- Хантыйский
- Русский
Няврєм єнмӑтыя юнтутӑт нётӑт
Николай Анатольевич Тасьманов – Россия народной мастер нємуп хә, ўв вєртутӑң хуят па нәам арсыр хӑрӑтн вәя, хута пурмӑс вєры па вантӑы. Щи хә Касум эвӑт, ўв ар о «Нумсӑң ёх» па «Мань ускве» хущи няврємӑт пурмӑс вєрты па шуши мир юнтутӑтн юнтты вәнтӑ. Тәня «Югра многонациональная» нємуп мирхот вәум артӑн Обско-угорской институт хущи «Этноигротека – как одна из форм народной педагогики» нємуп путрупсы вәс. Щӑта Николай Анатольевич эвет па пухӑт вәнтӑты нєңӑта ай павтӑс хӑнты юнтутӑт оӑңӑн па ывеа вантӑс, муй щирн щитӑтн юнтты.
– Шуши мир вәупсыйн юнтты вєр вуаңа тӑйы, щит унтасн няврємӑт арсыр вєра вәнтыйӑт. Ай пурайн нё єсӑўв, щитэв юхн тӑхӑрӑ па ким таты ӑңхаўв. Тәп вән хуятӑтн юха нух хәңхты ӑн єсӑсыюв, ән и а рӑкӑнсўв. ыв лупсӑт: «Муя нух хәңхты? Пура йи, вотн и пуы па нух аумӑтн». Яма нәмӑсты ки, ӛхӑ вә, кеши вә, йиуп нё вєра па еы щит єса.
«Щол хот». Щолӑт айкємн пунты мос, ән юнтхот омӑсты ат тывӑс. Па хурасупшӑк юнтӑн сохӑ кўтупа 50 сантимєтра арат щол оньщтӑты мос па щит мухӑая юнтхот омӑсты.
«Вән хот». Яң щол муй яң пўн юнтхот вўсӑта оньщты мос. И няврєм шӑнш тохи кєрӑ па ўве иньщӑсы: «Тӑм муй?». ўв юхы лупӑ: «Вән хот». Щиты мутарат пўш иньщӑсы. Ӛхӑт йипа иньщӑсы: «Тӑм муй?». ўв лупӑ: «Вўе». Щи юпийн вән хот эвӑт щол ким нярємӑы. Хән юнтты хуят лупӑ: «Тӑӆ хот», щи пурайн юнт сухнӑ. Юврая ки лупӑ, па хуят юнтты омӑс.
«Щол». 20-30 щол вўы, ыв 15-20-кєм сантимєтра хўват па 0,5 сантимєтра кўат. Щолӑт ёш пӑты эвӑт ёш әнта вущкӑты мос. Нух вущкум пурайн ёш пӑтыя катӑты мос. Ӛхӑт щи щолӑт йира вўыйт. Щи пура вәнты юнты, хән ёшн пиӑң щол хӑщ муй щолӑт хуыева и рӑкӑнсӑт. Нух питӑт щи ёх, хуйтат мєт ар щол катӑӑт.
«Пиы що». 15 що. Кӑт хуят юнтӑңӑн. И хуят кимит хуята паңӑт кӑтн-кўтн кӑт що тэвӑӑэ па лупӑ: «Пиӑң, пиӑң, пиӑң…». Пиы що вущңа ўй па пўңӑ ўй кӑтн-кўтн пӑщӑрмӑэ па лупӑ: «Тӑм пиы що». Щи юпийн лупӑ: «Пиы що, пиы що, тыв юва, тыв юва!», щӑта ын кўтанӑн щоӑт ортӑэ: «Пиӑң, пиӑң, пиӑң…». Щи юпийн лупӑ, пиы що ўв юнтты хуята мӑсэ. Ӛхӑт па щи лупӑ: «Пиы що, пиы що, тыв юва, тыв юва!». Щӑта хән щоӑт йипа нух ўңӑтсыйт, уша йис, юнтты хуят ёшн пиӑң щоӑт, тум хуят хущи – пиы щоӑт.
«Ӆарӑңщуп». Щи юнтут пӑсанӑн муй хот хӑрийн ӑрңӑты мос. Юнтты пурайн ӑраңщуп йинтуп хўват тывет-тухет ӑрңӑы. Хуйтат ӑраңщуп мєт хўв мӑр ӑрийс, щит нух пит.
«Вўӆы щол». Щи юнт Николай Тасьманов нивхӑт эвӑт вўс. Шашкайт юкана ар хурасуп ай пурмӑс вўты рӑх. И хуят є юнтутӑт тӑй, кимит хуят кӑрӑщшӑк утӑтн юнтӑ. Щиты яңхты мос, ән нӑң юнтутэн йира а павӑты.
«Вет ов тынуп юх» нємуп питюпсы. Йис путӑрн лупы, и рўщ вўт кәрт мухты мӑнӑс. Хотӑң хуят ўвеа питюпсы лупӑс. Хәум хӑт мӑр щи ики нәмӑсӑс, ищипа сащн ӑн юхӑтсы, муйсӑр мўтра щи питюпсы тӑй. Юхи мӑнтӑ епийн лупӑс: «Щи мўтра мӑнєма ки лупэн, нӑңена вет ов хӑйум». Щи вўш эвӑт тӑм юнтут «Вет ов тынуп юх» щирн аьщӑы. Юнтты пурайн еңта лак и пєлӑк эвӑт па пєлӑка таты мос, тәп кўтупн вәты моңхӑ па кимӑ сухмӑт нух єңхты ӑн рӑх.
«Хәт юхуп юнтупсы» муй «Яртьяң юхуп юнтупсы». Щи юнтут кубик иты ияха ӑкӑтты мос.
«Тор» муй «Хутӑң». Кӑт-хәт хуят юнтӑт. Щолӑт тухӑң вой хурас иты пуныйт: хәум щол – ух, кӑт – порх, вет – тухӑңӑн, хәум – кўрңӑн, ня – ыв. Юнтты и хуят шӑнш тохи омӑс, ух муй па тӑхи эвӑт щол йира вўы: «Ма и щол хут вўсум. Муй арат хӑщӑс?». ўвеа лупты мос, муй арат щол хӑщӑс.
«Лӑптӑң нё». Хәум-ня няврєм камн нё єсӑсӑт. Ивәнты аршӑк хуят нё єсӑты ӑн рӑхӑс, ән нємхуят ӑн мәшмӑты. Хотӑт пўңӑн ищи нё єсӑты ӑн мосӑс. Щи юнтӑн нух пит мєт яма нё єсӑты хуят.
«Лот». Сыры хӑнтэт сўмӑт вәш эвӑт еңта путалы (рўщ щирн мячик) вєрсӑт, хән ўв хуна єпӑт вәс. Тӑм хурн ищимӑщ путалы. Камн мўв лот хирсы, щит мухӑая еңта лак щўртсы. Щи лота путалы ювӑтсы, щӑта щи ут щолн йира вущкӑты мосӑс, ән лота и а рӑкнӑс.
Игра воспитывает человека
Николай Анатольевич Тасьманов – народный мастер России, постоянный участник выставок декоративно–прикладного творчества в Ханты-Мансийском округе и за его пределами. Он родом из села Казыма Белоярского района, где и поныне живёт. Много лет Николай сотрудничает с детскими этнокультурными стойбищами «Нумсанг ёх» и «Мань ускве», где обучает детей традиционным ремёслам и играм обских угров. В прошлом году на региональном форуме национального единства «Югра многонациональная» в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок, где прошел семинар-практикум «Этноигротека – как одна из форм народной педагогики», Николай Анатольевич рассказал работникам учреждений образования Югры о хантыйских играх и показал, как в них играть.
Игрушки и головоломки, которые мастер продемонстрировал на семинаре, были изготовлены из традиционного материала: кости, кожи и дерева. Рассказывая об играх, он подчеркнул, что хантыйские игры развивают у детей память, логическое мышление, внимание, смекалку, наблюдательность и воображение, а также способствуют развитию мелкой моторики пальцев и подвижности кистей рук.
– В традиционной культуре всё связано с игрой, так как игра воспитывает человека, особенно его нравственные аспекты. Для северного человека нравственное воспитание – это очень важный аспект. В детстве стреляли из лука, стрела застрянет на дереве, и мы пытались её достать оттуда. Но лезть на дерево взрослые нам запрещали. Во-первых, заботились о нашем здоровье, чтобы мы не упали. Во-вторых, взрослые говорили: «Зачем за стрелой лазить? Время придёт, ветер дунет, стрела упадёт и подберёте». С другой стороны, если стрела застряла, лук есть, нож есть, сделай себе новую стрелу и играй дальше. Поэтому с детства мы сами делали стрелы из древесины, и так учились мастерить.
Игра «Щол хот» («Домик из палочек»). Правило игры: в более легком варианте нужно аккуратно сложить палочки, чтобы собрать домик. В более сложном варианте в центр дощечки втыкается палочка высотой 50 см и вокруг него строится домик.
Игра «Вон хот» («Большой дом»). Берётся десять палочек или перьев, которые вставляются в отверстия «дома». Суть игры. Игрок отворачивается, его спрашивают: «Это что?». Он отвечает: «Вон хот» (Большой дом). И так несколько раз. Снова спрашивают: «Это что?». Игрок говорит: «Вуе» (Бери), и затем из домика вынимают палочку. Игра продолжается до тех пор, пока игрок не скажет: «Тал хот» (Пустой дом). Если ошибется, в игру вступает следующий игрок.
Игра «Щол» («Палочки»). 20-30 палочек длиной 15-20 сантиметров, диаметром 0,5 сантиметра. Суть игры. Палочки перекидывают с ладони на тыльную сторону кисти и обратно. При перекидывании нужно поймать на ладонь одну палочку или нечетное количество. Пойманная палочка считается выигранной и выходит из игры. Игра продолжается, пока на ладони игрока не окажется чётное число палочек или все они не упадут с кисти. По правилам игры последняя палочка должна быть поймана мизинцем. Выигрывает тот игрок, кто наберёт больше палочек.
Игра-фокус «Пиллы щол» («Непарная палочка»). 15 палочек. Суть игры. Водящий вставляет по две палочки между большим и указательным и т.д. пальцами игрока, приговаривая: «Пиланг, пиланг, пиланг» (Пара, пара, пара…). Последняя палочка вставляется между мизинцем и безымянным пальцем со словами: «Там пиллы щол» (Эта палочка без пары). Затем водящий говорит: «Пиллы щол, пиллы щол, тыв юва, тыв юва!» (Непарная палочка, перейди ко мне!) и делит палочки между собой и игроком: «Пиланг, пиланг, пиланг» (Пара, пара, пара…). Про непарную палочку говорит, что отдает её сопернику. Перетирает в ладонях палочки со словами: «Пиллы щол, пиллы щол, тыв юва, тыв юва!» (Палочка без пары, иди сюда!)», после этого выясняется, что у игрока теперь парные палочки, а у него без пары.
Игра «Ларанщуп» («Юла»). Игрушка сделана по подобию лучкового сверла, которым ханты пользовались в различных целях, в том числе для розжига очага.
Юлу можно крутить на любой ровной поверхности, например, на столе или на полу. Правило игры: вращать юлу вдоль лежащей иглы вперед и назад, или двигаться зигзагом. Побеждает игрок, у которого юла крутилась дольше, чем у остальных.
Игра «Вулы щол» («Оленья бабка»). Н. Тасьманов заимствовал игру в шашки у нивхов. В качестве шашек можно использовать сосновые шишки, оленьи косточки или другие мелкие предметы. У одного игрока мелкие фишки, у другого размером побольше.
Правило игры: когда игрок ходит, если две фишки против одного попадут по горизонтали или по вертикали, то у соперника одна шашка убирается с доски. Если попадут две фишки игрока и один у соперника, игрок удаляет свою фишку. Нужно ходить так, чтобы не пришлось удалять свою фишку.
Питлупсы (Головоломка) «Вет лов тынуп юх» («Палочка стоимостью пяти лошадей»). Эта головоломка связана с легендой о русском купце, который проезжал мимо стойбища. Хозяин загадал ему головоломку, купец думал три дня, так и не разгадал секрет. Уезжая, сказал хозяину стойбища, что если он скажет секрет головоломки, то оставит ему пять лошадей. С тех пор эта игра так и называется «Вет лов тынуп юх» («Палочка стоимостью пяти лошадей»).
Правило игры: Надо колечко перегнать на другой конец игрушки через центральный узел, не развязывая крайних узлов.
Головоломка «Хот юхуп юнтупсы» («Игра из шести палочек») или «Яртьянг юхуп юнтупсы» («Игра из девяти палочек»). Появление этой игры связано с тем, что при строительстве домов и лабазов, а также в качестве запорного устройства для дверей ханты использовали различные замки из дерева.
Правило игры: детали игрушки нужно собрать в форме кубика и при этом не рассыпать.
Игра «Тор» («Журавль») или «Хутанг» («Лебедь»). Играют два-шесть человек. Палочки раскладывают в виде птицы: три палочки – голова, две – туловище, пять – крылья, по три – ноги, четыре – хвост. Таким образом можно также выложить силуэты домика, животных или деревьев.
Правило игры: игрок отворачивается, водящий из части тела птицы убирает одну палочку и говорит: «Ма и щол хулт вусум. Муй арат хащас?» (Я убрал одну палочку из головы (крыльев, шеи, хвоста и т.д.. Сколько осталось?). Игрок должен сказать, сколько палочек осталось в указанной части тела.
Игра «Лаптынг нёл» («Стрела с рыбьим хвостом»). Это стрельба из лука. Играли на улице. В целях безопасности играли не более трех-четырех человек. Вблизи жилых помещений стрелять из лука запрещалось. По правилам игры победителем становится тот, кто поразил большее число мишеней или был более метким на дальность стрельбы.
Игра «Лот» («Ямочка»). Традиционно ханты изготавливали мячи из берёзового гриба трутовика. Пока он мягкий, сминают два гриба и обтягивают кожей. Когда гриб ссыхается, получается мяч как на фотографии.
Правило игры: выкапывается ямочка, вокруг него чертится круг, туда бросают мячик и его надо отбить палочкой, чтобы он не попал в ямочку.