Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Мир ямӑты вєр оӑңӑн путӑр вәс
  • Россия апрӑӊ ёх кӑсупсы
  • Хӑнты ясӑңӑн киникайт хӑншайт
  • Нампӑр е тәты пӑта мирхот вєрсы
  • Киникайт ўңӑтты хот 85 оа йис
  • Пугьюг ай вошн єнмум пух
  • Вухаь ясӑңӑн єтыйты нєпек сєма питум хӑт порий
  • Тәрум ор воша Интернет вєрса
  • Рәт ясңевн арисўв
  • Муйсӑр нётупсэт ӑ хӑннєхуятӑт пӑта вєрсыйт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Мўвев авӑты ёх емӑңхӑт пиа!
  • Ай няврємӑт хӑт мӑр авӑты хотн
  • Экшаньщупӑт ӑкӑтӆ
  • Арсыр мирӑт кўтн ям ёх ищипа вәӑт
  • 70 тӑӆа йиӆ
  • «Хӑнты ясӑң» газетаевн 16 мутас о мӑр рәпитӑс
  • Ёнтӑсты вєрӑт пєӆы сӑмӑӊ нє

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ухшам – щит әмтут па культура пурмӑс
  • Йис вўш эвӑт интум вәнты тыйӑт па сэвӑт
  • Няврєм єнмӑтыя юнтутӑт нётӑт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Арӑт, нарӑсты сыйт єрамтты финн хә

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Хӑнты ясӑң

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Йис вўш эвӑт интум вәнты тыйӑт па сэвӑт
Ёмвош пурмӑсӑт вєрты хотн, 2019-мит оӆ
Ёмвош пурмӑсӑт вєрты хотн, 2019-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Йис вўш эвӑт интум вәнты тыйӑт па сэвӑт

Тәнуп тыӑщ оӑңмит хӑтӑн Ёмвошн пурмӑсӑт вєрты хот хущи «Нить. Символ. Человек. Нетканый текстиль» нємуп вантупсы пўншсы. Щит эщӑтсы, ән тӑм йисн аршӑк нє сэвты, тыйты па хӑншет вєрты ат вўянтсӑт. Тӑм вантупсыйн шуши мир, рўщ па сӑран имет тыянтум па сэвум пурмӑсӑт вантӑыйт. Па пўш ищимӑщ вантупсы вєры, тәп щӑта хурамӑтн ёнтум әмтутӑт па катра йис щирн вєрум сухӑт вантӑты питыйт.

Мос лупты, тәрум ипийн вәты мирӑт ар щурӑс о юхы тыянтты вәнсӑт, тӑм йисн Египет хущи ня мутас щурӑс о юхы тыянтум пурмӑсӑт вәйтсыйт. Перу хущи IV-V-мит йисн вєрум пўнӑң сухӑт ищи нух кӑншсыйт. Уша вә, мўң эраев вәнты VII-мит йисн Норвегияйн, Финляндияйн, Балтияйн па Польшайн хӑннєхәйт и йинтупн тыйсӑт. Великой Новгород па Ладога хущи XVI-мит йисн пўн эвӑт тыянтум әмтутӑт вәйтсыйт. Западной Сибирь мўвн археологӑт мўв ипи эвӑт катра йис йинтпӑт, вўнят па пўнӑң миӑт нух хирсӑт. Щӑсаты уша йис, нєш шуши мирев катра йис вўш эвӑт тыйӑт. Вантупсы эщӑтум ёх нәмӑсӑт, хуты шуши ёх рўщӑт, сӑранӑт па хӑтанят эвӑт тыйты вәнсӑт.   

Ищи ар щурӑс о юхы арсыр мўвӑтн хӑннєхәйт сэвты вәнсӑт. Археологӑт уша павӑтсӑт, щи вєр кев йис вўш эвӑт вә па интум вәнты катра йисн сэвӑнтум пурмӑсӑт Юго-Восточной Азия, Северной Америка, Египет па Европа хущи вәйтыйт. Западной Сибирь мўвн шуши мир ищи катра йисн вўы сух эвӑт кеӑт сэвӑт па турн эвӑт аңкупӑт вєрты питсӑт.

Вантупсы пўншум пурайн пурмӑсӑт вєрты хот кәща нє Ольга Бубновене щи вєрӑт оӑңӑн тӑмиты лупӑс: 
– Арсыр мирӑт катра йис вўш эвӑт пўн вєрӑт. Мўң мўвевн хуйтат щит вєрты ӑн хошсӑт, непряха нємн нємӑтсыйт. Щимӑщ нє хотӑң ёхаа ям щирн әмӑтсух ёнтты ӑн хошӑс. Мос лупты, хән нєңие пўн вєрман омӑс, ўв рома йи па щи юпийн хотӑң ёха пиа яма путӑртӑ, хот ыпи вєрӑт ям нумӑсн вєрӑэ. 
Археологӑт ӑн вәӑт, хән мєт оӑңӑн веретено вєрсы. Мўң мўвевн щи юх унтасн XX-мит йис кўтуп вәнты пўн вєрсы. Пряслица нємуп щўңк сухта, кев па хут шўкатум анӑт эвӑт вєрӑнтсыйт. Кашӑң эвия па нєңа ўв ўй уват ут вєрӑнтсы, итәх нєңӑт щи ут ыве нух авӑты пурмӑс иты тӑйсӑт. Сухум вой пўн па турн эвӑт вєрӑнтсы. Мўң мўвевн XX-мит йис вәнты лён па пәӑн эвӑт сухум вєрсы. И мӑр тӑм мўвн ар ош вәс па ош пўн эвӑт ищи щит вєрӑнтсы. 
Хӑннєхәйт катра йис вўш эвӑт әмӑтсух ёнтты питсӑт, мєт сыры ыв йинтупн вой сух пәхӑсӑт па сухумн щитӑт ияха ёнтсӑт. Археологӑт лупӑт, Западной Сибирь хущи неолит нємуп йисн йинтпӑт, вўнят па пурӑт вәсӑт, щит унтасн имет пурмӑс ёнтсӑт. Ӛхӑт хӑннєхәйт тыйты вәнсӑт па хурамӑң әмтутӑт тыйты питсӑт. Щи юпийн ыв сухум па пўн оюпн нєрты пиньщӑсӑт. Мўң хотэв рәпатнекӑт тӑм мирхот епийн нємасыя йис щирн хӑншаңа вєрсӑт. Тӑм вантупсыйн щи сухмӑт вәӑт. Обской угрӑт XX-мит йис вәнты ищиты вєрсӑт. Башкирӑт ыв эвӑтэа щи вєр вєрты вәнсӑт. 
Финской ученой ёх XVII-XVIII-мит йисн єрамтсӑт па хӑншсӑт, хуты тӑм мўв шуши нєңӑт ищи катра йис вўш эвӑт арсыр пурмӑсӑт тыйӑт. Сўмӑтвошн па Мангазея хущи археологӑт и йинтупн тыянтум катра йис пурмӑсӑт вәйтсӑт.
Щирн, хўв вўш эвӑт шуши мир сэвӑң вейт, носкет, посӑт, ернасӑт па миӑт тыйӑт. XVII-мит йисн анилиновой нємуп оьпӑт вєрты питсыйт. Мўң ӑн вәэв, хән мєт оӑңӑн щитӑт тӑм мўва тәсыйт, тәп XIX-мит йисн щит унтасн хӑншаң пўн тӑта вєрты питсы. Мос лупты, шуши мир пурмӑс сэвты ищи хошсӑт, ыв вўы сух эвӑт тынщаң вєрсӑт, уккеӑт па па утӑт сэвсӑт, турн эвӑт лӑпи вєрсӑт. 

«Нить. Символ. Человек. Нетканый текстиль» нємуп вантупсы Ас нопӑтты тыӑщ 31-мит хӑт вәнты рәпитты пит, щӑта арсыр ясңуп мир сэвӑнтум па тыянтум пурмӑсӑт шиваӑты рӑх. Щи тумпи щӑта мойң ёх пўн вєрты па турн эвӑт аңкуп сэвты вәнтӑыйт. 
 

Нетканый текстиль: от каменного века до современности

1 февраля 2019 года в Центре народных художественных промыслов и ремёсел города Ханты-Мансийска открылась выставка «Нить. Символ. Человек. Нетканый текстиль». Цель мероприятия – возрождение забытых ремёсел, таких как плетение, вязание, ткачество и вышивка. Первая часть проекта включает нетканый текстиль (это способ крепления нитей без ткачества), вторая часть посвящена ткачеству, вышивке и будет презентована через год.

 

История возникновения вязания имеет тысячелетнюю историю. В частности, в гробницах Египта найдены вязаные вещи, которым более четырех тысяч лет. Аналогичные вещи, которые датированы IV-V веками, обнаружены в Перу. Вязание одной иглой практиковалось в VII веке до н.э. в Норвегии, Финляндии, Балтии и Польше. Изделия из шерсти, отнесённые специалистами к XVI веку, найдены на территории Великого Новгорода и  Ладоги. На территории Западной Сибири есть археологические находки в виде игл, крючков и вязаных шапочек. Это свидетельствует о том, что практика вязания у обских угров тоже давняя. На выставке как раз представлены образцы хантыйских и мансийских вязаных изделий.  Организаторы вернисажа считают, что это ремесло угорскими народами заимствовано в XVIII-XIX веках у русских, коми-зырян и татар.

 

Возникновение такого древнего ремесла как плетение тоже имеет тысячелетнюю историю. Археологические находки говорят о том, что плетеные изделия бытовали, начиная от каменного века, в Юго-Восточной Азии, Северной Америке, Египте и Европе. Использовалась такая технология изготовления вещей и в Западной Сибири, обские угры практиковали плетение из кожи оленя, из травы, осоки и камыша плели циновки.

 

Открывая выставку, директор Центра народных художественных промыслов и ремесел Ольга Бубновене по древней народной примете постучала веретеном по дереву, чтобы сбылись благие пожелания:

 

– Все идет из древности, прядение остается традиционным занятием для всех народов. Потому что веретено было у всех народов.  И пряха, прежде чем начать прясть, должна была стукнуть о дерево. Было оскорбительно, когда женщину, которая не умела прясть, называли непряхой. Потому что она не могла одеть членов семьи и выстроить гармоничные отношения в доме. Веретено – это волшебная палочка. Это ось, на которую пряха прядет нить. Когда женщина прядёт, на веретено наматываются её стрессовые ситуации, веретено её  успокаивало и гармонизировало изнутри. Поэтому женщина была спокойна, и спокойно решала семейные вопросы. Веретено всегда было с женщиной. Им ещё успокаивали ребенка в колыбели. Археологи не могут датировать, когда появилось первое веретено. В нашем регионе веретена существовали до середины XX века.

Пряслица выполняли из глины, камня, вытачивали из остатков битой керамической посуды. Каждой девочке и женщине делали пряслица по диаметру ее мизинчику. Его носили ещё и как оберег. А сырье для нити было животного и растительного происхождения. На нашей территории до XX века сырьем были лён и крапива. В какой-то период истории было много овец, шерсть которых тоже шла на пряжу.

Человек с древности хотел одевать себя, поэтому придумал прокалывать кожу и нитью соединять. Археологи утверждают, что в Западной Сибири найдены неолитические проколки, разные крючки, иглы для шитья и рогатки, на которых плели. Потом появились навыки вязания и стали делать вещи не только теплые, но и красивые. Так появился у нити цвет. Сначала человек использовал контрастные цвета: светлые и темные. Потом стал придавать цвет отварами. На этой выставке есть образцы эксперимента сотрудников Центра ремесел, это пряжа из шерсти, окрашенная отварами коры, кореньями, которыми до начала XX века пользовались обские угры. Впоследствии традицию крашения шерстяных нитей у обских угров переняли башкиры, которые ткут циновки и ковры из шерсти.

На территории Югры финские учёные зафиксировали вязание в XVII-XVIII веках. Это были чулки. Вязали также носки, рукавицы, длинные чулки до бедра, свитера, шапочки с ушками под шлемы. А в граде Берёзов и Мангазее археологами найдены изделия, вывязанные одной иглой. Использовалась шерсть. Иглы были широкие и узкие, некоторые длиной 10 см с ушком посередине. Анилиновые красители появились в XVII веке. Не знаем, когда они попали на эту территорию, но в XIX веке уже красили ими шерсть, и появилось узорное вязание.

Для плетения применялись разные приемы. Обские угры плели из кожи оленя шнуры для аркана, сбруи для оленя, кожу красили отваром из пихтовой коры и трав. Из осоки и камыша делали циновки. Было плетение на станке, но сегодня никто этого способа не знает.

 

Выставка «Нить. Символ. Человек. Нетканый текстиль» будет работать до 31 мая 2019 года, поэтому посетители имеют возможность увидеть прялки, веретена, мотки пряжи, крапивное полотно, кудель, крапивную нить на веретене и клубок из этой нити, и готовые вязаные и плетеные изделия. Гости выставки также могут поучаствовать в мастер-классах по прядению из шерсти и плетению из осоки, а в качестве сувенира получить науз наудачу.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 4 (3520)
21.02.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика