- Хантыйский
- Русский
Нярса кәртӑн вепӑс вєрты хӑр вәс
Лыпӑт тыӑщн Нуви сӑңхум районӑн вәсум. Щӑта Касум вош эвӑт Нярса нємуп ўң кәрта яңхсум, хута 13 о «Нумсӑң ёх» щирн аьщӑтыйты рўтьщӑты тӑхи вә.
Щи кәрт Касум эвӑт яңкєм километра вўшн омӑс, кўрн щив кӑтєм щос шәшты щир вә, Амня юхан па Нярса пус хўват, хута щи кәртые омӑс, хопн няъяңкєм минута арат мӑнты. Щи тӑхи пўңӑн Паннє вәри нёрум, Ёхум ню, Нярса мухӑт, Хи лух, ўң кәрт ёхум, Касум юхан, мӑӑң, кўрӑң ӛш, рўщ па трактор ӛшңӑн вәӑт. Нярса кәрт ёхумн вә па мухӑая вўы ант єнмӑ па мўвие нюр нуви аңкупн аңксы. Щимӑщ хурамӑң тӑхийн няврємӑт па вән ёх вәты пӑты юрн хотӑт, вән па айшӑк павӑрт хотӑт вәӑт, щӑта єтут кавӑртты па єтут єты хотңӑн омӑсаңӑн. Щит тухӑпи юхитыйты тӑхи, певӑхот, упас па нянь кәр вәӑт.
На стойбище Нярса прошла смена по изготовлению орудий промысла
Стойбище Нярса, где тринадцать лет работает этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх» («Умные люди»), находится в Белоярском районе. Оно расположено в десяти километрах от села Казым, по словам Михаила Молданова, пешком до него можно добраться за два часа. А на моторной лодке по реке Амня и протоке Нярса доезжают за сорок минут. Надо сказать, река Амня неширокая, но очень извилистая, от Казыма до детского лагеря девять поворотов реки. Поэтому пока едешь, солнце оказывается то слева, то справа, то спереди.
Для отдыха и проживания детей в «Нумсӑң ёх» есть вся необходимая инфраструктура: построены бревенчатые избы, стоят чумы. Есть хозяйственные постройки, такие как кухня, столовая, навес, баня и лабаз. В каждой избе современные печи-буржуйки, которые не только пожаробезопасны, но и выглядят стильно. Ну а электричество добывается с помощью электрогенератора, вода для хозяйственных нужд из протоки закачивается насосом, для питьевой воды есть колодец.
В этом году в «Нумсанг ёх» три смены, в июне прошла «Велпас вярты хӑр» – промысловая смена, где дети обучались изготовлению традиционных хантыйских орудий промысла. В июле на смене «Вяраӈ ёх» («Мастера») будет обучение основам декоративно-прикладного искусства, а в августе театральная смена "По сакральным тропам души". Я там побывала в июне, в это время отдыхало 25 ребят. Подавляющее большинство были из Казыма, некоторые приехали из Ханты-Мансийска и Тюмени. С ними работали директор стойбища Елена Федотова, педагоги, мастера, сторожа, кухонные работники Марина Кабакова, Галина Бокова, Михаил Молданов, Николай Тасьманов, Владимир, Петр и Наталья Тарлины, Екатерина Инночкина, Сергей Сергеев и Сергей Лозямов. Перед отъездом в Нярса корт дети побывали в Амнинском музее, по приезду в лагерь погуляли по окрестностям, осмотрели белоягельный бор, старинные слопцы и морды, сходили в гости на стойбище Семена Егоровича Тарлина.
В течение смены мальчики обучались изготовлению орудий лова, таких как лук, черкан, слопец на боровую дичь и крупного пушного зверя, ловушка на лису. Занимались и заготовкой корня кедра и бересты, изготавливали запоры и морды. Научились ребята также делать игрушку щол и ножны для ножа. Итогом практических занятий стало обустройство охотничье-промысловой тропы под руководством мастеров-наставников Владимира Тарлина и Николая Тасьманова. С детьми мы совершили экскурсию по этой тропе, мальчики рассказали, как изготовляется конкретное орудие лова, а наставники показали, как попадаются звери в эти ловушки.
Девочки на стойбище учились рисовать орнамент карандашом, рисовали палочками по коже, выделывали шкуры, шили куклу акань. Также взрослые им рассказали и показали, как варить краску из коры березы и чаги.
Теоретические занятия включали сбор примет, поговорок и загадок, связанных с промыслами, знакомство с промысловым этикетом, попутно ребята учили хантыйские названия ловушек. Изучали они также этику рыбака и правила поведения на воде, мальчики вели «Дневник молодого охотника и рыбака». Теоретическая часть включала и лекции: «Орудия лова казымских ханты», «Запреты в культуре (промысловая тематика)» и т.д. От наставников ребята услышали хантыйские сказки о Боге Хоймасе, создателе рыбы и зверей, про Ими-Хилы и Менгка, о Ратпар хо-Хишпар хо и другие.
Как водится, дети не только обучались, но и отдыхали, играли в хантыйские игры щол, лаптынг нёл, ларанщуп, шашки. Состязались на ловкость, стреляли из лука, играли в футбол и волейбол. Одной из любимых ребята назвали игру «Волк и охотники». Вечерами дети и взрослые собирались в чуме у «Легендарного костра», рассказывали друг другу о прожитом днем, о том, чему научились, выбирали героя (или героев) дня, человека, которые чем-то отличился в этот день. Устраивали и вечера берестяных масок с промысловыми сценками, например, «Жадный охотник», «Хвастливый охотник», «Добыча медведя», «Неумелый оленевод», «Неудачливые рыбаки», «Собака – друг человека».
Стоит отметить, многие ребята на протяжении нескольких лет приезжают отдыхать в «Нумсанг ёх». Не забывают Нярса корт и те, кто повзрослел, они приезжают туда уже в качестве педагогов и мастеров.