- Хантыйский
- Русский
Назарбаев нумсӑӊ ӑшкола
Вәйт ор тыӑщн Ёмвошн округ ӆуваттыйн няврємӑт вәнтӑты ёх па щи вєрӑт әхтыйн рәпатнекӑт, щи тумпи па хон пєлӑк Финляндия, Казахстан, Армения, Россия мўвӑт па Югра ӆуваттыйн вошӑт, кәртӑт эвӑӆт няврємӑт вәнӆтӑты ёх, киникайт єсӑты тӑхет кәщайт, оса вєрӑт тәты па компьютерной щирӑт тәса вәты хуятӑт вән мирхота ӑктӑщийӆсӑт. ыв путӑртсӑт, хутыса йиӆуп щирн Россия па округ уваттыйн вәнтӑты вєрӑт эщӑтты, ән няврємӑт па айат ёх рәт па па ясңӑта, литературая, йис вәупсыя, искусства вєрӑта мєт ма ванємӑты.
Казахстан мўв Нур-Султан вош «Назарбаев ики мєт нумсӑӊ ӑшкола» нємуп вєр оӆӑӊӑн вєра әмӑщ хәӆӑнтты вәс. Тӑм математической ӑшкола мўӊ искусствайт ӑшкола иты, тӑта мєт ушӑӊ няврємӑт ӑнтә тәп Россия мўв эвӑӆт, ар пєлӑк па хон мўвӑт эвӑӆт юхтум ёх няврємӑт па айӆат эвет-пухӑт вәнӆтыйӆӆӑт.
Тӑм ӑшкола кәща нє Айгуль Казжанова лупӑс, 2008-мит оӆ ай кєр тыӆӑщн Казахстан мўв кәща Н.А. Назарбаев ӆӑӊхас, ӆәӆн ӆыв мўвеӆн няврємӑт па айӆат ёх пӑта щимӑщ тӑхи ат пўншсы. 2011-мит оӆ Ас хӑӆты тыӆӑщн тӑм вєр оӆӑӊӑн поступсы вўсы. Интам Казахстан мўв ӆуваттыйн 20 щимӑщ нумсӑӊ ӑшкола рәпитӆ. Тӑм оӆ сухнум еӆпийн кӑт йиӆуп ӑшкола па пўншӆы. Әмӑщ, хуты мєт сырыя тыв арсыр нўшайӊ хоттєӆ ёх эвӑӆт няврємӑт вәнӆтӑты вўӆыйт. 18 ӑшколайн 7-мит класс вўш эвӑӆт 12-мит класс вәнты па 3 ищимӑщ тӑхийн 1-мит класс вўш эвӑӆт 12-мит класс вәнты 14307 няврєм вәнӆтыйӆ. 3082 – ар няврємӑӊ хоттєӆ ёх пушхӑт, рўтьщӑты вўша вум па мәшмӑӆтум ӑӊкет-ащет няврємӑт па шәкащты тёпиет. 2267 – щи хоттєӆ ёх эвӑӆт пушхӑт, хута и ӑӊки муй и ащи няврєм єнмӑӆтӑӆ. 2525 – кәртӑт па ай вошӑт эвӑӆт тёпиет.
Кашӑӊ няврємӑта тӑта щимӑщ урокӑт тәӆыйт: математика, казахской, рўщ па английской ясӊӑт па литература, Казахстан мўв оӆӑӊ йис путӑр, проектной вєрӑт хӑншты щир, ӛращты вєрӑта вәнӆтӑты па арсыр пушканӑт па йис вўш эвӑӆт сыр-сыр ӆаӆь хӑрӑт вәнӆтӑты урок. Щи тумпи биология, химия, физика па информатика урокӑт эвӑӆт кӑт урок пириты рӑхӆ, ӆәӆн мєт ушӑӊа щитӊӑн вәнӆтӑты.
Айгуль Казжанова ясӊӑт щирн, ар пєлӑк няврєм химия-биология-физика-Казахстан мўв оӆӑӊ йис путӑр-экономика па проект урокӑт пириӆӑт па щитӑтн тәса еӆӆы вәнӆтыйӆӆӑт.
«Назарбаев ики мєт нумсӑӊ ӑшколая» питты щира няврємӑт щимӑщ вєрӑт оӆӑӊӑн иньщӑсӆыйт: математической вєрӑт (рўщ щирн математическая грамотность), казахской, рўщ па английской ясӊӑтн ӆўӊӑтты па хӑншты вєр (рўщ щирн грамотность чтения). Щи тумпи математической щирн нәмӑсты па мєт сора щитӑтн ӆўӊӑтты (рўщ щирн количественные характеристики по оценке способностей) па философ щирн нәмӑсты (рўщ щирн пространственной мышление).
2018-2019-мит оӆӊӑнӑн «Назарбаев ики мєт нумсӑӊ ӑшколайтн» вәнӆтыйӆты няврємӑт экзаменӑт ма мӑсӑт. Щӑӆта кашӑӊ 6 пушӑх тәп «5» отметкая партупсэт вєрӑс.
Нивӆ оӆ мӑр 10101 айӆат хуят тӑм нумсӑӊ ӑшкола етшуптӑсӑт. Ӆыв кўтэӆн кӑт айӆат хуятӊӑн Гарвардской, кӑт – Колумбийской, кӑт –Пельсильванской, ит – Корнельской, ит – Принстонской, ит – Броуновской университетӑта еӆӆы вәнӆтыйӆты мӑнсӑт.
Иха ӆўӊӑтты ки, няврємӑт пиӆа тӑта 3029 хӑннєхә рәпитӆ. Щи кўтн 172 па хон пєлӑк мўвӑт эвӑӆт юхтум айӆат ёх вәнӆтӑты хуятӑт.
Ма щирємн, щи мурт нумсӑӊ ӑшколайт Казахстан мўвн вәӆӆӑт, мосӑӊ, округевн ищимӑщ ӑшколайт пўншӆыйт ки, рәт ясӊев па иса шуши мир культураев еӆӆы вәс ӆәӆн.
Об опыте образовательной платформы «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Ежегодно, в преддверии Дня знаний, в нашем регионе проводится традиционное августовское совещание педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 2019 год собрал рекордное количество участников – более 2 000 педагогических работников округа, представителей общественности, ведущих российских издательств, компаний системных технологий и программного обеспечения, а также почётных гостей из других субъектов Российской Федерации, стран дальнего и ближнего зарубежья Казахстана, Армении и Финляндии.
Ключевой темой пленарного заседания 2019 года стало обсуждение образования мирового уровня. Так, об уникальной практике и опыте автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» рассказала Айгуль Казжанова, управляющий директор АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (город Нур-Султан (Казахстан).
Участники совещания узнали и о системе отбора одарённых детей для обучения в школах с естественно-математическим направлением, создании уникальной интегрированной образовательной программы NIS Programme, новой критериальной системе оценивания, международном признании программы, системе повышения квалификации учителей, трансляции опыта системы образования Казахстана.
12 марта 2008 года глава государства Н.А. Назарбаев инициировал уникальный проект по созданию сети интеллектуальных школ во всех регионах Республики Казахстан. Для внедрения современной формы управления в сфере образования, развития академической свободы и автономности, необходимой для реализации инновационных образовательных программ, 19 января 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев фонд».
На сегодняшний день сеть интеллектуальных школ республики Казахстан включает в себя 20 школ: 19 – по обучению по программам «Назарбаев Интеллектуальные Школы (НИШ), 1 – это по программе IB. В 18 – «НИШ» обучение осуществляется с 7 по 12 классы, в 3 – с 1 по 12 классы.
Особо следует отметить, что из 14 307 учащихся 3 082 ученика являются детьми из многодетных и малообеспеченных семей, дети, чьи родители являются пенсионерами, инвалидами, и дети, находящиеся под опекой и попечительством. 2 267 – дети из неполных семей и 2 525 – дети из сельской местности и малых городов. Таким образом, с 2010 года количество претендентов на 1 место увеличилось в 5 раз и составляет 9,5 человек на одно место.
Основными принципами «НИШ» руководство организации считает: ценности, приравненные к целям обучения; ожидание результата обучения в виде навыков широкого спектра; целостное восприятие окружающего мира; вовлеченность учащихся в обучение и ответственность за своё будущее уже в школе; система критериального оценивания «для» и «по» результатам обучения; трехъязычное образование.
Образовательная модель старшей «НИШ» состоит из обязательных и элективных предметов. Здесь все ученики изучают математику, казахский/русский язык и литература (первый язык), казахский /русский язык и литературу (второй язык), английский язык, «История Казахстана», глобальные перспективы и проектная работа, физическую культуру и начальную военную подготовку. К элективным предметам относятся – биология, химия, физика, информатика. Отметим, что все ученики изучают два элективных предмета на продвинутом уровне, но большинство учащихся изучают один из следующих элективов: химия/биология/ИКТ/география/экономика/графика и проектирование.
Отбор учащихся в интеллектуальные школы осуществляется по двум обязательным критериям: 1) предметный тест – математическая грамотность через определение уровня предметных знаний умений и навыками с рисунками, графиками и диаграммами; грамотность чтения, оценивается способность понимать и анализировать письменные тексты на казахском, русском и английском языках; 2) тест по оценке способностей – количественные характеристики, здесь оценивается способность видеть взаимосвязь между цифрами, оперировать ими на основе математического и логического мышления; пространственное мышление подразумевает оценку способностей ориентироваться в трёхмерном пространстве, понимать и запоминать связь между объектами.
Каждый шестой учащийся «НИШ» завершил 2018-2019 учебный год на «отлично». В период с 2010 по 2018 годы количество выпускников составило 10 101 человек, среди которых – двое выпускников продолжили обучение в Гарвардском университете, двое – в Колумбийском университете, двое – в университете Пенсильвании, один – в Корнеллском университете, один – в Принстонском университете и один – в Брауновском университете.
Педагогический состав учебного заведения включает в себя 3 029 учителей, в том числе 172 иностранных педагога.
«Назарбаев Интеллектуальные школы» используют потенциал международных образовательных платформ для изучения тенденции развития образования в мире, совершенствования образовательного процесса и трансляцию инноваций в общеобразовательные школы страны. Возможно, когда-нибудь прекрасный опыт Назарбаевских школ станет перспективной инновацией и в деле сохранения обско-угорских языков.