- Хантыйский
- Русский
Йис вўш эвӑт интум вәнты тыйӑт па сэвӑт
Тәнуп тыӑщ оӑңмит хӑтӑн Ёмвошн пурмӑсӑт вєрты хот хущи «Нить. Символ. Человек. Нетканый текстиль» нємуп вантупсы пўншсы. Щит эщӑтсы, ән тӑм йисн аршӑк нє сэвты, тыйты па хӑншет вєрты ат вўянтсӑт. Тӑм вантупсыйн шуши мир, рўщ па сӑран имет тыянтум па сэвум пурмӑсӑт вантӑыйт. Па пўш ищимӑщ вантупсы вєры, тәп щӑта хурамӑтн ёнтум әмтутӑт па катра йис щирн вєрум сухӑт вантӑты питыйт.
Мос лупты, тәрум ипийн вәты мирӑт ар щурӑс о юхы тыянтты вәнсӑт, тӑм йисн Египет хущи ня мутас щурӑс о юхы тыянтум пурмӑсӑт вәйтсыйт. Перу хущи IV-V-мит йисн вєрум пўнӑң сухӑт ищи нух кӑншсыйт. Уша вә, мўң эраев вәнты VII-мит йисн Норвегияйн, Финляндияйн, Балтияйн па Польшайн хӑннєхәйт и йинтупн тыйсӑт. Великой Новгород па Ладога хущи XVI-мит йисн пўн эвӑт тыянтум әмтутӑт вәйтсыйт. Западной Сибирь мўвн археологӑт мўв ипи эвӑт катра йис йинтпӑт, вўнят па пўнӑң миӑт нух хирсӑт. Щӑсаты уша йис, нєш шуши мирев катра йис вўш эвӑт тыйӑт. Вантупсы эщӑтум ёх нәмӑсӑт, хуты шуши ёх рўщӑт, сӑранӑт па хӑтанят эвӑт тыйты вәнсӑт.
Ищи ар щурӑс о юхы арсыр мўвӑтн хӑннєхәйт сэвты вәнсӑт. Археологӑт уша павӑтсӑт, щи вєр кев йис вўш эвӑт вә па интум вәнты катра йисн сэвӑнтум пурмӑсӑт Юго-Восточной Азия, Северной Америка, Египет па Европа хущи вәйтыйт. Западной Сибирь мўвн шуши мир ищи катра йисн вўы сух эвӑт кеӑт сэвӑт па турн эвӑт аңкупӑт вєрты питсӑт.
Вантупсы пўншум пурайн пурмӑсӑт вєрты хот кәща нє Ольга Бубновене щи вєрӑт оӑңӑн тӑмиты лупӑс:
– Арсыр мирӑт катра йис вўш эвӑт пўн вєрӑт. Мўң мўвевн хуйтат щит вєрты ӑн хошсӑт, непряха нємн нємӑтсыйт. Щимӑщ нє хотӑң ёхаа ям щирн әмӑтсух ёнтты ӑн хошӑс. Мос лупты, хән нєңие пўн вєрман омӑс, ўв рома йи па щи юпийн хотӑң ёха пиа яма путӑртӑ, хот ыпи вєрӑт ям нумӑсн вєрӑэ.
Археологӑт ӑн вәӑт, хән мєт оӑңӑн веретено вєрсы. Мўң мўвевн щи юх унтасн XX-мит йис кўтуп вәнты пўн вєрсы. Пряслица нємуп щўңк сухта, кев па хут шўкатум анӑт эвӑт вєрӑнтсыйт. Кашӑң эвия па нєңа ўв ўй уват ут вєрӑнтсы, итәх нєңӑт щи ут ыве нух авӑты пурмӑс иты тӑйсӑт. Сухум вой пўн па турн эвӑт вєрӑнтсы. Мўң мўвевн XX-мит йис вәнты лён па пәӑн эвӑт сухум вєрсы. И мӑр тӑм мўвн ар ош вәс па ош пўн эвӑт ищи щит вєрӑнтсы.
Хӑннєхәйт катра йис вўш эвӑт әмӑтсух ёнтты питсӑт, мєт сыры ыв йинтупн вой сух пәхӑсӑт па сухумн щитӑт ияха ёнтсӑт. Археологӑт лупӑт, Западной Сибирь хущи неолит нємуп йисн йинтпӑт, вўнят па пурӑт вәсӑт, щит унтасн имет пурмӑс ёнтсӑт. Ӛхӑт хӑннєхәйт тыйты вәнсӑт па хурамӑң әмтутӑт тыйты питсӑт. Щи юпийн ыв сухум па пўн оюпн нєрты пиньщӑсӑт. Мўң хотэв рәпатнекӑт тӑм мирхот епийн нємасыя йис щирн хӑншаңа вєрсӑт. Тӑм вантупсыйн щи сухмӑт вәӑт. Обской угрӑт XX-мит йис вәнты ищиты вєрсӑт. Башкирӑт ыв эвӑтэа щи вєр вєрты вәнсӑт.
Финской ученой ёх XVII-XVIII-мит йисн єрамтсӑт па хӑншсӑт, хуты тӑм мўв шуши нєңӑт ищи катра йис вўш эвӑт арсыр пурмӑсӑт тыйӑт. Сўмӑтвошн па Мангазея хущи археологӑт и йинтупн тыянтум катра йис пурмӑсӑт вәйтсӑт. Щирн, хўв вўш эвӑт шуши мир сэвӑң вейт, носкет, посӑт, ернасӑт па миӑт тыйӑт. XVII-мит йисн анилиновой нємуп оьпӑт вєрты питсыйт. Мўң ӑн вәэв, хән мєт оӑңӑн щитӑт тӑм мўва тәсыйт, тәп XIX-мит йисн щит унтасн хӑншаң пўн тӑта вєрты питсы. Мос лупты, шуши мир пурмӑс сэвты ищи хошсӑт, ыв вўы сух эвӑт тынщаң вєрсӑт, уккеӑт па па утӑт сэвсӑт, турн эвӑт лӑпи вєрсӑт.
«Нить. Символ. Человек. Нетканый текстиль» нємуп вантупсы Ас нопӑтты тыӑщ 31-мит хӑт вәнты рәпитты пит, щӑта арсыр ясңуп мир сэвӑнтум па тыянтум пурмӑсӑт шиваӑты рӑх. Щи тумпи щӑта мойң ёх пўн вєрты па турн эвӑт аңкуп сэвты вәнтӑыйт.
Нетканый текстиль: от каменного века до современности
1 февраля 2019 года в Центре народных художественных промыслов и ремёсел города Ханты-Мансийска открылась выставка «Нить. Символ. Человек. Нетканый текстиль». Цель мероприятия – возрождение забытых ремёсел, таких как плетение, вязание, ткачество и вышивка. Первая часть проекта включает нетканый текстиль (это способ крепления нитей без ткачества), вторая часть посвящена ткачеству, вышивке и будет презентована через год.
История возникновения вязания имеет тысячелетнюю историю. В частности, в гробницах Египта найдены вязаные вещи, которым более четырех тысяч лет. Аналогичные вещи, которые датированы IV-V веками, обнаружены в Перу. Вязание одной иглой практиковалось в VII веке до н.э. в Норвегии, Финляндии, Балтии и Польше. Изделия из шерсти, отнесённые специалистами к XVI веку, найдены на территории Великого Новгорода и Ладоги. На территории Западной Сибири есть археологические находки в виде игл, крючков и вязаных шапочек. Это свидетельствует о том, что практика вязания у обских угров тоже давняя. На выставке как раз представлены образцы хантыйских и мансийских вязаных изделий. Организаторы вернисажа считают, что это ремесло угорскими народами заимствовано в XVIII-XIX веках у русских, коми-зырян и татар.
Возникновение такого древнего ремесла как плетение тоже имеет тысячелетнюю историю. Археологические находки говорят о том, что плетеные изделия бытовали, начиная от каменного века, в Юго-Восточной Азии, Северной Америке, Египте и Европе. Использовалась такая технология изготовления вещей и в Западной Сибири, обские угры практиковали плетение из кожи оленя, из травы, осоки и камыша плели циновки.
Открывая выставку, директор Центра народных художественных промыслов и ремесел Ольга Бубновене по древней народной примете постучала веретеном по дереву, чтобы сбылись благие пожелания:
– Все идет из древности, прядение остается традиционным занятием для всех народов. Потому что веретено было у всех народов. И пряха, прежде чем начать прясть, должна была стукнуть о дерево. Было оскорбительно, когда женщину, которая не умела прясть, называли непряхой. Потому что она не могла одеть членов семьи и выстроить гармоничные отношения в доме. Веретено – это волшебная палочка. Это ось, на которую пряха прядет нить. Когда женщина прядёт, на веретено наматываются её стрессовые ситуации, веретено её успокаивало и гармонизировало изнутри. Поэтому женщина была спокойна, и спокойно решала семейные вопросы. Веретено всегда было с женщиной. Им ещё успокаивали ребенка в колыбели. Археологи не могут датировать, когда появилось первое веретено. В нашем регионе веретена существовали до середины XX века.
Пряслица выполняли из глины, камня, вытачивали из остатков битой керамической посуды. Каждой девочке и женщине делали пряслица по диаметру ее мизинчику. Его носили ещё и как оберег. А сырье для нити было животного и растительного происхождения. На нашей территории до XX века сырьем были лён и крапива. В какой-то период истории было много овец, шерсть которых тоже шла на пряжу.
Человек с древности хотел одевать себя, поэтому придумал прокалывать кожу и нитью соединять. Археологи утверждают, что в Западной Сибири найдены неолитические проколки, разные крючки, иглы для шитья и рогатки, на которых плели. Потом появились навыки вязания и стали делать вещи не только теплые, но и красивые. Так появился у нити цвет. Сначала человек использовал контрастные цвета: светлые и темные. Потом стал придавать цвет отварами. На этой выставке есть образцы эксперимента сотрудников Центра ремесел, это пряжа из шерсти, окрашенная отварами коры, кореньями, которыми до начала XX века пользовались обские угры. Впоследствии традицию крашения шерстяных нитей у обских угров переняли башкиры, которые ткут циновки и ковры из шерсти.
На территории Югры финские учёные зафиксировали вязание в XVII-XVIII веках. Это были чулки. Вязали также носки, рукавицы, длинные чулки до бедра, свитера, шапочки с ушками под шлемы. А в граде Берёзов и Мангазее археологами найдены изделия, вывязанные одной иглой. Использовалась шерсть. Иглы были широкие и узкие, некоторые длиной 10 см с ушком посередине. Анилиновые красители появились в XVII веке. Не знаем, когда они попали на эту территорию, но в XIX веке уже красили ими шерсть, и появилось узорное вязание.
Для плетения применялись разные приемы. Обские угры плели из кожи оленя шнуры для аркана, сбруи для оленя, кожу красили отваром из пихтовой коры и трав. Из осоки и камыша делали циновки. Было плетение на станке, но сегодня никто этого способа не знает.
Выставка «Нить. Символ. Человек. Нетканый текстиль» будет работать до 31 мая 2019 года, поэтому посетители имеют возможность увидеть прялки, веретена, мотки пряжи, крапивное полотно, кудель, крапивную нить на веретене и клубок из этой нити, и готовые вязаные и плетеные изделия. Гости выставки также могут поучаствовать в мастер-классах по прядению из шерсти и плетению из осоки, а в качестве сувенира получить науз наудачу.