- Хантыйский
- Русский
Шуши мир вәнььты оӑңӑн путӑр тәсы
«Югра многонациональная» нємуп мирхот вәум пурайн «Обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера и оказание бесплатной юридической помощи» нємуп еңта пӑсан вәс. Щив арсыр мўвӑт па рәпата хотӑт эвӑт мир юхтыйсӑт.
Мєт сыры шуши мирӑт вәупсы оӑңӑн недропользования па мўв-авӑт вєрӑт тәты департаментӑн рәпитты хә Евгений Платонов ай павтӑс. ўв лупӑс, нєш, Ямал, Ненецкой автономной округ па Коми Республика хущи ТТПП (рўщ щирн «территории традиционного природопользования») нємуп тӑхет ӑн ӆэщӑтсыйт:
– Тәп мўң мўвевн щимӑщ тӑхет закон щирн вєрман вәӑт. Мўң хущева 475 арат щимӑщ ут пўншсы. Шуши мира нёттыя социально-экономической нєпек єсӑман вә. Щит вўраңӑн 2030-мит о вәнты кӑсна эвӑт 1 миллиард 248 миллион шойт вух шуши мира нёттыя мӑы.
Щӑта Е. Платонов лупӑс, мўв хӑр вєрӑта кашӑң о 1,5 миллиард шойт вух тӑруптӑы, грант унтасн хәс миллион шойт вух вепӑс вєра па вәнт кәртӑта мийяы. Евгений Петрович ясӑң щирн, рўтьщӑты вєрӑт тәса мӑнӑт: «Сыры рўтьщӑты ёх тәп и вўт кәрта яңхсӑт, интум 17 вәнт кәрта яңхӑт. Мўң мўвев мир па мойң ёх Вўєң мир емӑңхӑт сӑмӑңа тӑйӑт, Вурңа хӑт нюр па емӑңхӑтӑт иты тӑта пориӑы. Ай хоп кӑсупсыя ищи ар мойң хуят юхтый».
Щи вєрӑт оӑңӑн внутренней политика нємуп хот кәща ӑңкӑр хә Сергей Тимошков лупӑс: «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы» нємуп поступсы – щит и нєпек апӑт поступсы эвӑт, мӑта ут рўвн шуши мир нётыйт. Ай мирӑт правайт вәнььтыя тӑта арсыр нєпек єсӑсы».
Югра Дума депутат Еремей Айпин нётупсы вєр оӑңӑн лупӑс: «Социально-экономической поступсыя шим вух мийяы: кӑснайн 200 миллиард шойт вух вә, щитӑт эвӑт шуши мира 100 мутас миллион шойт вух тәп мӑы». Правайт оӑңӑн лупӑс, хуты РФ хўваттыйн Ёмвош округн щи вєр мєт яма эщӑтсы, хуты тӑта ай мира нёттыя яң мутас поступсы вә. ўв ясңӑ щирн, тәрум пӑты юридической щирн шуши ёха нётты вєр –щит вуаң вєр:
– Юридической нётупсы оӑңӑн єтум поступсы шуши мира вевтама нёт. Ай тӑхет потты тыӑщн ма эвӑтєма кӑт хуят нётупсы вохсӑңӑн. И ай пух па хуят тўтӑң әхӑ омӑс па щитн яңхӑс. Имухты катӑсы па щит ӑн шўкатӑс. Ищипа уголовной вєр пўншсы па тәрум пӑты нётты хуятн мӑсы. Щи айат хә тӑм ванӑн юридической тӑхи етшуптӑс па хуна сащ ӑн тӑй, хутысаты хӑннєхәйт вәнььты мосӆ. Щит пӑты мўң вух ӑкӑтты питсўв, ән хӑнты пуха ушӑң-сащӑң юрист вәйтты. Щӑта тәня ня вўєң ёх пўпи вухӑтӑсӑт, хән 16-мит оуп пухєңки щитн мәшмӑтсы. Интум Сәрхан вошн щи ёх сўтытсыйт. Хәум хуят вух саты адвокат вәйтсӑт, нямит хә вух ӑн тӑй па тәрум пӑты нётты хәйн мӑсы, тәп ўв ямсыева иса ӑн нётӑс. Интум ўве вәнььтыя ищи ям хуят кӑншўв.
Щӑта Е. Айпин нәмӑс, хуты Ёмвош округ – Югра кәща хотн йипа шуши мирӑт департамент па Северной фонд тӑхеңӑн пўншты мос:
– Сыры щи тӑхеңӑнӑн шуши мир вєрӑт єрамтсыйт. Ма щирємн, щитңӑн йипа пўншты мос. Северный фонд кўш шим вух тӑйс, ищипа увӑс ёха мосты пурайн вухн нётсӑт. Итәх хуятӑт луплӑт, закон щирн щит вєрты ӑн рӑх. Ма щирємн, рӑх. Ай тӑхет потты тыӑщн Дума мирхотн округев кӑсна нух вантсўв па щӑсаты НПФ, «Фонд развития Югры», «Фонд поддержки предпринимательства» па «Ипотечное агентство» нємуп хотӑта вух мӑсўв. Муй пӑты Северной фонда ищиты нётты ӑн рӑх?
С. Тимошков Е. Айпин путӑр оӑңӑн тӑмиты лупӑс:
– Шуши мир департамент юкана тӑм йисн Увӑс ёх вәупсы недропользования департамент хущи єрамты, 2019-мит он щи ут внутренней политика нємуп тӑхи вєрты пит. Хән Северной фонд вәс, щи пурайн хуна ушӑң закон ӑнтәм вәс. Щи тӑхи социально-экономической поступсы эщӑтӑс, интум щи рәпата мўвев кәща хотн вєры. Ӑнт хән, мосӑң, щи тӑхи йипа пўншты мос. Вантэ, тӑм ванӑн РФ президент «Фонд поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» нємуп ут вєрты партӑс. Мосӑң, ӛхӑт щимӑщ утӑт арсыр мўвӑтн ищи пўншыйт.
Хутысаты Ямало-Ненецкой автономной округ хущи ай мирӑт нётыйт, щи оӑңӑн шуши мир вәупсы єрамтты тӑхи кәща нє Инна Сотруева (Пуӆӊавӑт) ай павтӑс:
– Мўвевн Увӑс мир щирӑт ямсыева вәнььтыя нәам поступсэт єсӑыйт. Тӑм ванӑн вўєң мир оӑңӑн нєпек йипатсы па шуши мир культура оӑңӑн поступсы єтӑс. Федеральной поступсэта мўң нєпекӑт ищи хӑншўв. Интум «Закон об образовании в Рос-сийской Федерации» нєпека хӑншсўв, ән няврємӑт рәт ясӑң вәнтӑты щир ат тӑйсӑт па ай эвет-пухӑт вўт кәртӑтн ат вәнтыйсӑт. Тӑм ванӑн кәща хотӑтн «Советы уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера» нємуп тӑхет вєрсыйт, щитӑт унтасн кәщайт мир пиа вәйтантыйӑт. Тәня «Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» нємуп ут вєрсы. Щӑта мўң мўвевн нєпек єтӑс, щит рўвн интум хӑннєхәйт нєпекн шуши хуята ўңтӑсӑт.
Округевн 57 арат нётупсы шуши мирӑта вә. Интум нух ўңӑтсы, муй арат тыӑщ вух вўт кәртӑтн вәты ёха мос, ән ыв нўша а вантсӑт. Юхи хӑщум вет о кӑсна вух рўвн 1020 спутниковой телепон вўєң ёха мӑсы. Интум кәщайт мосты пурайн имухты уша вєрӑт, хута ыв вәӑт па мосмӑтты пурайн сора ывеа нётӑт.
Мўң мўвевн «Закон о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» хурасуп поступсы єсӑсы. Щӑта хӑншман, хуты вўєң ёха тәрум пӑты нётты мос. Кәща хотӑт рәпитты ёх ищи шуши хӑннєхәйта путӑртӑт, муй щирн вєрӑт ямсыева тўңматты.
«Федеральное агентство по делам национальностей» тӑхи кәща ӑңкӑр хә Михаил Мишин (Москва) Россияйн вәты мир нух хӑншты оӑңӑн лупӑс:
– Мўң шуши ёх эвӑт нәам хәўв, хуты перепись вәум пурайн ыв нух ӑн хӑншсыйт. Щит пӑты кәщайта па Увӑс мирӑта щи вєр нух тўңматты мос, хән мирӑт йипа нух хӑншты пиньщӑыйт. Вантэ, щит вєры, ән кӑсна эвӑт вухӑт ара ортты пурайн ушӑңа ат вәс, муй арат Увӑс ёх мўв хўваттыйн вә па муйкєм вух ывеа мос.
Югра и Ямал: опыт защиты прав коренных народов
В рамках регионального форума национального единства «Югра многонациональная», который прошёл в октябре в городе Ханты-Мансийске, состоялось заседание круглого стола «Обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера и оказание бесплатной юридической помощи». В нём приняли участие эксперты федерального и регионального уровня, депутаты Думы Югры, государственные и муниципальные служащие, сотрудники и специалисты различных ведомств.
С докладом выступил первый заместитель директора департамента недропользования и природных ресурсов Евгений Платонов. Напомним, именно это ведомство координирует вопросы жизнедеятельности коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Первое, на что обратил внимание докладчик, что у округа есть специфика, которая нехарактерна для соседних регионов (Ямал, Ненецкий автономный округ и Республика Коми) – это наличие территорий традиционного природопользования (ТТПП):
– Мы единственный округ, где ТТПП имеют официальное подтверждение. Их у нас 475. Чтобы заниматься традиционной деятельностью, существует программа социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Под неё подведена серьёзная нормативная база: 720 нормативно-правовых актов по всем отраслям деятельности коренных малочисленных народов Севера. Мероприятия по действующей программе до 2030 года имеют бюджет в 1 млрд 248 млн рублей. Финансирование разбито на разделы: традиционное хозяйствование, традиционная культура и фольклор, образование, социальная поддержка, национальные виды спорта и международное сотрудничество.
Далее Е. Платонов сообщил, что в округе хорошо работает программа развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, которая ежегодно получает финансирование в размере свыше 1,5 миллиарда рублей. Двадцать миллионов выделяется на грантовую поддержку проектов, связанных с традиционными промыслами, в том числе обеспечением стойбищ перерабатывающим оборудованием. В сфере туризма, по его мнению, за последние десять лет произошел рывок: «Если мы раньше имели одно стойбище, которое занималось приёмом гостей, сегодня более 17-ти стойбищ активно оказывают услуги и видят нишу для будущей деятельности. Потому что это не отрывает традиционного проживания и ведения хозяйства. В то же время они имеют доход и популяризируют традиционную деятельность. Посещения стойбищ пользуются большой популярностью». Очень популярным среди жителей и гостей округа он назвал День оленевода, который ежегодно проходит в Казыме, Саранпауле, Русскинской, Когалыме и Ханты-Мансийске. И подчеркнул:
– Вороний день находится в составе календаря автономного округа наряду с Днем округа и другими официальными праздниками. Гонки на обласах на приз губернатора Югры всегда привлекает большое количество гостей, в том числе из-за рубежа. В конкурсе профессионального мастерства среди оленеводов на Кубок губернатора участвуют лишь те, кто занимается оленеводством и имеет не один десяток оленей.
К сказанному Е. Платоновым заместитель директора департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Тимошков добавил:
– Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы» – это одна из семи программ, через мероприятия которых оказывается поддержка коренным народам Югры. Направления, которые определены федеральным законодательством как гарантия прав коренных малочисленных народов Севера, у нас в необходимой степени подкреплены программами и механизмами поддержки и развития.
Депутат Думы Югры Еремей Айпин тоже высказался по вопросу финансовой поддержки коренных народов: «По программе социально-экономического развития есть замечание: финансирование очень скромное. Сравните цифры: чуть больше 100 миллионов рублей при нашем бюджете более 200 миллиардов». Говоря о сфере обеспечения гарантий и прав коренных народов, он назвал Ханты-Мансийский автономный округ ведущим субъектом РФ в этом отношении, поскольку «у нас более десяти окружных специальных законов по защите интересов и прав коренных малочисленных народов Севера». По словам депутата, бесплатная юридическая помощь – один из самых актуальных вопросов для коренных жителей, прежде всего, проживающих на ТТПП:
– Закон о бесплатной юридической помощи в отношении коренных народов работает малоэффективно. Приведу два примера. В октябре было ко мне два обращения. Подросток угнал автомашину, его вовремя остановили, поэтому не разбил автомобиль. Тем не менее, завели уголовное дело. Выделили бесплатного юриста, который вчера закончил юридический факультет, и у него нет опыта. Подросток – сирота. Стали собирать деньги, чтобы опытного юриста нанять. Второй пример. В Сургуте состоялось заседание суда по обвинению четырех оленеводов в незаконной охоте. В марте прошлого года медведь покалечил 16-летнего подростка, и они вынуждены были отстрелять его. Три оленевода сложились и наняли адвоката, четвертому выделили бесплатного юриста, который эффективной помощи не оказал. Пришлось искать квалифицированного юриста для защиты его интересов.
В качестве предложения Е. Айпин предложил обсудить вопросы о восстановлении при правительстве Ханты-Мансийского автономного округа-Югры департамента по делам коренных малочисленных народов Севера и Северного фонда, которые в свое время были упразднены:
– У нас был координирующий орган, куда стекались все вопросы от департаментов и муниципальных образований, территорий проживания коренных народов. Там шла целевая работа. Думаю, этот орган нужен.
В Северном фонде были небольшие деньги, тем не менее, люди могли получать помощь при необходимости. Говорят, не правовых оснований для него. Думаю, что есть права. В октябре мы рассматривали бюджет округа и через него поддержали финансово НПФ, Фонд развития Югры, Фонд поддержки предпринимательства и Ипотечное агентство. А почему не можем восстановить Северный фонд, чтобы жители через структуры фонда могли решать свои мелкие текущие вопросы?
С. Тимошков так прокомментировал выступление Е. Айпина:
– В данном случае речь идет об уголовном преследовании физических лиц (имеет в виду оленеводов, убивших медведя). Примеры, которые вы привели, это вопрос общего судебного обеспечения граждан РФ, независимо от этнической принадлежности. А говоря о системе бесплатной юридической помощи, федеральное законодательство говорит, что она не предоставляется по случаям связанным с защитой по уголовным делам. Оказание бесплатной помощи – это более универсальная проблема, которая не касается специфики гарантий прав коренных малочисленных народов Севера.
По поводу восстановления департамента по вопросам коренных малочисленных народов Севера и Северного фонда, С. Тимошков считает, что в исполнительной власти нужен координирующий орган, который должен обеспечивать реализацию единой государственной политики в отношении коренных народов:
– На данном этапе эти функции выполняет департамент недропользования и природных ресурсов, а с 1 января 2019 года этим будет заниматься департамент внутренней политики. Северный фонд осуществлял, по сути, функции органа государственной власти. Почему была такая форма? На тот момент ещё не сложилось устойчивое отраслевое законодательство. Когда говорим, что нужен фонд поддержки и развития, берем в качестве аналогии Фонд предпринимательства, НПФ и т.д. – не очень сравнимые вещи сопоставляем. Потому что Северный фонд – это структура, которая реализовывала программу социально-экономического развития, что в современных условиях реализуют органы власти. Хотя вопрос необходимости фонда, наверно, живой. Не случайно по поручению президента РФ на федеральном уровне появился Фонд поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В том числе Ханты-Мансийский автономный округ участвует в его финансовом наполнении. И тенденция создания фондов с федерального уровня потихоньку перейдет на региональный уровень, если практика подтвердит его эффективность.
Опытом поддержки аборигенных народов поделилась директор департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа Инна Сотруева (Салехард):
– К вопросу гарантий прав коренных малочисленных народов Севера правительство Ямало-Ненецкого автономного округа подходит комплексно – создавая региональную нормативно-правовую базу, учитывающую все аспекты жизнедеятельности коренных народов Севера. За последние два года приняты закон об оленеводстве в новой редакции и закон о культуре. Автономный округ активно продвигает законодательные инициативы и на федеральном уровне. В настоящее время готовится поправка в закон, которая призвана урегулировать вопросы предоставления образовательных услуг в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Этот вопрос сейчас урегулирован только на региональном уровне. При принятии поправок в федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации», права коренных народов на изучение родного языка, предоставления образовательных услуг в местах их проживания будут урегулированы. Также готовим поправки по решению вопроса, связанного с замором на реках, при котором гибнет значительное количество водных биологических ресурсов.
В муниципальных образованиях автономного округа созданы Советы уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера. Этот институт строит систему взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, а также хозяйствующими субъектами. Утверждены методика и критерии эффективности Советов. Налажена система коммуникации с представителями коренных народов, она обеспечивается через общественные организации коренных малочисленных народов Севера. В прошлом году была сформирована Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе. Она утверждена нормативно-правовым актом правительства ЯНАО и этот документ для органов власти теперь является одним из основных. На его основе идет работа по созданию комплексной программы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера».
С 2014 года внедрена единая информационная система по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Разработан региональный механизм документального подтверждения принадлежности к лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных народов. На основе данных этой системы рассчитывается необходимое финансирование на реализацию мероприятий государственных программ и выстраивается региональная политика по поддержке коренных малочисленных народов Севера.
В округе установлено 57 видов господдержки коренных малочисленных народов Севера, в том числе для лиц, ведущих традиционный образ жизни. Разработан и реализуется региональный минимальный стандарт материальной обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни. Он включает и материально-технические средства. В частности, за последние пять лет за счёт средств бюджета приобретено 1020 спутниковых телефонов. Они подключены к единой системе мониторинга и представители органов государственной и муниципальной власти в любой момент могут увидеть, где находится семья, чтобы оперативно отреагировать на чрезвычайные ситуации. В сфере образования предусмотрены значительные средства поддержки для получения общего и профессионального образования. Действует также механизм целевой подготовки кадров.
Для реализации федерального «Закона о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на региональном уровне принят соответствующий закон, в котором предусмотрено предоставление бесплатной юридической помощи гражданам, ведущим традиционный образ жизни. Постановлением правительства ЯНАО утвержден порядок взаимодействия участников государственной системы оказания бесплатной юридической помощи. Эта помощь осуществляется юридическим бюро и адвокатами - участниками этой системы. Правовое консультирование оказывается и органами государственной власти, в частности департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера и ГУ ЯНАО «Объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера».
Заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Михаил Мишин (Москва) в выступлении затронул вопрос о готовящейся переписи населения России:
– Мы неоднократно слышим, в том числе со стороны представителей коренных малочисленных народов, что их не посчитали, не учли. Поэтому необходимо максимально вести себя добросовестно как со стороны органов власти, так и тех, кого будут переписывать. Потому что это будет учтено при государственном планировании на достаточно длительный период и объективность этих цифр максимально необходима. В том числе это и в ваших интересах.