Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила СПИРЯКОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Округ дума мирхот
  • Апрӑң ёх вәнтӑсыйт
  • Мәшитты мир нётыйт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Хәум кәща иньщӑссыйт
  • Россия мўв Конституция унтас тә
  • Округӑн вәты ёха китум ясңӑт
  • Округев емӑңхӑт постӑсы

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Леуши кәрт ӑшкола оӑңӑн
  • Әмӑщ вәупсыйн вәсум
  • Эрзянской ясӑңа вәнтӑты нє
  • Сӑмӑн вәнта таы
  • Йиуп хотӑт омӑсыйт
  • Вәнтӑты киника шимӑ тӑйўв
  • Увӑс мир вәупсы вәнььӑт
  • Сытомино кәртӑң шуши мир вәупсы

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ай няврємӑт пиа рәпит
  • Вєртут вєрты имет пурмӑса вантӑсӑт
  • Мой пори оӑңӑн
  • Кӑт музейңӑн әмӑщ вантупсы
  • Оӑң ученый хӑнты хә
  • «Легенды Торум Маа» кӑсупсы
  • Финно-угорской писателят вәйтантупсы
  • Тынщаң вєрты вәнтӑсыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Ай няврємӑт пиа рәпит
  • Хантыйский
  • Русский

Ай няврємӑт пиа рәпит

Рәт ясңӑта вәнтӑты ёх Россия мўв кӑсупсыйн Марий Эл мўв Йошкар-Ола вош эвӑт юхтум айат учитель нє Мария Валерьевна Ожиганова «Лучший учитель» нємпи мев пос хоумтӑс.
ўв 2006-мит он Оршанской педагогической колледж юпийн ай няврємӑт вәнтӑты нєңа йис. Имухты Йошкар-Ола вошӑң 14 гимназияя рәпитты вохсы. Ям арат о юхы Мария щи тӑхи етшуптӑс. Рәпитман ипуяң заочной щирн Марийской госуниверситетн вәнтыӑс.
Тәня Мария Валерьевнайн вәнтӑты няврємӑт нямит класс етшуптӑсӑт. ўв рәпатай оӑңӑн путӑртӑ:
– Вантэ, ма тӑм гимназияйн вәнтыйсум, ма пӑтєма щи вәнтӑты хотєм әмӑщ, ма рәпатаем сӑмӑңа тӑйєм. Мӑнєма шєңк әмӑщ ай няврємӑт пиа рәпитты. Ма классємн кӑт мир няврємӑт вәнтыйӑт: рўщ па мари. Мари няврєм аршӑк – 56 процент арат, кўтєн ыв рўщ ясӑңӑн путӑртӑт. Вошӑң мари няврємӑт рәт ясӑң па культура вевтама вәйтӑт. Щит пӑты урокӑтн мари па па финно-угрӑт культура оӑңӑн айт тәум.
Мӑнєма әмӑщ вәс уша вєрты, гимназияйн мари ясӑң тәӑт муй ӑнтә? Мария ясӑң щирн, няврємӑт рәт ясӑң кимит класс вўш эвӑт вәнтӑӑт. Гимназияйн нємасыя классӑтн мари ясӑң, литература па иса Марий Эл мўвн вәты мирӑт йис вәупсы па культура урокӑт тәӑт. Няврємӑт шєңк сӑмӑңа рәт ясӑң вәнтӑӑт. 
Мария Валерьевна эвӑт уша вєрсум, итәх мари няврємӑт еша вевтама рўщ щирн путӑртӑт. Щиты ястӑс: «Мари ясӑңӑн шипящой сый ӑнтәм, щит пӑты итәх мари эви-пух рўщ ясӑңӑн путӑртты пурайн щи сыйт тӑйты ясңӑт вевтама лупӑт. Тәп щи няврємӑт пиа логопед рәпит па имухты 2-3 урок юпийн тәса путӑртты питӑт».
Ювоӑңӑн Мария ай тәс, муй щирн тӑм кӑсупсыя юхтӑс. Оӑңӑн Марий Эл республикайн учителят кўтн «Педагогической дебют» кӑсупсыйн нух питӑс, щирн еы Москвая китсы. Тӑта Мария кӑсман ищи ишӑкты нєпекӑт па тынӑң мойупсэт ёша хоумтӑс. «Мўңева, айат учителята, ар о мӑр няврємӑт пиа рәпитты ёх эвӑт вәнтыйты мос. Мўң арсыр мирӑт эвӑт вәнтӑты вєра вәнтыйсўв».
 
Людмила ШУЛЬГИНА
 

 

Учительница начальных классов

Во время всероссийского конкурса учителей родных языков многие преподаватели стали обладателями медали «Лучший учитель», среди них была и молодая учительница из столицы республики Марий Эл города Йошкар-Олы Мария Валерьевна Ожиганова. 

В 2006 году по окончании Оршанского педагогического колледжа по специальности «учитель начальных классов» Мария была приглашена на работу в родную «Гимназию № 14», которую несколько лет назад успешно закончила. На этом молодая учительница не остановилась, а заочно продолжила своё обучение в Марийском государственном университете. 

В 2012 году у Марии Валерьевны был первый выпуск, она очень гордится своими учениками, вот как она рассказывает о своей работе:

- Поскольку я училась в этой гимназии, то она действительно для меня родная, поэтому всегда с удовольствием прихожу на работу. Мне  очень интересно работать с детьми начального звена.  В моём классе обучаются дети двух национальностей: русские и марийцы, марийцев чуть больше 56 %, но языком общения для них является русский язык. Это связано, в первую очередь, с тем, что дети-мари выросли в городских условиях, где, к сожалению, общение на родном марийском языке становится редкостью. Городские дети меньше знакомы с марийской культурой. Именно поэтому в своей работе я поставила цель – на уроках знакомить детей с марийской культурой, а также с культурами других финно-угорских народов. Уже позже думаю выходить на культуры других народов мира.

Меня интересовало, преподаётся ли марийский язык в гимназии? По словам Марии Валерьевны, он успешно преподаётся, начиная со 2 класса. В гимназии также есть классы с углублённым изучением марийского языка, литературы, истории и культуры народов, проживающих в республике Марий Эл, на каждый урок отводится по 2 часа в неделю.  Обрусевшие дети с большим удовольствием посещают урок родного языка. «Мне очень приятно слышать в коридоре или в буфете марийскую речь от детей», - подытожив ответ, сказала Мария.

Также меня интересовало, есть ли проблемы с русским языком у детей, хорошо владеющих марийским языком. На что молодая учительница ответила так: «У марийских детей речевой аппарат ориентирован на определённые звуки, например, если в марийском языке исконно не было шипящих звуков, то при произношении русских слов, где есть шипящие, чувствуется небольшой акцент. Эту проблему легко снимают логопеды после нескольких занятий».

Сама Мария по национальности марийка, но выросла в русской языковой среде, поэтому у неё нет проблемы с акцентом в русском языке. Зато у неё есть небольшой русский акцент при разговоре на марийском языке, от которого, к счастью, Мария недавно избавилась.

Рассказывая о том, как она попала на всероссийский этап конкурса, Мария отметила своё успешное участие в очном этапе республиканского конкурса и победу в номинации «Педагогический дебют». Именно после этой победы ей выпала честь представлять Марий Эл на всероссийском конкурсе учителей родных языков в Москве. За достойное представление педагогики республики Марий Эл Мария Валерьевна была удостоена почётных грамот и ценных подарков.

Молодая учительница так отозвалась о конкурсе: «Само собрание учителей разных национальностей поднимает настроение. Нам, молодым специалистам, очень полезен опыт преподавателей с большим педагогическим стажем. Моё ощущение, что это не столько конкурс среди учителей, сколько фестиваль культур разных народностей. Можно сказать, что эти дни мы наблюдаем педагогический опыт разных народов».

Желаем Марии дальнейших успехов на педагогическом поприще.

Людмила Спирякова

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 24 (3396)
18.12.2013

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика