- Хантыйский
- Русский
Рәт мирӑӆ оӆӑӊӑн айкеӆ тәс
Кудымкар вошн Коми-Пермяцкой мўвн сыр-сыр коми-пермякӑт мир вәӆты-хоӆты щирӑт ванӆтӑты тӑхет ӆэщӑтман вәӆӆӑт. Ӆыв кўтэӆн тӑм ӆўӊӑн ма нємасыя автономной некоммерческой «Центр поддержки социальных и культурных проектов» нємуп тӑхия ӊхсум па кәща нєӊӑӆ Вера Механошина пиӆа вәйтантыйӆсум па м хўв путрємӑсмӑн.
Щи тӑхи кәща нє иха ӑктӑщум арсыр финно-угорской мирӑт еӆпийн айкеӆӑт вєрӑс. Ӆўв путӑртӑс, хуты ин ӆыв рәпитты хотэӆ хущи мкєм ар сыр-сыр оӆюпн хӑншум хур иха ӑкӑтман тӑйӆӑт. Мєт вән хур ӆыв хущеӆа араттєӆн иса 20 хӑннєхә ӆапӑт щос мӑр оӆюпн нєрман рәпитсӑт, щит университетӑтн муй ӑшколаитн вәнӆтыйӆты айӆат ёх. Ӆыв пиӆэӆа щимӑщ вән хур вєрман Юрий Лисовский – этнофутуризм щирн хурӑт хӑншты хә Сыктывкар вош эвӑӆт вәс па щи хур ӆэщӑтты нётӑс. Щи хә вєрты рәпатайт, вантэ, Россия мўв ӆуватн хӑннєхуятӑтн сӑмӑӊа па мосмӑн тӑйӆыйт.
Вера Механошина ясӊӑт щирн, тӑм вән хур хущи коми-пермякӑт йис вәӆупсы щирӑт шєӊк хурамӑӊа нух хӑншман вәӆӆӑт. Ӆыв ищиты арсыр финно-угорской айшӑк муй вәншӑк мирӑт вәӆты-хоӆты щирӑт пиӆа иха юхӑтӆӑт. Вантэ, йис пураитн щи хәйт-нєӊӑт иса иха вәсӑт па, аӆпа, и ясӑӊ муй вәӆупсы хурасӑт тӑйсӑт. Мєт оӆӑӊӑн тӑмӑщ вән хурӑӊ нєпек хущи нын васы хурас вантты вєритӆӑты. Васы мӑтты ки, коми-пермякӑт йис путрӑт щирн, мӑӊ йиӊк мӑнум пийн, щорӑс эвӑӆт мўв пўлые нух таӆӑс. Щи мўв шўкие эвӑӆт тӑм вән мўв айӆтыева тывӑс. Кимит йис путрӑт щирн, мӑтты ки ӆәӆы муй па тохтӑӊ щи мўв пўлые щорӑс сӑм хӑры вўш эвӑӆт нух таӆсӑӊӑн па щи вєр унтасн мўӊ вәӆты-хоӆты мўвев вәна йис. Тӑмиты кимит йис путӑр иса мўӊ хӑнты мирев путрупсыя рӑхӆ. Щит пӑта хӑнтэтн ӆәӆы па тохтӑӊ войт йис вўшӑт эвӑӆт па ин тӑмхӑтӆ вәнта мӑӊа ӆўӊӑтӆыйт.
Щӑӆта тӑм кәща нє путӑртӑс, хуты тӑм вән хур хущи коми-пермякӑт вәӆупсы щирӑт мсыева ӆэщӑтум хә Кудым-Ош вәс па муйсӑр вєрӑт ӆўв тӑм мўвн вәӆты мирӑӆ пӑта тўӊматӑс. Вера Механошина путрӑт щирн, Кудым-Ош сырыя хәя-воя вмаӆ пурайн Язьва юханӑӆ хўватн ӆўв ёшӊӑӆаӆн вєрум хопн увӑс пєлка Югра мўва ӊхӑс па вухаӆь ими тәс. Ӛхӑт щи нєӊӑӆ пиӆа Иньва юхан хўват Кудымкар вошеӆ вәнты иха мӑнсӑӊӑн. Мєт оӆӑӊӑн мӑтты ки ӆўв Кастэ нємуп иимеӆ иса мис ими вєнш хурас оӊтӑт пиӆа тӑймаӆ. Тәп, хән Кудым-Ош икийн нєӊа вєрсы, щи йис пурайн Кастэ нє веӆщи мисӑӊ вєнш хурасӆ па оӊӑтӆаӆ вәтшӑсӆэ. Еӆӆы тӑм айӆат нє путӑртӑс, муй щирн тӑм Кудым-Ош ики коми-пермякӑт мира нянь па мўв эвӑӆт тәс. Щӑӆта ӆўв вәнӆтӑс хӑннєхуятӑт мўв хӑрӑт вєрты, нянь щимӑщ тӑхетн мсыева єнмӑӆты. Щи вєрӑт тумпийн Кудым-Ош нўм мўв эвӑӆт коми-пермякӑта карты тәс па вәнӆтӑс ӑӆ хӑннєхуятӑт сыр-сыр карты пурмӑсӑт вєрты. Мосӑӊ, щит пӑта тӑмхӑтӆ вәнта коми-пермякӑт иса ӆыв щиреӆн тўӊщирӑӊа карты эвӑӆт арсыр пурмӑс ӆэщӑтты хошӆӑт. Щит пӑта тӑм вән хур хущи Кудым-Ош тунты эвӑӆт вєрум нєпек пиӆа хӑннєхуятӑтн нух хӑншсы. Вера Механошина ясӑӊ щирн, йис пураитн коми-пермякӑт ищиты ӆыв щиреӆн нєпек хӑншты муй ӆўӊӑтты вєрӑт тӑйсӑт. Ӆыв тӑм нєпек хӑншты щир мӑтты ки иса «онбура» нємӑтсӑт. Мосӆ лупты, хуты коми муй па коми-пермякӑт иса йис пурайт вўш эвӑӆт тунты нєпекӑтн арсыр хурасӑӊ айкеӆӑт ма хӑншты па ищиты ӆўӊӑтты вєритсӑт. Ин па щимӑщ вуӆаӊ вєр оӆӑӊӑн ӆыв мӑтты арсыр ӆывеӆа мосты йис пурайн вєрум па тунтыя хӑншум айкеӆӑӊ нєпекӑт тӑм йисн учёныйт вәйтсӑт.
Коми-пермякӑт ясӊӑт щирн, ӆыв йис вўш эвӑӆт нєпекӑӊ посӑт тӑйсӑт.
Еӆӆы «Центр поддержки социальных и культурных проектов» нємуп тӑхи кәща нє путӑртӑс, хуты тӑм вән хурн кашӑӊ хӑннєхә тўӊщирӑӊа вантты вєритӆ Изъюр нємуп йис вош. Щи вошн, мӑта тӑхи ин 500-кєм метра хўватн тӑм хот йит эвӑӆт вәӆ, катра пураитн Чикыш нєм тӑюм щӑртӑӊ ими мӑтты ки иса атэӆт щирн вәӆты-хоӆты щирӆаӆ ӆэщӑтӑс. Ӆўв шєӊк ма арсыр хӑннєхә мәш вєрӑт мӑӆты хошӑс. Мосӑӊ, щит пӑта коми-пермякӑтн щи пирӑщ ими сӑмӑӊа тӑйсы па тӑмхӑтӆ вәнты ӑн па юрємӑсы. Щӑӆта айкеӆ вєрум нєӊев ясӑӊ щирн, тӑм вән хур нўмпийн ӆӑщкам тәрум хӑры ӛш мсыева оӆюпн нух хӑншман вәӆ. Коми-пермякӑт мир эвӑӆты хурасн, мӑтты сурма питты хуятӑт ӆыӆӆаӆ щи тәрум хӑры хўватн тор тухӆӑӊ воятн Тәрума нух тәӆыйт. Щит пӑта щимӑщ ӛш хӑннєхуятӑтн тор войт ӛша иса йис пурайт вўш эвӑӆт тӑта нємӑтсы. Ма щирємн, мосӆ лупты, хуты хӑнты ёх вәӆупсы щирӑт ищиты итәх пураитн коми-пермяк мир эвӑӆты вєрӑта рӑхӆӑт.
В. Механошина лупӑс, хуты рәпитты тӑхеӆ унтасн йис пура вєрӑт йиӆуп щирн коми-пермякӑтн ӆэщӑтӆыйт па еӆӆы шавиман тӑйӆыйт. Кашӑӊ хӑннєхуятӑта әмӑщ уша вєрты, хуты па муй щирн ӆыв йис ёхӆаӆ сырыя вәӆупсыӆаӆ тәсӑт.
Рассказ о культуре коми-пермяков
Немало в городе Кудымкаре Коми-Пермяцкого округа Пермского края особо примечательных мест, которые могут рассказать о жизни, быте, традициях, языке, культуре и литературе коренного населения – коми-пермяков. В один из июльских дней во время прохождения межрегионального литературного фестиваля финно-угорских народов России «Ловлон бикыв» (Пламя души) мне удалось побывать в одной автономной некоммерческой организации города Кудымкара «Центр поддержки социальных и культурных проектов Арт-код «Время создавать».
Директор этого некоммерческого учреждения Вера Механошина провела небольшую экскурсию для собравшихся вместе финно-угорских писателей. Но более всего она глубоко заострила наше внимание на одном из огромных художественных полотен. По её словам, оно создавалось семь часов и над ним трудилось 20 человек: студенты разных учебных заведений, а также учащиеся школ города Кудымкара, занимающиеся живописью. Руководил ими во время работы над созданием полотна художник-этнофутурист Юрий Лисовский из Сыктывкара, который в настоящее время является экспертом этнолаборатории по этнофутуризму. Вообще на рисунке, расположенном по замыслу известного художника-этнофутуриста на полстены, представлено несколько древних легенд коми-пермяцкого народа. Но почти все они так или иначе перекликаются со многими легендами различных финно-угорских народов, проживающих в настоящее время рядом с коми и коми-пермяками. Здесь у них была представлена прародительница-утка, которая, по одной из версий народа коми, подняла в своём клюве землю с морского дна. От этого кусочка земли в будущем разрослась вся их огромная территория. То есть, по поверью коми, демиургом земли стала утка. Внутри этой утки можно было хорошо разглядеть следующее художественное произведение. Представители народа коми в разные времена в старину поклонялись всем водоплавающим.
Существует также и такая легенда, что утка и гагара вдвоём создали землю. Но это уже общая легенда многих финно-угорских народов, проживающих недалеко друг от друга.
На этом огромном художественном полотне можно было хорошо разглядеть легенду о Кудым-Оше, где он ездит за своей невестой Касте на Югорскую землю. По реке Язьве на большой деревянной лодке, созданной его умелыми руками, основатель народа коми-пермяков привозит жену в Иньву. Вообще-то по легенде невеста героя Касте сначала была заколдована, так как имела коровье лицо с огромными костяными рогами. Но в тот самый момент, когда Кудым-Ош женится на ней, то с неё спадает проклятье, и она преображается в красивую девушку. Этот легендарный персонаж привозит чудским родам хлеб. Он учит людей разрабатывать участки земли, сеять рожь, пшеницу, а впоследствии собирать урожай и выпекать хлеб. Кудым-Ош научил всех коми-пермяков обрабатывать железо. Наверное, многие посетители выставки видели где-нибудь или имели такую хорошую возможность познакомиться с пермским звериным стилем обработки металла, который также придумал он ещё в древние времена. На этом художественном полотне Кудым-Ош был представлен в свой полный рост с берестяной грамотой в руках. И в настоящее время многие коми и коми-пермяки уверены в том, что у них ещё в старину была своя письменность, которая называлась «онбур». Кстати, для подтверждения этого у них обнаружились древние документы.
Далее рассказчица отметила, что недалеко от этого здания, в котором происходила экскурсия, буквально в 500 метрах отсюда в старину было городище Изъюр, где проживала шаманка Чикыш, что в переводе на русский язык означает «ласточка». Она лечила людей от всевозможных болезней, и все были очень благодарны ей. Само городище Изъюр относится к седьмому веку и переводится коми-пермяками на русский язык, как «каменная голова».
Помимо этого, на полотне был представлен Млечный путь, что называется по коми-пермяцки «дёджок туй», что означает «путь журавлей». В народе всё ещё существует такое поверье, что души умерших людей по Млечному пути птицы уносили в другой верхний мир и также приносили в этот средний земной мир из другого измерения. И это тоже вообще-то и сегодня является общей финно-угорской легендой. Здесь по творческому замыслу художника-этнофутуриста Юрия Лисовского, перед нами была вполне правдоподобно нарисована и представлена вся материальная и духовная часть окружающего мира коми-пермяков.
В завершение экскурсии по автономной некоммерческой организации города Кудымкара «Центр поддержки социальных и культурных проектов Арт-код «Время создавать» я попросил её директора рассказать о их работе.
Вера Механошина, отвечая на мой вопрос, отметила, что они всегда вносят в сознание своих посетителей что-то новое и при всём этом всегда развивают традиции коми-пермяков. По её мнению, все коми-пермяцкие старинные традиции, закостенелые в прошлом, они преобразовывают в современное состояние. Ведь традиции, законсервированные в своём прежнем состоянии, рано или поздно могут уйти или затеряться в гуще современной жизни. В их учреждении на основе этих традиций они создают новые традиции. Таким образом, ничего из них сегодня не теряется, а преобразуется их сотрудниками на современный лад, затем же преподносится на таких экскурсиях всем представителям коми-пермяцкого и разных других народов.