- Хантыйский
- Русский
«Ӆыӆӑӊ союм» хущи няврємӑт рўтьщӑсӑт
Тӑм пўш «Ӆыӆӑӊ союм» нємпи няврємӑт вәнӆтыйӆты тӑхийн рўтьщӑты хӑр етшӑс. 2022-мит оӆн Ёмвошн щи рўтьщӑты тӑхи по тӑхет кўтн хәӆмит тӑхи хоӆумтӑс. Вантэ, щӑта мєт оӆӑӊ пўш щи вошн няврємӑт кина вєрты вәнӆтӑсыйт.
Щи вєра ӆывӑт Игорь Иванович Сиренко вәнӆтӑс. Няврємӑт хӑннєхуятӑт пиӆа вәйтӑнтыйӆсӑт па иньщӑссӑт арсыр мосты вєрӑт оӆӑӊӑн, щи пийн кина вєрсӑт. Щит 7-14 оӆ ӆуват пушхиет. Ӆыв арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн кинайт ӆэщӑтсӑт: юнтупсэт, йиӆуп йис вєрӑт, шуши мирӑт йис вәӆупсы, вуӆаӊ ёх оӆӑӊӑн.
Мосӆ лупты, мєт ма па тәса хӑннєхуятӑт пиӆа Алиса Голомолзина па Анна Агеенко путӑртсӑӊӑн, няврємӑт пӑта щит ӆавӑрт вєр вәс.
Муй оӆӑӊӑн кина вєрты, няврємӑт щи еӆпийн вәнӆтӑты хуят пиӆа путӑртсӑт. Ӆыв хӑнты мир поэтесса Мария Волдина, «Торум Маа» тӑхийн рәпитты хә Вячеслав Кондин, «Ягоды Югры» тӑхи кәща нє Наталья Чайникова пиӆа путӑртсӑт.
Щӑӆта вухаӆь мир поэт Юван Шесталов шәӊӑт 85 оӆа вмаӆ пӑта кина вєрсӑт, ӆўв оӆӊеӆн ӆўв асэвеӆ Майя Макарова эвӑӆт иньщӑссӑт. Ӆыв вәнӆтӑсыйт, хутыса Юван Шесталов иты амамăтщи вєрты.
Шуши мир хурамӑт оӆӑӊӑн ищи кина вєрсӑт, щит Евдокия Ерныхова-Белявская шәӊӑт 90 оӆа вмаӆ пӑта ӆэщӑтсӑт.
Мосӆ лупты, кина вєрты – няврємӑт пӑта щит ӆавӑрт вєр, тәп ӆыв әмща щит вєрсӑт, вәнӆтӑты хуятӆаӆ эвӑӆт вәнӆтыйӆсӑт. Иса вєрум кинайт lylyngsoyum.ru сайт хущи шиваӆӑты рӑхӆ.
Кашӑӊ хӑтӆ няврємӑт пӑта әмща мӑнӑс. Тӑта пушхиет Ёмвош йис вєрӑт оӆӑӊӑн уша павӑтсӑт, щит Самар канащ йис вўш эвӑӆт па ин вәнты. Вәнӆтӑты хуятӑт юрн хот оӆӑӊӑн путӑртсӑт, муйсӑр пурмӑсӑт щӑта вәсӑт, вухаӆь ясӊӑт вәнӆтӑсӑт. Няврємӑт шуши мир нарӑсты утӑт па юнтупсэт оӆӑӊӑн уша павӑтсӑт.
Па и йиӆуп вєр щи рўтьщӑты хӑрн вәс, няврємӑт телефонӆаӆ пӑта шуши хурамӑт пиӆа стикерӑт вєрсӑт.
Щи тумпи эвет ёнтӑсты вәнӆтӑсыйт, ӆыв акань па тўтщаӊ хир ёнтсӑт, сән вєрсӑт. Уша павӑтсӑт, хутыса йис пурайн шуши мирӑт вәсӑт, муйсӑр мӑӊхӑтӆӑт тӑйсӑт, хутыса вәнт кәртӑн вўӆы тащ ӆавӑӆсӑт, хутыса хўӆ веӆпӑсӆӑсӑт. Няврємӑт иньщӑссыйт, муйсӑр хўӆӑт Асн па Ӆаӊаӆн вәӆӆӑт. Щи тумпи ӆыв уша павӑтсӑт, муйсӑр войт Увӑс мўвевн вәнтӑн вәӆӆӑт, муйсӑр хӑт па воньщумутӑт єнумӆӑт. Па хӑтӆӑн пушхиет йиӊк оӆӑӊӑн иса уша вєрсӑт.
Шуши мирӑт тумпи рўтьщӑты хӑрн няврємӑт Россия мўвев йис вєрӑт оӆӑӊӑн ищи путӑртсӑт, муй арат арсыр мир тӑта вәӆ, муйсӑр ар хурасуп вәӆупсы па йис вєр ӆыв тӑйӆӑт.
Юхи хӑщум хӑтӆӑн няврємӑт ванӆтӑсӑт, муй ӆыв рўтьщӑты пурайн нумса пунсӑт. Щи хӑтӆӑт ма па әмща мӑнсӑт, пушхиет м нумсӑт пиӆа юхи кєрӆӑсӑт. Ӆыв вән пәмащипа ясӊӑт лупсӑт ӆывты вәнӆтӑты хуятӑта.
Ирина Белявская па Олеся Исаченко хӑншум айкеӆ хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Надежда Рагимова
Закончилась смена этнолагеря «Ручеек» в детском этноцентре центре
Вот и прошла детская смена этнолагеря «Ручеёк» в Детском этнокультурно-образовательном центре. Его программа стала в 2022 году призёром и отмечена Дипломом III степени в номинации «Программа лагеря, реализуемая организацией дополнительного образования» в городе Ханты-Мансийске. Программа имеет ряд особенностей и отличий от других программ столицы.
Впервые в городе на базе летней смены создана детская киностудия «Союмкве» («Ручеёк»), которая являлась важнейшим средством самовыражения ребят. Организатором детской киностудии стал медиаспециалист Игорь Иванович Сиренко. Реализация проекта детской киностудии способствовала повышению познавательной активности учащихся, формированию умения вовремя реагировать на события, находить источники информации, обрабатывать и хранить информацию. Благодаря киностудии, ребята научились лучше познавать себя и окружающий мир, научились брать интервью, формулировать вопросы для собеседника, уметь слушать и выделять важную информацию. В видеорепортажах приняли участие дети и подростки от 7 до 14 лет. Ребята вместе с педагогами пробовали экспериментировать, ведь содержание видеороликов несёт этнический материал от игр до научных открытий, от сюжета традиции и быта до биографии человека, известного в Югре.
Организовать грамотный диалог с собеседником, подобрать необходимые вопросы, заинтересовать вопросами, мотивировать на интересную продуктивную беседу было непростым делом у ребят. Поэтому к такой деятельности были привлечены наиболее одарённые и талантливые дети, умеющие работать на камеру и публику. Одними из таких детей были Алиса Голомолзина и Анна Агеенко.
Выбор тем и информации для видеороликов обсуждался заранее. Ребятами были освещены темы, которые вошли в онлайн-энциклопедию «Я, мы – народы Югры». Это встреча с хантыйской поэтессой, сказительницей, почётным гражданином Югры Марией Кузьминичной Волдиной; автором и соавтором ряда статей о музейном строительстве, об обрядовой деятельности, сотрудником БУ ХМАО – Югры «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» Вячеславом Юрьевичем Кондиным; директором ООО «Ягоды Югры» Натальей Николаевной Чайниковой-Вахрушевой.
Интересной была работа ребят для онлайн-энциклопедии, посвящённая 85-летнему юбилею Ювана Николаевича Шесталова. В гости к ребятам приходила племянница писателя, специалист по экскурсионно-выставочной деятельности мемориального кабинета-музея Ювана Шесталова Майя Ефимовна Макарова (Шесталова). Ребята сняли видеосюжет об этой встрече, где показали и приняли участие в мастер-классе от Майи Ефимовны «Как создать загадку, как у Ювана Шесталова?». На память остался автограф об этой встрече и интересный видеосюжет.
Серию для энциклопедии «Геометрический орнамент обско-угорских народов», посвящённую 90-летию Евдокии Александровны Ерныховой-Белявской, осветили девочки старшего возраста, и хотя они ещё не изучают геометрию, но видеоролик получился с элементами исследования и открытия новых знаний. Евдокия Александровна в прошлом учитель математики, автор научных книг о геометрическом орнаменте народов ханты и манси. Как учитель, она научно доказала и обосновала принадлежность орнаментов маленьких народов к мировому орнаментальному искусству.
Чтобы снять сюжет видеоролика, всем ребятам пришлось пройти путь от поиска идеи «Тайны геометрического орнамента» до эвристического открытия. Девочки в видеосюжете вели повествование по книге «Конспекты уроков по декоративно-прикладному творчеству обско-угорских народов» о математической основе геометрического орнамента. Тема была раскрыта, сюжет про неё удался!
Создание видероликов от замысла до реализации идеи было непростым делом для ребят. Они потратили много времени на оформление и озвучивание сюжета, поэтому главными помощниками для них были педагоги.
Цифровые технологии позволяли ребятам организовать активное просвещение в области информационных технологий и использовать информацию в мессенджерах, сети Интернет. Познакомиться с результатами работы ребят можно на сайте http://lylyngsoyum.ru/load/25-1-0-331.
Особенностью программы этнолагеря была тематика каждого дня, посвящённая важным и значимым событиям города Ханты-Мансийска.
В честь 440-летнего юбилея столицы округа детям были показаны видеофильмы и презентации исторических памятных мест столицы. С ними провели познавательные беседы, викторины по истории города Ханты-Мансийска от князя Самара до наших дней.
В познавательных беседах о коренных народах Югры педагоги рассказали про чум, представили его обустройство, познакомили ребят с предметами домашнего быта обско-угорских народов, выучили некоторые слова на мансийском языке. Детей познакомили с традиционными музыкальными инструментами и играми народов Севера.
Новшеством этнолагеря стало создание стикеров в этностиле. Выпускница Центра Светлана Колова провела квест-игру и презентовала этностикер Зайчик, а ребята на планшетах украшали свои стикеры-капельки.
В творческих мастерских «Умелые ручки» ребята украшали сумочки национальными орнаментами, которые они получили в подарок. На мастер-классах ребята изготавливали куклы-закрутки акань, орнаменты, поделки – чашечку-сон (хантыйская берестяная посуда). В рамках тематического дня «День отцовских заветов» детей познакомили с заветами и семейными традициями обско-угорских народов. Далее ребята проходили квест по стойбищам. Например, у оленеводов нужно было поймать оленя, метнув тынзян на хорей, на рыбацком стойбище – отгадать название рыбы, которая водится в реках Оби и Иртыша, а на стойбище семейных традиций ребята выбирали предметы быта народов Севера.
Накануне празднования главного государственного праздника Российской Федерации в познавательной беседе «Моя Родина – Россия!» педагоги рассказала детям об истории нашей огромной, великой и самой красивой в мире многонациональной стране, о многообразии народных традиций и увлекательных путешествиях по просторам нашей необъятной Родины.
В День «Заповедей тайги» для ребят педагоги провели игру-викторину «Зов тайги» и игру-лото «Животные таёжного края», целью которых было познакомить детей с названиями зверей, деревьев и ягод на хантыйском языке.
В рамках тематического дня «День живой воды» дети с большим удовольствием посмотрели познавательный фильм «Воды большого Иртыша». А старшие воспитанники лагеря провели викторину «Что мы знаем о воде?».
В «День Югорских кладовых» все проходили квест «Край, в котором мы живём». Педагоги расширили знания детей о коренных народах, природе, природных богатствах Югорского края. А воспитанница прочитала сказку «О птице-легенде», которая на могучих крыльях принесла жизнь, добрые надежды и озарение разума в наш край.
В заключение смены ребята показали свои результаты: чему научились, что их порадовало, что нового узнали о нашем городе, ведь программа была приурочена к празднованию 440-летия города Ханты-Мансийска.
На память о себе дети оставили ромашку пожеланий, где каждый на отдельном лепестке написал пожелание нашему Центру. Также они поблагодарили за интересную и насыщенную жизнь всех педагогов и старших ребят.
Ирина Белявская, Олеся Исаченко, на хантыйский язык текст перевела Надежда Рагимова