- Хантыйский
- Русский
Чингиз Айтматов хӑнты па вухаь щирн «путӑртӑс»
Лыпӑт тыӑщ 25-митн «Хӑт» Ас-угорской мирңӑн театр актёрӑт рўтьщӑты мӑнты епийн советской па киргизской писатель Чингиз Айтматов хӑншум «И дольше века длится день» па «Пегий пёс, бегущий краем моря» путӑрңӑн хўват етнхот аьсӑт.
Режиссёр нє Анна-Ксения Вишневская хӑншум ям сценарий хўват актёрӑт тәса юнтсӑт. Вантты ёха шєңк мәстӑс. Щитӑт вантмевн хӑннєхәйт нәмӑссӑт, муй пӑты хуятӑт па ёх пєа щи арат лык тӑйӑт. Итәх ёх сӑма хошумсыйт, хотйитн итәх пурайн сӑщӑс - нєңӑт сємйиңк єсӑсӑт.
Чингиз Айтматов «заговорил» по-хантыйски и по-мансийски
25 июня актёры Театра обско-угорских народов "Солнце", закрывая театральный сезон, показали спектакль по произведениям советского и киргизского писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».
Спектакль показан по мотивам двух легенд, изложенных Чингизом Айтматовым в романе «И дольше века длится день», а также в повести «Пегий пёс, бегущий краем моря».
Хочется отметить прекрасную игру актёров и работу режиссёра Анны-Ксении Вишневской. Зрители были в восторге от постановки и игры актёров.
Спектакль заставил «работать» души зрителей, он тронул их, они не скрывали своих слёз, искренне переживая за героев, в зале то и дело были слышны всхлипывания.
Первая часть спектакля унесла нас, зрителей, в далёкие времена кочевых народов – жуньжуанов и найманов. Для достоверности актёры (М. Лельхова, А. Тургачёв, В. Важенин) усвоили игру на инструментах восточных народов - диджериду и ханг драм.
Актёрами была рассказана история о манкуртах. Предание началось с того, что жуаньжуаны (тюркский народ северного Китая), захватившие сарозеки в прошлые века, очень жестоко обращались с пленниками. Тех, кого они оставляли в рабстве, ждала чудовищная участь – они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири (шапочки из выйной шкуры верблюда), этих рабов они называли манкуртами. Случайно погонщики стада встретили одного из манкуртов (Валентин Неттин), среди них оказалась и его мать Найман-Ана (Евгения Молданова), не знавшая покоя после встречи со своим сыном, которого превратили в манкурта. Она, во что бы то не стало, пыталась найти пастуха-манкурта. Разыскав его, мать каждый раз напоминала ему, кто он есть, какого он рода-племени, кто его отец, но манкурт в ответ лишь молчал. Это молчание вызывало у матери нестерпимую душевную боль, как всегда, Евгения в этой роли выложилась настолько, что невозможно было без слёз смотреть на сыгранные её сцены. Попытки матери были тщетны – сын не вспомнил её, его хозяева же внушали манкурту, что у него нет матери, они обучили его стрельбе из лука, которым впоследствии он и убил свою мать.
Своим произведением Чингиз Айтматов ставит философский вопрос: кто смеет покушаться на память человека?! По словам автора, память является единственным обретением человека, уходящим вместе с ним и недоступным для других.
Вторая часть спектакля была поставлена по повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», которую Чингиз Айтматов посвятил своему другу – нивхскому писателю Владимиру Санги.
Зрители со степных просторов переместились на берег Охотского моря. Актёрами рассказана история любви хромоногого рыбака (Александр Тургачёв) и Рыбы-женщины (Евгения Молданова и Екатерина Потпот). Однажды в сети нивхского рыбака попалась рыба в образе женщины, между ними зародилась любовь, но Женщина-рыба покинула рыбака. Лишь позже рыбак обнаруживает на берегу моря младенца, своего сына. Он вырос и стал одним из самых удачливых рыбаков на берегу Охотского моря. Лишь прекрасные воспоминания о Женщине-рыбе скрашивают тяжёлую жизнь рыбака.
Спектакль был поставлен на хантыйском и мансийском языках с синхронным переводом на русский. Постоянный консультант театра Ульяна Николаевна Шульгина специально для спектакля написала несколько песен на хантыйском языке, прекрасно прозвучавшие в исполнении актрис Юлии Яркиной и Евгении Молдановой.
Литературовед Георгий Гачев когда-то сказал о творчестве Чингиза Айтматова так: «Что ж: один общий день длится больше века и веков – от Чингисхана до Чингиза-поэта. Непрекращающаяся брань между силами Добра и Зла. Выбирай сторону, человече! И вот творчество Чингиза Айтматова помогает нам, вооружает выбирать Благо: его и подвиг, и труд – и красоту и счастье».
Спектакль в очередной раз показал профессиональный рост актёров, высокий уровень игры – тому подтверждение. Большое спасибо.