- Хантыйский
- Русский
Финно-угорской мирӑт хӑтӆӑт пӑта
Васы мӑнты тыӑщн «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» газетайңӑнӑн рәпитты ёх хуща финно-угорской рәт мирӑт мӑӊхӑтӑт вўраңӑн айӆат ёх мойӊа юхтыйӆсӑт. Тӑм финно-угорской рәтӆўв Увӑс мир па Дальний Восток айӆат ёх Ёмвошӑӊ мирхотн вәсӑт.
Алёна Сэротэтто – юрн нє, Ямал мўв Панаевск кәртӑн вәс. Ӑӊкеӆ-ащеӆ па яйӊӑӆаӆ тӑмхӑтӆ вәнты нӛрум мўвн вўӆэт ӆавӑӆман вәӆӆӑт. Юрн нєӊие няврємӑт єнмӑӆман, оса рәпата тўвман вәӆ. Щи тумпи Д.И. Менделеев нємуп Тәпӑ вошӑӊ пединститут тӑм ванӑн щи етшуптӑӆ. Айтєӆн Алёна няврємӑт вәнӆтӑты нєӊа йиты ӆӑӊхас. Ар няврємӑт хоттє ёхн єнмум нєӊие ёнтӑсты вєр сӑмӑӊа тӑйӆ. Вўӆы сух эвӑӆт ӆәмӑтсухӑт па кўр ӆәмӑтсухӑт тәса ёнтӑӆ. Сӑк кӑрӑтты, тыйты ищи ма хошӆ. «Мєт вуӆаӊ вєр – рәт ясӊӑт ӆєрамтты, ӆәӆн няврємӆўв ясӊев ат тӑйсӑт па еӆӆы ат тәсӑт. Щит пӑта тӑм вән мирхотн ма ма хәӆӑнтӆум, ёхӆам пиӆа путӑртӆум, ӆәӆн юхи юхӑттємн мєт тәса мосты вєр хӑншты. Интӑм вәӆупсыйн арсыр йиӆуп утӑт пиӆа няврємӑт рӑхӆ рәт ясӑӊа ванємӑты. Щимӑщ йиӆуп вєр ӆэщӑтты нәмӑсӆум», – лупӑс юрн нє.
Анна Яптик – Ямал мўв Панаевск кәрт эвӑӆт юхтум юрн нє. Айтєӆн ӑӊки-ащи нӛрум мўв хуща вўӆэт ӆавӑӆман ӊхӑс. Тӑм юрн нєӊие шєӊк әмӑщ, вантэ, Яптик опращ нєм – так рәта аӆьщӑӆы. Анна хон Пєтра вош А.И. Герцен нємуп педуниверситет етшуптумаӆ пийн Яр-Сале кәртӑң ӑшколая няврємӑт юрн ясӑӊа вәнӆтӑты юхтӑс. Яр-Сале кәртӑң ӑшкола-интернӑт – Россия мўв ӆуваттыйн мєт вән няврємӑт тӑйты тӑхи. Тӑта 1000 муӆтас увӑс пушхӑт вәнӆтуман вәӆӆӑт. Айӆат вәнӆтӑты нє 160 няврєм юрн ясӑӊа вәнӆтӑӆ. Ӆўв ястӑӆ: «Щи ӆуват ар няврєм нумса пунты щирєм иса ӑнтә. Кўш нӛрум мўвємн 200-300-кєм вўӆы вантман тӑйсум, кашӑӊ войе ма вәсєм, имухты шиваӆӑты вєритсум. Ӑшколайн щит па щир вєр. Щи мурта ар няврєм па вәнӆтӑты ёх. Айкємн уша, аӆпа, вєрӆӑӆам!», – няхман лупӑс юрн нєӊие.
2017-мит оӆн Анна грант нётупсы вух унтасн ущхуь путрӑт (рўщ щирн «комиксы») юрн ясӑӊа тулмащтӑс. Щи тумпи интернет хуща рәт ясӑӊӑн «видеоразговорник» ӆэщӑтӑс.
Любовь Денисова Коми мўв Сыктывкар вошн сӑран ясӑӊӑн айкеӆӑт ӆэщӑтты нєӊа вәӆ. Әмӑщ, хуты Сыктывкар вош телевидение хуща «Юрган» нємуп нємасыя канал вәӆ. Щӑта сӑран па рўщ ясӑӊӊӑнӑн айкеӆӑт тәӆыйт. Любовь мўӊ итэва рәт ясӑӊӑн сӑран мир вәӆупсы оӆӑӊӑн айкеӆӑт, путрӑт па кинайт ӆэщӑтӑӆ. Мєт әмӑщ ӆўвеӆа уша вєрты, хутыса йиӆуп вәӆупсыйн увӑс мирӆўв вәӆӆӑт. «Увӑс мир вәӆупсы оӆӑӊӑн путӑртты па хӑншты ар щирн рӑхӆ, ма па ӆӑӊхаӆум сємңӑӆамн вантты, муй иты на мирӆўв вәӆӆӑт», – лупӑс айӆат сӑран нє.
Рәт ясӑӊ оӆӑӊӑн путӑртты ки, Коми мўвн ар вєр ӆэщӑтӆы. Словарят, киникайт па сыр-сыр нєпекӑт тумпийн интернетн онлайн-словарь єсӑӆӆы, пушхӑт пӑта кинайт ищи рәт ясӑӊӑн ӆэщӑтӆыйт.
Иван Сандрин Ямал мўв Муши кәртӑн тәрум вантман тӑхийн рәпитӆ па ипуӆяӊ районной газетайн хӑнты ясӑӊӑн айкеӆӑт хӑншӑӆ. Вўӆэт ӆавӑӆты хоттєӆ ёх хуща сєма питум пухие ӑшкола вўша вмаӆн сырыя Ващ юхан, щӑӆта Муши кәртӊӑна вәнӆтыйӆты тәсы. Щитӑӆ пийн айӆат хә Ёмвош Югорской университетн вәнӆтыйӆты ӆӑӊхас, тәп и балл ӑн тӑрмас – Санкт-Петербург вош Полярной университета тәрум вантман тӑйты тӑхия мӑнӑс. Щи оӆӑӊӑн Иван әмща лупӑс: «Ас потты тыӆща йис, ӑӊкєм-ащєм нӛрум мўв эвӑӆт юхӑтсӑӊӑн, па карты кеӆ хўват иньщӑсӆӑӊӑн. Я, муй, Ёмвош – хурамӑӊ вош? Ма ястӑӆум: «Хон Пєтра вошн вәнӆтыйум!» Ӆын путӑртӆӑңӑн – щикєм па па хўв мўва мӑнсӑн, пухие».
«Российский Север» хуща грант нётупсы вух кӑсупсыйн Иван Сандрин нух питӑс. Тӑм апрӑӊ па нумсӑӊ хә Ямал мўв ай кәртӑт хўват хӑнты мир йис путрӑт, моньщӑт ӑкӑтман ӊхты питӆ, ӆәӆн еӆӆы «аудио» щирн мущатум путрӑт ӆэщӑтты.
Тӑм айӆат ёх сӑмӑӊ нумӑсӆаӆ па мосты вєра еы ат тывӆӑт!
Финно-угорская молодёжь посетила объединённую редакцию национальных газет
В преддверии празднования Декады родственных финно-угорских народов Объединённую редакцию национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» посетили участники V юбилейного Форума молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Российский Север» – Алёна Сэротэтто, Иван Сандрин, Анна Яптик и Любовь Денисова.
По нашей доброй традиции для гостей редакции была организована небольшая экскурсия по учреждению, а также «пресс-чай», на котором молодые лидеры рассказали о себе и о своей проектной деятельности.
Представительница Ямала Алёна Сэротэтто, по национальности ненка, проживает в селе Панаевске. Её родители – оленеводы, они и сегодня ведут кочевой образ жизни. По счастливой случайности, Алёна оказалась в Ханты-Мансийске на юбилейном Форуме «Российский Север», она поделилась своим впечатлением о мероприятии: «В современном обществе язык теряет свою уникальность, а для его сохранения необходимо принять какие-то решения и действия. Считаю, что Форум «Российский Север» даёт возможность создавать множество социально значимых проектов, связанных с сохранением и популяризацией языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Здесь предоставляется большая возможность выиграть и реализовать грантовый проект. В этом году я выступаю в качестве наблюдателя, мне важно понять, как правильно составлять заявку и написать проект на грантовую поддержку, не упустив ничего и затронув все самые важные моменты. Исходя их всего этого, по приезду домой приступлю к написанию грантового проекта, чтобы на следующий год уже достойно его защитить».
К слову сказать, молодая девушка с детства мечтает стать учителем. Воспитывая своих детишек, она является студенткой 4 курса Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева. Алёна – мастерица, владеет традиционной техникой пошива меховой одежды, а также работает с сукном и другими тканями, занимается бисероплетением и вязанием. Словом, умеет всё то, что и должна уметь девушка, выросшая в семье потомственных оленеводов.
Эколог по образованию, корреспондент и артист по призванию, метеоролог, представитель народа ханты Иван Сандрин приехал из районного села Мужи Шурышкарского района. Родился Иван в традиционной хантыйской семье оленеводов. Здесь же в чуме прошло и детство. Ещё, будучи школьником, юноша мечтал учиться в Югорском государственном университете. Так думали и родители Ивана. К большому сожалению, только 1 балла не хватило юноше, чтобы осуществить свою мечту. Зато ему с легкостью удалось поступить в Санкт-Петербургскую Полярную академию.
Родители узнали об этом лишь в ноябре месяце, вернувшись со стойбища в посёлок и вызвонив сына, их первый вопрос был таким: «Сынок, расскажи, как тебе город Ханты-Мансийск?» Узнав, что сын получает образование в Санкт-Петербурге, даже расстроились: «До столицы Югры и по зимнику на машине можно добраться».
Дипломированным экологом вернулся Иван в родные края, место работы в должности эколога было занято, но освободилась ставка метеоролога. Сменный график позволил молодому парню стать внештатным сотрудником районной газеты «Северная панорама», читатели которой теперь с нетерпением ждут страницы на хантыйском языке.
В форуме «Российский Север» Иван Садрин участвует во второй раз, вот что он рассказал: «Что для меня форум «Российский Север»? Здесь я буду защищать культурно-просветительский аудиопроект по сохранению ханты языка. На выигранные средства планирую организовать экспедицию по малым сёлам Шурышкарского района с целью сбора фольклора народа ханты у старшего поколения. На бумаге много что зафиксировано, а звуковых материалов практически нет, хочется, чтобы родная речь всегда была на слуху. Забегая вперед, отметим, «Культурно-просветительский аудиопроект «Сказки народа ханты» Ивана Сандрина из Ямало-Ненецкого автономного округа был поддержан членами жюри, грантовые средства в размере 90 тысяч рублей в скором будущем осуществят ещё одну мечту хантыйского юноши.
«Наӊиӊя» – что в переводе с ненецкого языка означает «опять/снова девочка», так называют родные и близкие, кочующие по Ямальской тундре молодую учительницу из районного посёлка Яр-Сале Анну Яптик. Фамилия Яптик в переводе с ненецкого языка означает «крепкий». Вчерашняя выпускница Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) сегодня преподает ненецкий язык в родной Яр-Салинской школе. К слову, В посёлке Яр-Сале самая большая школа-интернат в России, здесь проживает более тысячи учащихся – выходцев из семей оленеводов. Руководство школы молодого специалиста часами не обидело: 12 часов уроков «Ненецкого языка» в начальной школе, 12 – в старших классах и по 2 часа кружковой деятельности в каждом звене. «Я родилась в многодетной семье оленеводов. Детство прошло на просторах тундры. Благодаря старшим сестрам всё своё время я проводила на улице, вместе с папой пасли оленей. Я с лёгкостью могла различать оленей в стаде. Люди удивлялись, разве это возможно? Хотя оленей не так уж много было, всего-то 200-300 голов. Сейчас у меня 169 учеников, и я всё думаю, почему же я никак не могу запомнить всех детей, оленей ведь знала каждого по отдельности», – рассказывает молодой педагог.
Опыт в защите проектов у Анны имеется. В 2017 году она защитила проект по переводу комиксов на ненецкий язык. Затем был реализован и запущен видеоразговорник «Ненецкий клуб «Вада», который будет интересен и полезен каждому, кто мечтает выучить и заговорить на ненецком языке.
Наша коллега по сохранению и популяризации родных языков Любовь Денисова работает телеведущей на канале Республики Коми «Юрган», что в переводе на русский язык означает «Звучный». Телеканал «Юрган» выпускает большой контент передач как новостных, так и тематических на коми и на русском языках. На вопрос, чем заинтересовал Молодёжный форум «Российский Север», Любовь ответила: «Зачатую мы «варимся» в собственном соку, а хотелось бы узнать, какая ситуация с сохранением родных языков в других регионах. На самом деле в нашей республике делается многое в деле сохранения родного языка и культуры. Помимо нашего канала, действует «Центр инновационных технологий», где, к примеру, есть переводчики, которые переводят с русского языка на коми. Создаются русско-коми, коми-русский онлайн-словари, издаётся художественная и учебная литература, все оцифровывается. Также переводим мультфильмы на коми язык, издаем различные пособия, комиксы, то есть ведётся гигантская работа по сохранению языка. В будущем хотелось бы заниматься народами Севера, наверное, это и является главной целью моего участия в форуме «Российский Север». Хотелось бы иметь достоверные представления о реальной жизни коренных народов Севера в современном мире».