- Хантыйский
- Русский
Мой пори оӑңӑн
О свадебном обряде манси
В ноябре в этнографическом музее «Торум Маа» состоялась научно-творческая встреча «Этнографические посиделки» на тему «Новый очаг на стойбище», посвященная мансийской свадебной обрядности, о которой поведала сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светлана Попова.
По ее словам, в мифологическое время и при матриархате свадебного обряда у манси не было. В военную эпоху нормой был брак с убёгом. Через год молодые возвращались в дом ее родителей, происходило примирение с ними, и справлялась свадьба.
К замужеству мансийские девушки готовились заранее, мать ей шила красивый сах и обувь, а девушка шила себе девичий тутщанг (мешок для рукоделия). В нем должны быть две куклы: мужская - с косами и в длинной рубахе, женская - в платье и платке. Кроме этого, в мешке должны лежать нитки, иголки, кусочки меха, ткани и т.д. Если кто-то спрячет тутщанг, без него она не сможет выйти замуж.
Сбором вещей для калыма занимались с весны или осени после обручения молодых. Юноше в этом помогали отец и старшие братья матери. В последующем сваты при церемонии сватовства одаривали отца, мать, старших братьев и сестер невесты. Когда жених впервые переступал порог дома невесты, должен был войти туда с закутанной головой и сесть на колени будущему тестю. Тесть должен был развязать ему глаза. Если голова была покрыта рубахой, это был подарок тестю. Если это был платок, он дарился будущей теще. Традиция садиться на колени тестя означал символ плодовитости, поскольку у него есть дети. Этим актом будущий зять должен был перенять у тестя плодовитость, чтобы потом и у него были дети.
Мансийская свадьба проходила в полнолуние, потому что полнотелая луна символизирует полноту жизни молодой пары. Сватовство проходило весной или осенью, а свадьба была в середине декабря и январе, потому что конце декабря и в начале января наступали сильные морозы и охотники возвращались домой из тайги. Свадьбу праздновали три дня в доме невесты, обязательно делали жертвоприношение. Во время свадьбы девушка постоянно капризничала и плакала, выпрашивая еще подарки от родственников жениха. Гости дарили молодым оленей, ткани, платки, котел, самовар и все, что пригодится молодоженам в быту. Невеста за свадебным столом не присутствовала, с женихом они находились за перегородкой или сидели в пологе. Потому что с этого времени она должна была избегать свекра, его братьев и старших братьев мужа. Поэтому во время свадьбы невеста не имела право никого видеть, и никто не должен был ее видеть. Если она выходила из полога, то ее лицо было покрыто платком. Жениху дозволялось садиться за свадебный стол, но он должен был сидеть спиной к сидящим за столом людям.
После празднования в доме невесты, свадебный кортеж ехал на стойбище к жениху, где тоже три дня продолжалось свадебное торжество и проводился обряд жертвоприношения. У невесты была самая красивая нарта, покрытая сукном, узорами и в разноцветных лентах. Когда она выходила из родного дома, женщины которые ее сопровождали, укладывали ее на нарту и сверху укрывали так, чтобы проезжая святые места, она не могла их видеть. Молодой муж в это время сидел в другой нарте.
Реональда Ользина