- Хантыйский
- Русский
Ёоре вәрт оӆӑӊӑн тарнӑӊ путӑр
Лыпӑт тыӆӑщн Ёмвошн «Детский этнокультурно-образовательный центр» хуща туристско-краеведческой смена пўншса. Ӆыв лыпӑт тыӆӑщн 2-мит хӑтӆӑн рәпитты оӆӊитсӑт па иса 18 хӑтӆ рәпитсӑт.
Программа вєрум тӑхийн кәща щира методист О. Исаченко вәс. Иса тӑм смена 10-кєм хуят вєрты нётсӑт, ӆыв щи тӑхийн рәпитты ёх. Мєт ар йис вєрӑт вәты вухаӆь ики В. Меров няврємӑт санквылтапн нарӑсты вәнӆтӑс.
Щӑӆта па арсыр хӑнты па вухаӆь ёх ар сувӑт санквылтапн няврємӑта нарӑстӑс. Няврємӑт пиӆа вәнӆтыйӆты айӆат эвеӊӑн Татьяна Качанова па Татьяна Сайнахова рәпитсӑӊӑн. Ӆын А.И. Герцен нємуп Санкт-Петербургской педагогической университет хуща вәнӆтыйӆӆӑӊӑн. Китумтак вухаӆь эвеӊӑн, вәӆты вошеӆ – Саранпауль.
Югорской наяӊ-вәртӑӊ йис вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртман мўӊ няврємӑт тӑм мўв ма уша вєрты хущӆӑӆўв, щи пӑта мўӊ тӑмӑщ смена вєрӑнтсўв – путӑртӑс Олеся Николаевна.
Кашӑӊ мир хуща тарнӑӊ йис оӆӑӊӑн арӑт, путрӑт вәӆӆӑт. Щи вєрӑт «тарнӑӊ йис арӑта-путрӑта» аӆьщӑӆыйт. Хӑнты па вухаӆь мир кўтн мєт вана тарнӑӊ арӑт тӑйсайт. Щи арӑт ӆєваса хуятн па ӆєваса тӑхийн ӑн арисайт, тәп м тур тӑйты арӑӊ икетн нарӑсман арисайт.
Мєт оӆӑӊ вухаӆь ёх тарнӑӊ арӑт-путрӑт Веӊ мўвн вәӆты учёной ёхн хӑншсайт. Щит А. Регули – 1843-1845-мит оӆӑтн па Б. Мункачи – 1888-1889-мит оӆӑтн хӑншсӑӊӑн. Мєт сыры хӑншум тарӊӑн арӑт-путрӑт нєпека вухаӆь па венгерской ясӊӑтн вєрсайт. Ӛхӑт па вухаӆь ими Е.И. Ромбандеева рўщ ясӑӊа тулмащтӑсӆэ па вухаӆь ясӑӊ пиӆа 2010-мит оӆн киникая вєрсӑӆэ. Щи киника нємӆ «Героический эпос манси (вогулов): Песни святых покровителей». Хӑтӆ єтты пєлӑкн вәӆты хӑнты мирев тарнӑӊ арӑт-путрӑт мєт оӆӑӊ 1888-мит оӆн хӑншӑс па 1891-мит оӆн нєпека пунӑс С.К. Патканов.
Арсыр тарнӑӊ арӑт па путрӑт па ёх ищи хӑншсӑт. Тӑм мўв тарнӑӊ йис арӑт-путрӑт, щит нємӑсыя вәӆум вєрӑт. Щит мўӊ археологӑт мухты уша вєрӆэв, ӆыв мўв иӆпийн сыр-сыр вош вуӆӑт вәйтӆӑт па щӑта сыр-сыр йис ӆаӆясты пурмӑсӑт ищи вәӆӆӑт.
Тарнӑӊ арӑт-путрӑт араӆ пєлӑк учёной ёхн хӑншӆайт. Тӑмхӑтӆ вәӆупсыйн вәӆты хӑншты хошты мирн ищи щи вєр рўщ ясӑӊӑн нєпека пунӆа. Тӑм проект ёхӆўв щи нєпекӑт пєӆа вантман рәпитӆӑт.
О.Н. Исаченко путӑртӑс, муй ӆўв кашӑӊ хӑтӆ вєрсӑт:
Кашӑӊ йиӆуп хӑтӆ мўӊ ха ӑктӑщман оӆӊитсўв. Щӑӆта няврємӆўв пиӆа рәпитсўв муӆты и вєр оӆӑӊӑн путӑртман. Щӑӆта па еша нарӑсӆӑсўв па еша йис хӑнты па вухаӆь ёх юнтты утӑтн юнтсўв. Мўӊ тӑмӑщ хӑтӆӑт тӑйсўв: «Югра най-вәрт хуща мойӊа юхӑтсўв»; «Нёхӑс нємуп най эви»; «Най-Вәртӑт» хӑншты мирев хуща хӑншты щирӑт, хур хӑншты ёхн хура вєрты щирӑт, нарӑсӆӑты ёх нарӑсъхн нарӑсты щирӑт»; «Югра най-вәртӑт ӆахрӑт»; «Югра най-вәртӑт тарнӑӊ ӆаӆь пӑнтӑт»; «Югра най-вәртӑт вәӆты хотӑт»; «Югра най-вәртӑт ӊхты әхӆӑт, хопӑт»; «Тарнӑӊ арӑт хӑтӆ» па па утӑт.
Тӑм программа вєрмевн мўӊ ар кружок рәпата вєрӑнтсўв. Тӑта шўкщӑты тӑхи вәс, нємӆ «Най-Вәрт пурмӑсӑт» па театр щира юнтты хӑр тӑйсўв, нємӆ «Ӆыӆаӊ тўр сый». Няврємӑт әмща рәпитты тӑхет – щит вєра мосты вєр, тӑӆтаса ӆўв тӑм вєрӑт нумӑса па сӑма пунӆӑт па еӆӆы тәты питӆӑт.
Няврємӑт щирн ӆывеӆа мєт әмӑщ вәс Н. Жукова пиӆа вәйтантыйӆты. Щи ими Государственной архив Югра хуща кәщая рәпитӆ, щит муй тӑхийн йис нєпекӑт шавиӆайт па йиӆпа киника нєпекӑта пунӆайт. Няврємӑта әмӑщ вәс, сыр-сыр викторинайн юнтты, квест-юнтты утӑт па «Вожак Ивыр» щира путӑртты, шәшты. Уша вєрум вєрӑт ӆыв смена тәхӑрты хӑтӆӑн ванӆтӑсӑт.
Программа «Ёоре вәрт оӆӑӊӑн тарнӑӊ путӑр» няврємӑта ӆәхсӑӊа йиты, сыр-сыр вєрӑт уша вєрты нётӑс. Няврємӑт пиӆа рәпитум ёхӆўв няврємӑта мўвев-йиӊкев оӆӑӊӑн иса вєрӑт уша вєрты нётсӑт.
Путӑр ӆэщӑтӑс: Пётр Молданов
«Сказание о Югорском богатыре Ёоре»
В июне на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский этнокультурно-образовательный центр» в г. Ханты-Мансийске состоялись открытые смены с туристско-краеведческим содержанием. Смена начала свою работу 2 июня и была рассчитана на 18 дней.
Руководителем программа являлась методист Олеся Николаевна Исаченко, в реализации программы задействовано 10 сотрудников центра. Например, педагог Владимир Савельевич Меров, носитель традиционной культуры северных манси познакомил детей с традиционными музыкальными инструментами, исполнял мансийские и хантыйские наигрыши. С детьми работали и студентки-практикантки, вожатые – Татьяна Качанова и Татьяна Сайнахова. Они обучаются в Санкт-Петербургском педагогическом университете им. А.И. Герцена. Обе манси, родом из Саранпауля.
«Знакомство обучающихся с историческим образом Югорского богатыря путем развития познавательных, творческих, исследовательских способностей, это наша основная задача», – рассказывает Олеся Николаевна.
В истории каждого народа было героическое время, воспеваемое в священных песнях, былинах, сказаниях. Все эти жанры называются «героическим эпосом». У обских угров особенно высоко ценились героические песни, которые исполнялись в состоянии особого воодушевления и под аккомпанемент музыкального инструмента санквылтап (манси), нарсюх (ханты). Впервые героический эпос манси записан венгерскими исследователями А. Регули, в 1843-1845 годах, Б. Мункачи в 1888-1889 и первоначально были опубликованы на мансийском языке с переводом на венгерский. Мансийский филолог Е.И. Ромбандеева перевела их на русский язык и вместе с мансийским оригиналом опубликовала в 2010 году под названием «Героический эпос манси (вогулов): Песни святых покровителей». Героический эпос южных хантов впервые был записан в 1888 году С.К. Паткановым и опубликован в 1891 году. Большое количество произведений «героических эпоса» записано и другими исследователями у разных групп обских угров. Исторические предания о военных конфликтах, подкреплены археологическими исследованиями, которые свидетельствуют о существовании укреплённых городков на территории Югры и значительного арсенала вооружения.
Кроме научных записей героического эпоса, имеются и художественные произведения, связанные с этой эпохой, на которые и сориентированы авторы реализуемого проекта.
О.Н. Исаченко поделилась содержательной частью различных дней: «Каждый новый день работ мы начинали с линейки, обязательны тематические познавательные занятия, музыкальные физминутки, турниры по играм обско-угорских народов. Например, у нас были такие дни: В гостях у «Югорского богатыря»; «Девушка богатырша Нёхс»; «Богатырская тема» в творчестве писателей, музыкантов и художников; «Доспехи Югорских богатырей»; «О подвигах Югорских богатырей»; «Особенности жилища Югорского богатыря»; Традиционные средства передвижения Югорского богатыря; День «Богатырской песни и др.».
«В период реализации программы особое внимание уделялось организации кружковой деятельности. Так, в центре были созданы творческая мастерская «Богатырская сокровищница» и театральная гостиная «Живой голос». Творческая работа – это немаловажная деятельность, целью которой является сохранение в ребёнке творческого начала», – продолжает свой рассказ руководитель проекта.
По мнению детей интересной и запоминающейся, была встреча с Натальей Николаевной Жуковой, заведующей отделом использования и публикации архивных документов Государственного архива Югры, а также познавательные викторины, квест-игры и занятия по изучению воображения, мимики и жестов героев спектакля «Вожак Ивыр», который дети представили во время торжественного закрытия данной смены.
Работа по реализации программы «Сказание о Югорском богатыре Ёоре» способствовало сплочению коллектива, развитию творческого мышления. Педагогам удалось создать благоприятную обстановку для детей, в которой они смогли раскрыть умения, навыки и познакомились с историей родного края.
Пётр Молданов