Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Мир ямӑты вєр оӑңӑн путӑр вәс
  • Россия апрӑӊ ёх кӑсупсы
  • Хӑнты ясӑңӑн киникайт хӑншайт
  • Нампӑр е тәты пӑта мирхот вєрсы
  • Киникайт ўңӑтты хот 85 оа йис
  • Пугьюг ай вошн єнмум пух
  • Вухаь ясӑңӑн єтыйты нєпек сєма питум хӑт порий
  • Тәрум ор воша Интернет вєрса
  • Рәт ясңевн арисўв
  • Муйсӑр нётупсэт ӑ хӑннєхуятӑт пӑта вєрсыйт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Мўвев авӑты ёх емӑңхӑт пиа!
  • Ай няврємӑт хӑт мӑр авӑты хотн
  • Экшаньщупӑт ӑкӑтӆ
  • Арсыр мирӑт кўтн ям ёх ищипа вәӑт
  • 70 тӑӆа йиӆ
  • «Хӑнты ясӑң» газетаевн 16 мутас о мӑр рәпитӑс
  • Ёнтӑсты вєрӑт пєӆы сӑмӑӊ нє

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ухшам – щит әмтут па культура пурмӑс
  • Йис вўш эвӑт интум вәнты тыйӑт па сэвӑт
  • Няврєм єнмӑтыя юнтутӑт нётӑт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Арӑт, нарӑсты сыйт єрамтты финн хә

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Хӑнты ясӑң

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Няврєм єнмӑтыя юнтутӑт нётӑт
Николай Тасьманов. Ёмвош, 2018-мит оӆ
Николай Тасьманов. Ёмвош, 2018-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Няврєм єнмӑтыя юнтутӑт нётӑт

Николай Анатольевич Тасьманов – Россия народной мастер нємуп хә, ўв вєртутӑң хуят па нәам арсыр хӑрӑтн вәя, хута пурмӑс вєры па вантӑы. Щи хә Касум эвӑт, ўв ар о «Нумсӑң ёх» па «Мань ускве» хущи няврємӑт пурмӑс вєрты па шуши мир юнтутӑтн юнтты вәнтӑ. Тәня «Югра многонациональная» нємуп мирхот вәум артӑн Обско-угорской институт хущи «Этноигротека – как одна из форм народной педагогики» нємуп путрупсы вәс. Щӑта Николай Анатольевич эвет па пухӑт вәнтӑты нєңӑта ай павтӑс хӑнты юнтутӑт оӑңӑн па ывеа вантӑс, муй щирн щитӑтн юнтты.  

– Шуши мир вәупсыйн юнтты вєр вуаңа тӑйы, щит унтасн няврємӑт арсыр вєра вәнтыйӑт. Ай пурайн нё єсӑўв, щитэв юхн тӑхӑрӑ па ким таты ӑңхаўв. Тәп вән хуятӑтн юха нух хәңхты ӑн єсӑсыюв, ән и а рӑкӑнсўв. ыв лупсӑт: «Муя нух хәңхты? Пура йи, вотн и пуы па нух аумӑтн». Яма нәмӑсты ки, ӛхӑ вә, кеши вә, йиуп нё вєра па еы щит єса.

 

«Щол хот». Щолӑт айкємн пунты мос, ән юнтхот омӑсты ат тывӑс. Па хурасупшӑк юнтӑн сохӑ кўтупа 50 сантимєтра арат щол оньщтӑты мос па щит мухӑая юнтхот омӑсты.  

 

 

 

 

«Вән хот». Яң щол муй яң пўн юнтхот вўсӑта оньщты мос. И няврєм шӑнш тохи кєрӑ па ўве иньщӑсы: «Тӑм муй?». ўв юхы лупӑ: «Вән хот». Щиты мутарат пўш иньщӑсы. Ӛхӑт йипа иньщӑсы: «Тӑм муй?». ўв лупӑ: «Вўе». Щи юпийн вән хот эвӑт щол ким нярємӑы. Хән юнтты хуят лупӑ: «Тӑӆ хот», щи пурайн юнт сухнӑ. Юврая ки лупӑ, па хуят юнтты омӑс. 

 

 

«Щол». 20-30 щол вўы, ыв 15-20-кєм сантимєтра хўват па 0,5 сантимєтра кўат. Щолӑт ёш пӑты эвӑт ёш әнта вущкӑты мос. Нух вущкум пурайн ёш пӑтыя катӑты мос. Ӛхӑт щи щолӑт йира вўыйт. Щи пура вәнты юнты, хән ёшн пиӑң щол хӑщ муй щолӑт хуыева и рӑкӑнсӑт. Нух питӑт щи ёх, хуйтат мєт ар щол катӑӑт. 

 

 

«Пиы що». 15 що. Кӑт хуят юнтӑңӑн. И хуят кимит хуята паңӑт кӑтн-кўтн кӑт що тэвӑӑэ па лупӑ: «Пиӑң, пиӑң, пиӑң…». Пиы що вущңа ўй па пўңӑ ўй кӑтн-кўтн пӑщӑрмӑэ па лупӑ: «Тӑм пиы що». Щи юпийн лупӑ: «Пиы що, пиы що, тыв юва, тыв юва!», щӑта ын кўтанӑн щоӑт ортӑэ: «Пиӑң, пиӑң, пиӑң…». Щи юпийн лупӑ, пиы що ўв юнтты хуята мӑсэ. Ӛхӑт па щи лупӑ: «Пиы що, пиы що, тыв юва, тыв юва!». Щӑта хән щоӑт йипа нух ўңӑтсыйт, уша йис, юнтты хуят ёшн пиӑң щоӑт, тум хуят хущи – пиы щоӑт. 

 

 

 

«Ӆарӑңщуп». Щи юнтут пӑсанӑн муй хот хӑрийн ӑрңӑты мос. Юнтты пурайн ӑраңщуп йинтуп хўват тывет-тухет ӑрңӑы. Хуйтат ӑраңщуп мєт хўв мӑр ӑрийс, щит нух пит.

 

 

 

 

 

 

«Вўӆы щол». Щи юнт Николай Тасьманов нивхӑт эвӑт вўс. Шашкайт юкана ар хурасуп ай пурмӑс вўты рӑх. И хуят є юнтутӑт тӑй, кимит хуят кӑрӑщшӑк утӑтн юнтӑ. Щиты яңхты мос, ән нӑң юнтутэн йира а павӑты.  

 

 

 

 

 

«Вет ов тынуп юх» нємуп питюпсы. Йис путӑрн лупы, и рўщ вўт кәрт мухты мӑнӑс. Хотӑң хуят ўвеа питюпсы лупӑс. Хәум хӑт мӑр щи ики нәмӑсӑс, ищипа сащн ӑн юхӑтсы, муйсӑр мўтра щи питюпсы тӑй. Юхи мӑнтӑ епийн лупӑс: «Щи мўтра мӑнєма ки лупэн, нӑңена вет ов хӑйум». Щи вўш эвӑт тӑм юнтут «Вет ов тынуп юх» щирн аьщӑы. Юнтты пурайн еңта лак и пєлӑк эвӑт па пєлӑка таты мос, тәп кўтупн вәты моңхӑ па кимӑ сухмӑт нух єңхты ӑн рӑх.

 

 

 

 

«Хәт юхуп юнтупсы» муй «Яртьяң юхуп юнтупсы». Щи юнтут кубик иты ияха ӑкӑтты мос.

 

 

 

 

 

 

«Тор» муй «Хутӑң». Кӑт-хәт хуят юнтӑт. Щолӑт тухӑң вой хурас иты пуныйт: хәум щол – ух, кӑт – порх, вет – тухӑңӑн, хәум – кўрңӑн, ня – ыв. Юнтты и хуят шӑнш тохи омӑс, ух муй па тӑхи эвӑт щол йира вўы: «Ма и щол хут вўсум. Муй арат хӑщӑс?». ўвеа лупты мос, муй арат щол хӑщӑс. 

 

 

 

 

 

«Лӑптӑң нё». Хәум-ня няврєм камн нё єсӑсӑт. Ивәнты аршӑк хуят нё єсӑты ӑн рӑхӑс, ән нємхуят ӑн мәшмӑты. Хотӑт пўңӑн ищи нё єсӑты ӑн мосӑс. Щи юнтӑн нух пит мєт яма нё єсӑты хуят. 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лот». Сыры хӑнтэт сўмӑт вәш эвӑт еңта путалы (рўщ щирн мячик) вєрсӑт, хән ўв хуна єпӑт вәс. Тӑм хурн ищимӑщ путалы. Камн мўв лот хирсы, щит мухӑая еңта лак щўртсы. Щи лота путалы ювӑтсы, щӑта щи ут щолн йира вущкӑты мосӑс, ән лота и а рӑкнӑс. 

Игра воспитывает человека

Николай Анатольевич Тасьманов – народный мастер России, постоянный участник выставок декоративно–прикладного творчества в Ханты-Мансийском округе и за его пределами. Он родом из села Казыма Белоярского района, где и поныне живёт. Много лет Николай сотрудничает с детскими этнокультурными стойбищами «Нумсанг ёх» и «Мань ускве», где обучает детей традиционным ремёслам и играм обских угров. В прошлом году на региональном форуме национального единства «Югра многонациональная» в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок, где прошел семинар-практикум «Этноигротека – как одна из форм народной педагогики», Николай Анатольевич рассказал работникам учреждений образования Югры о хантыйских играх и показал, как в них играть. 

 Игрушки и головоломки, которые мастер продемонстрировал на семинаре, были изготовлены из традиционного материала: кости, кожи и дерева. Рассказывая об играх, он подчеркнул, что хантыйские игры развивают у детей память, логическое мышление, внимание, смекалку, наблюдательность и воображение, а также способствуют развитию мелкой моторики пальцев и подвижности кистей рук.

–  В традиционной культуре всё связано с игрой, так как игра воспитывает человека, особенно его нравственные аспекты. Для северного человека нравственное воспитание – это очень важный аспект. В детстве стреляли из лука, стрела застрянет на дереве, и мы пытались её достать оттуда. Но лезть на дерево взрослые нам запрещали. Во-первых, заботились о нашем здоровье, чтобы мы не упали. Во-вторых, взрослые говорили: «Зачем за стрелой лазить? Время придёт, ветер дунет, стрела упадёт и подберёте». С другой стороны, если стрела застряла, лук есть, нож есть, сделай себе новую стрелу и играй дальше. Поэтому с детства мы сами делали стрелы из древесины, и так учились мастерить.

 

 

Игра «Щол хот» («Домик из палочек»). Правило игры: в более легком варианте нужно аккуратно сложить палочки, чтобы собрать домик. В более сложном варианте в центр дощечки втыкается палочка высотой 50 см и вокруг него строится домик.

 

 

 

 

Игра «Вон хот» («Большой дом»). Берётся десять палочек или перьев, которые вставляются в отверстия «дома».  Суть игры. Игрок отворачивается, его спрашивают: «Это что?». Он  отвечает: «Вон хот» (Большой дом). И так несколько раз. Снова спрашивают: «Это что?». Игрок говорит: «Вуе» (Бери), и затем из домика вынимают палочку. Игра продолжается до тех пор, пока игрок не скажет: «Тал хот» (Пустой дом). Если ошибется, в игру вступает следующий игрок.

 

 

Игра «Щол» («Палочки»). 20-30 палочек длиной 15-20 сантиметров, диаметром 0,5 сантиметра. Суть игры. Палочки перекидывают с ладони на тыльную сторону кисти и обратно. При перекидывании нужно поймать на ладонь одну палочку или нечетное количество. Пойманная палочка считается выигранной и выходит из игры. Игра продолжается, пока на ладони игрока не окажется чётное число палочек или все они не упадут с кисти. По правилам игры последняя палочка должна быть поймана мизинцем. Выигрывает тот игрок, кто наберёт больше палочек. 

 

 

Игра-фокус «Пиллы щол» («Непарная палочка»). 15 палочек. Суть игры. Водящий вставляет по две палочки между большим и указательным и т.д. пальцами игрока, приговаривая: «Пиланг, пиланг, пиланг» (Пара, пара, пара…). Последняя палочка вставляется между мизинцем и безымянным пальцем со словами: «Там пиллы щол» (Эта палочка без пары). Затем  водящий говорит: «Пиллы щол, пиллы щол, тыв юва, тыв юва!» (Непарная палочка, перейди ко мне!) и делит палочки между собой и игроком: «Пиланг, пиланг, пиланг» (Пара, пара, пара…). Про непарную палочку говорит, что отдает её сопернику. Перетирает в ладонях палочки со словами: «Пиллы щол, пиллы щол, тыв юва, тыв юва!» (Палочка без пары, иди сюда!)», после этого выясняется, что у игрока теперь парные палочки, а у него без пары.

 

 

 

Игра «Ларанщуп» («Юла»). Игрушка сделана по подобию лучкового сверла, которым ханты пользовались в различных целях, в том числе для розжига очага.

Юлу можно  крутить на любой ровной поверхности, например, на столе или на полу. Правило игры: вращать юлу вдоль лежащей иглы вперед и назад, или двигаться зигзагом. Побеждает игрок, у которого юла крутилась дольше, чем у остальных.

 

 

Игра «Вулы щол» («Оленья бабка»). Н. Тасьманов заимствовал игру в шашки у нивхов. В качестве шашек можно использовать сосновые шишки, оленьи косточки или другие мелкие предметы. У одного игрока мелкие фишки,  у другого размером побольше.

Правило игры: когда игрок ходит, если две фишки против одного попадут по горизонтали или по вертикали, то у соперника одна шашка убирается с доски. Если попадут две фишки игрока и один у соперника, игрок удаляет свою фишку. Нужно ходить так, чтобы не пришлось удалять свою фишку.

 

 

Питлупсы (Головоломка)  «Вет лов тынуп юх» («Палочка стоимостью пяти лошадей»).  Эта головоломка связана с легендой о русском купце, который проезжал мимо стойбища. Хозяин загадал ему головоломку, купец думал три дня, так и не разгадал секрет. Уезжая, сказал хозяину стойбища, что если он скажет секрет головоломки, то оставит ему пять лошадей. С тех пор эта игра так и называется «Вет лов тынуп юх» («Палочка стоимостью пяти лошадей»).

Правило игры: Надо колечко перегнать на другой конец игрушки через центральный узел, не развязывая крайних узлов.

 

 

Головоломка «Хот юхуп юнтупсы» («Игра из шести палочек») или «Яртьянг юхуп юнтупсы» («Игра из девяти палочек»). Появление этой игры связано с тем, что при строительстве домов и лабазов, а также в качестве запорного устройства для дверей ханты использовали различные замки из дерева.

Правило игры: детали игрушки нужно собрать в форме кубика и при этом не рассыпать.

 

 

Игра «Тор» («Журавль») или «Хутанг» («Лебедь»). Играют два-шесть человек. Палочки раскладывают в виде птицы: три палочки – голова, две – туловище, пять – крылья, по три – ноги, четыре – хвост. Таким образом можно также выложить силуэты домика, животных или деревьев. 

Правило игры: игрок отворачивается, водящий из части тела птицы убирает одну палочку и говорит: «Ма и щол хулт вусум. Муй арат хащас?» (Я убрал одну палочку из головы (крыльев, шеи, хвоста и т.д.. Сколько осталось?). Игрок должен сказать, сколько палочек осталось в указанной части тела.

 

 

 

Игра «Лаптынг нёл» («Стрела с рыбьим хвостом»). Это стрельба из лука. Играли на улице. В целях безопасности играли не более трех-четырех человек. Вблизи жилых помещений стрелять из лука запрещалось. По правилам игры победителем становится тот, кто поразил большее число мишеней или был более метким на дальность стрельбы.

 

 

 

 

 

Игра «Лот» («Ямочка»). Традиционно ханты изготавливали мячи из берёзового гриба трутовика. Пока он мягкий, сминают два гриба и обтягивают кожей. Когда гриб ссыхается, получается мяч как на фотографии.

Правило игры: выкапывается ямочка, вокруг него чертится круг, туда бросают мячик и его надо отбить палочкой, чтобы он не попал в ямочку.

 

 

 

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 4 (3520)
21.02.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика