- Хантыйский
- Русский
Якӑ, арий па хӑннєхәйт щи вєра вәнтӑ
Поет, танцует и обучает молодежь
Маргарита Федоровна Рябова родом из хантыйского села Ванзеват Белоярского района. Ее деда по матери звали Ксенофонт Иванович Яркин. Мансийский род Яркиных издревле жил в деревне Верхние Нарыкары Октябрьского района. Ксенофонта Ивановича во время Великой Отечественной войны хотели забрать на фронт, но на сборном пункте в Омске у него начали опухать ноги, поэтому его комиссовали. Поскольку он был грамотный и коммунист, его назначили председателем колхоза в деревне Самутнёлы возле Ванзевата. Умер он в 1965 году, когда маленькой Рите было шесть лет. Бабушка по маме тоже была манси, она была родом из деревни Новинская или Неримово. Таким образом, мансийские предки Маргариты Федоровны оказались в хантыйском селе Ванзеват. А родители познакомились в Салехарде, где ее мама в училась в Торгово-кооперативном техникуме. Отец Иван Вануйто был с Ямала, в Ханты-Мансийске выучился на бухгалтера, здесь впоследствии и умер от туберкулеза, когда Маргарита еще не родилась.
Маргариту Рябову хорошо знают в нашем округе, она много лет работала в Ванзеватском сельском доме культуры. В 2008 году ушла на пенсию и переехала в Белоярский. Она довольно часто приезжает в Ханты-Мансийск к дочери или на мероприятия, а также для проведения мастер-классов по хантыйским танцам и фольклору. В очередной ее приезд я попросила рассказать о своей жизни и творчестве:
- За многие годы с мастер-классами ездила в разные города и посёлки, проводила обучение танцам во многих хантыйских ансамблях. У меня есть большой репертуар танцев. Участникам коллективов показываю базовые движения, рассказываю о них. Потом, когда смотрю их выступления, среди тысяч узнаю свои движения.
Я росла с бабушкой, поэтому, например, «Танец рыбачек» и другие хантыйские танцы знаю с детства. Все это на себе испробовала и показываю на сцене. В последние годы сотрудничаю с ансамблем «Увас хурамат» («Северные красоты»), делаю для него постановки и выступаю с ними. Этот коллектив танцует восемь моих постановок. В нём есть и девушки, которые с малых лет в Ванзевате прошли у меня обучение, занимались в моем танцевальном коллективе «Тутые» («Огонёк») при клубе. Сейчас он называется «Тут сэм» («Искра»). С «Увас хурамат» («Северные красоты») выступаю на Дне оленеводов в Казыме, почти ежегодно летом езжу в стойбище «Нумсан ёх» («Умные люди»), где занимаюсь с ребятишками. Сейчас приехала в Театр обско-угорских народов «Солнце» в качестве консультанта. Планирую показать мужские танцы, буду ставить пашторский, тугиянский, ванзеватский, полноватский, казымский и тегинский варианты традиционного танца «Куринька». Вот так в течение года обучаю молодых танцам, провожу мастер-классы по песенному творчеству, заседаю в жюри на различных мероприятиях. Хоть и нахожусь на пенсии, меня приглашают на разные мероприятия. В последние годы с гастролями была в Москве, Советском, Нягани, Лянторе и Нижневартовске. Планирую съездить в Когалым. В Белоярском постоянно участвую в мероприятиях. Рукоделием не занимаюсь, нет времени, потому что постоянно приглашают помочь.
С 1991 года начала описывать хантыйские танцы на бумаге. Думала о том, что это надо оставить детям и народу. Хорошо, что вовремя начала это делать, в те годы застала много носителей фольклора. Раньше у меня не было фотоаппарата, поэтому не записывала свои постановки. Сейчас надо записать на видео, чтобы не утратить их.
Участвовала в двух проектах. Надежда Костылева однажды выиграла грант Губернатора по хореографии народа ханты. Тогда вместе с ней ездили в Казым, Ванзеват и Полноват и очень хороший фольклорный материал записали. В Казыме на Медвежьих игрищах тоже много работали. Великолепный фольклорный материал был на Медвежьих игрищах в Полновате. Инициаторами проведения были Тимофей и Татьяна Молдановы. Тогда присутствовало много носителей хантыйской культуры, как Семен Иванович Юхлымов. После почти 30-летнего перерыва в проведении Медвежьих игрищ люди воспрянули духом, много было народу на игрищах: из Ванзевата, Паштар, Тугиян и Казыма. Сейчас смотрю видео с исполнением этих великолепных танцев. Если бы коллективы с подобных видеозаписей работали над своим репертуаром, тогда хантыйское танцевальное искусство продолжило своё существование.
В 2007 году с Фаиной Иштимировой проехали по Берёзовскому району, где записали немного образцов фольклора в Тегах у участников ансамбля «Ас нэ» («Обская женщина»). Сейчас поняла, что кроме тегинских бабушек на той территории записывать нечего. Учительница из Сосьвы и бабушка из Шаганов показали нам по 2-3 движения. В 2012 году с Ф. Иштимировой в Берёзово записали фольклорный материал у носителей культуры. Великолепно танцует Зоя Захарова. Бабушки были консультантами, их движения показывали на подростках, потому что они старенькие, им тяжеловато, не могут согнуться.
В начале 1980-х годов Хиония Петровна Пухленкина приезжала в Ванзеват. В нашем селе более 100 дворов, в каждый дом заходили, тогда мы с ней очень много хантыйских песен записали на диктофон. С Евой Шмидт и Эстер Рутткаи-Миклиан также записывали фольклор. Мне жаль, что эти песни где-то лежат и не используются. Те песни, что я записала с дочерью Юлей у односельчан, сейчас исполняются на сцене.
Один из вариантов песни «Петущ, Петущ, кумие» я записала от Матрены Егоровны Яркиной из Ванзевата. При исполнении этой песни в основном отталкивалась от этой записи. Сейчас туда добавила казымский куплет, чтобы современной молодежи было более понятно, о чём поётся. Дело в том, что в хантыйских песнях часто встречаются повторы, поэтому песни очень длинные. Недавно дочери Юлии отправила очередную партию песен Матрены Егоровны для Театра обско-угорских народов «Солнце». Но в этих песнях почти 50 % слов и оборотов речи для нынешнего поколения непонятны. В современных словарях таких слов нет, некоторые из них есть в старом словаре С.П. Кононовой.
Когда я была маленькой, почему-то деревенские бабушки были скрытные, не говорили нам о хантыйских праздниках. Помню, бабушка нас тихонько соберёт на улице, на снежный стол поставит угощенье, отдавая этим дань природе, и чтобы амбары у нас были полные. Дома на священный угол и печку тоже ставила угощение. Я тогда не знала, что это был праздник Тылащ поры. А в Вороний день с трёх часов ночи уже начинали искать гнёзда. Кто больше найдёт, тот летом соберёт больше утиных яиц. Наша бабушка весной два ведра утиных яиц в тайге находила. Бабушки в эти праздничные дни ходили в гости друг другу. С 1995 года в Ванзевате у клуба стали устанавливать чумы, праздновать хантыйские праздники и поклонятся местному духу на святом месте.
Реональда Ользина