- Хантыйский
- Русский
Ай няврємӑт пиа рәпит
Учительница начальных классов
Во время всероссийского конкурса учителей родных языков многие преподаватели стали обладателями медали «Лучший учитель», среди них была и молодая учительница из столицы республики Марий Эл города Йошкар-Олы Мария Валерьевна Ожиганова.
В 2006 году по окончании Оршанского педагогического колледжа по специальности «учитель начальных классов» Мария была приглашена на работу в родную «Гимназию № 14», которую несколько лет назад успешно закончила. На этом молодая учительница не остановилась, а заочно продолжила своё обучение в Марийском государственном университете.
В 2012 году у Марии Валерьевны был первый выпуск, она очень гордится своими учениками, вот как она рассказывает о своей работе:
- Поскольку я училась в этой гимназии, то она действительно для меня родная, поэтому всегда с удовольствием прихожу на работу. Мне очень интересно работать с детьми начального звена. В моём классе обучаются дети двух национальностей: русские и марийцы, марийцев чуть больше 56 %, но языком общения для них является русский язык. Это связано, в первую очередь, с тем, что дети-мари выросли в городских условиях, где, к сожалению, общение на родном марийском языке становится редкостью. Городские дети меньше знакомы с марийской культурой. Именно поэтому в своей работе я поставила цель – на уроках знакомить детей с марийской культурой, а также с культурами других финно-угорских народов. Уже позже думаю выходить на культуры других народов мира.
Меня интересовало, преподаётся ли марийский язык в гимназии? По словам Марии Валерьевны, он успешно преподаётся, начиная со 2 класса. В гимназии также есть классы с углублённым изучением марийского языка, литературы, истории и культуры народов, проживающих в республике Марий Эл, на каждый урок отводится по 2 часа в неделю. Обрусевшие дети с большим удовольствием посещают урок родного языка. «Мне очень приятно слышать в коридоре или в буфете марийскую речь от детей», - подытожив ответ, сказала Мария.
Также меня интересовало, есть ли проблемы с русским языком у детей, хорошо владеющих марийским языком. На что молодая учительница ответила так: «У марийских детей речевой аппарат ориентирован на определённые звуки, например, если в марийском языке исконно не было шипящих звуков, то при произношении русских слов, где есть шипящие, чувствуется небольшой акцент. Эту проблему легко снимают логопеды после нескольких занятий».
Сама Мария по национальности марийка, но выросла в русской языковой среде, поэтому у неё нет проблемы с акцентом в русском языке. Зато у неё есть небольшой русский акцент при разговоре на марийском языке, от которого, к счастью, Мария недавно избавилась.
Рассказывая о том, как она попала на всероссийский этап конкурса, Мария отметила своё успешное участие в очном этапе республиканского конкурса и победу в номинации «Педагогический дебют». Именно после этой победы ей выпала честь представлять Марий Эл на всероссийском конкурсе учителей родных языков в Москве. За достойное представление педагогики республики Марий Эл Мария Валерьевна была удостоена почётных грамот и ценных подарков.
Молодая учительница так отозвалась о конкурсе: «Само собрание учителей разных национальностей поднимает настроение. Нам, молодым специалистам, очень полезен опыт преподавателей с большим педагогическим стажем. Моё ощущение, что это не столько конкурс среди учителей, сколько фестиваль культур разных народностей. Можно сказать, что эти дни мы наблюдаем педагогический опыт разных народов».
Желаем Марии дальнейших успехов на педагогическом поприще.
Людмила Спирякова