- Хантыйский
- Русский
Айӆат ёх рәт ясӑӊӑн оӆӑӊ пўш кӑссӑт
Кашӑӊ оӆ округевн ӑшколайн вәнӆтыйӆты няврємӑт кўтн рәт ясӊӑт әхтыйн кӑсты щирӑт ӆэщӑтыйӆӆыйт. Тӑм пўш щимӑщ кӑсупсы колледжӑтн вәнӆтыйӆты айӆат ёх кўтн вєрӑнтсы.
Иса нӆ тӑхи эвӑӆт няврємӑт рәпатайт хӑншсӑт, щит Ёмвош, Игрим, Сәрханӆ па Нуви сӑӊхум вош. Хӑнты ясӑӊӑн – 17 хуят, вухаӆь ясӑӊӑн – 7 хуят па юрн ясӑӊӑн – 1 хуят. Рәпатайӆаӆ вәнӆтыйӆты вошӆаӆн хӑншсӑт па щӑӆта Ёмвоша китсӑӆаӆ. Кашӑӊ нєпекн нємасыя номер хӑншсы, мӑта хуят рәпата – уш ӑнтәм вәс. Хӑнты ясӑӊӑн рәпатайт вантсӑт: Ас-угорской институт эвӑӆт В.Н. Соловар, В.В. Сязи, «Хӑнты ясӑӊ» газета эвӑӆт Н.И. Вах. Вухаӆь ясӑӊӑн — Ас-угорской институтн рәпитты нєӊӊӑн М.В. Кумаева, С.С. Динисламова, развития образования институт эвӑӆт Е.У. Акбаш.
Хӑнты няврємӑт кўтн мєт ма ясӊеӆ вәйтӆэӆ сәрханӆ хӑнтэт путрупсыйн путӑртты айӆат ёх. Виктория Тэвлина 70 балл ёша павтӑс, Ангелина Покачева – 66 балл. Ӆын Сәрханӆ вош политехнической колледжӑн вәнӆтыйӆӆӑӊӑн. Ольга Покачева Ёмвош технолого-педагогической колледж эвӑӆт 58 балл ӑктӑс. Мєт шимӆ ут 18 балл арат вәс.
Вухаӆь айӆат ёх кўтн ӆапӑт хуят кӑссӑт, мєт вән 38 балл вәс. Юрн ясӑӊӑн и хуят вәс, ӆўв 36 балл ёша павтӑс. Нух питум хуятӑт ишӑк нєпекӑтн мойӆӑӆыйт. Хуӆыева хӑншум няврємӑт сертификат нєпекӑтн катӆуптӑӆыйт.
Ас-угорской институтн рәпитты ими, филологической наукайт тохтур нєм тӑйты нє Валентина Соловар щи кӑсупсы оӆӑӊӑн щиты лупӑс:
– Колледжӑтн вәнӆтыйӆты няврємӑт пӑта тӑмӑщ вєр округевн мўӊ оӆӑӊмит пўш ӆэщӑтсўв. Муӆтыкєм щит ясӑӊ ӑн вәты няврємӑт пӑта хӑншсўв. Хән ӑшколайн рәт ясӑӊ ӑн тәӆы, муй па урока тәп 2-3 няврєм ӊхӑӆ, щи пурайн мсыева иньщӑсты уш ӑнтәм. Мўӊ уша вєрты ӆӑӊхаӆўв, муй арат хуят рәт ясӑӊ оӆӑӊӑн муӆты вәятӆ. Мєт оӆӑӊ партупсы вәс хӑнты ясӑӊӑн вўща па па м вәӆум ясӊӑт хӑншты. Тӑта мўӊ шиваӆӑсўв, хуты итәх пушхӑт щи ясӊӑт ӑн вәйтӆӑт. Кимит иньщӑсупсы ӆавӑртшӑк вәс, хӑнты ясӑӊ оӆӑӊӑн, щит нємхуятн ӑн вәйтсы. Ищиты хӑнты ясӑӊӑн путӑр хӑншты мосӑс. Щит тәп сәрханӆ путрупсыйн путӑртты айӆат ёх ма хӑншсӑт.
Тӑмхӑтӆ ӑшколайн па колледжӑтн рәт ясӊӑт ӑӊки-ащи хӑншум нєпек щирн вәнӆтӑӆӑт. Ӆыв ӑн ӆӑӊхаӆӑт ки, няврєм рәт ясӊӑӆ вәнӆтӑты ӑн питӆ. Интӑм шимӆ эви-пух рәт ясӑӊ уша павӑтты ӆӑӊхаӆӑт па нємуӆты щи оӆӑӊӑн тўӊщирӑӊа ӑн вәйтӆӑт. Щит м вєр хән.
Ма нәмӑсӆум, хуты колледжӑтн Югорской университет иты мосӆ нємасыя арсыр ясӊӑт оӆӑӊӑн вәнӆтӑты хӑр ӆэщӑтты. Ӆәӆн айӆат хуятӑт па мир ясӊӑт оӆӑӊӑн уша ат вєрсӑт. Хӑннєхуята нумсӑӊа вәӆты пӑта арсыр ясӊӑт вәты мосӆ. Па мєт вуӆаӊ щир, щит рәт ясӑӊӑн путӑртты. Щи вєр ӑӊки-ащи такӆы хән тывӆ.
Ас-угорской институтн рәпитты айӆат нє Виктория Сязи хӑнты литература кӑсупсы оӆӑӊӑн ай тәс. Ӆўв путӑртӑс:
– Иса 17 хуят кӑссӑт. Муӆтыкєм иньщӑсупсэт ӑшкола программа эвӑӆт вўсыйт. Щӑӆта литература оӆӑӊӑн нємасыя путӑр хӑншты мосӑс, тәп кӑт хуят щит ӑн вєрсӑт. Мєт ар 35 балл вәс, щит касум путрупсыйн путӑртты хуят ёша павтӑс.
Вухаӆь ясӑӊӑн кӑсупсы филологической наукайт кандидат нє Светлана Динисламова нух вантӑс, ӆўв щи оӆӑӊӑн щиты нёхмӑс:
– Ма щирємн, литература кӑсупсы ки вантты, лупты рӑхӆ, хуты ӑшколайн няврємӑт увӑс мир литература машӑк вәнӆтӑсӑт. Муӆтыкєм пушхӑт писателят па поэтӑт вәйтӆӑт. Творческой щирн па тәп и хуят путӑр хӑншӑс. Щи вєрн 15 балл ёша павӑтты рӑхӑс. Учителята мосӆ щит тўӊматты, ӆәӆн няврємӑт нумӑсӆаӆ нєпека хӑншты ат вәнӆсӑт. Иса олимпиада иньщӑсупсэт Ас-угорской институтн рәпитты хуятӑтн ӆэщӑтсыйт. Тӑмӑщ вєр оӆӑӊ пўш вәс, сыры оӆӑтн ӑшкола няврємӑт пӑта щимӑщ кӑсупсы вєрӑнтсы.
Ас-угорской институтн рәпитты вухаӆь нє Мария Кумаева путӑртӑс, муй щирн няврємӑт рәт ясӑӊӑн кӑссӑт.
– Вухаӆь ясӑӊӑн яӊ иньщӑсупсы вәс. Оӆӑӊ вєр – вўща па па м вәӆум ясӊӑт айӆат ёх ма хӑншсӑт. Тәп итәх хуятӑт ван па хўв гласной сыйт оӆӑӊӑн уш ӑн тӑйӆӑт. Щӑӆта ясӊӑт лексико-тематической щирн хӑншты мосӑс. Муӆтыкєм няврємӑт тәса хӑншсӑт, тәп ищи хуӆыева ясӊӑт ӑн вәйтӆэӆ. Ӆывеӆа мосӆ вухаӆь ясӊуп киникайт ӆўӊӑтты, ӆәӆн ясӊӑт уша вєрты. Путӑр тәп кӑт хуят хӑншсӑт.
В Ханты-Мансийске состоялась первая региональная олимпиада по родному языку и литературе
В округе для учащихся школ постоянно проводится олимпиада по родным языкам и литературе народов Севера. В конце октября 2019 года в Ханты-Мансийске состоялась первая региональная олимпиада по родному языку и литературе среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях нашего округа.
Целью этой олимпиады было выявить наиболее способных обучающихся к овладению языковой культурой коренных народов, пропаганда родных языков и литературы как средства общения и сохранения традиционной культуры и этнического самосознания малочисленных народов Севера.
Основные задачи олимпиады – пробудить интерес к изучению родного языка, уметь применять полученные знания на практике, совершенствовать языковую грамотность.
Олимпиада проводилась по хантыйскому (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийскому и ненецкому языкам. Участие в ней приняли четыре учреждения профессионального образования, это Белоярский, Игримский и Сургутский политехнические колледжи, Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж.
Больше всего участников среди обучающихся профессиональных образовательных организаций было по хантыйскому языку и литературе – 17 человек, по мансийскому языку и литературе – 7, по ненецкому языку и литературе – 1.
Организатором олимпиады является окружной департамент образования и молодёжной политики. В состав жюри региональной олимпиады по родным языкам и литературы народов Севера вошли научные сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок: В.Н.Соловар, С.С.Динисламова, В.Л. Сязи, М.В. Кумаева, сотрудница Института развития образования Е.У. Акбаш и сотрудница газеты «Ханты ясанг» Н.И. Вах.
Среди детей ханты наиболее лучшие результаты показали учащиеся, говорящие на сургутском диалекте хантыйского языка. Самые высокие баллы набрали обучающиеся Сургутского политехнического колледжа Виктория Тэвлина – 70 баллов и Ангелина Покачева – 66 баллов. На третьем месте учащаяся Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Ольга Покачева – 58 баллов. Она также является носительницей сургутского диалекта хантыйского языка.
Среди студентов, писавших работы на мансийском языке, самый высокий результат 38 баллов. На ненецком языке работу выполнил 1 человек, он набрал 36 баллов.
Все, кто участвовал в первой региональной олимпиаде среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, получат сертификаты участника.
Сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок прокомментировали итоги первой олимпиады среди обучающихся в профессиональных образовательных заведениях по родным языкам и литературе народов Севера.
Доктор филологических наук Валентина Соловар:
– Такая олимпиада для средних учебных заведений проводилась впервые. Задания были рассчитаны на тех, кто не владеет родным языком, потому что все прекрасно понимают, что когда родной язык не преподаётся или занятия посещают всего лишь два-три человека, то на какие-либо более глубокие знания по языку бессмысленно рассчитывать, поскольку учащийся всё равно на них не ответит. Это чисто для того, чтобы выявить, знают ли они что-либо о языке, поэтому первое задание было: «Поприветствовать кого-либо». По этому заданию уже было понятно, что многие не знают и даже не слышали, как нужно приветствовать, говорить «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидания».
Что касается второго более специфического вопроса: «К какому типу языков относится хантыйский язык», тут, конечно, никто не ответил, получили просто ноль баллов. Потому что это действительно нужно знать, что русский язык – флективный, хантыйский язык – агглютинативный.
Что касается языковой семьи или группы, к которой относится хантыйский язык, было очень мало правильных ответов. Что это угорская группа и относится туда три языка: венгерский, хантыйский и мансийский. Что касается языковой семьи – финно-угорская, тоже было мало правильных ответов. Дальше было задание, распределить слова по частям речи, т.е. такие общие знания, чтобы увидеть, как слова различаются в языке, какие части речи есть. Далее, нужно было слова в нужной форме поставить в предложении. Тут ещё было все более печально. Мало кто справился с этим заданием. Для этого нужно правильно грамматически говорить, составлять предложения. Общий такой вопрос, какой был первый памятник на хантыйском языке, правильных ответов мало. В этом году отмечается 200 лет со дня рождения венгерского исследователя Антала Регули. Он бывал в наших краях, записал много фольклорных произведений на хантыйском и мансийском языках, кроме этого, им было собрано много этнографического материала. Был задан такой вопрос: «Какой венгерский путешественник-лингвист был в наших краях?» Интересно, что тут больше правильных ответов в отличие от других вопросов. Что касается исследователей хантыйского языка, то удивительно, что большая часть студентов правильно ответили. Наверное, они всё-таки слышали что-то про хантыйский язык. В задании «Распределить слова по тематическим группам», многие смогли всё-таки правильно распределить слова по темам. Что касается задания, «Написать рассказ на хантыйском языке», то справились только учащиеся, владеющие сургутским диалектом.
Сейчас такая ситуация в округе, что хантыйский язык в школе и в средних специальных учебных заведениях изучается на добровольной основе по заявлению родителей, хотя кажется совершенно нормально, когда человек изучает родной язык. Именно поэтому произошёл резкий отсев. Многие родители не захотели, чтобы ребёнок изучал язык этноса. И, к сожалению, осталось очень мало учащихся в школе и в средних учебных заведениях, которые изучают язык своего этноса.
Очень грустно, что сложилась такая ситуация. У самих представителей этого этноса, наверняка родители – ханты, но они почти ничего не знают о хантыйском языке. Грустно, грустно, грустно…
Я хотела бы внести предложение окружному департаменту образования, может быть, меня услышат. В средних учебных заведениях, также как и в Югорском государственном университете, необходимо ввести общий курс по языковой картине мира: ханты, манси и т.д. Этот курс ведётся для учащихся разных национальностей. Раз люди здесь живут, они должны знать о культуре, о языке, об истории этого края. Хотя бы быть немного образованными, просвещёнными. Это же не имеет значения, человек слесарь или он таксист. Просто, наверно, нужно ощущать себя человеком, больше знать о мире, а не только о своей профессии, потому жизнь одна, она должна быть в разных красках, она должна быть красивой и интересной. Мне кажется, что процесс познания мира не заканчивается лишь в том, чем человек живёт. Вот это я бы пожелала молодым людям. Чтобы они интересовались миром.
Дело в том, что человек не остаётся в своих 14-15 годах. Он взрослеет, и когда ему исполнится 30-35 лет, может быть, кто-то поймёт раньше, что у него есть корни, у него есть история, у него есть братья, сёстры и родители. У него не будет другой семейной истории, у него она такая, какая есть. И ты можешь закрыть на это глаза и представить себе, что это не твоя история, но это невозможно внутри себя скрыть. Поэтому всё-таки я призываю молодое поколение, если вы хотите, чтобы вас уважали, изучайте родной и иностранные языки, потому что владеть разными языками – это модно, престижно. Очень много ещё живых языков, и каждый из них по-разному раскрашивает этот мир, поэтому человек не может от себя отказаться.
– Сейчас в школьной программе нет предмета «Уроки родного языка», можно ли спрогнозировать, что через какое-то время дети вообще не будут знать родной язык?
– Это уже и сейчас видно. Даже если бы мы не проводили эту олимпиаду. В первый класс приходит, допустим, один ребёнок, владеющий языком, или приходят вообще не владеющие родным языком. Эту ситуацию могут переломить только сами родители. Если они наконец-то поймут, что для того, чтобы быть успешным, а, может быть, удовлетворённым жизнью, человек не может от себя отказаться. Иначе он всё равно будет чувствовать себя ущербным. Если они хотят, чтобы дети чувствовали себя, ну хотя бы удовлетворёнными жизнью, не нужно от себя отказываться, от своего я.
Кандидат филологических наук Виктория Сязи:
– Всего было 17 работ, из них, наверное, было всего две работы, где творческое задание № 15 было совершено не освещено. Радует то, что большая часть учащихся решили порассуждать о литературе, об образовании Югры. Они справились с этим заданием, может быть, не в полную силу, но, тем не менее, пытались. Остальные задания были ориентированы на общие знания по хантыйской литературе. И нам, как разработчикам, в первую очередь, ставили задачу, чтобы студенты, которые будут участвовать в Олимпиаде, а это не только будущие филологи, но и другие специалисты, поэтому здесь нужно было сделать акцент на знания из школьной программы. И поэтому в заданиях была общетеоретическая часть, касающаяся литературоведения. Вопросы касались стихосложения, и третья часть задания была сориентирована на обско-угорскую литературу, в частности, на хантыйскую, мансийскую и ненецкую. Были вопросы исторического характера и общетеоретические по хантыйской литературе, на знания авторов хантыйской литературы и их произведений. И был такой вопрос, я думаю, что он был лёгким, про фильм «Сага о хантах», который вышел в свет в 2009 году. Это известное произведение Е.Д. Айпина, поэтому большинство практически 100% учащихся справились с этим заданием.
– Какая общая картина сложилась по Олимпиаде?
– Это был первый опыт для меня, как для разработчика, мы посмотрели эти работы, оценили. Очень радует, что дети попытались выполнить задание № 15. И многие знают хантыйских писателей. Все практически отметили, что Е.Д. Айпин – это хантыйский писатель. На вопрос о Юрие Вэлла, почему-то многие причисляют его к хантыйскому народу, хотя он по происхождению ненец. Сложности вызвали знания по общей теории литературы, там, где нужно было определить размер стихотворения, строфику и рифму. Возможно, что этот материал был пройден давно, в 5 классе. Это теория строения стихосложения, поэтому, возможно, что были трудности. А так вполне хорошо написали по литературе. 35 баллов набрал студент на казымском диалекте, а если говорить в общем по диалектам, то больше баллов набрали студенты по сургутскому диалекту.
Кандидат филологических наук Светлана Динисламова:
– По заданиям по литературе складывается такое впечатление, что участниками региональной олимпиады были те дети, которые всё-таки мансийскую литературу в школе изучали. Потому что на вопросы, например, кто являются зачинателями литературы или кому принадлежит то или иное произведение или кто является мансийскими авторами, кто хантыйскими, ответили правильно. Но тут, наверное, надо обратиться к преподавателям школ, что только один человек из всех попытался сделать творческое задание. Я думаю, что это наоборот интересно, если есть творческое задание. Там и баллов больше и можно за счёт этого выиграть. Такой простор и вопросы были наводящие. Например, «Что такое образовательный процесс в Ханты-Мансийском округе?», «Как мансийская литература изучается или не изучается?» Можно было тут фантазировать и выразить своё мнение.
В творческом задании надо было написать не менее двухсот слов. Я подсчитала, что один человек, который попытался написать, написал всего сто слов и тоже творчески подошёл, потому что он отталкивается от вопроса и размышляет. Следующий вопрос тоже на размышление, чуть больше в два раза написали бы и набрали ещё 15 баллов.
– Кто составлял задания?
– Задания составляли сотрудники научно-исследовательского отдела обско-угорских литератур Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. Составляли вопросы по мансийской, и хантыйской и ненецкой литературе. Впервые провели такое мероприятие, мы просто попытались усложнить те олимпиадные задания, которые были для 11 класса. Я думаю, что в дальнейшем задания будут ещё немного сложнее, потому что тут не было родного языка.
Кандидат филологических наук Мария Кумаева:
– По мансийскому языку хотелось бы сказать следующее. У нас было 10 заданий. С первым заданием многие обучающиеся справились. Это было задание-приветствие на мансийском языке. Здесь хотелось бы отметить, что многие обучающиеся не отличают краткие и долгие гласные, т.е. в этом плане учителям нужно будет обратить на это внимание, что в мансийском языке есть краткие гласные и долгие. Например: в словосочетании ‘паща олэн’ есть краткие гласные, это значит ‘здравствуй’ – обращение к одному человеку. А если прознести долгой гласной ‘паща олээн’, то это уже привествие ко многим людям. Писали дети из посёлка Игрима и города Ханты-Мансийска. Ещё было задание по числительным, надо было определить числительное не первого десятка. Здесь очень многие справились. Было задание по определению автора научной работы «Этика и этикет ханты». Здесь тоже половина учащихся справились, что это труд М.А. Лапиной. И по заданию, определить слова по лексико-тематическим группам на темы: «Семья», «Люди», «Посуда», «Пища», «Домашние животные». 30 слов по 10 слов в каждой группе. Здесь тоже многие справились, но не все слова были правильно отнесены по группам. Здесь можно посоветовать обучающимся больше обращаться к «Мансийско-русскому и русско-мансийскому словарю», пополнять свой словарный запас. По десятому заданию нужно было написать рассказ о себе на мансийском языке. С ним справились только два человека, т.е. это уже более высокий балл. Оба рассказа логически связанны, составлены правильно. То, что ребята принимали участие в этой олимпиаде, это уже говорит о том, что эти учащиеся заинтересованы в изучении родных языков. Может быть, кто-то просто интересуется мансийским языком и уже может принимать участие в олимпиадах. Задания были ориентированы для слабовладеющих родным языком. Можно сказать, что учащиеся справились.