Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўвевн вәты тынӑң ёх!
  • Округ емӑӊхӑтӆ пиӆа!
  • Югра мўв ёх Сочи воша яӊхсӑт
  • Хӑннєхәя сӑмӑңа па вещката вәты мос
  • Мўвӑт-йиңкӑт авӑты вєр оӑңӑн айке тәсӑт
  • «ЮграТур» — вуаң рўтьщӑты вєр
  • Югра мўв хоттє ёх

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Арсыр мирӑт кўтэн әхсӑңа ат вәӑт
  • Округ дума мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Няврєм вәнтӑты нєңа йиты ӑңхӑс
  • ўв ёнтум әмӑтсухан шєңк хошум
  • Ай няврємӑт пиӆа рәпит
  • Хӑнты ими хотн
  • Вәупсы хўватн хў вепӑсӑс
  • Саранпауль кәрт лекщитты вєрӑт
  • Муя вәсум па няврємӑт єнмӑсум, хән ма юпємн юрн хот ӑн хӑщӑ?

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Нюки хот ёнтӑсты хӑра ӑктӑщийсўв
  • Йис пурмӑсӑт тӑйты хот кәща нє айкеӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Муя вәсум па няврємӑт єнмӑсум, хән ма юпємн юрн хот ӑн хӑщӑ?
О. Корниенко киника хущи оӆӑӊ лопӑс
О. Корниенко киника хущи оӆӑӊ лопӑс
  • Хантыйский
  • Русский

Муя вәсум па няврємӑт єнмӑсум, хән ма юпємн юрн хот ӑн хӑщӑ?

Щи ясңӑт мирхотн лупсыйт, хән айке ӑкӑтты па кинайт вєрты нє Ольга Корниенко «Уходящая натура: что осталось за кадром» киникай оӑңӑн ай павтӑс. Щи нєпек ўв Юрий Вэллая постӑсэ, ўв пиэа ар о әхсӑңа вәс. Киникайн арсыр айкеӑт па «Путём Хозяйки Агана», «Привет, Алёнка!», «Договор», «Мастер и Евдокия», «Весна в Тресколье», «Последний монолог» па «Медвежьи игрища на Тром-Агане» кинайт оӑңӑн хӑншман вә. Щӑта ня вән путӑр: «Цена вопроса о земле», «Я и Вэлла, «Лики Югры» па «Река жизни». Мирхотн Ольга Геннадьевна лупӑс: «Хәс о тӑм нєпек хӑншсум, хутысаты перестройка вєрӑт вәнта юхӑтсӑт па муй щирн щи йисн мир щӑта вәсӑт. Интум округевн 30-кєм щурӑс хӑнты, вухаь па юрн ёх. Тӑм пўяң вәнт кәртӑтн веткєм щурӑс хуят вә, 263 вўт кәрт єпн интум питы вуй хоумы. Тӑм нєпек щӑта вәты шуши мирӑт оӑңӑн хӑншсум».

Йиуп вәупсы 
вәнта юхтӑс
 
Мєт сыры «Привет, Алёнка!» нємуп кинай оӑңӑн Ольга путӑртӑс, щит 2002-мит он вєрсӑэ. Интум вәнты арсыр мўвӑтн щи ут ар мирн вантсы. Щи кинайн вантӑы, муй вўрн Колывановӑт семьяйн ай эви єнмӑ. Финляндияйн, хән щит вантӑсы, Ольга иньщӑссы: «Хән кина вєрӑн, муй нєман шуши ёх хӑнты әмӑтсуха әмӑттӑан?». «Ӑнтә, — ма лупсум. — ыв интум вәнты щиты яңхӑт па па щирн вәты ӑн ӑңхаӑт». Аграфена Песикова лупӑс, хуты «Привет, Алёнка!» — щит хӑнты няврємӑт вәнтӑты вєр оӑңӑн вә. Хән ӑшколайн ай ёха шуши мир оӑңӑн путӑртум, мєт оӑңӑн ывеа тӑм кина вантӑум па лупум: «Хотӑт, вўы әхӑт, пәшасӑт иса Алёнкаен ащийн вєрсыйт. Эвие, ӑңке па аще әмӑтсухӑт ӑңкен ёнтсыйт. Ма ӑн ӑңхаум, ән мир нәмӑссӑт, хуты хӑнтэт иса вух нётупсы рўвн вәӑт. Хӑнтэт — шєңк каркам мир», — лупӑс О. Корниенко.
Алёна ин вәна йис, Сәрхан вошн вәнтый. ўв ай пурай иты ищимӑщ ям эви. Вўт кәртӑ, хута єнмӑс, 2012-мит он тўтн ёссы. ўв интум Ариша, Алиса па Антон апщет тӑй. Аще питы вуй вўты тӑхийн рәпит. Ольга вєра ӑңха, ән щи семья еы щўняңа ат вәс.
 
Мўв вәнььты 
вєр
 
Еы путӑр тўвман О. Корниенко лупӑс: «Цена вопроса о земле» путӑрн перестройка оӑңӑн хӑншум, хуты-саты щи йисн мир вәнтӑн вәсӑт. Щи пурайн «Спасение Югры» па шуши мирӑт Ассамблея вєрсыйңӑн. 1990-мит оӑтн шуши мир вәупсы оӑңӑн поступсэт хӑншты питсыйт па рәт мўвӑт ара ортты оӑңӑн нєпек єтӑс. Щи юпийн хӑнтэт мўваа нєпек ёша павӑтты питсӑт.
Ма щирємн, хӑнтэт индейцӑт иты пушкӑн пиа навӑртты ӑн питӑт, ән рәт мўве вәнььты. Тәп пура юхтӑс, хән мўве пӑты тарӑнӑты мосмӑтӑс. Вантэ, хән ипўш вўыан пиа па мўва касӑты партӆыйн — щит и вєр. Хән кимит пўш партӆыйн, мўвен вәнььты щи пиньщӑӑн».
Хўвншӑк О. Корниенко «Неудобный Иосиф» нємуп кина вєрӑс. Щи йисн И. Сопочин па Ю. Вэлла нәам ўве мирхотӑта вохӑнтсӑңӑн. Щиты Ольга ямсыева шуши ёх вәупсы уша вєрӑс па кинайт вўс. «Ма киникайн шуши мир па вуаң хуятӑт оӑңӑн хӑншсум, хуйтат 1990-мит оӑтн рәт мўва вәнььты питсӑт», — лупӑс щи нє.
 
Юрий Вэлла ӑн юрємӑсы
 
Киника кимит пєлӑкн Юрий Вэлла оӑңӑн хӑншман вә. «ўв мира вантӑсэ, хутысаты XXI-мит йисн вәнтӑн яма вәты щир вә. Мєт оӑңӑн ўв вәнтӑң ӑшкола пўншӑс па щӑта хиыа вәнтӑс. Ма хәс о мӑр ўв питрӑн вәсум», — нёхмӑс Ольга Геннадьевна. Еы ўв лупӑс, хән «Путём хозяйки Агана» нємуп кина єтӑс, щит вантум ёх хоӑсӑт. Кинайн ыв шиваӑсӑт, интум Аган юханӑн вўт кәрт па шәкӑң тӑхи ӑнтәм, хута 1996-мит он Юрий Вэлла пиа ай хопн яңхӑс. «Щи мўвн вәум мир лупсӑт, муй сыры щӑта вәс. Саша Айпин щи пурайн лупӑс: «Тӑм шәкӑң тӑхийн аңкаң-кєм шавиман вәс», — лупӑс щи нє.
«Последний монолог» нємуп кинайн Ю. Вэлла лупӑс: «Аули сурма питты епийн ма ўв хущеа яңхсум па лупсум: «Нӑң вәэн, хӑннєхә хўв пӑнта мӑн-та юпийн иса хут ӑн вәш, мир нумӑсн хӑщ». ўв мӑнєма юхы лупӑс: «Щиты, тәп хӑннєхә пўпия йиты юпийн тәрум ипийн юрн хот ки ӑн хӑщ, муй пӑты ма вәсум? Муй пӑты няврємӑт єнмӑтсум?». Лыпӑт хойты тыӑщ 12-мит хӑтӑн Юрий Вэлла ӑнтәма йис. Мир, рәт-ан па әхӑсан ӑн юрємӑсы, ўв хӑншум киникайа ищи мира мосӑт.
 
Тӑм йис щирн вәты вәнсӑт
 
Еы киникайн хӑншман, хуты айат хӑнтэт тӑм йис щирн вәты вәнсӑт: Вера Кондратьева катра йис хӑнты арӑт арий арсыр мўвӑтн, Клим Кантеров рўтьщӑты ёх пиа рәпит. Вән пєлӑк ёх кўтн Сергей Васильевич Кечимов интум арсыр мўвӑтн вәы. «ўв ванкўты ма хотєма ӑңтый. «Мастер и Евдокия» нємуп кинайн вантӑсєм, муй щирн ўв пеньщар вєр. Ма щирємн, щи кинаем яма тывӑс, щит пӑты ТЭФИ нємуп мойупсыйн мӑсыюм», — лупӑс Ольга.
Еы ўв Раиса Ивановна Тэвлина оӑңӑн ай павтӑс. Щи ими кӑт о мӑр рәт мўвӑа питы вуй вўты ёх ӑн єсӑс. «Тӑм йисн поступсэт пасыра хӑншсыйт па шуши мира интум авӑрт рәт мўва вәнььты», — нәмӑс Ольга.
 
Камчатка эвӑт 
Югра вәнты мирхотӑт вәсӑт
 
Тӑм киника єтум вўш эвӑт Камчаткайн, Горной Шория, Армения, Москвайн, Югра вошӑтн па кәртӑтн мирхотӑт вєрӑнтсыйт, хута «Уходящая натура: что осталось за кадром» киника оӑңӑн путӑр  мӑнӑс. О. Корниенко ясӑң щирн, Ёмвошн мєт ям мирхот вәс. Вантэ, щӑта хӑнтэт па вухаят омӑссӑт. Еремей Айпин Ольга Геннадьевная киникай пӑты пәмащипа лупӑс. Мирхотӑң ёха лупӑс:
— Хуна кӑт вєр ӑн тўңматсы: рәт мўвӑт ортты вєр па шуши мирӑт самоуправления. Па хон пєлӑкн рәт мўвӑт общинаята хӑншман вәӑт. Мўң хущева щиты ӑн вєрсы, щит пӑты мўв ипи тащ хоумты мир мўвӑт хут вўӑт. Щӑта па хон пєлӑкн шуши мир общинайа, резервацияйа муй муниципалитетӑт хущи совет тӑйӑт, хута тәп шуши ёх рәпитӑт. Ма нәмӑсум, хәнты мўң хущева ищиты пит.
Тӑм йисн федеральной поступсэт эвӑт шуши мир вәупсы вәнььты вєрӑт нух вўты питсыйт. Щит пӑты шуши ёха авӑртшӑк вәты питӑс. Ма нәмӑсум, мўң хӑрщия вәты ки питўв, вєрўв нух тўңмаӑӑт.
Евдокия Нёмысова ищи ясӑң вўйяс:
—  Киникаенӑн хӑншум ёх мўң сӑмӑңа тӑйӑўв. Щит похатўр хурасуп ёх, ыв рәт миреа вән унтас вєрсӑт. Юрий Вэлла хурасуп хуятӑт мир сӑмӑтн хӑщсӑт. ўв пєэа вантман тӑм йис ёх ўв итэа вәты вўратты пиньщӑӑт па «Уходящая натура» нємуп ям киника ўңӑтты питӑт.
Мирхотн Ольга Корниенко әхӑс Пекка Ялмари Кауппала Хельсинки (Финляндия) вош эвӑт вәс. ўв лупӑс:
— Хән Ольгаен киникай мӑнєма вантӑс, имухты сащн юхӑтсы-юм, щит шєңк ям нєпек. Щӑта хӑншум вєрӑт па мўвӑтн вәты ай мирӑт вәупсыйн ищи вәӑт. Ма нәмӑсум, тӑм нєпек Югра, Россия па па хон пєлӑк мира вєра мос. Щи ут арсыр мир ясңӑта тулмащтӑты мос.
И мирхотн «Уходящая натура: что осталось за кадром» киника оӑңӑн Сәрхан районӑн Федоровка вошн вәты Елена Першакова лупӑс:
— Ма Увӑс мўвн сєма питсум па вәум. Сыры нәмӑссум, шуши мир арсыр нётупсы унтасн яма вәӑт. «Уходящая натура» киника эвӑт уша вєрсум, хуты ывеа авӑрт питы вуй хоумты мўвн вәты па атэт мўва вәнььты. Ма нәмӑсум, кашӑң хуята тӑм нєпек ўңӑтты мос, ән уша ат вєрӑт, муй щирн шуши мирӑт вәӑт.
Ольга Корниенко нәмӑс, тӑмӑщ ясңӑт пӑты ищи тӑм киника хӑншты мосӑс. Мос лупты, «Уходящая натура: что осталось за кадром» нєпек губернатор литературной премия нємуп кӑсупсыя мӑсы. Ван хӑтуп тыӑщн V-мит Культурной форум нємуп мирхотн уша йи, хуйтат нух питсӑт. Щи тумпи тӑм нєпек «Книга года 2017» нємуп областной кӑсупсыя вўсы. Щӑта вәятн, тӑм киника surgutfilm.ru нємуп тӑхийн ўңӑтты рӑх.

Для чего я детей растил, ради чего жил, если после меня на земле не останется ни одного чума?

Эти горькие слова прозвучали на презентации книги сургутского журналиста и режиссера этнодокументальных фильмов Ольги Корниенко «Уходящая натура: что осталось за кадром», которая прошла в Ханты-Мансийске в дни проведения III Международного конгресса традиционной художественной культуры. «Уходящая натура» посвящена ненецкому поэту, писателю, общественному деятелю и защитнику прав коренных народов Юрию Вэлле, с которым автор тесно общалась много лет. Книга основана на очерках, интервью, репортажах, отрывках из дневниковых записей и фильмов, созданных О. Корниенко в течение последних двадцати лет. Это «Путём Хозяйки Агана», «Привет, Алёнка!», «Договор», «Мастер и Евдокия», «Весна в Тресколье», «Последний монолог», «Медвежьи игрища на Тром-Агане» и другие. В ней четыре главы: «Цена вопроса о земле» (о том, как складывались взаимоотношения между коренными жителями и недропользователями в связи с нефтяным освоением края за два последних десятилетия), «Я и Вэлла» (здесь собраны фрагменты из опубликованных и неопубликованных интервью и бесед с ненецким писателем, также приводятся небольшие отрывки из его произведений), в главах «Лики Югры» и «Река жизни» автор рассказывает о скромных и незаметных героях сегодняшнего дня, о том, какие изменения и почему происходят в жизни лесных людей сегодня.

Перестройка в тайге

На презентации Ольга Геннадьевна сказала:

– Книга писалась двадцать лет, и посвящена перестройке в тайге и последним двадцати годам лесной жизни Югры, о том, что происходило в это время на нашей земле. В округе около 30 тысяч коренных жителей: ханты, манси и лесные ненцы. Тех, кто живет в тайге, и о ком написана эта книга – около пяти тысяч человек. Из 475-ти официально зарегистрированных территорий традиционного природопользования  263 находятся стопроцентно под нефтяным освоением. Мы, живущие в городах и посёлках, даже представить себе не можем, под каким ежедневным прессингом находятся эти люди.

Презентация началась с рассказа о фильме «Привет, Аленка!», который был снят в 2002 году и к настоящему времени уже переведен на семь языков.

Герои фильма – молодая хантыйская семья Колывановых, живущая на стойбище в районе реки Пим, под Лянтором (Сургутский район). Фёдор только что устроился на работу к нефтяникам, Лариса – домохозяйка. Их, пока единственной дочке, Алёнке, три года. Фильм рассказывает о том, как Алёнка познаёт окружающий её мир. Она готовится вступить в эту большую жизнь, во всём помогая своим папе и маме.

Ольга Геннадьевна отметила, что этот фильм смотрят в школах, на семинарах по национальному воспитанию, в эфирах телеканалов. К нему, как видеоиллюстративному пособию, обращаются при подготовке лекций в университетах и других учебно-образовательных учреждениях не только Югры, но и России. Фильм уже представлял Югру в Германии, Финляндии, в Венгерском представительстве в Москве, был участником «Дней Сургута в Тобольске», на кинофестивалях и встречах автора со зрителями в Эстонии, Чехии, Франции.

«В Финляндии на одном из показов мне задали вопрос: «Вы специально одеваете своих героев в национальные одежды, когда снимаете фильм?». «Нет, – с гордостью отвечаю я. – Они до сих пор так живут».

Как сказала консультант и переводчик этого фильма Аграфена Семёновна Песикова, с которой мы тесно сотрудничаем вот уже много лет, -  «Привет, Аленка!» - это фильм о традиционном воспитании в хантыйской семье. Когда я веду в школах уроки «Занимательная этнография с Ольгой Корниенко», начинаю знакомство с коренной Югрой именно с этого фильма. Я говорю детям: «Все, что вы видите на стойбище, сделанное из дерева: нарты (их около одиннадцати штук), дома, кораль, – папа построил своими руками. Почти всю одежду, которую вы видите на Аленке, ее маме и папе, сшила мама своими руками». Я бы не хотела, чтобы у подрастающего поколения складывалось понятие, уже, кажется, укоренившееся у взрослой части приезжих сюда людей, что ханты сидят на нефтяной игле и т.д. Ханты очень трудолюбивый народ».

Сегодня Алёна – студентка первого курса Сургутского финансового института экономики, управления и права. По словам автора фильма, она такая же спокойная, скромная, вежливая, добрая девочка. У неё есть сестрички Ариша и Алиса, и младший братик Антон. И, несмотря на то, что прежнего стойбища, где снимался фильм, больше нет (сгорело во время пожаров 2012-го года), хочется верить, что в будущем и у Алёны, и у всей этой замечательной семьи всё сложится хорошо.

Вопрос о земле

Продолжая разговор о книге, О. Корниенко пояснила:

– Первую главу я назвала «Цена вопроса о земле», потому что земля – это до сих пор самый насущный и самый больной вопрос для коренного населения Югры. Многие помнят, что такое перестройка. В этой главе я собрала свои публикации, сценарии, очерки и интервью о том, как проходила перестройка в лесу. 

Ханты – не индейцы. Они не будут боевыми отрядами носиться по тайге с ружьями, отвоёвывая свои земли. Но наступили времена, когда им тоже пришлось принимать решения. 

Когда к тебе пришли первый раз - ты снялся и увел стадо на свободный участок. Когда к тебе пришли во второй раз, тебе уже некуда уводить стадо, приходится что-то делать.

Из книги: «… Перестройка… принесла свободу мысли и слова, дав возможность каждому заявить о себе («Уходящая натура:…», стр. 15). О проблемах округа узнали в высших эшелонах власти: из-за форсированного нефтяного освоения территория была объявлена зоной экологического бедствия. Опешившая в начале нефтяного освоения, коренная Югра, вдруг гордо вскинув голову, собственными силами взялась консолидировать сородичей и занялась формированием своего будущего. В Ханты-Мансийске создаётся общественная ассоциация коренных народов «Спасение Югры», а учительница начальных классов из далёкого мансийского села Саранпауль Татьяна Гоголева становится её лидером. Вот-вот начнут создаваться общины, и Юрий Вэлла уже поставил свой первый протестный пикет…

Это было начало новой жизни. Там, в девяностых, началось и моё путешествие в югорское зазеркалье, которое продолжается и по сей день…»

Далее автор рассказала о появлении в округе лидеров среди коренных жителей, которые начали борьбу за права своего народа. Одним из первых был Иосиф Антонович Сопочин. О нем О. Корниенко сняла фильм из двух частей «Неудобный Иосиф». В книге она пишет: «Мне всегда хотелось создать картину эпическую, показать такого героя, в судьбе которого отразилась бы судьба всего хантыйского народа, история его надежд и чаяний, поражений и побед, история всей югорской земли за тридцать нефтяных лет. Председатель общины «Ханто» Иосиф Антонович Сопочин – из таких («Уходящая натура:…», стр. 32). В процессе работы над фильмом было пересмотрено множество архивных записей, фотографий, хроники и других видеоматериалов. Сам же фильм выпущен в 2002 году».

Вэлла – человек завтрашнего дня

Заканчивая разговор о первой главе, автор пояснила:

– Я писала эту книгу, в первую очередь, для коренных жителей. Писала о людях, которые на своём опыте показывали, как можно и что нужно делать, чтобы живущие сегодня в тайге не чувствовали себя одинокими, разобщенными, забытыми. Вторая глава посвящена Юрию Вэлле, он своими поступками, жизнью показал, как в XXI веке в тайге можно жить достойно. Он создал первую стойбищную школу, чтобы внуки учились грамоте, не отрываясь от земли, оленей и традиций. Я двадцать лет тесно общалась с этой семьёй, и могу сказать с уверенностью, что Вэлла – человек завтрашнего дня. Мы только начинаем подходить к осмыслению его опыта.

Поэт, писатель, защитник и пропагандист традиций и языка коренных народов Сибири, их естественной среды обитания и рода занятий, оленеводства, Юрий Вэлла стал сегодня символом нашего современника, опередившего время по глубине понимания конфликта Цивилизации и Человека.

(Вера Ларионова, «Шаман нашего времени»)

Из книги: «12 сентября 2013 года Юрий Вэлла ушёл из этой жизни. Семье он оставил оленей и землю, за которую в течение двадцати лет бился с ЛУКОЙЛом, миру – бесценное творческое наследие, а мне – слова, из которых и сложился этот фильм («Уходящая натура:…», стр. 158). Фильм-исповедь. Фильм-завещание. Фильм-напутствие…».

В фильме «Последний монолог» Вэлла говорит: «Умирал Аули. За два дня до смерти я подошел к его постели. Он знал, что умирает. Чтобы поддержать его дух, говорю ему: «Ты знаешь, человек просто так не исчезает. Даже если тело умирает, дух его продолжает жить». Он мне ответил: «Так-то оно так. Но если после человека на этой земле не осталось ни одного чума, тогда ради чего я жил вообще? Для чего я детей растил, если после меня на этой земле ни одного чума не останется?». Эти слова можно отнести и к самому Юрию Вэлле, его дух продолжает жить в написанных им книгах, памяти родных, друзей и всех коренных народов Югры.

Цивилизация и ханты

В третьей и четвертой главе книги автор рассказывает о том, как цивилизация меняет хантыйскую молодежь. В частности, этнопевица Вера Кондратьева из Лянтора вполне вписалась в современную культуру, гастролирует по России и европейским странам, поет хантыйские старинные песни в современной обработке. Клим Кантеров пытается заниматься этнотуризмом.

Одного из героев книги – Сергея Васильевича Кечимова сегодня знает весь мир, в том числе по публикациям в таких известных изданиях, как «The Washington Post». «Он, как и многие другие лесные жители, частенько бывает в моём доме. Фильм «Мастер и Евдокия» о том, как Сергей Васильевич делает бубен, до сих пор считаю одним из лучших своих фильмов. Это было в 2002-м году. У телекомпании СТВ, где я работала, не было на тот момент свободного оператора и машины, но мне очень хотелось снять этот фильм. Я выпросила маленькую бытовую камеру, поехала на стойбище вместе с Кечимовым, сидела там неделю, добросовестно снимала всё, что считала нужным, важным и интересным для себя и зрителя. На следующий год фильм выиграл ТЭФИ, он также переведен на 4 языка, и до сих пор демонстрируется во многих залах и аудиториях, – сказала автор книги. – Но для меня чрезвычайно важно, что именно в работе над этим фильмом пришло понимание того, что необходимо снимать самой».  

На презентации Ольга Геннадьевна остановилась на истории ещё одной героини книги, Раисы Ивановны Тэвлиной, героической женщины, которая в 2002 году почти в одиночку сумела защитить свои права на родовые угодья, отстояв святилище и место отёла от нефтяных разработок.

Презентации от Москвы до Камчатки

«Со дня получения тиража (30 марта) прошло восемь месяцев, но презентации книги уже состоялись на Камчатке, в Горной Шории,  Армении, три раза в Москве и, конечно же, в городах и посёлках Югры. Авторская встреча в Ханты-Мансийске памятна мне особенно, – делится впечатлениями Ольга Корниенко. – В зале находились люди, которые не понаслышке знают о проблемах коренных народов округа. Те, с кем я близка на протяжении всех  двадцати лет своей творческой деятельности, кто принимал непосредственное участие и в создании книги, и в её финансировании. Поэтому, наверно, и разговор получился особенным». Депутат окружной Думы и председатель Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Еремей Айпин поблагодарил Ольгу Геннадьевну за книгу и фильмы, герои которых последовательно отстаивали позиции всего народа в вопросе о земле. Обращаясь к ней и зрителям, он сказал:

– Осталось два нерешенных вопроса: о пользовании землей, природными ресурсами, и этническое самоуправление. Во всех странах частично земля закреплена в общинную собственность коренных народов. У нас этого нет. У нас – только в пользовании. А при пользовании всегда можно изъять (эту землю, - прим. автора) для промышленности. Во всех странах, где компактно живут коренные народы, есть представительные органы: совет общин, резерваций или муниципалитета, который состоит только из представителей этих народов. Мы тоже можем когда-нибудь к этому прийти. Из федеральных законов, которые мы принимали: «О Гарантиях прав коренных народов», «Об общинах» и «О территориях традиционного природопользования» потихоньку изымаются нормы, защищавшие права коренных жителей. Это  предоставляет недропользователям упрощенный доступ к природным ресурсам и землям. Идет умаление прав в законодательстве и социальной сфере, особенно в сохранении сферы обитания. Поэтому в правовом отношении стало очень сложно. Но я смотрю с оптимизмом на ситуацию, всё будет зависеть от нашей активности, активности наших лидеров, культурных и духовных вождей.

Евдокия Нёмысова знакома со многими людьми, о ком рассказано в книге и фильмах О. Корниенко:

–  Эти люди очень дороги нам. Все, о ком Вы пишете в книге – это настоящие борцы. Они свои мысли претворяли в дело, в создание культуры. Такие люди, как Юрий Вэлла, оставили свой след в истории, оставили энергию и свое сердце. И им будут подражать, и следовать, о них будут читать в этой прекрасной книге «Уходящая натура».

На презентации присутствовал друг Ольги Корниенко, доктор философии, доцент Института мировых культур при Университете города Хельсинки (Финляндия) Пекка Ялмари Кауппала:

– Когда Ольга показала мне свою книгу в интернете, я понял, что это очень значительная книга. Она в какой-то мере кристаллизует проблемы, которые есть в мире с коренными народами и их традициями при столкновении с современной цивилизацией. Мне кажется, эта книга очень важна не только читателям Югры, России, но и в мире. Надеюсь, что она будет переведена на другие языки, в том числе и на суоми. Я готов внести свой вклад в эту работу.

На одной из презентаций книги, – напоследок сказала Ольга Корниенко, – в посёлке нефтяников Фёдоровский Сургутского района, прозвучали слова, которыми я теперь тоже очень дорожу. Они принадлежат жительнице посёлка Елене Першаковой:

– Я родилась и всю жизнь прожила на Севере. Мои родители и муж – нефтяники. Я никогда не задумывалась о жизни коренных народов. Не подозревала, что они сталкиваются с какими-то серьезными трудностями. Была уверена, что со своих земель они получают большие преимущества в виде денежных средств, социальных гарантий и всевозможных льгот.

«Уходящая натура» полностью перевернула мое представление о жизни малочисленных народов. Проникновенный рассказ о проблемах коренного населения показывает обратную сторону богатого нефтяного края.

До последних страниц у меня стояли слезы на глазах.

Маленькие люди с большой буквы – так я для себя называла героев книги. Они, отстаивая интересы своего народа, свою землю и право на существование, в одиночку противостоят хитрым чиновникам и мощным нефтяным корпорациям.

Это настолько поражает, что становится стыдно перед этим народом за свое неведение. Эту книгу обязательно должны прочитать и взрослые, и юное поколение северян. Мы обязаны знать, как живут хозяева этих земель.

Ольга Корниенко считает, что и ради такого отзыва написана эта книга.

В заключение сообщаем, что книга «Уходящая натура: что осталось за кадром» выдвинута на литературную премию губернатора Югры в номинации «Документальная, публицистическая, литературоведческая, научно-популярная литература». Победители премии будут названы  8 декабря на V Культурном форуме Югры. Кроме этого, книга участвует в областном конкурсе «Книга года 2017».  И обращаем внимание: в электронном виде можно ее почитать на сайте surgutfilm.ru.

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 23 (3491)
6.12.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика