- Хантыйский
- Русский
Ма иса няврємӑт вәнӆтӑты вўратсум
Гузель Курманалиева юхи хӑщум хәӆум оӆ мӑр Варьёган кәртӑӊ кўтуп ӑшкола кәща методической рәпатайт вєрты кәща ӆӑӊкӑр нєӊа рәпитӆ па няврємӑт рўщ ясӑӊа па литературая вәнӆтӑӆ. Ма ӆўв пиӆэӆа тӑм мӑнум товийн вәйтантыйӆсум па путăртсум.
Гузель Хайруловна, мӑта тӑхийн сєма питсӑн па хута вәнӆтыйӆсӑн?
Ма Нефтеюганск вошн сєма питсум. Оӆ муӆтаса вмємн, ӑӊкємн-ащємн Новоаганск воша тәсыюм. Тӑта, вантэ, ӆын рәпата тӑйсӑӊӑн, ма па ӛхӑтшӑк няврємӑт хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты хота тәтьӆясыюм па ӑшколайн еӆӆы вәнӆтыйӆсум.
Щӑӆта кўтуп ӑшкола етшуптумєм пийн еӆӆы Нижневартовск вош государственной пединститутн вәнӆтыйӆты питсум. Щи тӑхєм 1998-мит оӆн «рўщ ясӑӊ па литература» факультет щирн сухнуптӑсєм. Рәпата ар тӑхийн кӑншсум па ӑн вәйтсум. Щи пӑта ма «Тәрум тўт» нємуп айӆат пухӑт па эвет районэв ӆуватн ӆэщӑтум дополнительной образования тӑхийн Новоаганск вошн ар оӆ мӑр рәпитсум. Тәп лыпӑт хойты тыӆӑщн 2018-мит оӆн ма иса Варьёган кәртӑӊ кўтуп ӑшколайн няврємӑт рўщ ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты питсум. Щи пурайт вўш вәнты иса тәп муртӑӊа, иӆєм-кӑтӆєм оӆ мӑр пухӑт па эвет рўщ ясӑӊа вәнӆтӑты вєритсум. Ма щирємн, айӆат ёх еӆӆы вәнӆтӑты вєр тӑм мўӊ нуви тәрмев иӆпийн – щит мєт мосты па шєӊк вуӆаӊ рәпата. Нәмӑстємн, хуты м вєр мӑнєма еӆӆы пєӆа мущатсум.
Муйсӑр әмӑщ вєрӑт пиӆа нӑӊ йиӆуп рәпатаенӑн хуща вәйтантсӑн?
Сырыя ма арсыр классӑтн вәнӆтыйӆты пухӑт па эвет пиӆа рәпитсум.
Хән тыв юхӑтсум, тӑм Варьёган кәртӑӊ ӑшколайн 5-мит класс хуща вәнӆтӑты няврємӑтн мӑсыюм. Ма ӆыв пиӆэӆа хәӆум оӆ мӑр вещката па тәса рәпитсум. Тӑмхӑтӆ щи пухӑт па эвет 8-мит класс хуща вәнӆтӑты питсыйт па ушӑӊа-сащӑӊа хуӆыева йисӑт. Ма ӆывеӆ иса вет хӑтӆ мӑр рўщ ясӑӊа па литературая вәнӆтуман тӑта рәпитӆум. Ин щи классӑн тәп нивӆ няврєм тӑйӆум. Ма щирємн, щит шєӊк оты па м ай пухиет па эвиет. Ӆыв иса хуӆыева ма сӑм вўшєма юхӑтсӑт па рәпитты ин ӑӆ әмӑщ щи айӆат ёхӆам пиӆа.
Муй щирн нӑӊ вәнӆтӑты ай няврємӆӑн тӑм йисн изложенияйт муй сочиненияйт хӑншӆӑт?
Юхи хӑщум оӆӑтн кўш ӑшколаитн, кўш училищаитн щи сочиненияйт тәп муртӑӊа айӆат ёхн хӑншӆыйт. Тӑм йисн, вантэ, няврємӑт иса шєӊк шимӆ киника ӆўӊӑтӆӑт. Щи пӑта ин вєра ӆавӑртӑӊ ӆывеӆа щитӑт пиӆа мсыева рәпитты. Арсыр электронной социальной сеть нємуп тӑхетн ӆыв телефонӆаӆ хўват сыр-сыр мосты айкеӆӑт уша вєрӆӑт. Вантэ, итәх пурайн мўӊ ищипа рәт мўвев муй рәт ёхӆўв оӆӑӊӑн щимӑщ хурасӑӊа вєрум путрӑт хӑншӆўв. Щи тумпийн арсыр кăсупсэта мўӊ ма хӑншум путрӑт па моньщӑт китӆўв па пура-пурайн оӆӑӊ тӑхета юхӑтӆўв. Щиты 2019-мит оӆн мўӊ вәнӆтӑты пухев Ростислав Бутусов ӆўв хоттєӆ ёхӆаӆ оӆӑӊӑн шєӊк тәс путӑр хӑншӑс па ин Нижневартовск вошӑӊ районной кăсупсыйн мєт оӆӑӊ тӑхия юхтӑс. Мўӊ тӑта ищипа вәнӆтӑты пухӆам па эвиӆам пиӆа ай путӑр шәпиет ӆыв ӑӊкиӆаӆ па ащиӆаӆ оӆӑӊӑн вєрӆўв.
Ӛхӑт щи путрӑт нємасыя «Приобье айкеӆӑт» нємуп районной газетая китӆăӆўв. Арсыр хӑннєхуятӑт мўӊ путӑрӆўв ӆўӊӑтӆӑт па пәмащипа ясӑӊ айӆат ёхӆўва кашӑӊ пўш китӆӑт. Щи щирн пухӑт па эвет еӆӆы мєт ма па тәса щи газетая сыр-сыр айкеӆӑт йиӆпа па тўӊщирӑӊа ӆэщӑтӆӑт.
Нӑӊ вәнӆтӑты няврємӆан кўтн, аӆпа, щимӑщ пухӑт па эвет ӆикумӆӑт, мӑта айӆат ёх шєӊк тәса па хурамӑӊа ӑӆ путрӑт муй стихотворенияйт хӑншты щирӑт тӑйӆӑт?
Ӑнтә. Щимӑщ ай ёх, ма щирємн, тӑм оӆӑтн ма иса уша ӑн па вєрсум. Нәмӑстємн, щи пухӑт-эвет ищипа айӆтыева мўӊ хущева вәӆты питӆӑт. Итәх няврємӑт, вантэ, шєӊк ар сыр-сыр киникайт ӆўӊӑтӆӑт, щи пӑта ин шєӊк тәса нєпек хўват хӑншӆӑт па мсыева путрємӑты хошӆӑт.
Вәнӆтӑты рәпатам щирн, Ас хӑӆты тыӆӑщн ма кашӑӊ оӆ мӑр иса щи рўщ ясӑӊ па литературая кантум ӆапӑт хӑтӆӑт ӆэщӑтӆум. Щи кўтӑтн няврємӑт арсыр стихӑт вәнӆтӑӆӑт па щӑӆта ӑшколаевн вєрты етнхотн щитӑт тўӊщирӑӊа па хурамӑӊа ӆўӊӑтӆӑт. Ленинград вош немщӑт лăп вўюм хӑтӆӑт пориӆӑӆўв па щи пурайн Ольга Берггольц хӑншум стихӑт айӆат ёхӆўв ӆўӊӑтӆӑт. Щитӑт тумпийн сыр-сыр мӑӊхӑтӆӑта мўӊ вәнӆтӑты пухӆўв па эвиӆўв па хурамӑӊ ванӆтупсэт иса ӆэщӑтӆӑт.
Ма иса няврємӑт вәнӆтӑты вўратсум па тӑта ӆыв пиӆэӆа щи рәпитӆум!
Путӑр хӑншӑс: Владимир Енов
Я всегда хотела работать учителем
В апреле этого года я побывал в служебной командировке в селе Варьёган Нижневартовского района. Конечно, в первую очередь посетил среднюю общеобразовательную школу, где провёл литературные встречи с детьми старших классов, учителями и воспитателями. За время посещения этого учебного заведения успел тут же побеседовать с педагогами и воспитателями об их ежедневной работе.
Многие учителя здешнего учебного заведения сменились, как почти и весь руководящий состав Варьёганской средней общеобразовательной школы. Но я нашёл общий язык и с ними, ведь сам когда-то работал таким учителем.
Моя собеседница, Гузель Хайруловна Курманалиева – заместитель директора Варьёганской средней школы по методической работе и учитель русского языка и литературы, рассказала, что родилась в городе Нефтеюганске. И уже в возрасте полутора лет родители привезли её в Новоаганск . В то время это был современный посёлок по сравнению с Нефтеюганском. Всё её детство, юность, взрослая жизнь Гузели Хайруловны проходила в нём. После школы она поступила учиться в Нижневартовский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». Но по окончании высшего учебного заведения в 1998 году не сумела найти работу и долгое время проработала в Центре дополнительного образования детей «Радуга». Лишь в сентябре 2018 года она перешла в Варьёганскую среднюю общеобразовательную школу и только тут стала работать по своей специальности, то есть обучать детей русскому языку и литературе. До этого ей тоже приходилось подменять учителей-словесников, но лишь на какое-то небольшое время. По её словам, она всегда хотела работать учителем – это благородный труд, который приносит пользу детям и обществу. Только из-за этого она выбрала себе такой путь в своей жизни и не жалеет о своём выборе.
Продолжая беседу, я попросил её рассказать о первых впечатлениях работы.
– Гузель Хайруловна, каковы были Ваши первые впечатления, когда стали постоянно работать учителем русского языка и литературы?
– Когда перешла сюда, то мне дали пятиклассников. Сейчас это уже восьмой класс. Я провожу со своими учащимися уроки русского языка и литературы. В моём классе всего лишь восемь человек. Все дети хорошие и отзывчивые. Мне этот класс очень понравился, и я с огромным удовольствием работаю.
– А как Ваши дети, допустим, относятся к творческим работам? То есть, как они пишут изложения или изложения с элементами сочинения?
– Вообще изложения и сочинения у нас в настоящее время не пользуются популярностью. Наверное, это связано с тем, что мы живём в такое время, когда всё меньше и меньше читаем художественную литературу. Всё это нам замещают нынешние социальные сети. Но мы всё равно пишем о своём селе Варьёгане, о родном крае, принимаем активное участие в разных конкурсах.
Например, в 2019 году наш ученик Ростислав Бутусов занял первое место в районном конкурсе сочинений о семье. Есть у нас такой же опыт работы и с моими учениками, когда мы публиковали свои небольшие сочинения о маме в нашей районной газете «Новости Приобья». Мы осваиваем часть такой же работы, но здесь пока что находим определённые трудности.
– Гузель Хайруловна, во время Вашей учебной практики Вам встречались какие-то учащиеся с литературным уклоном?
– Нет, к сожалению, такие ученики нам пока что ещё не встречались. Думаю, что всё у нас ещё будет впереди. Некоторые дети любят читать, поэтому они и сочинения хорошо пишут, так как им проще всё-таки излагать свои мысли.
– Может быть, у Вас проводятся какие-т мероприятия, связанные с русским языком и литературой?
– Вообще в рамках нашей учебной работы мы проводим предметные недели. В них мы включаем какие-то познавательные программы или вечера памяти, посвящённые узникам концлагерей. Тогда мы заучиваем стихи и читаем их на школьных вечерах. Если тема посвящена блокаде Ленинграда, учащиеся выступают со стихами Ольги Бергольц. Знакомимся с жизнью, творчеством поэтов и писателей. В течение учебного года тоже есть ряд мероприятий, где нами сделан упор на различные литературные произведения.
Владимир Енов