- Хантыйский
- Русский
Йис арӑт-моньщӑт ӆавӑӆты вєрӑт
Ас потты тыӆӑщ 16-19-мит хӑтӆӑтн Москва хон вошевн Россия мўвев арсыр увӑс мўв йирӑт эвӑӆт иха ӑктӑщум хӑннєхуятӑт йис якӑт-арӑт, путрӑт, моньщӑт ӆавӑӆты щирӑт оӆӑӊӑн путрємӑсӑт. Тӑм вәйтантупсы увӑс мирӑтн наука щирн ӆэщӑтсы, щив якӑт, арӑт, путрӑт па моньщӑт вәйтты хӑннєхуятӑт арсыр мўвӑт эвӑӆт юхтыйӆсӑт.
Мирхот мӑнум пурайн хәйт па нєӊӑт путӑртсӑт, муй щирн юхи хӑщум оӆӑтн шуши мирӑт йис вәӆупсы хурасӑт мсыева ӆавӑӆтыя рӑхӆ, ӆәӆн еӆӆы ӆыв ищиты ат вәсӑт. Щи вєрӑт тумпийн кашӑӊ якты-ариты тӑхи щи мурта тәса па хурамӑӊа ӆэщӑтты мосӆ, ӆәӆн вантты хӑннєхәйт сӑмӑӊа па мосман щитӑт ат тӑйсӑт, еӆӆы па м ясӑӊӑн ат нәмӑӆмӑсӑт.
Хән ар пєлӑк хӑннєхә рәт ясӊеӆ, вәӆты-хоӆты щирӆаӆ, йис путӑрӆаӆ па моньщӆаӆ, якты хурасӆаӆ па арӆаӆ тўӊщирӑӊа вәйтӆӑт па тәса тӑйӆӑт, щит нємуӆты пураитн ӆывеӆ ищипа юрємӑты ӑн вєритӆӑт. Тәп щи вєр пӑта тӑм йисн айӆат ёх пиӆа рәпитты мосӆ, катра щирн якты, ариты, моньщӑт моньщты рәт мирӆаӆ хурасн хурамӑӊа вәнӆтыйӆты.
Мєт ӆавӑрт вєр тӑм йисн, хән увӑс мир ёхӆўв рәт ясӊеӆ иса юрємӑӆӑт. Щӑӆта рәт ясӑӊӑн ӑн хошты хӑннєхуятӑт вәӆты-хоӆты щирӆаӆ хуӆыева вәтшӑӆӑт, якӑт-арӑт, моньщӑт ищиты мсыева ӑн нәмӆӑт. Тӑм кўтӑтн тәп увӑс мирев эвӑӆт вәӆты хәйт па нєӊӑт, мӑта хуятӑт иса айтєӆн йис вәӆупсы щирӑт вантсӑт, арӑт муй моньщӑт хәӆӑнтман єнумсӑт, ищиты шуши ёхӆўв вєрӑт еӆӆы тәты па ванӆтӑты вєритӆӑт.
Тӑм мирхот мӑнум пурайн Югорск вошӑӊ йис пурмӑсӑт шавиты хотн рәпитты нє Надежда Костылева путӑртӑс, муй хурасуп нарӑсӆӑты хӑт катра пурайн вухаӆят тӑйсӑт. Ӛхӑт щитӆаӆ тәп музей хот хуща тӑйты пурмӑса вмеӆ. Вантэ, нємуӆты хӑннєхә щиты тўӊщирӑӊа юнттыя ӑн хошӑс.
Тәп юхи хӑщум оӆӑтн Югорск вош хуща щи нарӑс хӑтн Екатерина Могуш, Людмила Волкова па Дарья Белова ар щирн нарӑсӆӑты питсӑт.
Щӑӆта Надежда Костылева иха юхтум нєӊӑта ванӆтӑс, муй щирн йис пурайн ӆўв аӊкаӊкеӆ Татьяна Сергеевна Кондина «Ём вощты» як якӑс.
Як хурасӆ ванӆтум пийн ӆўв лупӑс, муй щирн тӑм йисн хӑнты нєӊӑт якӑт ищиты хурамӑӊа якты па арсыр мир еӆпийн хурамӑӊа ванӆтӑтыя.
Тӑм мирхотэӆ мӑнум унтасн еӆӆы нємасыя йиӆуп киника єсӑӆӆы, мӑта утэӆ хуща арсыр увӑс мирӑт хӑншӆӑт, муй щирн йис вєрӑт еӆӆы тәӆӑт.
Надежда Русмиленко ӆэщӑтум айкеӆӑт щирн
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс:
Владимир Енов
Вопросы сохранения фольклора народов Севера обсудили
В Москве с 16 по 19 ноября на Всероссийском научно-практическом семинаре «Танцевально-песенный фольклор коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: актуальные вопросы сохранения и развития». В семинаре приняли участие ведущие специалисты в области культуры, в том числе носители традиционной культуры КМНСС и ДВ РФ и представители общественных объединений регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, сфера деятельности которых, связана с сохранением и трансляцией фольклорного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Цель семинара: рассказать о правильном воспроизведении лучших образцов традиционной культуры в современных условиях. Уберечь от искажений, упрощения свои национальные традиции — это важное дело коренных народов Севера.
Проблем в сохранении аутентичного фольклора очень много. Самая серьёзная из них — это утрата родных языков, а вместе с ним утрата традиционных знаний. Незнание родного языка ставит под угрозу существование целых пластов устного народного творчества (сказок, легенд, эпических сказаний, песен и т.д.). Фольклорные тексты могут остаться только в книгах и перестать звучать в культурном пространстве – что будет невосполнимой утратой для всех представителей народа. Произойдёт потеря памяти народа – ведь веками народные знания и народная мудрость накапливались именно в фольклоре. Безусловно, работники культуры из числа коренных малочисленных народов Севера, национальная интеллигенция должны быть заинтересованы в правильном воспроизведении лучших образцов традиционной культуры в современных условиях. Ведь это их собственная культура, которую они любят и по праву гордятся! Эти важные вопросы были отмечены в докладах участников семинара.
В одной из секций семинара Надеждой Костылевой была представлена информация об уникальной коллекции музыкальных струнных инструментах манси из музейных фондов города Югорска. Следует отметить, что в середине 90-х годов XX века музыкальные инструменты имели статус музейного предмета, искусство игры на многих инструментах было утрачено. Сегодня весомый вклад в сохранение самобытной музыкальной культуры коренных народов Севера вносят Саранпаульская национальная детская школа искусств
(с. Саранпауль), Детская школа искусств (г. Югорск) и Окружная школа мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов (г. Ханты-Мансийск).
В настоящее время музыкальная жизнь города Югорска характеризуется образованием и началом деятельности индивидуальных музыкантов Екатерины Могуш, Людмилы Волковой, Беловой Дарьи, достигших высокого уровня исполнительского мастерства и широкого признания.
Особенности хореографического наследия манси Надежда Костылева продемонстрировала на примере исполнения своей бабушкой Татьяной Сергеевной Кондиной (1919 г.р.) танца «Ём вощьты як» – «Сбор черёмухи». На мастер-классе рассказала, как проходит адаптация танцевального искусства ханты и манси в условиях современной сцены.
По итогам семинара будет издан сборник методических рекомендаций по использованию фольклорного материала в самодеятельных коллективах для работников культурной сферы «Фольклорные традиции народов Севера: проблемы сохранения
и перспективы развития». Сборник будет направлен на выработку методических рекомендаций по поиску, собиранию, сохранению, изучению и использованию фольклорного материала для учреждений культуры и будет способствовать оказанию методической помощи самодеятельным коллективам и исполнителям по корректной трансляции танцевально-песенного фольклора северных народов, его стилизации и адаптации
к условиям современной сцены.
Надежда Костылева
Перевод на хантыйский язык Владимира Енова