Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ульяна Данило

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Айат ёх пӑта мирхот вєрсы
  • Вуаң мойупсы хоумтум ёх
  • Няврємӑта сӑмєм мӑєм
  • Кӑши-мәш тәты вой

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Ӆыв саттэа вєр тӑйты хуят аршӑка йис
  • Кәща ёх мирхот
  • Югра дума рәпата
  • Мўвева арсыр мир юхтыйсӑт
  • Айат ёх ияха ӑктӑщсӑт
  • «Югра ыңуптӑты» тӑхи мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Увӑс няврємӑт – нумсӑңӑт
  • Шуши емӑңхӑтӑт эщӑтты нёт
  • Лекщитты айат кӑтңӑн
  • Шаяң ясӑң
  • Мўң рәт мўвевн вәўв
  • Айат нє мосты вєр ёша павтӑс
  • Кашӑң няврєм пух юкана нәмӑэ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • «Ше евни» якты-ариты хот вєрӑт
  • Хӑнты па вухаӆь ар сувӑт еӆы сащӑт
  • «Ас нэ» тăхи вуӆаӊ ишӑкты нєпекн мойӑсыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Кашӑң няврєм пух юкана нәмӑэ
  • Хантыйский
  • Русский

Кашӑң няврєм пух юкана нәмӑэ

Сәрхан мўв Русскинской вошн няврємӑт вәты интернат хотн ар о мӑр Ирина Васильевна Хроменкова капӑр. ўв эвет па пухӑт пиа иса 23 о рәпит, щи кўтн 10 о – интернатн.
Ин тӑмхӑт няврємӑт тӑйты хотн 185 эви, пух вә. Иса ӑшколайн 215 няврєм вәнтый. Русскинской вош интернатн арсыр вәнт кәртӑт эвӑт няврємӑт вәӑт. Итәх ай ёх ӑңкиа, ащиа Когалым, Муравленко па Ноябрьск вошӑт кимӑн вәнт кәртӑтн вәӑт.
Ирина Васильевна ясӑң эвӑт уша йис, вещи вәнт кәртӑт эвӑт юхӑтты няврємӑт сорашӑк вәнтэ кєша мўң хӑнты мир моньщӑт мухты ывты вәнтаўв.
Еы ўв лупас:
– Вантэ, оӑң пўш ай эвет, ай пухӑт ӑшколая юхӑттэн вєра юхи ӑңкиа, ащиа хуща ӑңхаӑт. Хотэ така хоӑӑт, сора мӑрємӑыйт. Щӑта щиты ыв ӑшколая вәнты пураен, рәт хӑнты ясңен моньщӑт, моньщуптэт хәтэн мурта амӑтӑт. Щи тумпи няврємиет ыв ищи хӑнты моньщӑтн юнтӑт па арсыр ўңӑтупӑт вєрӑт, щит ывеа әмӑщ. Ай моньщуптэт сыры хӑнты ясӑңӑн лупӑўв, ӛхӑт ияха рўщ ясӑңӑн нёхумӑўв. Щиты айтыева кўтэвн щи вәнўв.
Вещи ӑшколая мӑнты няврємӑт сыры нєма нух вантман тӑйӑўв. Щӑта сўсн вәнтыйты юхӑтты няврємӑт вән кєр тыӑщн па Ас нопӑтты тыӑщн ӑкӑтӑўв. ыв эви, пух вәнтӑты нєңӑт уша вєрӑт. Кўтэн вәтӑңӑ йиӑт. Няврємӑт тӑта вет па яң минута кєм тәп хӑншаньщӑт, арӑ пєлӑк юнтӑт. Щи тумпи ай тёпиет тохтурӑтн нух вантайт. Ащет па ӑңкет ищи нётӑсӑт, ыв эвиа, пуха оӑңӑн мўңева путӑртӑт. Щиты няврємӑт ӑшколая «Шаг к школе» нємпи вєр мухты вәнтӑўв.
Щӑта тӑта Сәрхан мир мўвн Канетлор хонӑңӑн ар вәнт кәрт ипўңӑн вә. Щӑта мос няврємӑт кєша вәнт шушийн ӑшкола эщӑтты. Щирн ай тёпиет вәнум мўве, хотэ эвӑт интерната мӑнты ӑн питӑт. Щиты мєт ям вєрты.
Вәнт кәртӑтн єнумты няврємӑт хотэ така вєра ӑн мӑрємӑтэ пӑта мўң ӑшколаев щира вўєң тащ тӑйўв. Нємасыя авиеўв авӑман Семён Фёдорович Русскин рәпит. ўв няврємӑт вўы пиа катӑсыйты вәнтӑ. Эвета, пухӑта вўы лекщитты вєрӑт ветеринар Исмаыл Кадыров вантӑ.
Русскинской вош интернатн вәум няврємӑт эвӑт ар хуят ям нумӑсн нәмӑам. Щит 2015-мит он хӑнты эвие Надежда Комтина иса нюр вета ӑшколай етшуптӑсэ. Щӑта эвет: Света Русскина, Наташа Лемпина, Валя Комтина, ыв 80 балл нумпия ЕГЭ хӑншсӑт. Щи тумпи няврємўв хӑнты па рўщ ясӑңӑнӑн «Тром-Аганские звёздочки» нємпи газета вєрӑт. Тӑта нумсӑң эвет, пухӑт вәнтыйӑт. Няврємӑт ванкўты Россия мўв арсыр кӑсупсэтн кӑсӑт. Русскинской вошн шуши мир культура тәты тӑхи вә, щӑта Майя Покачева, Алёна Айваседа па Ольга Русскина рәпитӑт. ыв ищи интернатн вәсӑт. Ин ыв интернатн єнумты ай ёх пиа хӑнты моньщӑт хўват вантупсэт вєрӑт. Щит няврємӑта әмӑщ. Ай пухӑт Алексей, Борис Покочевңӑн па Максим Комтин нарӑсъюхӑн юнтӑт. Тӑм ванӑн ыв кӑсупсыйн оӑң тӑхия питсӑт. ывты Зоя Николенко вәнтӑ.
Ма тӑм няврємӑта сӑмємн тааюм. Имутыйн интернатн вәум пухие Михаил Русскин шәкӑщты хӑщӑс. Аще сырышӑк ӑнтәма йис, ӛхӑт ӑңкие ищи па Тәрума мӑнӑс. Ма ӑн паксум няврєм авӑрт суртӑн хӑйты. Щиты Михаил ма пухєма йис. Ин ўв армияя мӑнӑс, сыры о мӑр Сәрхан вош университетн вәнтыӑс. Юхи юхӑтта юпийн еы вәнтыйты пит. Щӑта интернатн єнмум няврємӑт кўтн Виталий Русскин иса ям нумӑсн нәмєм. Ӑшколай яма етшуптӑсэ. Ин мўв вуй нух таты тӑхийн рәпит. Щи тумпи вәнт кәрта мойң ёх тәтюман вә. Тӑм ванӑн мўң няврємӑт пиа ищи ўв вўєң кәртӑа яңхсўв.
Тӑм оӑт мӑр ма ар хӑнты няврєм вәнтӑсум. ывеа ӑңхаум лупты, вәупсы хўват тәса ат шәшӑт. Кўтэн па мир пиа яма ат вәӑт. Рәтнӑа па пўляң ёха нәмман ат тӑйӑа. Няврємиет вәятн, ма нынты хуыева нәмман па мосман тӑйӑам!

Сердцем прикипела

В Сургутском районе в сельском поселении Русскинская в школе-интернате вот уже 23 года работает Ирина Васильевна Хроменкова. Она занимает должность заместителя директора, курирует интернат, которым непосредственно руководит вот уже 10 лет.
На сегодняшний день в интернате проживает 185 детей, а в школе обучается 215 учащихся. Между педагогическим составом и родителями сложились уважительные и доверительные отношения. Здесь проживают не только дети, прописанные в сельском поселении Русскинская, но и воспитанники, чьи родители находятся на стойбищах рядом с городами Когалымом, Муравленко и Ноябрьском. В адаптационный период в интернате для детишек используются этносоставляющие образовательные программы, основанные на хантыйском фольклоре. Она отметила:
– Когда дети приходят в первый класс, они малоразговорчивы, застенчивы, очень скучают по стойбищу, часто плачут. Но прожив месяц, два, эти дети привыкают к новой жизни. Мы с ними строим общение через хантыйские сказки, загадки. Сначала произносим их на хантыйском языке, затем на русском языке. В этом направлении у нас построено много викторин, т.е. интегрированный русско-хантыйский языковой подход. При школе действует детский театр, в котором детишки принимают самое активное участие.
Будущих первоклассников собираем уже в августе месяце. Предварительно отслеживаем детишек, строим перспективное планирование по годам рождения детей, по хозяйственной книге. Работу ведём совместно с фельдшерско-акушерским пунктом, следим за здоровьем ребят. Чтобы чётко знать, какое количество детей планируется принять в первый класс. Потому что это могут быть дети с различными заболеваниями и уровнем развития. В школе-интернате Русскинской работает проект «Шаг к школе». В апреле и в мае мы открываем интернат для будущих первоклашек, на эти два месяца родители к нам привозят детей. Здесь с ними отрабатываются программы, с детьми работают педагоги, которые будут их обучать в первом классе. С будущими первоклассниками в занимательной форме проводим развивающие упражнения. В адаптационный период мы привлекаем к работе медицинских работников, которые отслеживают, сколько ребёнок прививок получил или не получил, как обследовался. Также с детьми работает психолог. В проекте «Шаг к школе» активное участие принимают и родители, они рассказывают педагогам об особенностях своих детей. Такой подход рассчитан на ребятишек, которые приезжают учиться со стойбищ, так как им сложнее привыкнуть к интернату.
Таким образом, мы сокращаем адаптационный период. Многие не знают русского языка, бывают слёзы, это сказывается оторванность от родителей. Поэтому дети с нами знакомятся с весны, а в сентябре им уже легче приступить к учебному процессу. Так проходит период подготовки к школе.
Вблизи сельского поселения Русскинская у Канетлора сосредоточено много стойбищ, где проживают семьи коренных жителей и ведут традиционный образ жизни. Нам бы очень хотелось именно в этих местах компактного проживания коренных жителей организовать подготовительные занятия для детей-первоклассников. Во время подобного процесса обучения у детей появится возможность, не отрываясь от родного стойбища, получить необходимые знания. С нашей стороны есть учителя, желающие проводить подобные краткосрочные курсы.
Хочу отметить, что у нас при школе имеется небольшое оленье стадо, в штате школы есть рабочий по уходу и выпасу оленей – это Семён Фёдорович Русскин. Всё это делается для сохранения культуры оленеводства народа ханты. Ветеринар Исмаил Кадыров вместе с детьми выезжает в школьное оленье стадо и показывает, как нужно лечить оленей, как у них берётся проба крови. Мальчишек-старшеклассников периодически вывозим на стойбище, где они ухаживают за оленями.
Мы гордимся выпускниками школы-интерната нашего сельского поселения Русскинская. В 2015 году наша выпускница Надежда Комтина окончила школу на «отлично». Она с первого по одиннадцатый класс училась только на одни «пятёрки». В этом же классе учились девочки: Света Русскина, Наташа Лемпина, Валя Комтина, они хорошо сдали ЕГЭ. Нам есть, чем гордиться, основа у детей имеется. Если говорить о детях в творческом и интеллектуальном плане, то они у нас выпускают на хантыйском и русском языках газету «Тром-Аганские звездочки». Ребята целеустремлённые, готовят различные творческие проекты, участвуют в международных и всероссийских конкурсах. У нас налажена хорошая связь с Центром национальных культур поселения, в котором работают наши выпускницы Майя Покачева, Алёна Айваседа и Ольга Русскина – это все мои воспитанницы. Они с нашими воспитанниками занимаются постановкой спектаклей по мотивам хантыйских сказок. Эти сказки показываем на различных мероприятиях. Зрителям нравится, дети довольны.
Мальчики Алексей и Борис Покачевы и Максим Комтин играют на национальном музыкальном инструменте нарасъюхе. Они часто принимают участие в конкурсах. Недавно на всероссийском конкурсе ребята заняли первое место. Музыкальным творчеством с ними занимается Зоя Николенко.
У меня есть мой опекаемый ребёнок Михаил Русскин. Так получилось, что у него умерла мама, когда он учился в школе, а чуть раньше не стало и папы. Я, работая в интернате, сердцем прикипела к этому ребёнку, и не смогла его оставить в трудной жизненной ситуации. Оформила опеку над ним, и теперь он – мой сын. Михаил хорошо окончил 11 классов. Год отучился в Сургутском государственном университете, а сейчас взял один год академического отпуска и пошёл в армию.
И, конечно же, гордостью школы является Виталий Русскин, который хорошо окончил школу, отслужил и сейчас работает в нефтяной отрасли, заочно продолжил учёбу. Также занимается этнотуризмом. Мы вывозили детей к нему на стойбище. У него есть, чему поучиться.
Хочу пожелать своим воспитанникам, среди которых большинство детей-ханты, чтобы в этой жизни они научились отличать белое от чёрного, опираться на настоящую дружбу, ценить людей, которые помогают и поддерживают их. В жизни очень важны семейные отношения, ими нужно дорожить. Чувствовать гордость за свой народ, страну и дом. Чтобы не забывали интернат, мы их помним и любим!

И.В. Хроменкова
Хӑнты имет пиа путӑртӑ
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 12(3456)
23.06.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика