- Хантыйский
- Русский
Ухшам – щит әмтут па культура пурмӑс
2019-мит оӆ ООН хущи вәӆты Генеральной Ассамблея тӑхи Мўвтєӆ шуши мирӑт оӆа аӆьщӑсӆэ, ӆәӆн щит унтасн рәт ясӊӑт ӆавӑӆты. Щит вўраӊӑн арсыр мируп Федеральной агентства хущи нємасыя тӑхи вєрсы, хута ӆєрамтӆы, муйсӑр мирхотӑт па па вєрӑт Российской Федерация хўваттыйн тӑм пўш вєрӆыйт. Ёмвош округ – Юграйн ветъяӊ муӆтас мирхот, каш хӑр па па вєр ӆэщӑтӆы. Щи кўтн ай кєр тыӆӑщ 21-мит хӑтӑӆн Ёмвошн Россия хущи вәӆты шуши мир ясӊӑт оӆ пўншӆы.
«Торум Маа» музей ищи оӆ постӑты питӆ, щит ропӑхн арсыр ванӆтупсэт щӑта ӆэщӑтӆыйт. Мєт оӆӑӊ ванӆтупсы щӑта тәнуп тыӑщ 15-мит хӑтӑӆн пўншсы, щӑта хӑнты па вухаӆь ухшамӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс. Щи ванӆтупсыйн хурӑт нух єхӑтсыйт, щитӑтн ухшамӑӊ хӑнты па вухаӆь имет вәӆӆӑт, хурӑт пўңӑн йис щирн ёнтум ухшамӑт пунсыйт. Мирхот мӑнум пурайн исторической наукайт кандидат Татьяна Волдина «Платок как атрибут мифоэпических традиций обских угров» нємуп путрупсы путӑртӑс. Ӆўв путӑртмаӆ мӑрн Наталья Коротецкая, Наталья Краснопеева, Зоя Лозямова па Евдокия Нёмысова мирхотӑӊ ёха ванӆтӑсӑт, муй щирн хӑнтэт ухшам тӑйсӑт. Путӑртум кәмн нєӊӑт ухшам нємӑт нєпека хӑншсӑт: ай ухшам, вән ухшам, сыӑң ухшам, русӑң ухшам, пўшӑң ухшам, пӑркан ухшам, єрмак ухшам, русыы ухшам па пєсы ухшам. Нєпекӑӊ ёх ӛхӑт еы щи вєр нух вантӆӑт, мосӑӊ, па нємӑт уша вєрӆӑт. Хутысаты «ухшам» нєм тывӑс, ямсыева ӆєрамтты мосӆ. Вантэ, «ух» – щит ух, муйсӑр ясӑӊ «шам» – хуӆна уш ӑнтәм.
Т. Волдина щи ванӆтупсы вуӆаӊ вєра аьсӑӆӆэ, вантэ, ухшам – щит ӆәмтут тумпи культура пурмӑса ӆўӊтӑсӆ. Ӆўв лупӑс, нєпекӑӊ ёх эвӑӆт Надежда Лукина, Елена Федорова па Зоя Соколова ӆєрамтсӑт, хән па муйсӑр ухшамӑт хӑнтэт па вухаӆят тӑйӆӑт:
– 1999-мит оӆн Россия этнологӑт па антропологӑт мирхотн Зоя Соколова «Обско-угорский феномен: Север-Юг» нємуп путӑр путӑртӑс. Щи юпийн ма иса па щирн ухшамӑт оӆӑӊӑн нәмӑсты питсум. Ӆўв путрӑӆ эвӑӆт уша йис, Увӑс па Сибирь хущи тӑмиты тәп хӑнтэт па вухаӆят ухшамӑт тӑйӆӑт. Щӑӆта тәп мўӊ хущева нєӊӑт па имет емӑӆтӆӑт. Щӑӆта ӆўв уша вєрӑс, обской угрӑт щирн Средняя Азия, Поволжье, Казахстан, Южной Америка па Передняя Азия мўвӑтн имет ухшам йирӆӑт. Мєт мўӊ хураспева Индия нєӊӑт щит ӆәмӑтӆӑт. Зоя Петровна лупӑӆ, катра йисн угрӑт нўм мўвн вәсӑт па щӑта индоиранской па иранской мирӑт пиӆа вәйтантыйӆсӑт па ыв эвӑӆтэӆа арсыр вєрӑт уша павӑтсӑт.
Тӑм хур Н.В. Лукина хӑншум «Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа)» нємуп киника эвӑӆт вўсўв (Томск, 1995)
Платок как предмет материальной и духовной культуры
Генеральной Ассамблеей ООН 2019 год объявлен Международным годом языков коренных народов мира для привлечения внимания к вопросам сохранения языков малочисленных народов. При Федеральном агентстве по делам национальностей создан оргкомитет, который курирует ход подготовки и проведения в Российской Федерации мероприятий Года. Официальное открытие Международного года языков коренных народов России состоится 21 марта в столице Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. А в целом в рамках года в нашем регионе пройдёт свыше пятидесяти мероприятий, связанных с вопросами сохранения и развития языков коренных народов округа.
Этнографический музей «Торум Маа» в связи с этим событием готовит различные выставочные проекты. Первый из них был открыт 15 февраля на этнографических посиделках и посвящён традиции ношения платка у народов ханты и манси. На экспозиции представлена подборка фотографий, где запечатлены обско-угорские женщины с разной манерой ношения платка и платки, пошитые традиционным способом. Во время лекции на тему «Платок как атрибут мифоэпических традиций обских угров», которую прочла кандидат исторических наук Татьяна Волдина, Наталья Коротецкая, Наталья Краснопеева, Зоя Лозямова и Евдокия Нёмысова продемонстрировали некоторые варианты ношения платков. В ходе общения обсудили такие вопросы, как практика использования традиционного обско-угорского и русских платков; платок как атрибут культовых предметов; платок как ритуальный предмет на Медвежьих игрищах; платок как подарок; платок в фольклоре и, наконец, названия платков. Совместными усилиями лектора и присутствовавших на посиделках женщин составили следующий список названий: ай ухшам (маленький домашний платок), вон ухшам (большой платок с кистями), сыланг ухшам (платок с пришитой каймой), русанг ухшам (платок с кистями), пушанг ухшам (двойной платок), паркан ухшам (шерстяной платок с блестящими нитями), ермак ухшам (шелковый платок), русылы ухшам (платок без кистей), песы ухшам (траурный платок). Заметим, этот перечень не окончательный, по мере исследования этой темы он будет пополняться. Пока остается открытым происхождение и значение слова «ухшам», если первая часть слова «ух» означает «голова», что означает «шам» – неизвестно.
Т. Волдина считает тему выставки ценной и важной, поскольку, платок как головной убор – это предмет не только материальной, но и духовной культуры. Среди современных учёных эту тему исследовали этнографы Надежда Лукина, Елена Федорова и Зоя Соколова:
– Доклад Зои Соколовой «Обско-угорский феномен: Север-Юг» в 1999 году на III конгрессе этнологов и антропологов России в Москве перевернул мое сознание, когда она говорила о платках. Первый момент: такой способ ношения платка для других народов Севера и Сибири нехарактерен. Ханты и манси – единственные народы, которые носят платок таким образом. Второй момент: ношение платка связано с обычаем избегания, когда невестка закрывает лицо от старших родственников мужа и свекра, теща – от зятя. З. Соколова обращает внимание, что среди северных сибирских народов обычай избегания характерен только обским уграм. Она отметила, что ярким аналогом ношения платка, близким к традиции обских угров, являются манера его ношения у народов Средней Азии, Поволжья, Казахстана, Южной Америки и Передней Азии. Но самый яркий аналог, по ее мнению, – это народы Индии. Зоя Петровна говорит, что в нем прослеживается южный компонент в культуре ханты, манси и индоиранские связи. Угры были кочевниками коневодами, и часть наших предков контактировала с иранскими народами, археологи прослеживают несколько таких волн и контактов.
Реональда ОЛЬЗИНА
Иллюстрация из книги Н.В. Лукиной «Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). Томск, 1995.