- Хантыйский
- Русский
Вәупсы щирӑ оӑңӑн айке тәс
Лыпӑт хойты тыӑщ яртъяңмит хӑтӑн Тюмень вошн Мўвтє шуши мирӑт емӑңхӑт мӑнӑс. Щи хӑтӑтн рәпатаем щирн ма щив яңхсум па арсыр әмӑщ айкеӑт хӑнтэт муй вухаят эвӑт ӑкӑтсум. Емӑңхӑт мӑнум кўтн йисӑң-нәптӑң вухаь ими Глафира Васильевна Саратина (Енизорова) пиа вәйтантыйсум па ўв вәты-хоты щирӑ оӑңӑн мӑнєма путӑртӑс.
Мос лупты, Глафира Енизорова Асн вәты вухаь хоттє хуятӑт кўтн тӑм нуви тәрум ипия 1938-мит он юхтӑс. ўв тумпен ыв вән семьяй хущи хәум яй вәсӑт па єнумсӑт. Глафира, вантэ, мєт ай эвия ўңтӑсӑс. Щи оӑтн хоттє ёха иса Нўм Няръёх кәртӑн Октябрьской районӑн вәсӑт. Еша ӛхӑтшӑк ўв ӑңке-аще нәмӑссӑңӑн па няврєма муй хотӑң войа пиа Муликәрта вәты-хоты араттєн касӑсӑңӑн.
Аще щи пурайн хў па вой вепӑсуман йипа пўншум колхос хущи рәпитӑс, ӑңке – арсыр хотӑң вєрӑт юн па камн тўңщирӑңа эщӑтӑс па няврєма єнмӑтӑс. Муликәртӑн щи оӑтн, вантэ, ямкєм вәншӑк колхос вәс, мӑта тӑхия хӑнтэт па вухаят ёша павтум хўӑт муй па вәнтвой сухӑт ывеа кәщаитн юкантум планӑт щирн кашӑң он государстваева мийясӑт.
Щӑта ма Глафира Васильевна хоттє ёха оӑңӑн инь-щӑссєм па хўв вўш путрая хущсєм.
– Глафира Васильевна, нӑң хоттє ёхӑн оӑңӑн мӑтты айке вєра?
– Сырыя ма лупты ӑңхаум, хуты ма ащєм Василий Енизо-ров Вуаң аь хӑра тәтьясы. Иса 1941-мит о оӑң хӑтӑт вўш эвӑт па 1943-мит о вўш сухӑнты вәнты ўв Ленинградской фронт нємуп тӑхийн Волховской направления хущи пехотной дивизияйн вәс па аясӑс. Ӛхӑт иса еы вәты-хоты щирӑ хўватн щи аь пура шәкӑң па вєра пӑтапӑң вєрӑт оӑңӑн нємуты мўңева иса ӑн па путӑртӑс. Ин ма тәп щиты нәмӑсум: «Апа, ўвеа щимӑщ вєрӑт оӑңӑн муты айкеӑт вєрты шєңк авӑрт вәс». Имутыйн 1943-мит он аь хӑрыйн шӑңкап ям пєлӑк ёш мәшмӑтсы. Щи ёш пєлкӑ тохтурӑтн ӛхӑтшӑк иса нух эвӑтсы. Щӑта муты-кєм арат госпиталь хущи мәшмӑтум ёш ямӑтӑс па аь хӑр эвӑт кәща ёхн па тохтурӑтн иса юхи єсӑсы.
Тәп-тәп ащєм аь хӑр эвӑт юхи юхтӑс, хуты райком вән кәщаитн Муликәртӑн па арсыр ванӑн вәум айшӑк кәртӑтн эщӑтум колхосӑт кәщая павӑтсы. ўв, вантэ, партийной хәя ўңтӑсӑс, коммуниста вәс па щит пӑта щимӑщ авӑртӑң рәпатайн щи мӑсы. Ӑңкєм па колхосн сыр-сыр авӑртӑң вєрӑт иса эщӑтӑс. Щӑта ащєм аьн вәум оӑт мӑр мўңев атэт щирн тӑйсӑӆэ па єнмӑтсӑӆэ.
– Ӑңкен оӑңӑн па муй путӑртты вєритӑн?
– аь пура оӑтн, вантэ, ӑңкєм шєңк ар авӑртӑң рәпатайт тӑн ищки кўтн муй ўңӑн рўвӑң па пєңайң хӑтӑт мӑр тўңщирӑңа вєрӑс. Щи пурайн ма вән яюм ай няврємӑт вәнтӑты курсӑт етшуптӑс па кәщаитн Проточные кәрта Октябрьской района рәпитты китсы. Щӑта кимит яюм ищиты, мӑта хәев 1932-мит он сєма питӑс, Ёмвоша фельдшерско-акушерской ӑшколая ай тохтура вәнтыйты мӑнӑс. Щиты юн тәп ма па Тимофей яюм ӑңкев пиа хӑщсумн. Мос лупты, хуты 1942-мит о ўңӑн шєңк вән йиңк вәс. Щит пӑта мўң кӑртәпка єнмӑтум хӑрев тӑаңтєн йиңкӑн вўсы. Кӑт карты пўт аємуман ӑңкєм йиңкӑң хӑр эвӑт ай кӑртәпкайт пўта ӑктӑс па пӑшӑк мўв йира щитӑт тәс па лакка нух сорӑты пўнсӑэ. Щи оӑтн, вантэ, норма пура вәс па мўңева ищиты муты єты кашӑң хӑт мосӑс. Апа, ўв щи рәпатай пурайн мәшн юхӑтсы. Мўң щимӑщ вєр тӑмхӑт вәнты иса уша павӑтты ӑн вєритўв.
Имуты ўң хӑтӑн ын ащєм пиа турн сэвӑрты яңхсӑңӑн. Щи турн хӑрн ӑңкєм ӑнтәма йис. Щикинща ма, Тимофей яюм па ащев иса атэт щирн вәты хӑщсўв.
– Глафира Васильевна, еша путӑрта щи вєр оӑңӑн, хуты нӑң ащен щи оӑтн колхос кәщая вәс па рәпитӑс?
– Ма ащєм аь хӑрн мущатум авӑртӑң мәша пиа юхи юхтӑс. ўв ям пєлӑк ёш ӑн тӑйс. Ӛхӑт па мәшмӑтум кўр ищиты кашӑң пурайн кӑшитты питӑс. Хән щи кўр кӑшийн юхӑтса, ўв тӑмиты мўңева лупӑс: «аь хӑрн, вантэ, иса потум мўв отӑтн вәсўв па и хӑнємуман аяссўв, щит пӑта ин мәшмӑтум кўрєм кӑшитты питӑс». Муликәртӑн аь пура оӑтн хў вепӑсӑты хӑннєхуятӑт пӑта колхос пўншман вәс. Ищи тӑхийн овӑт муй мисӑт єнмӑтсыйт па щит пӑта турн сэвӑрты нєңӑт па арсыр ванӑн вәты турн хӑрӑтн рәпитсӑт. Ащєм кашӑң пўш хў вепӑсӑты ёха вєрӑт яма артаӑс. Вантӑс, муй арат па муйсӑр хў ыв ёша павӑтсӑт. Щӑта планӑт щирн мущатум хўӑт ямсыева эщӑтсыйт муй суытсыйт па иса аясты хӑрӑта кәщаитн китсыйт. Вантэ, аясты мира муй ыв кәщайаа па муты єтут кашӑң хӑт мӑр мосӑс. Турн сэвӑрты нєңӑт па айат ёх муй пирщамум хуятӑт рәпатайт ищиты ўв артауман вәс. Ащєма иса кашӑң хӑт мӑр арсыр ай кәртыет хўватн ай хопн тывет-тухет яңхты мосӑс. Щит пӑта ўвеа иса ма ай пєа Тимофей яюм щи нётӑс. Ащєм лупӑс, мӑта тӑхия ыв тӑмхӑт мӑнты нәмӑсӑт. Щӑта яюмн, кӑт шӑншәпӑн овӑман, ащєм арсыр ай кәртӑт хўват айтыева тәтьясы. Щиты ўв колхосн вәум хӑннєхуятӑт пиа кашӑң хӑтӑн рәпитӑс. Тимофей яюм ащєма иса нётӑс па щит пӑта ўв иса ӑшколая вән-тыйты ӑн па яңхӑс. Мин ащевн шєңк сӑмӑңа па яма тӑйсыюв па єнмӑтсыюв. Щиты щи мўң щи вуаң аь пура оӑтн айтыева вәсўв.
Кашӑң ўңӑн ащємн нємасыя турн сэвӑрты нєңӑт хущи китыйсыюм. Вантэ, турн хӑрн рәпитты хӑннєхуятӑт аь пура оӑтн па щи юпийн ищипа ямашӑк хӑт мӑр апӑтсыйт. Ма па турн хӑрн вәман, муйкєм вєритсум, иса щитємн нётсум.
– Хән нӑң ӑшколая вәнтыйты мӑнсӑн?
– Вуаң аь тәп етшуптӑсы, 1945-мит он оӑңмит класса ӑшколая вәнтыйты мӑнсум. Щи он ма иса вән яюмн Муликәртӑн вәнтӑсыюм. ўв, вантэ, щи пурайн арсыр ай кәртӑт хўватн няврємӑт вәнтуман рәпитӑс. Еша ӛхӑтшӑк ащємн Шӑншвош кәртӑң апӑтмит классӑң ӑшкола-интерната еы вәнтыйты китсыюм. Щи тӑхийн шєңк яма тӑйсыюв па вәнтӑсыюв. Ӑшкола-интернат кәща хә па мўңев вәнтӑты нєңӑт яма па вещката айат ёх тӑйсӑт па вәнтӑсӑт. Щи оӑтн мўң хущева интернат хотэвн соткєм пух па эви араттєн сыр-сыр тӑхет эвӑт вәс па вәнтыӑс. Ӑшкола-интернатэва Октябрьской, Кондинской, Сәрхан районӑт эвӑт няврємӑт вәнтыйты тәтьӆясыйт. Щи оӑтн ма вәншӑк эветн арсыр сєвӑң вейт тыйты, аканят ёнтты вәнтӑсыюм. Ӑшколайн вещката вәнтӑсыюв. Урокӑт кўтн ищиты яма апӑтсыюв. Итәх вәншӑк эвет лупсӑт, хуты ӑшколая питты епийн шєңк атма тӑйсыйт па вевтама апӑтсыйт. Вещката няврємӑт авӑты нєңӑт па вәнтӑты хӑннєхуятӑт ёша питсўв па яма вәсўв. Щит пӑта 1954-мит он яма апӑтмит классӑң Шӑншвош ӑшкола-интернат етшуптӑсўв па арсыр тӑхета еы вәнтыйты мӑнсўв.
Детство и юность учительницы
9 августа 2018 года в областном Центре культуры финно-угорских народов города Тюмени проходил ежегодный праздник День коренных народов мира. Во время его прохождения мне удалось поближе познакомиться со многими интересными людьми из числа коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В числе тех моих неожиданных новых знакомых, с кем удалось хорошо побеседовать о жизни и их общественной творческой деятельности, оказалась бывшая учительница начальных классов Игримской средней общеобразовательной школы – ветеран педагогического труда, а ныне – пенсионерка Глафира Васильевна Саратина (Енизорова).
Глафира Васильевна родилась в семье обских манси в 1938 году в деревне Верхние Нарыкары Октябрьского (бывшего Микояновского) района и в то время ещё Ханты-Мансийского национального округа. В их семье росло и воспитывалось четверо детей: три старших брата и она – самая младшая дочь. Её отец работал рыбаком-охотником рыболовецкого колхоза, а мама была домохозяйкой, занималась воспитанием детей, управлялась со всеми ежедневными домашними делами и работами по небольшому подсобному хозяйству. В своём повествовании Глафира Васильевна подчеркнула, что сначала их семья проживала в деревне Верхние Нарыкары, а уже чуть позже их родители решили переехать в деревню Мулигорт, где в то время как раз открыли новый рыболовецкий колхоз. Этот переезд для самих взрослых был очень удобен тем, что их отцу-промысловику не надо было ежедневно ездить в Мулигорт, чтобы сдать в рыбоприёмный пункт выловленную им в течение дня рыбу. Кроме того, и после полного закрытия охотничьего сезона отцу-охотнику стало проще сдавать заготовленную им пушнину в тот же колхоз в счёт выполнения очередного государственного плана.
Затем я попросил мою собеседницу рассказать об её отце, так как узнал, что он являлся участником Великой Отечественной войны?
– Глафира Васильевна, расскажите о своём отце-фронтовике? Когда он был призван в Красную Армию, в каких местах ему довелось участвовать в боях?
– Мой отец Василий Енизоров являлся участником Великой Отечественной войны. Одним из первых был призван в действующую армию. Уже с самого 1941 по 1943 годы он участвовал во многих тяжёлых боях с немецко-фашистскими захватчиками на Ленинградском фронте. Их пехотная дивизия, по его словам, была сосредоточена на Волховском направлении. Конечно, он никогда нам про войну ничего не рассказывал. В 1943-ем году во время боя отец был ранен в правую руку. После этого он находился на лечении в самых разных госпиталях, но и это не помогло, так как врачам всё-таки пришлось ампутировать ему правую руку. В конце того же 1943 его комиссовали, и он возвратился домой. Только-только отец вернулся на свою малую родину, как районное начальство назначило его председателем колхоза, в которые входили разные маленькие деревеньки, находящиеся по обоим берегам реки Оби. Отказаться никак в то время не мог, так как был партийным человеком. В партию вступил на фронте, и уже тогда он стал коммунистом. Может быть, только поэтому и назначили его на самую нелёгкую должность в это суровое военное лихолетье. Нашей маме тоже было нелегко ежедневно выполнять все трудные работы в колхозе. Кроме того, она занималась нашим воспитанием одна, и весь дом держался только на ней.
– Расскажите нам о своей маме, о её непосильной колхозной работе в годы войны, пока Ваш отец сражался на Ленинградском фронте?
– Во время Великой Отечественной войны все мужчины были призваны на фронт для защиты своей Родины от врага. Женщины, подростки и старики были вынуждены выполнять самые тяжёлые колхозные работы. Моей маме, как и другим женщинам, приходилось тогда трудиться из последних своих сил. Кроме того, ей надо было ещё содержать и воспитывать четверых детей. Как только отец возвратился с фронта, она в скором времени умерла. В тот военный год летом была очень большая вода, и весь наш огород затопило. Тогда мама брала вёдра, заходила в воду на огороде и вырывала ботву вместе с недозревшими маленькими картошечками и выносила собранный урожай на более высокое место, чтобы он там смог хотя бы хорошо подсохнуть. Ведь надо же было тогда нас, четверых детей, как-то суметь хорошо прокормить. Я сейчас думаю, может быть, в то самое время она сумела подорвать своё здоровье. Как раз в это же лето мой самый старший брат окончил краткие педагогические курсы на учителя начальных классов, и его направили на работу в небольшие юрты Проточные. Второй брат, который был с 1932 года рождения, обучался в Ханты-Мансийской фельдшерско-акушерской школе на фельдшера. Поэтому из детей дома оставалось только нас двое: мой брат Тимофей да я – самая младшая. В тот летний день мама с отцом ездили на покос. Наверное, скорее всего от грыжи или аппендицита она умерла прямо на покосе. Ведь в военное время у нас и врачей-то никаких совсем не было.
– Глафира Васильевна, как Ваш отец-фронтовик, не имея правой руки, смог руководить колхозом, раскиданным по разным маленьким деревням, ведь до них надо было же ему как-то ездить летом на лодке-калданке, а в зимнее время – добираться до них на лошади?
– Наш отец вернулся с фронта весь израненный. У него не было правой руки, а потом от раны стала болеть и нога. И вот тогда он говорил, что на фронте всегда находился в холодных земляных траншеях, оттого, наверное, сейчас открылась и начала сильно беспокоить старая рана. По возвращении домой его тут же районное начальство назначило председателем рыболовецкого колхоза в деревне Мулигорт. Там в то время находились все ловцы, то есть рыбаки, и проживали покосники. К тому же к этому колхозу относились и многие другие деревеньки, расположенные по берегам Оби на небольшом расстоянии друг от друга. Мой отец руководил ими. Рыбаки ловили рыбу, затем её разделывали, солили и отправляли для нужд фронта. Постоянным помощником отца стал мой младший брат Тимофей. Он даже в школу не ходил, так как отца надо было везде развозить на лодке-калданке. Они часто ездили к рыбакам. Кроме того, следили за тем, как выполняют свою работу покосники. Брат мой всё время грёб на калданке, а отец сидел на корме лодки и показывал, куда ему ехать в этот или в другой раз. Жили мы очень хорошо.
Отец всё время старался отправить меня в летнее время на покос. Там всегда хорошо кормили. И я изо всех силёнок старалась помочь, чем только могла. Сама собирала маленькие копёшечки сена, а потом подтаскивала их к стогу.
– Расскажите немного о том, в какой школе Вы тогда учились?
– После окончания войны, уже в 1945-ом году, я стала учиться в деревенской начальной школе. Первым учителем был мой старший брат, в то самое время ещё обучавший детей по маленьким деревням. Затем отец сам отправил меня учиться дальше в семилетнюю Шеркальскую школу-интернат. Интернат там был просто-напросто замечательный. Все мы проживали в нём, словно дети в своей родной семье. Директор, коллектив учителей и все наши воспитатели школы-интерната оказались очень хорошими и порядочными людьми. Они воспитывали и на совесть обучали нас всему тому, что знали и умели делать сами. В том интернате нас, мальчиков и девочек, проживало всего около ста человек. В то время к нам часто привозили обучать детей с Октябрьского, Кондинского и Сургутского районов Ханты-Мансийского национального округа. Старшие девочки, проживавшие вместе со мною в интернате, сами научили меня шитью и вязанию. Хочу также отметить, что учебный процесс в школе был организован очень хорошо и грамотно. Когда мы все ходили на учёбу, то нам выдавали на завтрак большую булочку, внутри которой всегда находилось сливочное масло. По сравнению с другими нашими ровесниками из соседних посёлков, нашим мальчикам и девочкам всё-таки очень повезло. Некоторые из девочек рассказывали мне, что до приезда в эту Шеркальскую семилетнюю школу-интернат им часто приходилось ходить голодными. Но в нашей школе-интернате трудились честные воспитатели и хорошие учителя. Они нас учили не только общим школьным предметам, но и пению, танцам, шитью, вязанию и, конечно, примерному поведению в коллективе. Только поэтому мы хорошо окончили нашу школу-семилетку. Вот такими были моё детство в годы военного лихолетья и юность после войны!