, сора мӑрємӑыйт. Щӑта щиты ыв ӑшколая вәнты пураен, рәт хӑнты ясңен моньщӑт, моньщуптэт хәтэн мурта амӑтӑт. Щи тумпи няврємиет ыв ищи хӑнты моньщӑтн юнтӑт па арсыр ўңӑтупӑт вєрӑт, щит ывеа әмӑщ. Ай моньщуптэт сыры хӑнты ясӑңӑн лупӑўв, ӛхӑт ияха рўщ ясӑңӑн нёхумӑўв. Щиты айтыева кўтэвн щи вәнўв.
Вещи ӑшколая мӑнты няврємӑт сыры нєма нух вантман тӑйӑўв. Щӑта сўсн вәнтыйты юхӑтты няврємӑт вән кєр тыӑщн па Ас нопӑтты тыӑщн ӑкӑтӑўв. ыв эви, пух вәнтӑты нєңӑт уша вєрӑт. Кўтэн вәтӑңӑ йиӑт. Няврємӑт тӑта вет па яң минута кєм тәп хӑншаньщӑт, арӑ пєлӑк юнтӑт. Щи тумпи ай тёпиет тохтурӑтн нух вантайт. Ащет па ӑңкет ищи нётӑсӑт, ыв эвиа, пуха оӑңӑн мўңева путӑртӑт. Щиты няврємӑт ӑшколая «Шаг к школе» нємпи вєр мухты вәнтӑўв.
Щӑта тӑта Сәрхан мир мўвн Канетлор хонӑңӑн ар вәнт кәрт ипўңӑн вә. Щӑта мос няврємӑт кєша вәнт шушийн ӑшкола эщӑтты. Щирн ай тёпиет вәнум мўве, хотэ эвӑт интерната мӑнты ӑн питӑт. Щиты мєт ям вєрты.
Вәнт кәртӑтн єнумты няврємӑт хотэ така вєра ӑн мӑрємӑтэ пӑта мўң ӑшколаев щира вўєң тащ тӑйўв. Нємасыя авиеўв авӑман Семён Фёдорович Русскин рәпит. ўв няврємӑт вўы пиа катӑсыйты вәнтӑ. Эвета, пухӑта вўы лекщитты вєрӑт ветеринар Исмаыл Кадыров вантӑ.
Русскинской вош интернатн вәум няврємӑт эвӑт ар хуят ям нумӑсн нәмӑам. Щит 2015-мит он хӑнты эвие Надежда Комтина иса нюр вета ӑшколай етшуптӑсэ. Щӑта эвет: Света Русскина, Наташа Лемпина, Валя Комтина, ыв 80 балл нумпия ЕГЭ хӑншсӑт. Щи тумпи няврємўв хӑнты па рўщ ясӑңӑнӑн «Тром-Аганские звёздочки» нємпи газета вєрӑт. Тӑта нумсӑң эвет, пухӑт вәнтыйӑт. Няврємӑт ванкўты Россия мўв арсыр кӑсупсэтн кӑсӑт. Русскинской вошн шуши мир культура тәты тӑхи вә, щӑта Майя Покачева, Алёна Айваседа па Ольга Русскина рәпитӑт. ыв ищи интернатн вәсӑт. Ин ыв интернатн єнумты ай ёх пиа хӑнты моньщӑт хўват вантупсэт вєрӑт. Щит няврємӑта әмӑщ. Ай пухӑт Алексей, Борис Покочевңӑн па Максим Комтин нарӑсъюхӑн юнтӑт. Тӑм ванӑн ыв кӑсупсыйн оӑң тӑхия питсӑт. ывты Зоя Николенко вәнтӑ.
Ма тӑм няврємӑта сӑмємн тааюм. Имутыйн интернатн вәум пухие Михаил Русскин шәкӑщты хӑщӑс. Аще сырышӑк ӑнтәма йис, ӛхӑт ӑңкие ищи па Тәрума мӑнӑс. Ма ӑн паксум няврєм авӑрт суртӑн хӑйты. Щиты Михаил ма пухєма йис. Ин ўв армияя мӑнӑс, сыры о мӑр Сәрхан вош университетн вәнтыӑс. Юхи юхӑтта юпийн еы вәнтыйты пит. Щӑта интернатн єнмум няврємӑт кўтн Виталий Русскин иса ям нумӑсн нәмєм. Ӑшколай яма етшуптӑсэ. Ин мўв вуй нух таты тӑхийн рәпит. Щи тумпи вәнт кәрта мойң ёх тәтюман вә. Тӑм ванӑн мўң няврємӑт пиа ищи ўв вўєң кәртӑа яңхсўв.
Тӑм оӑт мӑр ма ар хӑнты няврєм вәнтӑсум. ывеа ӑңхаум лупты, вәупсы хўват тәса ат шәшӑт. Кўтэн па мир пиа яма ат вәӑт. Рәтнӑа па пўляң ёха нәмман ат тӑйӑа. Няврємиет вәятн, ма нынты хуыева нәмман па мосман тӑйӑам!
Сердцем прикипела
В Сургутском районе в сельском поселении Русскинская в школе-интернате вот уже 23 года работает Ирина Васильевна Хроменкова. Она занимает должность заместителя директора, курирует интернат, которым непосредственно руководит вот уже 10 лет.
На сегодняшний день в интернате проживает 185 детей, а в школе обучается 215 учащихся. Между педагогическим составом и родителями сложились уважительные и доверительные отношения. Здесь проживают не только дети, прописанные в сельском поселении Русскинская, но и воспитанники, чьи родители находятся на стойбищах рядом с городами Когалымом, Муравленко и Ноябрьском. В адаптационный период в интернате для детишек используются этносоставляющие образовательные программы, основанные на хантыйском фольклоре. Она отметила:
– Когда дети приходят в первый класс, они малоразговорчивы, застенчивы, очень скучают по стойбищу, часто плачут. Но прожив месяц, два, эти дети привыкают к новой жизни. Мы с ними строим общение через хантыйские сказки, загадки. Сначала произносим их на хантыйском языке, затем на русском языке. В этом направлении у нас построено много викторин, т.е. интегрированный русско-хантыйский языковой подход. При школе действует детский театр, в котором детишки принимают самое активное участие.
Будущих первоклассников собираем уже в августе месяце. Предварительно отслеживаем детишек, строим перспективное планирование по годам рождения детей, по хозяйственной книге. Работу ведём совместно с фельдшерско-акушерским пунктом, следим за здоровьем ребят. Чтобы чётко знать, какое количество детей планируется принять в первый класс. Потому что это могут быть дети с различными заболеваниями и уровнем развития. В школе-интернате Русскинской работает проект «Шаг к школе». В апреле и в мае мы открываем интернат для будущих первоклашек, на эти два месяца родители к нам привозят детей. Здесь с ними отрабатываются программы, с детьми работают педагоги, которые будут их обучать в первом классе. С будущими первоклассниками в занимательной форме проводим развивающие упражнения. В адаптационный период мы привлекаем к работе медицинских работников, которые отслеживают, сколько ребёнок прививок получил или не получил, как обследовался. Также с детьми работает психолог. В проекте «Шаг к школе» активное участие принимают и родители, они рассказывают педагогам об особенностях своих детей. Такой подход рассчитан на ребятишек, которые приезжают учиться со стойбищ, так как им сложнее привыкнуть к интернату.
Таким образом, мы сокращаем адаптационный период. Многие не знают русского языка, бывают слёзы, это сказывается оторванность от родителей. Поэтому дети с нами знакомятся с весны, а в сентябре им уже легче приступить к учебному процессу. Так проходит период подготовки к школе.
Вблизи сельского поселения Русскинская у Канетлора сосредоточено много стойбищ, где проживают семьи коренных жителей и ведут традиционный образ жизни. Нам бы очень хотелось именно в этих местах компактного проживания коренных жителей организовать подготовительные занятия для детей-первоклассников. Во время подобного процесса обучения у детей появится возможность, не отрываясь от родного стойбища, получить необходимые знания. С нашей стороны есть учителя, желающие проводить подобные краткосрочные курсы.
Хочу отметить, что у нас при школе имеется небольшое оленье стадо, в штате школы есть рабочий по уходу и выпасу оленей – это Семён Фёдорович Русскин. Всё это делается для сохранения культуры оленеводства народа ханты. Ветеринар Исмаил Кадыров вместе с детьми выезжает в школьное оленье стадо и показывает, как нужно лечить оленей, как у них берётся проба крови. Мальчишек-старшеклассников периодически вывозим на стойбище, где они ухаживают за оленями.
Мы гордимся выпускниками школы-интерната нашего сельского поселения Русскинская. В 2015 году наша выпускница Надежда Комтина окончила школу на «отлично». Она с первого по одиннадцатый класс училась только на одни «пятёрки». В этом же классе учились девочки: Света Русскина, Наташа Лемпина, Валя Комтина, они хорошо сдали ЕГЭ. Нам есть, чем гордиться, основа у детей имеется. Если говорить о детях в творческом и интеллектуальном плане, то они у нас выпускают на хантыйском и русском языках газету «Тром-Аганские звездочки». Ребята целеустремлённые, готовят различные творческие проекты, участвуют в международных и всероссийских конкурсах. У нас налажена хорошая связь с Центром национальных культур поселения, в котором работают наши выпускницы Майя Покачева, Алёна Айваседа и Ольга Русскина – это все мои воспитанницы. Они с нашими воспитанниками занимаются постановкой спектаклей по мотивам хантыйских сказок. Эти сказки показываем на различных мероприятиях. Зрителям нравится, дети довольны.
Мальчики Алексей и Борис Покачевы и Максим Комтин играют на национальном музыкальном инструменте нарасъюхе. Они часто принимают участие в конкурсах. Недавно на всероссийском конкурсе ребята заняли первое место. Музыкальным творчеством с ними занимается Зоя Николенко.
У меня есть мой опекаемый ребёнок Михаил Русскин. Так получилось, что у него умерла мама, когда он учился в школе, а чуть раньше не стало и папы. Я, работая в интернате, сердцем прикипела к этому ребёнку, и не смогла его оставить в трудной жизненной ситуации. Оформила опеку над ним, и теперь он – мой сын. Михаил хорошо окончил 11 классов. Год отучился в Сургутском государственном университете, а сейчас взял один год академического отпуска и пошёл в армию.
И, конечно же, гордостью школы является Виталий Русскин, который хорошо окончил школу, отслужил и сейчас работает в нефтяной отрасли, заочно продолжил учёбу. Также занимается этнотуризмом. Мы вывозили детей к нему на стойбище. У него есть, чему поучиться.
Хочу пожелать своим воспитанникам, среди которых большинство детей-ханты, чтобы в этой жизни они научились отличать белое от чёрного, опираться на настоящую дружбу, ценить людей, которые помогают и поддерживают их. В жизни очень важны семейные отношения, ими нужно дорожить. Чувствовать гордость за свой народ, страну и дом. Чтобы не забывали интернат, мы их помним и любим!