Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Мир лекщитты тўтӑң хоп

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Шуши мир па мўв тащӑт вўты па авӑты ёх вєрӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Сотсыр вєр вєрты хош
  • Иёшн хӑншты питӆўв
  • Ма щащем
  • Щиты ма Победа хӑт оӑңӑн нумӑсум
  • Ай хӑнты кәрт хуна ыӑң

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Шукщӑты ёх Урай вошн вәсӑт
  • Якӑ, арий па хӑннєхәйт щи вєра вәнтӑ

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Моркинской район мир вәӆупсы
  • Коми-пермяк ёх культура вєрӑт нух аумыйт
  • Эрзя ясӑң сӑмӑңа тӑй
  • Педколледж оӑңӑн айке тәс
  • Финно-угрӑт литература кәща хә

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Вуянтты вер
  • аь прайн ат-хӑт рупитӑс

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Сотсыр вєр вєрты хош
  • Хантыйский
  • Русский

Сотсыр вєр вєрты хош

Тәня Ёмвоша нарӑс юхӑт вєрты вәнтупсыя Сәрхан район эвӑт Сергей Васильевич Кечимов юхтыӑс. ўв Капитолина Васильевна Тэвлина име па яйа пиа Лимпас юханӑн вўы тащ авӑман вўт кәртӑтн вәӑт. Тӑм ики сотсыр вєр тәса вєрты хош: вой-хў вепӑсӑ, нарӑс юхӑт па па пурмӑс вєр, хӑнты моньщӑт моньщӑ па арий, нарӑс. Ёмвошн вәум вәнтупсыйн ўв хӑнтэт па рўщӑт нарӑс юх вєрты вәнтӑс. Щи вєр па вәупсый оӑңӑн ўв пиаа путӑртсамн.

– Сергей Васильевич, вәтэнӑн, муй арат хӑт нын юх вєрӑн?
– єпӑт юх эвӑт и хӑт мӑр вєрум.
– Апа, нәам нарӑс юхӑт вєрӑн?
– Ӑнтә, хән хуятӑтн партыюм ки, щи пурайн щи вєра вўянтыйум. Нын юх тухӑпи е тыныты пӑты наркас юх па тор сап юх вєрум. Тумран ӑн вєрӑнтум, нємхуята ӑн мос. Муй арат тын әтӑсты ёх лупӑт, щи араттыйн тыныум. Ай тын ки лупӑт, щи пурайн ӑн кашащум вєрты. Ипўш нив пеньщар вєрсум, Лянтор ёх лупсат: «Сорашӑк вєра, мўң әтўв». Ма сора кєши вєрсӑам, ӛхӑт картке хўват щи ёх лупсӑт, па хуят эвӑт әтсӑт па ывеа пеньщарам ӑн мосӑт. Щи юпийн щитам па юнтутӑт Сәрхан воша шуши мирӑт культура хота е тыныты ропӑхӑн тәсам. Кашӑң пеньщар яң щурӑс шойт араттыйн ат е тыныыйт. 
– Нӑң арӑң-моньщӑң хә, апа, каш хӑрӑта ванкўты яңхӑн?
– Ӑнтә, щив яңхты ӑн ӑңхаум. Пўпи як хота ән яңхсум. Товийн лупсыюм, хуты вән кєр тыӑщн Вой якты хота Лянтора вохыюм. Щи пура вәнты ӑктӑщсум, ӛхӑт лупсыюм, мӑнєма щив мӑнты ӑн мос. 
– Нӑң мўвенӑн нўм мўв мир питы вуй хоумтӑт, вой-хў вепӑсӑты па воньщумут ӑкӑтты ыв вана юхтыйӑт?
– Па муй. Тӑм нын юх вєрты юкана ма ән Н. Комарова хущи яңхсум па щи ёх мийюм нєпек ўвеа вантӑсум. ыв мўвєм хущи тӑта-тута ӛшӑт вєрсӑт, Имор хущи тӑ ӛш эщӑтсӑт. Щикўш ыве ӑн єсӑаам, ищипа щӑта яңхӑт. Лупӑт, Наталья Комарова ывеа щӑта яңхты єсӑс. Аграфена Сопочина ипўш юхтыӑс, щи ӛшӑт хура вўсэ, щи юпийн вуыйсӑт яңхты, интум па щи яңхӑт. Товийн васы веты, сўсн воньщумут воньщты Имора йиӑт, кўш ывеа щив йиты ӑн рӑх. 
Ипўш мўв ипи тащ вўты ёха лупсум, Имор хущи йиуп тӑхетн питы вуй ёша павӑтты ки питӑт, мӑнєма и миллион шойт вух ат сухуптӑӑт. ыв ясӑң мӑсӑт ай кєр тыӑщн вух мӑты. Интум лупӑт, Н. Комарова ывеа лупӑс щи арат вух ӑн сухуптӑты. Муй пӑты єпӑтсыюм? Итәх пурайн итӑт ма хущєма юхӑтӑт, ӛхӑт па хуятӑт йиӑт па лупӑт, ыв В. Путин муй Н. Комарова хущи вәсӑт, ын ӑн ӑңхаңӑн, ән ма ар вухн ат мӑсыюм. Мутсӑр нєпекӑт ыв ёшан хӑншӑт па мӑнєма вантӑӑт.
– Тӑмиты вәман вў-эт тӑйты шєңк авӑрт. 
– Рома вәты морум иса ӑнтәм. Тәп па тӑхия касӑўв, хута мўв пўритты утӑт ӑнтәм, тыӑщ ӑн пӑрӑ, па щи мўң хущева йиӑт. Нєш, ыв тӑта ищи питы вуй вәйтсӑт. Сыры рәпитум мўвӑт вущкӑӑт, йипа мўң хущева йиӑт. Щиты рәт мўвєм хўват тывет-тухет щи вошитыйыюв. Нўм мўв мир әңха пойкщӑты хӑнтэт ыв ӑн кєтумӑт, щитӑт пиа әхсӑңа вәӑт. Вантэ, щи ёх нємӑт ӑн лупӑт, муй пӑты ыв мўвен мўв пўритты щўңкӑт омсӑтсыйт?
– Хәьясєм, хуятӑт тўтӑң әхэн эвӑт пурмӑсан оумтсӑт.
– Тӑ мӑр ӛш питӑрн катра әхєм омсӑс. әтмєм пурайн єпӑтсыюм, катра әхӑ йиуп оюпн нєрсы па 130 щурӑс шойт вух тынӑн мӑнєма тынысы. Щи вєр вәсєм ки, ән йиуп машина әтсум. Ушӑңа щитн ӑн яңхсум, нәам шўкаӑс па мєт сыры Федоровской кәрта нух эщӑтты тәтьясєм. 48 щурӑс шойт вух щит пӑты сухуптӑсум. Щӑсаты тәп юхи юхӑтсум, па щи шўкаӑс. Щи юпийн Сәрхан вошн йиуп мотор әхєма әтсум, ищипа яңхты щир ӑнтәм вәс, па щўңка  шўкатыйсӑт. Вән кєр тыӑщн әхєм омӑсты тӑхия мӑнсум, вантум, ишни ыс рава сєңксы. Муй ыпийн вәс, иса хут оумтсы. Щи юпийн йиуп тўтӑң әхӑ әтсум. 
– Сергей Васильевич, нӑң ӑңхаӑн, ән кәртэна рўтьщӑты ёх хӑнты вәупсы вантты ат юхтыйсӑт?
– Мєт сыры ӑңхасум, Андрей Данилец щимӑщ ёх тәтьяс. Интум лўв пиаа рәпитты ӑн ӑңхаум. Вантэ, мӑнєм єпӑтӑс, иӑтн ўвеа кӑт тонна арат бензин па вет щурӑс шойт вух союмная мийясум. Юхы ӑн мӑсэ. Ипўш картыке хўват лупӑс, ән  Русскинская кәрта ат йиум па вўєң мир емӑңхӑтӑн рўтьщӑты ёх әхӑн тыв-тухи ат тәтьяум. Щи хӑтӑн мєлӑк вәс, оньщ уас па хӑт мӑр мурта вўыам шәкӑтсӑам мир тәтьюман. Вантэ, итәхӑт соткєм кила вескаӑӑт, щимӑщ кӑт хуят әха омӑсӑңӑн, вўыет ӛрн әхӑ таӑт. Щи рәпата пӑты мӑнєма тәп союмная мийюм вухам юхы мӑс. А. Данилец лупӑс, хән кәщаятн вухн мӑы, щи пурайн сухуптӑ. Па вўєң ёха ищи нємӑт ӑн сухуптӑс. Ӛхӑт уша вєрсўв, С. Черкашин ўвеа 1 миллион 600 щурӑс шойт вух мийяс, ән щӑсаты мўңева вух ат сухуптӑс. Щи юпийн картке хўват ай павтӑс, хуты кәртєма кәщайт тә па ма ывеа вўы ат хурум. Ма юхы лупсум, вухам сухуптӑты вәнты веккеши а юхӑт па кәртєма нўм мўв мир а тә. 
Реональда Ользина
 

На все руки мастер

Прошлым летом в Ханты-Мансийск на III школу мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов в качестве мастера-изготовителя был приглашен оленевод, сказитель и исполнитель хантыйских песен Сергей Васильевич Кечимов. С женой Капитолиной Васильевной Тэвлиной проживает на родовых угодьях в Сургутском районе на реке Лимпас. Его братья также держат оленей, живут в 4-5 километрах от его стойбища. По словам Сергея Васильевича, если крикнуть друг другу, то их можно услышать.

Основные занятия моего собеседника – это оленеводство, рыболовство и охота. А еще он хороший мастер – изготавливает хантыйские музыкальные инструменты и необходимые в быту предметы, великолепный знаток и исполнитель устного и музыкального фольклора. Поэтому его приглашают на различные семинары, фестивали, обучающие курсы, проходящие на территории Югры и за его пределами. Также С. Кечимов – один из исполнителей и участников Медвежьего праздника.  На прошлогодней Школе мастеров он обучал молодежь изготовлению из ели и кедра хантыйской скрипки нын юх. Об этом и о его жизни на стойбище мы и поговорили с ним.

- Сергей Васильевич, сколько у вас дней уходит на изготовление одного нын юха?

- Если дерево мягкое, то сделаю быстро, за один день.

- Наверно, постоянно такие инструменты изготовляете?

- Нет, когда заказывают, тогда берусь за работу. Люди из разных районов заказывают. Также заказывают наркас юх и журавль, тоже делаю. Наркас юх – это мужской инструмент, женщины играют на нын юхе. Потому что «нын» - это  «женщина», а нын юх – женский музыкальный инструмент. Тумран не стал делать. Не заказывают, да еще надо кости искать. Если мало платят, я отказываюсь делать. Сейчас перестали заказывать.

Инструменты, бубен и игрушки сдаю в Сургутский центр национальных культур. Они продают кому нужно. Один раз восемь бубнов сделал, из Лянтора заказывали. Мне сказали, мол, сделай быстрей, хорошо заплатим. Я торопился, сделал. Стал им звонить, они говорят, уже купили, не надо. После этого не стал делать бубны. Отвез в Сургутский центр, они помаленьку мои бубны продают. Еще четыре штуки осталось. Я сказал, чтобы их по десять тысяч рублей продавали.

- Вы знаток и исполнитель хантыйского фольклора, играете на музыкальных инструментах. Как часто ездите на различные мероприятия?

- Сейчас меня не стали приглашать, да и я не хочу ездить. Если Медвежий праздник, можно съездить. А так поездки отвлекают от своей работы. В апреле сказали, что в Лянтор поеду на Медвежий праздник. Я к этому времени подготовился, потом говорят, что не надо ехать.

- Возле вашего стойбища нефтяники добывают нефть. Работники нефтепромыслов приходят на ваши угодья ловить рыбу, охотиться и собирать ягоды?

- Да. Чем вот этот инструмент делать, лучше бы я к Н.В. Комаровой сходил, задал бы ей несколько вопросов. У меня тут есть схемы угодья, нефтяники дали. Я их ей покажу. А то священное озеро Имлор они перевернут. В прошлом году я так сделал, чтобы они просеку не трогали. Через озеро они сделали зимник, я его закрыл. Через силу добиваюсь, они меня не слушают, все равно ездят. Говорят, что им Н.В. Комарова разрешила. В другой раз пришли, говорят, что Н.В. Комарова разрешила через озеро ездить. Я сказал им: «Нет». Отсыпали дорогу, и полмесяца ездили по ней. Потом приехала Аграфена Семеновна Сопочина, все это сфотографировали и они перестали ездить. Я им сказал, что если около Имлора поставят куст или разведочную скважину, пусть миллион рублей заплатят. Сказали, что в марте миллион дадут. Сейчас говорят, что не дадут. Почему меня обманули? Они еще один куст там строят. Один говорит так, другой придет и говорит, что я у В.В. Путина, Н.В. Комаровой был, они не хотят, чтобы мне не платили деньги. Сами напечатают какую-нибудь бумажку и показывают мне.

Посторонние все равно к нам ездят. Весной на озере Имлор уток и гусей полно. Приедут, машину оставят и на озеро идут на охоту. На пост вечером или ночью придут, их пропускают. Если не пропускают, пешком по другой стороне пройдут, где клюквы много, там и собирают. В прошлом году с Семеном Сопочиным всю осень с ними воевали. Он на одной половине Имлора, я в другой половине.

- Есть ли смысл в такой ситуации заниматься оленеводством?

– Нефтяники мне не дают покоя. Только переедем в другое нормальное место, где не было буровой, месяц не пройдет, уже идут – тут нефть нашли. Угодья, где мы раньше жили, они бросают и снова к нам идут. Наше угодье небольшое, они нас так и гоняют туда-сюда. У нас есть один сектант-ханты, его нефтяники не трогают. Он им даже против слова не скажет, почему буровую поставили? Сектанты с ними дружно живут.

–  Говорят, однажды из вашей машину вещи украли. Вы узнали, кто это сделал?

–  Нет. Машина всю зиму около дороги стояла. Так-то она была старая, ее покрасили и мне ее продали сильно дорого. Если бы знал, новую машину бы купил. Два раза на ремонт возил, сначала в поселок Федоровский. Там отремонтировали, 48 тысяч рублей отдал за это. Домой приехал, двигатель сломался, где сварку сделали, все рассыпалось. Потом съездил в Сургут, поставил новый двигатель и недолго ездил, мотор-то новый, а нижняя часть машины осыпается. Осенью съездил до Федоровского, поставил около бетонки машину и всю зиму там она стояла. В конце апреля туда подъехал, стал смотреть, заднее стекло разбили и изнутри все вещи вытащили. После этого новую машину купил.

–  Некоторые стойбищные ханты занялись туристическим бизнесом. Вы хотите, чтобы к вам туристы приезжали на стойбище?

–  Сначала хотел, чтобы ездили, ко мне туристов привозил Андрей Данилец. Он живет в Русскинской. Очень сильно меня обманул, я ему две тонны бензина взаймы дал. Однажды мне сказал, что туристы приедут в Русскинскую. Мол, мы тебе деньги заплатим, а ты на оленях будешь людей катать. Я на трёх оленях приехал, в то время как раз потеплело, снег таял. Целый день оленей мучил, много людей катал, тяжело же животным. Некоторые люди стокилограммовые. Двое сядут на нарту и три оленя их еле тащат.

Он у меня пять тысяч рублей в долг брал. Эти пять тысяч мне даёт и говорит, что ему на праздник оленеводов деньги не выделили. Мол, когда выделят, тогда 30 тысяч рублей даст. На второй день мне люди звонят и говорят, что остальным вообще не дал денег. Оказывается, С.А. Черкашин ему 1 миллион 600 тысяч рублей дал, чтобы разделить их между оленеводами. Нам, кто оленей привез на трёх нартах, надо было по 150 тысяч рублей заплатить. Потом  А. Данилец от меня вообще спрятался. Один раз звонит, говорит, что ко мне начальники приедут. Спрашивает, можно твоего оленя застрелить? Я ему сказал, что пока деньги не отдаст, пусть мне не звонит. И нечего ко мне туристов возить.

Реональда Ользина

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 20 (3440)
21.10.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика