- Хантыйский
- Русский
Эрзянской ясӑңа вәнтӑты нє
Москва хон вошн рәт ясңӑта вәнтӑты ёх кӑсупсыйн ма эрзянской ясӑңа па литературая вәнтӑты нє Надежда Викторовна Бояркина пиа вәтаңа йисум.
Учительница эрзянского языка
Во время проведения Всероссийского конкурса учителей родных языков, который проходил в Москве, я познакомилась с учительницей эрзянского языка и мордовской литературы Бояркиной Надеждой Викторовной.
Со слов моей героини, она с детства мечтала быть учителем родного языка, вот как она об этом говорит: «Перед моими глазами был пример работы двух моих двоюродных сестёр, которые всю жизнь посвятили педагогике».
После окончания школы Надежда поступает учиться в Мордовский государственный университет на филологический факультет, до сих пор с теплотой вспоминает педагогов, которые прививали любовь к родному эрзянскому языку.
Дипломированным специалистом молодая Надежда была направлена на работу в Ардатовский район, в село Баево, где до сих пор с успехом преподаёт родной эрзянский язык.
Сегодня в этой школе обучается 112 детей. Преподавание родного языка и литературы ведётся с 1 по 11 классы, на каждый предмет в неделю выделяется по 2 часа. В начальных классах математика и окружающий мир также преподаются на эрзянском языке.
Надежда Викторовна отметила, что в последние годы старшеклассники особенно активно начали заниматься научно-исследовательской работой по мордовскому языку и литературе, причём эти работы пишутся на родном языке. Например, одна из учениц под её руководством написала научную работу по творчеству мордовского писателя Андрея Дмитриевича Кудоркина. Он в 50-ые годы прошлого столетия был председателем колхоза в селе Баево.
По словам Надежды Викторовны, их школа оборудована по последнему слову техники, поэтому и детям очень нравятся современные методы и приёмы преподавания.
Мне очень интересно было узнать, насколько сегодня дети хорошо владеют родным эрзянским языком и есть ли случаи, когда дети приходят в школу со слабым владением русским языком. На этот вопрос Надежда Викторовна ответила так: «Мы живём в окружении русского населения, но, тем не менее, у нас очень хорошо сохранилась и транслируется эрзянская культура, дети приходят в школу с прекрасным владением родным языком. Сегодня уже единичны случаи, когда дети плохо говорят на русском языке, но такие детишки всё-таки есть, эта ситуация исправляется в течение нескольких лет, впоследствии дети одинаково хорошо говорят как на родном эрзянском языке, так и русском».
Также меня очень интересовал вопрос, пользуется ли популярностью среди выпускников школы филологические факультеты, где преподаются эрзянский и мокшанский языки? На что Надежда Викторовна утвердительно ответила: «Да. На филологический факультет Мордовского государственного университета всегда много поступающих, но в последние годы идёт спад поступающих именно с республики, но много абитуриентов с других регионов России, где компактно проживают эрзя и мокша. Это говорит о хорошо поставленной работе диаспор по сохранению мордовских языков и культуры. Я сама окончила этот факультет и могу отметить, что преподавание ведётся на высоком уровне».
В заключении нашей беседы Надежда Викторовна рассказала о том, как она попала на всероссийский этап конкурса учителей родных языков, а также поделилась своими впечатлениями.
Именно победа на районном уровне открыла дорогу на республиканский конкурс, где в номинации «Лучший учитель родного языка» Надежда Викторовна Бояркина стала победительницей. По её словам, особенно волнительно была подготовка на всероссийский этап конкурса, теперь она уже представляла целую республику. Надежда Викторовна очень достойно представила свой регион, была удостоена множеством грамот и ценных подарков. Надежда поделилась своими впечатлениями о конкурсе: «У меня масса впечатлений от конкурса. Я готова с утра до вечера учиться у этих маститых преподавателей. Очень много полезного переняла для своей работы, а также поделилась и своим педагогическим опытом».
Людмила Спирякова